Перспективный план опытно-экспериментальной деятельности для детей 3-5 лет
учебно-методическое пособие по окружающему миру (средняя, старшая группа) по теме

Гельмисурина Римма Фархитдиновна

Перспективный план опытно-экспериментальной деятельности для детей 3-5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan.docx33.02 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план опытно-экспериментальной деятельности для детей 3-5лет

Месяц

Название опыта

И место проведения

Цели и задачи

Материалы

Примечание

(карточки)

СЕНТЯБРЬ

«Тонет - не тонет» (в помещении)

Расширять представления о свойствах воды: тяжелые предметы в воде тонут, а легкие – плавают

Большая прозрачная емкость, сачок, камни, песок, бумага, пенопласт, деревянные предметы, металлические предметы, пластмасса, стекло. Раздаточный материал: одноразовые прозрачные стаканчики, ложки, все предметы по 1 штуке, таблица с картинками на каждого ребенка.

Описание  (приложение №1)

Схема (приложение №1)

«Фокусы с магнитом» (в помещении)

 

Формировать представления детей о магните и его свойствах; развивать умение определять предметы, притягивающиеся и не притягивающиеся к магниту

Разные магниты, коробка с деревянными, пластмассовыми шариками, металлический шарик, деревянная палочка, с одного края которой прикреплен магнит, серебряное и золотое кольца, небольшие емкости с песком, смешанным с мелкими металлическими предметами, стакан с водой и металлическими предметами в нем.

Описание  (приложение №2)

Схема (приложение №2)

 «Сухой - мокрый» (на улице)

Учить детей различать сухой и мокрый песок. Обратить внимание детей на то, что можно сделать постройки только из мокрого песка.

Две емкости с песком (сухим и мокрым), формочка.

Описание  (приложение №3)

Схема (приложение №3)

«Листочек» (в помещении)

Научить детей пользоваться микроскопом, рассматривать строение листочка

Микроскоп, зеленый лист дерева

Описание  (приложение №4)

Схема (приложение №4)

ОКТЯБРЬ

«Угадай по запаху» (в помещении)

Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха

Продукты - лимон, шоколад, хлеб и т.д.

Описание  (приложение №5)

Схема (приложение №5)

«Чудесные зубочистки» (в помещении)

Показать, что дерево впитывает воду; познакомить с понятием  капиллярности.

Вода, 5 зубочисток, пипетка.

Описание  (приложение №6)

Схема (приложение №6)

«Движение воздуха» (в помещении)

Помочь сделать вывод, что когда воздух движется, получается ветер. Ветер – это движение воздуха.

Заранее сделанные из цветной бумаги веера, цветные перышки

Описание  (приложение №7)

Схема (приложение №7)

«Извержение вулкана» (в помещении)

Познакомить дошкольников с таким природным явлением, как вулкан. Причиной его извержения, дать начальное представление о строение вулканов. Способствовать накоплению представлений об окружающем мире. Показать детям эксперимент - извержение вулкана.

Поднос, вода, муляж вулкана, лимонная кислота, сода, гуашь, моющая жидкость.

Описание  (приложение №8)

Схема (приложение №8)

НОЯБРЬ

«Зубная паста для слона» (в помещении)

•привлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование; познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и воды, научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;

•учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения; учить договариваться между собой;

•дать детям почувствовать радость открытий, развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес.

6% перекись водорода (1/2 стакана), дрожжи сухие (1 чайная ложка), теплая вода (2 столовые ложки приблизительно), гуашь, жидкость для мытья посуды, стеклянная колба, лоток, в который поставим колбу, чтобы улавливать пену.

Описание  (приложение №9)

Схема (приложение №9)

«Бумажные кораблики» (в помещении)

Познакомить со свойством бумаги намокать в воде.

Бумажные кораблики, таз с водой, тряпочка для вытирания воды.

