Обученность и умственное развитие
консультация (подготовительная группа) на тему
В статье рассматривается понятие обученности и умственного развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchennost.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Обученность и умственное развитие.
Важно: развитый ребенок и готовый к школе ребенок - это не одно и то же.
Обученность - это те умения и навыки, которым ребенка обучили: умение писать, читать, считать.
Интеллектуальное развитие - это некий умственный
потенциал, способность ребенка к самодвижению, к
самостоятельному обучению, к решению проблемных задач.
То есть обученность и умственное развитие - это отнюдь не синонимы!
Например, родители ребенка не были озабочены тем, чтобы он бегло читал или тем более писал. Их больше волновало, как бы научить его играть в шахматы. На момент поступления в школу он читает хуже одноклассников. Но при этом обладает такой высокой обучаемостью (не обученностью!), что через несколько месяцев легко их догоняет.
Обученность может облегчить жизнь ребенку в первые месяцы в школе и даже создать ему временную успешность. Но в ней же кроется и опасность, что ребенку будет скучно учиться. Кроме того, в определенный момент резерв обученности истощится - на старых запасах долго не проедешь. Поэтому лучше сосредоточить свое внимание не на форсировании учебных умений, которыми ребенок должен, по идее, овладеть в школе, а на развитии психических функций, обеспечивающих обучаемость.
А здесь, кроме внимания, памяти, мышления, воображения, моторики руки, важно развитие социальных умений и навыков.
Ведь что такое школа в первую очередь? Вовсе не развивающая среда, а система социализации, дисциплинирующая система.
И построена она на принуждении. Урок - это форма принуждения. В самой благополучной и доброжелательной обучающей среде ребенок не сможет успешно учиться, если ему не знакомо слово "нельзя". Он должен уметь принимать ограничения со стороны других и должен уметь ограничивать сам себя.
Кроме того, к моменту поступления в школу ребенок должен обладать известной долей самостоятельности. Самостоятельность ребенка формируется в трудовой, игровой деятельности, в общении в коллективе сверстников и под влиянием авторитета педагога, как значимой личности.
Основными критериями формирования самостоятельности являются:
- наличие цели и плана,
- осознанность,
- самоконтроль,
- потребность в помощи.
А также объем базового опыта ребенка, который можно оценить с помощью некоторых вопросов:
Оценка базового опыта ребенка.
- Приходилось ли ребенку сопровождать вас в магазин, на почту, в сберкассу?
- Был ли он в библиотеке?
- Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать истории?
- Проявляет ли ребенок интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?
Оценка развития познания.
- Владеет ли ребенок основными понятиями: правый-левый, большой-малый, и т.п.?
- Способен ли ребенок понимать простейшие принципы классификации, например: вещи,
которые могут катиться, и которые не могут?
- Может ли малыш удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?
- Может ли ребенок назвать большинство букв алфавита?
Самостоятельность – важное качество личности, являющееся фундаментом для успешного умственного развития ребенка в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение детей самоанализу – важный этап умственного развития
Один из компонентов личностной готовности детей к школе связан с развитием самосознания ребёнка, что проявляется в частности в изменении его самооценки. Оценивая себя, ребёнок сопоставляет, сравнивает...
Развитие речи - как условие умственного развития дошкольника.
Хорошо развитая речь ребенка - дошкольника - это залог успешного обучения и развития в школе....
Умственное развитие и умственное воспитание старших дошкольников.
Консультация для родителей....
Презентация "Сенсорное развитие – как основа умственного развития детей. Игры на развитие сенсорного восприятия".
Одной из задач умственного воспитания ребёнка является формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни. Познание начинается с чувств...
Кучукбаева А.Л. "Шпаргалка для современного педагога: сенсомоторные игры, как условие умственного развития детей и путь к успешному обучению в школе"
Предлагаю вашему вниманию свой опыт - сенсомоторные игры, как условие умственного развития детей и путь к успешному обучению в школе. На современном этапе проблемы сенсомоторного разви...
«Шпаргалка для современного педагога: сенсомоторные игры, как условие умственного развития детей и путь к успешному обучению в школе»
Предлагаю вашему вниманию свой опыт - сенсомоторные игры, как условие умственного развития детей и путь к успешному обучению в школе.На современном этапе проблемы сенсомоторного развития до...
Влияние проблемного обучения на умственное развитие дошкольников.
Влияние проблемного обучения на умственное развитие дошкольников....