Консультация "Защита ребенка от наркозависимости"
консультация на тему
Консультация "Защита ребенка от наркозависимости"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_zashchita_rebenka_ot_narkozavisimosti.docx | 20.03 КБ |
Предварительный просмотр:
«Защита ребенка от наркозависимости»
Наркотики, алкоголь, табак и дети... Эти слова, само сочетание которых кажется противоестественным, сегодня все чаще ставятся рядом. К сожалению, приходится признать, что общество оказалось бессильным перед натиском дурмана. Число юных поклонников наркотиков, алкоголя, никотина год от года растет. Среди них – не только дети из неблагополучных семей, т. е. традиционная группа риска, но и внешне благополучные дети, не вызывающие особых тревог у педагогов и родителей.
Тут же возникает вопрос: а когда нужно начинать воспитывать у детей устойчивость к пагубному соблазну? Возможно, наш ответ покажется неожиданным для многих взрослых, но мы твердо убеждены – формировать «иммунитет» против ПАВ следует с раннего возраста.
Необходимо выработать стратегию и тактику профилактической работы, позволяющую воспитывать у детей правильное антинаркотическое поведение. В настоящее время установлено, что причиной приема наркотиков является так называемая психологическая готовность детей к аддиктивному поведению, т.е. готовность к употреблению одурманивающих веществ. Признаками такой готовности являются:
- неумение преодолевать трудности;
- отсутствие способности налаживать отношения с окружающими;
- неспособность регулировать собственное поведение.
Все это является следствием нарушения воспитания, искажающего процессы социализации личности (т.е. полноценного вхождения человека в общество).
Готовность к аддиктивному поведению формируется, когда оказываются нереализованными социальные потребности ребенка:
- потребность в позитивной оценке авторитетных для него взрослых (безусловная любовь к ребенку и адекватная оценка);
- потребность в самоуважении (осознание ребенком своей индивидуальности, неповторимости);
- потребность в общении (со взрослыми и сверстниками).
Удовлетворять детские потребности, особенно в дошкольном возрасте, призвана, прежде всего, семья, которая также играет главную роль в передаче нравственных ценностей детям. Семья – основной институт социализации человека. Здесь ребенок усваивает родной язык, культурные и социальные правила поведения и нормы, получает необходимую безопасность. Ошибки семейного воспитания, особенно в период «большой социализации» (А.В. Мудрик) ребенка в возрасте от 0 до 7 лет, заставляют его потом, в подростковом возрасте, искать понимания, общения, возможности проявить себя, самореализоваться уже вне семьи – и иногда в рамках аддиктивного поведения. Именно поэтому профилактика наркомании у дошкольников предполагает прежде всего установление позитивных детско-родительских отношений, которые позволили бы ребенку удовлетворять личностно значимые потребности, т.к. обстановка в семье является решающим фактором антинаркотического воспитания. Профилактика наркомании возможна при наличии открытого общения и доверительных отношений в семье.
Как было отмечено, в дошкольном возрасте реализуется первый этап развития аддиктивного поведения. Это познавательный этап, который начинается в 3-5 лет и длится до 8-9 лет. В этот период ребенок впервые знакомится с ситуацией злоупотребления психоактивными веществами взрослыми (это алкоголь, табакокурение). Дети начинают подражать взрослым, переносят такие формы поведения в сюжетно-ролевые игры. В этом возрасте идет накопление информации, в том числе и наиболее запоминающейся, запретной, т.к. запрещенная информация, подпитывая любопытство детей, усваивается лучше.
Вместе с тем, говоря об экологии детства, Е. Погодина подчеркивает, что дошкольники просто не в состоянии «переварить» всю «правду о жизни», а излишняя информация об устройстве организма и влиянии наркотиков на здоровье может вызвать у детей устойчивое чувство страха за себя и своих близких. Следовательно, для профилактики наркомании в дошкольном возрасте нужно, прежде всего, не вдаваться в специфические подробности употребления наркотиков, не запугивать ребенка этими людьми (ведь он запомнит только страх, а не его причину), не рассказывать в подробных деталях о последствиях применения наркотиков, а принимать профилактические меры, организуя работу с родителями. При этом следует учесть, что без инициативы и заинтересованности родителей реализовать программу антинаркотического воспитания просто невозможно. Согласно данным проведенных исследований, меры, предпринимаемые родителями, - это фактор, оказывающий наибольшее влияние на поведение детей, которые воздерживаются от употребления наркотиков.
Следовательно, раннее антинаркотическое воспитание дошкольников должно носить комплексный характер, рассматривать вопросы предупреждения любых его проявлений и реализовываться посредством:
- ориентирования на здоровый образ жизни, вырабатывания ценностного отношения к своему здоровью, адекватной регуляции своего состояния и самочувствия (обучение способам саморегуляции);
- формирования чувства собственного достоинства, позитивной самооценки (работа по формированию адекватной самооценки у ребенка в детском коллективе, реализация позитивного родительского плана детско-родительских отношений);
- обучения ребенка безопасному поведению, приемам выхода из конфликтных, небезопасных ситуаций, даже при давлении извне, то есть умение сказать «нет»;
- создания правильных представлений о чувствах, эмоциях, настроении, их влиянии на поведение, управления чувствами;
- формирования навыков определения круга действительных ценностей семьи;
- воспитания навыков принятия самостоятельных ответственных решений, отстаивания своих убеждений, развития самостоятельности и самоконтроля.
- правильно организованного детского досуга.
Таким образом, осуществляется информирование детей данной возрастной категории о вреде наркотиков на уровне ассоциативного образа без упоминания наркотиков и формируется ассоциативно-негативная карта наркотизации.
И самое главное, помните, что родители воспитывают своих детей не только словами, но и собственным примером!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая программа «Как здорово быть здоровым!» (программа для старших дошкольников по профилактике наркозависимости)
Антинаркогенная программа поможет решить вопросы профилактики употребления психоактивных веществ старшими дошкольниками....
конспект занятия "Права ребенка. Право ребенка жить и воспитываться в семье. Право ребенка на имя, отчество и фамилию."
Конспект занятия. Подготовительная группа...
Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"
Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...
Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"
В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...
Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"
В брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....
Организация профилактики наркозависимости детей дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения.
Анкета, составленная мною, для педагогов-дошкольников, направленна на выявление уровня знаний педагогов по организации профилактики наркозависимости детей дошкольного возраста в условиях образовательн...
"Секреты воспитания вежливого ребенка" "Научите малыша трудиться" "Черты характера вашего ребенка" "Злость и жестокость" "Активные дети" "Если появился второй ребенок" "Если дети балуются" "Стеснительные и замкнутые" "Если ребенок упрямится"
Советы родителям, что делать и как вести себя с детьми, когда они проявляют различные эмоции....