Описание  (приложение №10)

Схема (приложение №10)

«Куда делись чернила? Превращения» (в помещении)

Продолжать знакомить детей со свойствами воды; развивать умение  наблюдать, видеть причинно – следственные связи, делать выводы; воспитывать познавательный интерес

Чернила, бутылка с водой, таблетка активированного угля.

Описание  (приложение №11)

Схема (приложение №11)

«Почему осенью бывает грязно?» (в помещении)

Познакомить детей со свойствами почвы; Развивать мелкую моторику рук; Воспитывать интерес к явлениям природы.

Пульверизатор с водой, чашка с землей, резиновые перчатки

Описание  (приложение №12)

Схема (приложение №12)

ДЕКАБРЬ

«Лед - твердая вода» (в помещении)

 Познакомить  со свойствами воды.

 Дети должны следить за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом  помещении. Обращайте  внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки и кубики

Кубики льда, заморозить воду в холодильнике. Вместо сосулек можно взять шарики из снега, миски.

Описание  (приложение №13)

Схема (приложение №13)

«Лед и соль» (в помещении)

Опытным путем обнаружить определенные свойства соли и льда. Задачи: провести эксперимент, наглядно отражающий изменение свойств льда при контакте с солью; обобщить наблюдения, сделать выводы; проанализировать практические результаты, что соль ускоряет процесс таяния льда.

Кубики льда, соль, тарелка

Описание  (приложение №14)

Схема (приложение №14)

«Иней» (в помещении)

Дать детям доступное объяснение происхождения осадков (в данном случае иней, что иней это пар, который замерзает на деревьях, стекле, металлических предметах).

Чайник или кружка с горячей водой, ветка.

Описание  (приложение №15)

Схема (приложение №15)

«Плавает ли лед?» (в помещении)

Ознакомление детей со свойствами льда.
Задачи: 
 Поддерживать у детей желание экспериментировать.
 Активизировать познавательную деятельность детей.
 Учить делать простые умозаключения.
 Познакомить детей с некоторыми свойствами льда.
 Развивать тактильное восприятие детей.
 Учить детей бережному отношению к богатствам природы. Развивать речь детей, обогащать активный и пассивный словарь.

Пластиковые стаканчики из-под йогурта, кусочек пластилина, трубочка от сока, цветная бумага, большая емкость для воды

Описание  (приложение №16)

Схема (приложение №16)

ЯНВАРЬ

«Снежные цветы» (на улице)

Увидеть, как образуются снежинки

Показать, что снежинки — это крошечные кристаллики, которые образуются в облаках при низких температурах.

 Соломинка, мыльный раствор.

Описание  (приложение №17)

Схема (приложение №17)

«Елочка в снежных кристаллах» (в помещении)

Вырастить кристаллы из поваренной соли.

Задачи: Поддерживать у детей желание экспериментировать.
 Активизировать познавательную деятельность детей. Учить делать простые умозаключения.

Познакомить со свойствами соли.

Пушистая (синельная) проволока, пол-литровая стеклянная банка, поваренная соль (около 18 чайных ложек), палочка

Описание  (приложение №18)

Схема (приложение №18)

ФЕВРАЛЬ

 «Наживка для льда» (в помещении)

Ознакомление детей со свойствами льда, взаимодействия его с другими веществами, в данном случае солью.

Задача: провести эксперимент, наглядно отражающий изменение свойств льда при контакте с солью; обобщить наблюдения, сделать выводы; проанализировать практические результаты.

Нитка, кубик льда, стакан воды, щепотка соли.

Описание  (приложение №19)

Схема (приложение №19)

«Следы на снегу» (на улице)

Развить внимательность, вызвать интерес к окружающему, научить различать следы человека, птиц и зверей по форме.

Задачи: Обобщить и конкретизировать знания детей о жизни животных в зимний период. Научить различать следы на снегу: детские, взрослые, птиц, животных (кошки, собаки). Вызвать интерес к окружающему миру, воспитать бережное отношение к природе, птицам, животным.

