Влияние проблемного обучения на умственное развитие дошкольников.
занимательные факты по психологии
Влияние проблемного обучения на умственное развитие дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_problemnogo_obucheniya_na_umstvennoe_razvitee_doshkolnikov.docx | 19.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние проблемного обучения на умственное развитие дошкольников.
Известно, что успех любой деятельности, в том числе и учебной, во многом зависит от наличия положительных мотивов учения. Человеку от природы присущ безусловный ориентировочный рефлекс «почему?». Задача педагогов состоит в том, чтобы в течение всего периода школьного обучения создавать самые благоприятные условия для поддержания этого свойственного человеку любопытства, не гасить его, а дополнять новыми мотивами, идущими от самого содержания обучения, форм и методов организации познавательной деятельности, от стиля общения с учениками. Мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулировать и, что особенно важно, учить школьников «самостимулировать» свои мотивы.
Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость.
Среди многообразия мотивов учения можно выделить две большие группы: мотивы познавательного интереса и мотивы долга и ответственности в обучении. Мотивы познавательного интереса проявляются в повышенной тяге к познавательным играм, учебным дискуссиям, спорам и другим методам стимулирования обучения. Мотивы долга и ответственности связаны, прежде всего, с наличием у ученика сознательной учебной дисциплины, стремления охотно выполнять требования учителей, родителей, уважать общественное мнение класса. По мнению многих педагогов, самостоятельность школьника заключается, прежде всего, в умении ставить перед собой различные учебные задачи и решать их без побуждения извне, когда учитель или родители стоят над душой и повторяют: «Делай это…», «Делай так…». Ребенок должен делать что-то по собственному осмысленному побуждению: «Мне нужно это сделать…», «Мне это интересно». Здесь важны такие качества ребенка, как интерес, инициатива, познавательная активность, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу. Именно в этом случае мотивация к обучению у школьника сможет быть сформирована.
Зная состояние мотивов ученика, педагог может своевременно подсказать ему, над устранением каких недостатков следует настойчиво поработать в ближайшее время. Ведь многие ученики вообще не задумываются над этой проблемой, и бывает достаточно обратить их внимание на это, как они невольно начинают заниматься самовоспитанием хотя бы в самых элементарных его формах. Другим школьникам приходится подсказывать и доступные приемы самовоспитания мотивов учения. Третьи нуждаются еще в более тщательном и систематическом контроле за ходом самовоспитания, в оказании им текущей помощи. Педагоги должны учить школьников понимать субъективную значимость учения – что может дать изучение этого предмета для развития его склонностей, способностей, для профессиональной ориентированности подведения вплотную для овладения, интересующей профессией. Все это вырабатывает у школьников рефлекс сомомотивации, самостимулирования. В учебных делах в качестве источников стимулирования обычно выступают, конечно, чувства долга, ответственности и сознательной дисциплины. Самовоспитание учебной дисциплины и волевой собранности связанно также и с выработкой «помехоустойчивости»; умения заставлять себя вновь и вновь браться за выполнение «неподдающегося» решения задачи. Не менее важное значение имеет четкое предъявление требований со стороны учителей, единство таких требований, ясная мотивировка выставляемых оценок.
Серьезного внимания заслуживает разумная система поощрения. Похвала ответа, похвальная запись в дневнике и на экране успеваемости – все это способствует зарождению общественно ценных мотивов, которые играют особо важную роль в учебной мотивации вообще. Результатом учения школьника являются изменения в структуре его знаний, формирование умений и навыков самостоятельно учиться. Степень познавательной самостоятельности ученика определяется тем, сформированы ли у него умения:
а) «увидеть» проблему "и осознать ее;
б) сформулировать или переформулировать проблему;
в) выдвигать предположения и гипотезы;
г) обосновывать и доказывать выдвинутые гипотезы;
д) применять на практике найденный способ решения учебной проблемы.
Учебная деятельность учащихся побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью ученика занять определенную позицию в системе общественных отношений. Мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения для учащихся, его мотивы, цели, эмоции, интересы).
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, - в данном случае деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется рядом специфических факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением; во-вторых, - организацией образовательного процесса; в-третьих, - субъектными особенностями обучающегося; в-четвертых, - субъективными особенностями педагога и прежде всего системы его отношений к ученику, к делу; в-пятых, - спецификой учебного предмета. Мотивационная сфера или мотивация в широком смысле слова с этой точки зрения понимается как стержень личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность, ценные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики. Понятие мотивации у человека… включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки.
Мотивация основное средство, которое даст возможность повысить уровень заинтересованности учеников к учебному процессу, позволит повысить их личный научный, творческий потенциал. Недостаточно мотивированный ученик не будет способствовать ни к развитию своих знании, ни к развитию науки самой. Учебный процесс относят к сложным видам деятельности, поэтому мотивов для обучения очень много, и они могут не только проявляться отдельно в каждом человеке, но и сливаться в едино, формируя сложные мотивационные системы. Мотивации учеников долгое время не уделяли внимания. Мотивы и мотивация является движущей силой процесса обучения и усвоения информации и материала. Мотив — это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности деятельность, общение, поведение, связанное с удовлетворением определенной потребности. Именно мотивация основное средство, которое даст возможность повысить уровень заинтересованности учеников к учебному процессу, позволит повысить их личный научный, творческий потенциал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие дошкольников.
Консультация для родителей на тему:«Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие дошкольников"Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие Влияние мануальных (ручн...
Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие дошкольника
Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь.Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся пос...
Влияние развивающих игр на умственное развитие дошкольников
Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. ...
«Влияние развивающих игр на умственное развитие дошкольников"
Влияние развивающих игр на умственное развитие дошкольников...
Консультация для родителей «Влияние развивающих игр на умственное развитие дошкольников»
Материал для родителей...
Влияние развивающих игр на умственное развитие дошкольников
Развивающие игры оказывают на детей большое влияние в умственном развитии.Они все направлены на то чтобы ребенок постоянно мыслил, учился решать некоторые задачи, находить верные решения....
ВЛИЯНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни....