Статья "Роль народной тряпичной куклы в духовно-нравственном воспитании дошкольников"
статья (старшая, подготовительная группа) на тему
Гордиться своей землей, ее культурным наследием, родным языком, хранить историю и обычаи, я считаю, должен каждый гражданин своей страны. Наша главная задача, используя различные средства и методы приобщения дошкольников к народным традициям и духовным ценностям, – заложить у детей «фундамент» патриотизма, приложить все усилия для того, чтобы воспитать достойное поколение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 580.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль народной тряпичной куклы в духовно-нравственном воспитании дошкольников.
Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей духовно-нравственных чувств и поведения. Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности. Необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка, основываясь на примерах из опыта, складывалось осознание и понимание того, что хорошо, а что плохо, чтобы он мог самостоятельно сформировать и иметь представления о нравственных качествах, таких как: доброта, взаимопонимание, дружба и многих других. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Первейшая задача взрослых заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств, разобраться в этом непростом мире. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для дошкольника образом.
«Человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям» В. Н. Сорока-Россинский.
В наше время, полное противоречий, агрессии и тревог, мы задумываемся о том, какими вырастут наши дети. Не вырастет ли в их лицах поколение, не имеющее нравственных ценностей. Перед нами возникает главный вопрос: какими способами возрождать национальные нравственные ценности. Нет лучшего пути, чем познакомить детей с народным творчеством России. Это позволит им почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую культурными и семейными традициями, духовным и историческим прошлым.
Сегодня мы поговорим о традиционной русской тряпичной кукле. Ведь именно народная кукла является источником нравственного наследия и хранительницей национальных ценностей, культурных и семейных традиций, передаваемых из поколения в поколение. Она несет в себе образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейных традициях и укладе, о материнстве. Сегодня народная кукла может стать эффективным способом познания детьми мира народной культуры, средством их приобщения к народным традициям и духовным ценностям.
На Руси существовало множество видов кукол. В народной жизни этой игрушке отводилась важная роль. Она была не только забавой, но и участницей многих праздников и обрядов, являлась символом счастья, добра, благополучия, продолжения рода. Она являлась первейшим воспитательным средством. Куколки делали для детей бабушки и мамы, делали с пожеланием здоровья, добра, благополучия, мастерили с любовью. И куклы бережно сохраняли, ведь разве можно выбросить любовь и заботу близких.
Очень много народных кукол символизирует семью, прославляя семейные ценности, воспевая материнство.
Самыми распространенными в крестьянских семьях были тряпичные куклы, которых закручивали из старых лоскутков и связывали при помощи узлов. Интересно, что при изготовлении тряпичных кукол недопустимо использовать иглу и ножницы, поэтому тряпочки и нитки для кукол нужно было не резать, а рвать. Постепенно я овладела приемами изготовления нескольких кукол. Свои знания и умения я постаралась передать детям на наших совместных творческих занятиях.
Изготовление кукол приносит радость. Работа с мягким материалом даёт ощущение тепла, развивается мелкая моторика пальцев у детей.
Работа по изучению тряпичной народной куклы не ограничивается только ее изготовлением. Я рассказываю о тайнах русской тряпичной куклы, ее видах. С детьми мы придумываем сюжеты, героями которых являются тряпичные красавицы.
Таким образом, главная задача воспитания подрастающего поколения - возрождение духовности и нравственности. Наряду с задачами приобщения дошкольников к истокам национальной культуры на основе познавательного интереса к рукотворной тряпичной кукле мною решались задачи воспитания духовно-нравственных качеств личности: послушание, уважение к старшим, милосердие, доброта, терпение, любовь, уважение к Родине и своим близким.
Гордиться своей землей, ее культурным наследием, родным языком, хранить историю и обычаи, я считаю, должен каждый гражданин своей страны. Наша главная задача, используя различные средства и методы приобщения дошкольников к народным традициям и духовным ценностям, – заложить у детей «фундамент» патриотизма, приложить все усилия для того, чтобы воспитать достойное поколение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"
Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...
Консультация "Народная тряпичная кукла- как традиционный элемент воспитания детей"
Кукла -это целый мир, отражающий особенности жизни того или иного народа в разные исторические эпохи....
«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....
Народная тряпичная кукла как средство развития личности дошкольников
Самой известной и любимой игрушкой русского народа была тряпичная кукла.Она сопровождала ребёнка с первых дней рождения и была распространена на всей огромной территории Руси....
для педагогов мастер - класс: "Народная тряпичная кукла, как традиционный элемент воспитания детей"
Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью...
Консультация для родителей"Народная тряпичная кукла - как традиционный элемент воспитания детей"
....
Консультация для родителей. «Народная тряпичная кукла как традиционный элемент воспитания детей»
Кукла– самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. Кукла– детская...