Активное занятие с родителями младшей группы по программе «Социокультурные истоки» на тему: «Добрый мир»
методическая разработка (младшая группа)
Активное занятие с родителями младшей группы по программе «Социокультурные истоки» на тему: «Добрый мир»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
festival_aktivnoe_zanyatie_s_roditelyami_dobryy_mir_1.docx | 38.48 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»
Дошкольные группы
Активное занятие с родителями младшей группы по программе «Социокультурные истоки» на тему: «Добрый мир»
Составила:
Воспитатель 1 кв.категории
Бехлер Е.В.
Хабибуллина Э.М.
г. Югорск, 2017 год
Цель: Помочь освоить начальное понятие социокультурной категории «Образ» и осмыслить его.
Задачи
1.Оказание родителям педагогической поддержки в освоении темы «Добрый мир». ( Объяснить, что добрый мир- это мир, в котором мы должны проявлять доброе отношение к окружающему нас.)
2.Развитие мотивации на взаимодействие всех участников в группе.
3.Формирование единой системы духовно – нравственных ценностей в семье и в детском саду.
4. Знакомство с книгой для развития детей 3-4 лет «Добрый мир»
5.Укрепление активной позиции родителей в воспитании детей.
Этапы работы:
- Вступительное слово педагога. Обобщение итогов работы по теме «Любимый образ». Работа в круге по книге «Добрый мир».
- Активное занятие. Ресурсный круг «Добрый мир». Педагог предлагает родителям, сидящим в круге ответить на вопрос: «Что может сделать каждый из нас, чтобы мир для ребенка был добрый?»
- Рефлексия.
Материал для занятия: книга для развития детей 3-4 лет «Добрый мир»;
Подготовительный этап.
Выдать родителям на дом книгу для развития детей 3-4 лет «Добрый мир». Предложить родителям прочитать тексты, ознакомиться с заданиями к ним, ответить на вопросы, предложенные в книге по данной теме.
Использованная литература.
- Истоковедение, Том 5, М., Издательский дом «Истоки», 2014
- Истоковедение, Том 11, М., Издательский дом «Истоки», 2014
- Книга «Добрый мир» М., Издательский дом «Истоки», 2014
- Подготовительный этап.
Родители заходят и встают в круг.
Воспитатель: Добрый день уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на нашем собрании, посвященном теме «Добрый мир». А сейчас мы предлагаем ответить на вопрос «Что такое добрый мир?»
Несколько родителей высказываются.
Воспитатель: Добрый мир — это мир, в котором, прежде всего, мы сами проявляем доброе и заботливое отношение ко всему окружающему: маме, природе, солнышку. А работа с книгой «Добрый мир» поможет нам и нашим детям понять, что такое добрый мир. Эта книга в своей первой хороводной песне «Песенка про солнышко» подводит к осмыслению таких слов, как: «Зорюшка», «Полюшко», «Цветики», «Головушка» - это добрые, ласковые слова, от них создается у ребенка образ доброго и ласкового мира, где нет зла.
А ребенок воспринимает мир добрым и светлым благодаря любви окружающих его взрослых, прежде всего родителей, которые дарят ему свою ласку, доброту, заботу и любовь. Ведь не зря раннее детство называют «золотою порой». В эту пору детства все представляется ребенку новым, ярким, удивительным. Он открыт миру, доверяет ему, чувствует себя его частью, поэтому приписывает окружающему миру те же добрые чувства, которые ему дарят близкие люди.
Обобщение итогов работы по теме «Любимый образ».
Воспитатель: А сейчас уважаемые родители, прошу пройти и сесть на стульчики. (Родители садятся на стульчики.)
Воспитатель: Уважаемые родители, а какой у детей самый первый и любимый образ?
Родители: образ мамы.
Воспитатель. Правильно. Первый и любимый образ - это образ мамы. Потому что для ребёнка мама - самый любимый, близкий и родной человек.
Слово «МАМА» - это самое первое слово, которое произнес ребенок. Это слово которое произносит человек с лаской в любом возрасте и в любой стране. Это слово, которое на всех языках звучит почти одинаково. (На экран вывести фото детей с мамами)
Мама дала нам ЖИЗНЬ. А сколько добра и ласки дают нам мамины руки. У кого самое чуткое сердце — конечно у МАМЫ. Дети младшего дошкольного возраста по своей природе очень эмоциональные, ласковые и добрые. Важно поддерживать эти качества, создать возможность для совершенствования в добром и ласковом обращении к маме.
Уважаемые родители, мы просили вас найти пословицы про маму и поделиться с нами. Рассказываем пословицы по цепочке, а начинает Имя Отчество мамы. (По очереди высказываются все желающие.)
При солнышке тепло, при матери – добро.
Маменька родимая – свеча неугасимая.
Без матушки родной и цветы не цветут.
Куда мать, туда и дитя.
Сердце матери отходчиво.
Птица радуется весне, а младенец матери.
Мать кормит детей, как земля людей.
Нет такого дружка, как родная матушка.
Сердце матери лучше солнца греет.
Слепой щенок и тот к матери ползёт.
