Речевой этикет дошкольника
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Консультация для родителей Речевой этикет дошкольника"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoy_etiket_doshkolnika.docx | 16.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевой этикет дошкольника
Известно, что дошкольный возраст – период интенсивного овладения ребёнком родной речью. За короткий период жизни продолжительностью всего в несколько лет ребёнок проходит удивительный по своей стремительности путь от первых неоформленных лепетных звуков младенца до свободного оперирования богатым набором слов, грамматическим строем языка. Речь детей к концу дошкольного возраста внятна, подавляющее их большинство в этом возрасте свободно владеет ею.
Успешному развитию речи способствуют целенаправленные воздействия семьи и детского сада. Немаловажная сторона речевого развития ребёнка-дошкольника – культура речевого поведения – речевой этикет. Как, например, ребёнку обратиться к взрослому? В каких случаях говорить «вы», а в каких – «ты»? Какие выражения употребить, когда надо попросить о чём-либо, если совершил неловкость? Эти и многие другие элементы культурно-речевого поведения составляют часть общего языкового развития ребёнка. К сожалению, взрослые чаще всего обращают внимание на эту сторону воспитания лишь тогда, когда в той или иной жизненной ситуации обнаруживается невоспитанность ребёнка. Например: в комнату, где сидели молодые женщины, вбежала четырёхлетняя дочь одной из них, держа в руках горшок. Она громко, во всеуслышание, в самых натуральных выражениях заявила о возникшей потребности. Нетрудно было представить, как смущена была молодая мама. Правда, некоторые родители считают, что ребёнок может называть всё «своими именами». Думается они не правы. Хотя потребности, о которых в данном случае идёт речь, так сказать, естественны. У ребёнка с малых лет должно быть воспитанно чувство стыдливости, не позволяющее ни заявлять о них, ни отправлять открыто. Надо научить ребёнка и деликатным обозначениям их. В таком случае уместно выражение: «Надо в туалет».
Ребёнок усваивает родную речь так называемым «материнским способом», подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета. А. С. Макаренко писал: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами – всё это для ребёнка имеет большое значение».
Необходимо избавить ребёнка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова. А часто ли вы обращаетесь к своему дитя не в форме приказания, а просьбы и употребляете слово «пожалуйста», благодарите его, высказываете своё родительское одобрение по поводу проявленной им вежливости? Признаемся себе, что мы спешим отметить дурное в его поведении, а ведь малыш, ещё только постигающий. «что такое хорошо и что такое плохо», так нуждается в одобрении, в образцах правильной вежливой речи. Выражения «доброе утро», «спокойной ночи» являются неотъемлемыми составными речевого этикета, как и слова «здравствуйте», «до свидания» произносимые приветливо и с улыбкой. Приучите сынишку или дочку всякий раз, когда понадобится вещь, принадлежащая другому члену семьи, товарищу, спрашивать разрешения. Например: «Мама разреши взять твою косынку?», «Таня, можно взять твой карандаш?» и т. п. спрашивая разрешения ребёнок тем самым выражает уважение к правам другого человека. Сколько детских конфликтов может быть предотвращено, если вовремя воспитать привычку спрашивать разрешения.
Речевой этикет предписывает внимательно слушать говорящего, не перебивать, усиленно не жестикулировать, рассказывая о чём-либо, не говорить с набитым пищей ртом. Всему этому также надо учить детей.
Если двухлетний малыш говорит взрослому «ты», в его устах это звучит даже мило. Но с четырёх лет дети уже могут и должны, обращаясь к взрослому, говорить ему «вы» и называть по имени и отчеству (кроме близких и родных). В высказываниях некоторых детей слишком часто звучит слово «хочу», за которым нередко кроются эгоистические начала. Конечно, не в слове дело, но всё же стоит призадуматься над этим и уж во всяком случае не потакать бесконечным «хочу» и «не хочу». Научите ребёнка пользоваться выражениями: «разрешите, пожалуйста», «можно поиграть?» и т. п. Если в семье ребёнок то и дело слышит «растяпа», «дурень», «разгильдяй» и т. п., эти слова прочно входят в его собственный лексикон и никак не украшают ни его речь, ни отношения с теми, кому адресуются.
Если вы считаете нужным сделать ребёнку замечание, постарайтесь выбрать тактичные выражения и не выговаривайте ему на людях. Лучше это сделать, оставшись с ребёнком наедине. Освоение ребёнком речевого этикета в доступных его возрасту пределах повышает культуру его речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевой этикет дошкольника
«Ваше собственное поведение – самаярешающая вещь. Не думайте, что вывоспитываете ребёнка только тогда,когда с ним разговариваете или поучаетеего, или приказываете ему. Вы воспитываетеего в кажды...
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ ДОШКОЛЬНИКА
СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА.МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....
О речевом этикете дошкольника
советы родителям младших дошкольников...
Консультация для родителей «Воспитание речевого этикета дошкольников».
Консультация для родителей "Воспитание речевого этикета дошкольников"Этикет (в пер. с франц. - ярлык, этикетка) - свод правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения человека к людям. Здес...
Речевой этикет дошкольников
Формирование культуры поведения в дошкольном возрасте предусматривает ознакомление с правилами и нормами речевого общения, а именно с формулами речевого этикета....
Консультация для родителей и педагогов "Речевой этикет дошкольников"
В дошкольном возрасте интенсивно усваивается нравственные чувства детей, развиваются нормы и правила поведения, формируются черты характера и этические навыки, начинает складываться стиль взаимоотноше...
Консультация для родителей: тема «Речевой этикет дошкольника»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15681338","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"360"}}]]Речевой этикет дошкольников В дошкольном возрасте интенси...