Карточки со следами животных, лупа

Описание  (приложение №20)

Схема (приложение №20)

«Волшебный  мешочек» (в помещении)

Научить определять температуру веществ и предметов, развивать логическое мышление, умение сравнивать. Побуждать детей обследовать и определять качества предметов, поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов.

Предметы из металла, дерева, мешочек

Описание  (приложение №21)

Схема (приложение №21)

«Цветные капли» (в помещении)

 Научить определять температуру веществ и предметов, развивать логическое мышление, умение сравнивать.

Задачи: 
 Поддерживать у детей желание экспериментировать.
 Активизировать познавательную деятельность детей.
 Учить делать простые умозаключения.
 Познакомить детей с некоторыми свойствами льда

Несколько кубиков цветного льда; стеклянная банка;
растительное или детское масло
.

Описание  (приложение №22)

Схема (приложение №22)

МАРТ

«Подводная лодка из яйца»

(в помещении)

Вызвать у детей желание продолжить опыты с водой, систематизировать знания о свойствах воды, познакомить детей с некоторыми неизвестными им свойствами воды и их практическим применением в обыденной жизни.

Банка, сырое яйцо, поваренная соль, вода.

Описание  (приложение №23)

Схема (приложение №23)

«Прозрачность воды»

(в помещении)

Подвести к обобщению «чистая вода – прозрачная», «грязная – непрозрачная»

Две банки с водой, набор мелких тонущих предметов (пуговицы, камешки), земля.

Описание  (приложение №24)

Схема (приложение №24)

«Живая вода»

(в помещении)

Познакомить детей с животворным свойством воды.

Свежесрезанные веточки быстро распускающихся деревьев, сосуд с водой, этикетка «Живая вода».

Описание  (приложение №25)

Схема (приложение №25)

« Откуда берется вода»

(в помещении)

Познакомиться с процессом конденсации.

Емкость с горячей водой, охлажденная металлическая крышка.

Описание  (приложение №26)

Схема (приложение №26)

АПРЕЛЬ

« Уличные тени»

( на улице)

Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение

Источник света, различные предметы.

Описание  (приложение №27)

Схема (приложение №27)

« Вот какой мой волос»

( в помещении)

Установить внешний вид волоса.

Микроскоп, волос.

Описание  (приложение №28)

Схема (приложение №28)

« Окрашивание воды»

( в помещении)

Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

Ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

Описание  (приложение №29)

Схема (приложение №29)

« Из чего птицы строят гнезда? »

( на улице)

Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.

Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки.

Описание  (приложение №30)

Схема (приложение №30)

МАЙ

« Эффект радуги »

( на улице)

Расщепляем видимый солнечный свет на отдельные цвета - воспроизводим эффект радуги.

Необходимое условие - ясный солнечный день.  Миска с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце.

Описание  (приложение №31)

Схема (приложение №31)

«Притягиваются - не притягиваются»

( в помещении)

Найти предметы, взаимодействующие с магнитом; определить материалы, не притягивающиеся к магниту.

Пластмассовая емкость с мелкими предметами (из ткани, бумаги, пластмассы, резины, меди, серебра, алюминия), магнит.

Описание  (приложение №32)

Схема (приложение №32)

« Упрямый воздух 1»

( в помещении)

Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.

Шприцы, емкость с водой (подкрашенной).

Описание  (приложение №33)

Схема (приложение №33)

« Упрямый воздух 2»

( в помещении)

Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места. Сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.

 Пипетки, емкость с водой (подкрашенной).

Описание  (приложение №34)

Схема (приложение №34)

ИЮНЬ

«Мыльные пузыри»

(в помещении)

Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленочку. Научить детей выполнять дыхательное упражнение для выдувания мыльных пузырей. Выявить факторы, влияющие на цвет пузыря; размер.

Жидкое мыло, вода, пустой стакан, петля с ручкой из проволоки.