Мама несёт добро, тепло, радость, Мама каждый день может сделать праздником. Благодаря этому мы пытаемся, чтобы ребёнок воспринимал мир добрым и светлым.
Стихотворение (Записать видео с детьми).
«Мама! В этом слове солнца свет.
Мама! Лучше слова в мире нет.
Мама! Кто роднее, чем она?
Мама! У нее в глазах весна.
Мама! На земле добрее всех.
Мама! Дарит сказки, дарит смех.
Мама! Из-за нас порой грустит.
Мама! Пожалеет и простит.
Михаил Пляцковский
Воспитатель: «Мама! В этом слове солнца свет!» Самый доступный для понимания детьми образ света – это образ солнышка.
Дорогие наши мамы, посмотрите, какие солнышки для вас нарисовали дети. (Выставку рисунков про солнышко вывести на экран, пока родители смотрят выставку, воспитатель рассказывает дальше)
«Материнское сердце, как летнее солнце». В этих строчках образ мамы сравнивают с образом солнца. Мама добрая, ласковая, светлая, заботливая, так же как и солнышко. Солнышко дарит свет, тепло, радость. Благодаря маме и солнцу маленький ребенок воспринимает мир добрым и светлым.
Солнышко светило. Оно принадлежит всем, кто его окружает. Оно всем светит и всех обогревает. Оно на земле несёт только пользу. Если солнышка не будет, значит не будет ничего. Поэтому солнце чтят и называют « Ярилом ».
А как еще можно обратиться к солнышку? Перед вами лежат лучики солнца, давайте возьмем по одному лучику и узнаем. (На лучах солнца написаны обращения к солнышку, родители берут по очереди и зачитывают.)
1.Солнышко – ведрышко!
2.Солнышко, солнышко,
Красно - колоколнышко!
3.Солнышко – солнышко,
Золотое зернышко!
4.Свет наш солнышко!
5.Солнышко – теплышко,
Красное колесушко!
6.Солнышко – вольнышко!
7.Солнышко - колоколнышко!
8.Солнышко, солнышко,
Красное ведрышко!
На экран выводится иллюстрация. Чтение потешки.
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, солнышко,
Посвети немножечко!
(Рассматривание иллюстрации.)
Обратите внимание, уважаемые родители, как солнышко светит, греет и радует окружающий мир. ( Цветы цветут, травка зеленеет и ручеек журчит, т.д.).
Дома вы с детьми рассмотрите картинки в книге «Добрый мир» на стр. 16,17,18, обратите внимание детей на солнышко, как ему радуется окружающий мир.
А научить детей радоваться солнышку помогут песенки, потешки. Выучите дома с детьми потешки про солнышко. Которые передают ласковое, полное любви и благодарности отношение к источнику жизни. Стихотворение Александра Бродского «Солнечный зайчик» можно обыграть с помощью зеркала. Ребенок с радостью будет находить солнечного зайчика и ловить его. А сейчас мы с вами разучим песню «Есть у солнышка дружок», которую вместе с ребенком вы споете дома. Эта песня усиливает радостное восприятие доброго мира. Откройте книгу на стр. 17. (Поем сидя).
Свет, тепло, радость, которое дарит солнце, ласковые и добрые слова, которые слышит ребенок, нежные материнские руки, дающие защиту создают образ доброго мира. Чем больше добрых эмоций получает ребёнок, тем больше добрых жизненных качеств откладывается в нём. Желательно чтобы весь период возрастания ребёнка проходил под девизом семьи «МИР ДОБРА». Литературный материал книги направлен на формирование положительного опыта: любить и беречь наш общий дом - добрый мир.
А сейчас мы с вами вместе прочитаем стихотворение, которое помогает видению образа «Доброго мира»- «Наш дом». (Читают родители)
Ответьте пожалуйста на вопросы: Что же нас всех окружает? Где наш общий дом? Хорошо ли нам в нем живется? Что надо с ним делать? (Подвести родителей к выводу: любить и беречь.) Совершенно верно. Чтобы нам всем хорошо жилось в нашем большом доме, его нужно любить и беречь.
Вы все дома прочитали рассказ «Самый лучший в мире дом». Почему цыплята полюбили свой дом? А где наш дом, в котором тепло и уютно? (высказывание родителей) Верно. Наш дом, там где мы живем, где нас любят и мы любим, где нам тепло и уютно.
- Активное занятие
А какой же дом может быть без семьи, без детей, без доброго мира в семье? А чтобы бережно сохранять мир в семье, чтобы прожить достойно жизнь – этому нужно учиться, нужно быть мудрым. А мудрое слово передается из поколения в поколение в сказке. Одна и таже сказка может быть полезна как для малышей, так и для взрослых. К примеру русская народная сказка в обработке Константина Дмитриевича Ушинского «Золотое яичко», которая является основным произведением этой книги. А сейчас мы предлагаем вам немножко поиграть. Взять куклы би-ба-бо и разыграть сказку по ролям. (Один родитель читает сказку, четверо родителей играют, остальные смотрят).
