Перспективный план опытно-экспериментальной деятельности для детей 3-5 лет
учебно-методическое пособие по окружающему миру (средняя, старшая группа) по теме
Перспективный план опытно-экспериментальной деятельности для детей 3-5 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan.docx | 33.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план опытно-экспериментальной деятельности для детей 3-5лет
Месяц | Название опыта И место проведения | Цели и задачи | Материалы | Примечание (карточки) |
СЕНТЯБРЬ | «Тонет - не тонет» (в помещении) | Расширять представления о свойствах воды: тяжелые предметы в воде тонут, а легкие – плавают | Большая прозрачная емкость, сачок, камни, песок, бумага, пенопласт, деревянные предметы, металлические предметы, пластмасса, стекло. Раздаточный материал: одноразовые прозрачные стаканчики, ложки, все предметы по 1 штуке, таблица с картинками на каждого ребенка. | Описание (приложение №1) Схема (приложение №1) |
«Фокусы с магнитом» (в помещении)
| Формировать представления детей о магните и его свойствах; развивать умение определять предметы, притягивающиеся и не притягивающиеся к магниту | Разные магниты, коробка с деревянными, пластмассовыми шариками, металлический шарик, деревянная палочка, с одного края которой прикреплен магнит, серебряное и золотое кольца, небольшие емкости с песком, смешанным с мелкими металлическими предметами, стакан с водой и металлическими предметами в нем. | Описание (приложение №2) Схема (приложение №2) | |
«Сухой - мокрый» (на улице) | Учить детей различать сухой и мокрый песок. Обратить внимание детей на то, что можно сделать постройки только из мокрого песка. | Две емкости с песком (сухим и мокрым), формочка. | Описание (приложение №3) Схема (приложение №3) | |
«Листочек» (в помещении) | Научить детей пользоваться микроскопом, рассматривать строение листочка | Микроскоп, зеленый лист дерева | Описание (приложение №4) Схема (приложение №4) | |
ОКТЯБРЬ | «Угадай по запаху» (в помещении) | Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха | Продукты - лимон, шоколад, хлеб и т.д. | Описание (приложение №5) Схема (приложение №5) |
«Чудесные зубочистки» (в помещении) | Показать, что дерево впитывает воду; познакомить с понятием капиллярности. | Вода, 5 зубочисток, пипетка. | Описание (приложение №6) Схема (приложение №6) | |
«Движение воздуха» (в помещении) | Помочь сделать вывод, что когда воздух движется, получается ветер. Ветер – это движение воздуха. | Заранее сделанные из цветной бумаги веера, цветные перышки | Описание (приложение №7) Схема (приложение №7) | |
«Извержение вулкана» (в помещении) | Познакомить дошкольников с таким природным явлением, как вулкан. Причиной его извержения, дать начальное представление о строение вулканов. Способствовать накоплению представлений об окружающем мире. Показать детям эксперимент - извержение вулкана. | Поднос, вода, муляж вулкана, лимонная кислота, сода, гуашь, моющая жидкость. | Описание (приложение №8) Схема (приложение №8) | |
НОЯБРЬ | «Зубная паста для слона» (в помещении) | •привлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование; познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и воды, научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов; •учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения; учить договариваться между собой; •дать детям почувствовать радость открытий, развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес. | 6% перекись водорода (1/2 стакана), дрожжи сухие (1 чайная ложка), теплая вода (2 столовые ложки приблизительно), гуашь, жидкость для мытья посуды, стеклянная колба, лоток, в который поставим колбу, чтобы улавливать пену. | Описание (приложение №9) Схема (приложение №9) |
«Бумажные кораблики» (в помещении) | Познакомить со свойством бумаги намокать в воде. | Бумажные кораблики, таз с водой, тряпочка для вытирания воды. | Описание (приложение №10) Схема (приложение №10) | |
«Куда делись чернила? Превращения» (в помещении) | Продолжать знакомить детей со свойствами воды; развивать умение наблюдать, видеть причинно – следственные связи, делать выводы; воспитывать познавательный интерес | Чернила, бутылка с водой, таблетка активированного угля. | Описание (приложение №11) Схема (приложение №11) | |
«Почему осенью бывает грязно?» (в помещении) | Познакомить детей со свойствами почвы; Развивать мелкую моторику рук; Воспитывать интерес к явлениям природы. | Пульверизатор с водой, чашка с землей, резиновые перчатки | Описание (приложение №12) Схема (приложение №12) | |
ДЕКАБРЬ | «Лед - твердая вода» (в помещении) | Познакомить со свойствами воды. Дети должны следить за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом помещении. Обращайте внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки и кубики | Кубики льда, заморозить воду в холодильнике. Вместо сосулек можно взять шарики из снега, миски. | Описание (приложение №13) Схема (приложение №13) |
«Лед и соль» (в помещении) | Опытным путем обнаружить определенные свойства соли и льда. Задачи: провести эксперимент, наглядно отражающий изменение свойств льда при контакте с солью; обобщить наблюдения, сделать выводы; проанализировать практические результаты, что соль ускоряет процесс таяния льда. | Кубики льда, соль, тарелка | Описание (приложение №14) Схема (приложение №14) | |
