Статья "Роль народной тряпичной куклы в духовно-нравственном воспитании дошкольников"
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Бакланова Ирина Аркадьевна

Гордиться своей землей, ее культурным наследием, родным языком, хранить историю и обычаи, я считаю, должен каждый гражданин своей страны. Наша главная задача, используя различные средства и методы приобщения дошкольников к народным традициям и духовным ценностям, – заложить у детей «фундамент» патриотизма, приложить все усилия для того, чтобы воспитать достойное поколение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx580.07 КБ

Предварительный просмотр:

Роль народной тряпичной куклы в духовно-нравственном воспитании дошкольников.

Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей духовно-нравственных чувств и поведения. Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности. Необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка, основываясь на примерах из опыта, складывалось осознание и понимание того, что хорошо, а что плохо, чтобы он мог самостоятельно сформировать и иметь представления о нравственных качествах, таких как: доброта, взаимопонимание, дружба и многих других. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения.  Первейшая задача взрослых заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств, разобраться в этом непростом мире. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для дошкольника образом.

«Человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям» В. Н. Сорока-Россинский.

В наше время, полное противоречий, агрессии и тревог, мы задумываемся о том, какими вырастут наши дети. Не вырастет ли в их лицах поколение, не имеющее нравственных ценностей. Перед нами возникает главный вопрос: какими способами возрождать национальные нравственные ценности. Нет лучшего пути, чем познакомить детей с народным творчеством России. Это позволит им почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую культурными и семейными традициями, духовным и историческим прошлым.

Сегодня мы поговорим о традиционной русской тряпичной кукле. Ведь именно народная кукла является источником нравственного наследия и хранительницей национальных ценностей, культурных и семейных традиций, передаваемых из поколения в поколение. Она несет в себе образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейных традициях и укладе, о материнстве. Сегодня народная кукла может стать эффективным способом познания детьми мира народной культуры, средством их приобщения к народным традициям и духовным ценностям.

На Руси существовало множество видов кукол. В народной жизни этой игрушке отводилась важная роль. Она была не только забавой, но и участницей многих праздников и обрядов, являлась символом счастья, добра, благополучия, продолжения рода. Она являлась первейшим воспитательным средством. Куколки делали  для детей бабушки и  мамы, делали с пожеланием здоровья, добра, благополучия, мастерили с любовью. И куклы бережно сохраняли, ведь разве можно выбросить любовь и заботу близких.C:\Users\Irina\Desktop\Детский сад\20180222_125919.jpg

Очень много народных кукол символизирует семью, прославляя семейные ценности, воспевая материнство. F:\КУКЛЫ\фотки\P1270243.JPG

Самыми распространенными в крестьянских семьях были тряпичные куклы, которых закручивали из старых лоскутков и связывали при помощи узлов. Интересно, что при изготовлении тряпичных кукол недопустимо использовать иглу и ножницы, поэтому тряпочки и нитки для кукол нужно было не резать, а рвать. Постепенно я овладела приемами изготовления нескольких кукол. Свои знания и умения я постаралась передать детям на наших совместных творческих занятиях. C:\Users\Irina\Desktop\Новая папка\DSC02355.JPG

Изготовление кукол приносит радость. Работа с мягким материалом даёт ощущение тепла, развивается мелкая моторика пальцев у детей.

C:\Users\Irina\Desktop\НАДО\фото\P1330634.JPG

Работа по изучению тряпичной народной куклы не ограничивается только ее изготовлением. Я рассказываю о тайнах русской тряпичной куклы, ее видах. С детьми мы придумываем сюжеты, героями которых являются тряпичные красавицы. 

             

Таким образом, главная задача воспитания подрастающего поколения - возрождение духовности и нравственности. Наряду с задачами приобщения дошкольников к истокам национальной культуры на основе познавательного интереса к рукотворной тряпичной кукле мною решались задачи воспитания духовно-нравственных качеств личности: послушание, уважение к старшим, милосердие, доброта, терпение, любовь, уважение к Родине и своим близким.

Гордиться своей землей, ее культурным наследием, родным языком, хранить историю и обычаи, я считаю, должен каждый гражданин своей страны. Наша главная задача, используя различные средства и методы приобщения дошкольников к народным традициям и духовным ценностям, – заложить у детей «фундамент» патриотизма, приложить все усилия для того, чтобы воспитать достойное поколение.F:\КУКЛЫ\фотки\P1270275.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

Консультация "Народная тряпичная кукла- как традиционный элемент воспитания детей"

Кукла -это целый мир, отражающий особенности жизни того или иного народа в разные исторические эпохи....

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

Народная тряпичная кукла как средство развития личности дошкольников

Самой известной и любимой игрушкой русского народа была тряпичная кукла.Она сопровождала ребёнка с первых дней рождения и была распространена на всей огромной территории Руси....

для педагогов мастер - класс: "Народная тряпичная кукла, как традиционный элемент воспитания детей"

Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью...

Консультация для родителей. «Народная тряпичная кукла как традиционный элемент воспитания детей»

Кукла– самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. Кукла– детская...