А сейчас скажите пожалуйста, какую основную мысль хотел передать нам народ через эту сказку? (Ответы родителей). Золотое яичко в этой сказке как Божий дар, данный семье. Золотое яичко- символ жизни, уклад семьи, взаимоотношения в семье, традиции и взаимопонимание и прощение- это Божественный дар, который дается человеку один раз.
Жизнь – длительный путь, и чтобы его достойно пройти, нужно бережно сохранять мир в семье. Из этой сказки мы можем понять, принять и донести до восприятия ребенка то, что:
1.Жизнь-великий дар, особая ценность.
2.Мир полон чудес. Разглядеть их, познать, приобщиться к ним- наша задача.
3.Яйцо простое голод утоляет, тело питает, а вот золотое – душевные силы умножает.
Так, обращаясь к знакомой сказке, мы убеждаемся в том, что ее герои ищут ответы на те же вопросы: «Зачем я пришел в этот мир? Каким образом можно сделать его чище, светлее и добрее».
Дома вместе с детьми прочитайте эту сказку и поразмышляйте над вопросами, которые даны в конце сказки. Спросите у ребенка, кому бы он хотел подарить чудесное яичко. Пусть ребенок с вашей помощью перескажет сказку. А также обязательно обыграйте ее. Персонажей можно сделать дома, в этом вам поможет памятка «Театр – своими руками». Ребенок получит очень много положительных эмоций.
Работа с пословицами:
Родители делятся на три группы и подходят к столам. Необходимо собрать пословицу и раскрыть смысл этой пословицы.
Мир не без добрых людей.
Доброму Бог помогает.
Добрый человек в доброте проживет век.
Уважаемые родители! А сейчас предлагаю вам узнать какие пословицы у вас получились и поразмышлять вслух над смыслом этих пословиц. Родители высказываются о смысле пословиц.
Спасибо за ваши ответы. Пословицы и поговорки передают вековую мудрость народа. Поэтому не забывайте, занимаясь воспитанием своего ребенка, играя с ним употреблять в своей речи пословицы. Вы тем самым незаметно прививаете своему ребенку необходимое мировоззрение в отношении человеческих ценностей.
Незаменимым источником для вас в воспитании доброго мира у детей являются произведения из книг серии «Социокультурные истоки» для развития детей дошкольного возраста. Поэтому мы рекомендуем, вам, уважаемые родители организовать дома семейные чтения и занятия в кругу семьи с использованием материала из книги «Добрый мир». Дома обязательно ознакомьтесь с памяткой «Организация семейного чтения».
А сейчас предлагаю ответить на вопрос - «Что может сделать каждый из нас, чтобы мир для ребенка был добрый?» Сидящий слева высказывает свое мнение и передает слово сидящему рядом родителю при помощи предмета- народной куклы. Так по очереди высказываются все желающие.
Воспитатель подводит итог всего разговора. Именно в семье у ребенка рождается доверие к миру. «Мир в семье является основой доброго, бережного отношения ребенка к окружающему миру. Тогда солнечное и доброе восприятие мира сохранится у ребенка на всю жизнь!»
- Заключительный этап. Рефлексия.
Родители встают в круг.
Воспитатель: Спасибо вам за интересную беседу. За ваши ответы и размышления. Пожалуйста, поделитесь и вы своими мнениями о нашей встрече. Узнали ли вы что – то для себя новое на нашей встрече? Что из всего здесь услышанного вы возьмете для себя? (Родители передают по кругу предмет – народную куклу и высказываются).
Заключительное слово воспитателя: Я рада, что все мы сегодня получили неоценимый опыт общения друг с другом, поделились своими мыслями и чувствами, обменялись мнениями. Благодарю вас за участие! Я надеюсь, что наша встреча помогла вам осознать всю важность темы Добрый мир. Не забывайте, уважаемые родители, что вы являетесь примером для своих детей и поэтому постоянно демонстрируйте своим родным и близким людям доброе и заботливое отношение ко всему окружающему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активное занятие с родителями младшей группы по программе «Социокультурные истоки» на тему: «Добрый мир»
Цель: Помочь освоить начальное понятие социокультурной категории «Образ» и осмыслить его....
Конспект занятий по программе «Социокультурные истоки» на тему "Добрые дела"
Конспект занятий по программе «Социокультурные истоки» в группе старшего дошкольного возраста...
Проект по программе "Социокультурные истоки" на тему "Добрая дружба"
Проект по реализации программы социокультурные истокиТема: «Добрая дружба». Пояснительная запискаУ каждого человека есть друг, который всегда рядом и поможет в трудную минут...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности во второй младшей группе по программе "Социокультурные истоки" по теме "Добрая книга" на примере сказки "Репка"
Конспект НОД по ознакомлению детей второй млдшей группы по программе "Социокультурные истоки" с категорией "Добрая книга"...
Конспект НОД во второй младшей группе по программе Социокультурные истоки на тему "Добрая книга"
Конспект НОД во второй младшей группе по программе Социокультурные истоки на тему "Добрая книга"...
Конспект активного занятия в средней группе по программе «Социокультурные истоки» Тема: «Благодарное слово»
Образовательная деятельность по духовно-нравственному воспитанию в средней группе....