Описание  (приложение №35)

Схема (приложение №35)

«Солнечные зайчики»

(на улице)

Познакомить с естественным источником света – солнцем. Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом и блестящими предметами).
Поймать луч света и направить его в нужном направлении, прятать их, прикрыв ладошкой.

Маленькие зеркала, солнечный свет, ровная блестящая поверхность (диск, фольга).

Описание  (приложение №36)

Схема (приложение

№36)

«Свет и тень»

(в помещении)

Познакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходства тени и объекта, создать с помощью теней образы.

Оборудование для теневого театра, фонарь.

Описание  (приложение №37)

Схема (приложение №37)

«Все увидим, все узнаем»

(в помещении)

Познакомить с прибором - помощником - лупой и ее назначением. Научить детей пользоваться лупой и рассматривать с помощью нее мелкие предметы.

Лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнуха, мелкие камешки и прочие предметы для рассматривания.

Описание  (приложение №38)

Схема (приложение №38)

ИЮЛЬ

«Водяная мельница»

(в помещении)

Дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

Игрушечная водяная мельница, таз, кувшин с водой, тряпка, фартуки и нарукавники по числу детей.

Описание  (приложение №39)

Схема (приложение №39)

«Электрический разряд»

(в помещении)

 Формирование у детей знаний о неживой природе, что такое электричество. Познакомить детей с проявлением одного вида электричества.

Шарик, расческа, шерстяная вещь.

Описание  (приложение №40)

Схема (приложение №40)

«Волшебное сито»

(на улице)

Познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность.

Совки, различные сита, ведерки, миски, крупа манная и гречка, песок, мелкие камешки.

Описание  (приложение №41)

Схема (приложение №41)

«Превращение цветка»

(в помещении)

Познакомить детей со свойством растений впитывать воду с помощью стебелька.

Два стакана с водой, два белых цветка, пищевые красители, ложка

Описание  (приложение №42)

Схема (приложение №42)

АВГУСТ

«Песочная фантазия»

(на улице)

Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

Песок, листы плотной белой бумаги, клеевые карандаши.

Описание  (приложение №43)

Схема (приложение №43)

     «Таинственные      картинки»

            (на улице)

Учить детей смотреть через цветные стеклышки и различать предметы ближайшего окружения. Выяснить зависимость увиденного через стекло от цвета стекла.
Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла

Цветные стекла или  цветные пластмассовые бутылочки, бумажные листы, цветные карандаши.

Описание  (приложение №44)

Схема (приложение №44)

«Надувание шарика бутылкой»

(в помещении)

Расширить кругозор детей дошкольного возраста о воздушном шаре, его свойствах и возможностях. Надуваем шарик углекислым газом.

0,5 л пластиковая бутылка; сода;

Лимонная кислота; воздушный шарик; воронка или лейка.

Описание  (приложение №45)

Схема (приложение №45)

«Переливание водички»

           ( на улице)

Дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой. Способствовать развитию координации движений и развитию мелкой моторики, содействовать расширению представления о свойствах вещества.

Поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы, резиновая груша, тазик с водой, три пустых пластиковых стаканчика.

Описание  (приложение №46)

Схема (приложение №46)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план опытно - экспериментальной деятельности (подготовительная группа)

В перспективном плане отражена исследовательская деятельность во всех видах детской деятельности...

Перспективный план опытно – экспериментальной деятельности во 2-й младшей группе.

Данная разработка предназначена для воспитателей детского сада, представляет собой планирование опытно – экспериментальной деятельности  во 2-й младшей группе....

Перспективный план опытно-экспериментальной деятельности в разновозрастной группе(5-7л)

Перспективный план опытно-экспериментальной деятельности  будет полезен воспитателям  старших групп.В плане указны цели, материалы необходимые для проведения опытов и ход....

Перспективный план опытно-экспериментальной деятельности во 2 младшей группе

перспективное планирование опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе 2018-2019 гг...