«Иней» (в помещении) | Дать детям доступное объяснение происхождения осадков (в данном случае иней, что иней это пар, который замерзает на деревьях, стекле, металлических предметах). | Чайник или кружка с горячей водой, ветка. | Описание (приложение №15) Схема (приложение №15) | |
«Плавает ли лед?» (в помещении) | Ознакомление детей со свойствами льда. | Пластиковые стаканчики из-под йогурта, кусочек пластилина, трубочка от сока, цветная бумага, большая емкость для воды | Описание (приложение №16) Схема (приложение №16) | |
ЯНВАРЬ | «Снежные цветы» (на улице) | Увидеть, как образуются снежинки Показать, что снежинки — это крошечные кристаллики, которые образуются в облаках при низких температурах. | Соломинка, мыльный раствор. | Описание (приложение №17) Схема (приложение №17) |
«Елочка в снежных кристаллах» (в помещении) | Вырастить кристаллы из поваренной соли. Задачи: Поддерживать у детей желание экспериментировать. Познакомить со свойствами соли. | Пушистая (синельная) проволока, пол-литровая стеклянная банка, поваренная соль (около 18 чайных ложек), палочка | Описание (приложение №18) Схема (приложение №18) | |
ФЕВРАЛЬ | «Наживка для льда» (в помещении) | Ознакомление детей со свойствами льда, взаимодействия его с другими веществами, в данном случае солью. Задача: провести эксперимент, наглядно отражающий изменение свойств льда при контакте с солью; обобщить наблюдения, сделать выводы; проанализировать практические результаты. | Нитка, кубик льда, стакан воды, щепотка соли. | Описание (приложение №19) Схема (приложение №19) |
«Следы на снегу» (на улице) | Развить внимательность, вызвать интерес к окружающему, научить различать следы человека, птиц и зверей по форме. Задачи: Обобщить и конкретизировать знания детей о жизни животных в зимний период. Научить различать следы на снегу: детские, взрослые, птиц, животных (кошки, собаки). Вызвать интерес к окружающему миру, воспитать бережное отношение к природе, птицам, животным. | Карточки со следами животных, лупа | Описание (приложение №20) Схема (приложение №20) | |
«Волшебный мешочек» (в помещении) | Научить определять температуру веществ и предметов, развивать логическое мышление, умение сравнивать. Побуждать детей обследовать и определять качества предметов, поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов. | Предметы из металла, дерева, мешочек | Описание (приложение №21) Схема (приложение №21) | |
«Цветные капли» (в помещении) | Научить определять температуру веществ и предметов, развивать логическое мышление, умение сравнивать. Задачи: | Несколько кубиков цветного льда; стеклянная банка; | Описание (приложение №22) Схема (приложение №22) | |
МАРТ | «Подводная лодка из яйца» (в помещении) | Вызвать у детей желание продолжить опыты с водой, систематизировать знания о свойствах воды, познакомить детей с некоторыми неизвестными им свойствами воды и их практическим применением в обыденной жизни. | Банка, сырое яйцо, поваренная соль, вода. | Описание (приложение №23) Схема (приложение №23) |
«Прозрачность воды» (в помещении) | Подвести к обобщению «чистая вода – прозрачная», «грязная – непрозрачная» | Две банки с водой, набор мелких тонущих предметов (пуговицы, камешки), земля. | Описание (приложение №24) Схема (приложение №24) | |
«Живая вода» (в помещении) | Познакомить детей с животворным свойством воды. | Свежесрезанные веточки быстро распускающихся деревьев, сосуд с водой, этикетка «Живая вода». | Описание (приложение №25) Схема (приложение №25) | |
« Откуда берется вода» (в помещении) | Познакомиться с процессом конденсации. | Емкость с горячей водой, охлажденная металлическая крышка. | Описание (приложение №26) Схема (приложение №26) | |
АПРЕЛЬ | « Уличные тени» ( на улице) | Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение | Источник света, различные предметы. | Описание (приложение №27) Схема (приложение №27) |
« Вот какой мой волос» ( в помещении) | Установить внешний вид волоса. | Микроскоп, волос. | Описание (приложение №28) Схема (приложение №28) | |
« Окрашивание воды» ( в помещении) | Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество. | Ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики. | Описание (приложение №29) Схема (приложение №29) | |
« Из чего птицы строят гнезда? » ( на улице) | Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной. | Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки. | Описание (приложение №30) Схема (приложение №30) | |
МАЙ | « Эффект радуги » ( на улице) | Расщепляем видимый солнечный свет на отдельные цвета - воспроизводим эффект радуги. | Необходимое условие - ясный солнечный день. Миска с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце. | Описание (приложение №31) Схема (приложение №31) |
«Притягиваются - не притягиваются» ( в помещении) | Найти предметы, взаимодействующие с магнитом; определить материалы, не притягивающиеся к магниту. | Пластмассовая емкость с мелкими предметами (из ткани, бумаги, пластмассы, резины, меди, серебра, алюминия), магнит. | Описание (приложение №32) Схема (приложение №32) | |
« Упрямый воздух 1» ( в помещении) | Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы. | Шприцы, емкость с водой (подкрашенной). | Описание (приложение №33) Схема (приложение №33) | |
« Упрямый воздух 2» ( в помещении) | Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места. Сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы. | Пипетки, емкость с водой (подкрашенной). | Описание (приложение №34) Схема (приложение №34) | |
ИЮНЬ | «Мыльные пузыри» (в помещении) | Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленочку. Научить детей выполнять дыхательное упражнение для выдувания мыльных пузырей. Выявить факторы, влияющие на цвет пузыря; размер. | Жидкое мыло, вода, пустой стакан, петля с ручкой из проволоки. | Описание (приложение №35) Схема (приложение №35) |
«Солнечные зайчики» (на улице) | Познакомить с естественным источником света – солнцем. Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом и блестящими предметами). | Маленькие зеркала, солнечный свет, ровная блестящая поверхность (диск, фольга). | Описание (приложение №36) Схема (приложение №36) | |
«Свет и тень» (в помещении) | Познакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходства тени и объекта, создать с помощью теней образы. | Оборудование для теневого театра, фонарь. | Описание (приложение №37) Схема (приложение №37) | |
«Все увидим, все узнаем» (в помещении) | Познакомить с прибором - помощником - лупой и ее назначением. Научить детей пользоваться лупой и рассматривать с помощью нее мелкие предметы. | Лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнуха, мелкие камешки и прочие предметы для рассматривания. | Описание (приложение №38) Схема (приложение №38) | |
ИЮЛЬ | «Водяная мельница» (в помещении) | Дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы. | Игрушечная водяная мельница, таз, кувшин с водой, тряпка, фартуки и нарукавники по числу детей. | Описание (приложение №39) Схема (приложение №39) |
«Электрический разряд» (в помещении) | Формирование у детей знаний о неживой природе, что такое электричество. Познакомить детей с проявлением одного вида электричества. | Шарик, расческа, шерстяная вещь. | Описание (приложение №40) Схема (приложение №40) | |
«Волшебное сито» (на улице) | Познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность. | Совки, различные сита, ведерки, миски, крупа манная и гречка, песок, мелкие камешки. | Описание (приложение №41) Схема (приложение №41) | |
«Превращение цветка» (в помещении) | Познакомить детей со свойством растений впитывать воду с помощью стебелька. | Два стакана с водой, два белых цветка, пищевые красители, ложка | Описание (приложение №42) Схема (приложение №42) | |
АВГУСТ | «Песочная фантазия» (на улице) | Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка. | Песок, листы плотной белой бумаги, клеевые карандаши. | Описание (приложение №43) Схема (приложение №43) |
«Таинственные картинки» (на улице) | Учить детей смотреть через цветные стеклышки и различать предметы ближайшего окружения. Выяснить зависимость увиденного через стекло от цвета стекла. | Цветные стекла или цветные пластмассовые бутылочки, бумажные листы, цветные карандаши. | Описание (приложение №44) Схема (приложение №44) | |
«Надувание шарика бутылкой» (в помещении) | Расширить кругозор детей дошкольного возраста о воздушном шаре, его свойствах и возможностях. Надуваем шарик углекислым газом. | 0,5 л пластиковая бутылка; сода; Лимонная кислота; воздушный шарик; воронка или лейка. | Описание (приложение №45) Схема (приложение №45) | |
«Переливание водички» ( на улице) | Дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой. Способствовать развитию координации движений и развитию мелкой моторики, содействовать расширению представления о свойствах вещества. | Поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы, резиновая груша, тазик с водой, три пустых пластиковых стаканчика. | Описание (приложение №46) Схема (приложение №46) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план опытно - экспериментальной деятельности (подготовительная группа)
В перспективном плане отражена исследовательская деятельность во всех видах детской деятельности...
Перспективный план опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе.
План работы на год....
Перспективный план опытно – экспериментальной деятельности во 2-й младшей группе.
Данная разработка предназначена для воспитателей детского сада, представляет собой планирование опытно – экспериментальной деятельности во 2-й младшей группе....
Перспективный план опытно-экспериментальной деятельности в разновозрастной группе(5-7л)
Перспективный план опытно-экспериментальной деятельности будет полезен воспитателям старших групп.В плане указны цели, материалы необходимые для проведения опытов и ход....
Перспективный план опытно-экспериментальной деятельности во 2 младшей группе
перспективное планирование опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе 2018-2019 гг...
Перспективный план опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе.
опыты и эксперементы для второй младшей группы...
Перспективный план опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе.
опыты и эксперементы для старшей группы...