Консультация для родителей "Формирование познавательных навыков детей в 3—6 лет"
консультация (средняя группа) на тему
В Дошкольном возрасте происходит переход от неосознанных психических процессов к осознанным. Дети начинают намеренно и целенаправленно познавать новое, развивать мышление, логику, память.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_poznavatelnyh_navykov_detey_v_3.docx | 19.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование познавательных навыков детей в 3—6 лет
В период среднего дошкольного возраста происходит переход от неосознанных психических процессов к осознанным. Дети начинают намеренно и целенаправленно познавать новое, развивать мышление, логику, память.
Сущность познания
Познание — это процесс получения нового знания, открытие того, что раньше было неизвестно. Для получения результата от познавательной деятельности необходимо активное участие человека в этом процессе.
Человеческий мозг устроен так, что каждую минуту он получает и обрабатывает информацию, запоминая то, что считает полезным и избавляясь от лишних знаний. Ребёнок 4-5 лет открыт для всего мира. В этом возрасте он способен усваивать огромное количество информации. Взрослые должны помогать дошкольникам определять, что важно, а что — нет.
Развитие познавательной деятельности дошкольников направлено в первую очередь на формирование умения и желания учиться.
Этапы развития познания дошкольников
Познавательное развитие имеет несколько стадий:
- Любопытство — бессознательное стремление к познанию. Это может быть просто реакция на яркий, красочный предмет, проявление интереса.
- Любознательность — это уже осознанный, живой интерес к получению новой информации. На этом этапе ребёнок радуется, удивляется и испытывает восторг, когда узнаёт новое.
- Развитие познавательного интереса. У дошкольников развивается познавательная мотивация, стимулирующая их к постоянному познанию неизведанного.
- Познавательная активность — высшая стадия познавательного развития.
Развитие познавательной деятельности происходит по-разному. У одних дошкольников она носит теоретический характер, а у других — практический. Всё зависит от особенностей воспитания.
С момента появления на свет, ребенок начинает познавать мир. Задача родителей на этом этапе — сформировать благоприятную среду для развития их чада. Младенцу необходимо оказывать много внимания, демонстрировать свою любовь, развлекать его яркими игрушками.
В раннем возрасте (1-3 года) процесс познания связан только с практической стороной. Информация накапливается путём:
изучения окружающих предметов, которые ребёнок может потрогать;
участия в различных ситуациях;
личного наблюдения за разными событиями.
Чтобы стимулировать познавательный процесс ребёнка возрастом до 3 лет необходимо постоянное разнообразие и возможность свободного исследования.
В 3-4 года малыш уже владеет большим количеством информации, но она носит бессвязный характер. Он только учится установлению взаимосвязей. В качестве объектов выступают не только сами предметы (например, игрушки) и действия с ними (сжимать, складывать в коробку, нажимать на кнопочку, кидать), но и их свойства (цвет, форма, размеры и т.п.). Малыш начинает сравнивать предметы между собой, находить общие и отличительные черты.
Когда ребёнку исполняется 4 года, процесс его познания переходит на более высокий уровень: речь становится одним из средств познания.
В 5 лет малыш уже может систематизировать и анализировать, обобщать, классифицировать и упорядочивать накопленные знания.
Особенности познавательных интересов у дошкольников 4-5 лет
В период среднего дошкольного возраста у ребёнка проявляются:
- Самостоятельность. Ребёнок стремится всё сделать сам, без помощи взрослых. Это желание необходимо поддерживать, давать ему возможность самому ухаживать за собой, поручать несложные домашние дела. Отрицательная сторона самостоятельности – попытки установить свои правила.
- Этические представления. Ребёнок понимает чувства других людей, учится сопереживать. Он больше обращает внимание на поступки взрослых, а не на их слова.
- Творческие способности. У ребёнка очень богатое воображение, он представляет в своей голове целый сказочный мир, мечтает стать героем какой-нибудь фантастической истории, стараясь воплотить это на бумаге.
- Страхи. Порождаются богатой фантазией.
- Отношения с другими детьми. Малыш всё больше проявляет интереса к совместным играм, которые становятся сложнее, разнообразнее. Отличаются разнообразием и отношения со сверстниками. Они дружат, ссорятся, ревнуют друг друга и т.п.
- Активная любознательность. Проявляется в постоянных вопросах ребёнка.
Развитие познания у дошкольников 4-5 лет дома и в детском саду
Большинство детей 4-5 лет ходят в детский сад, где познают новое на занятиях, проводимых в игровой форме, при общении и в процессе игр с другими дошкольниками. Однако родители не должны скидывать с себя всю ответственность за общее развитие ребёнка на воспитателя в детском дошкольном учреждении. Мама и папа должны уделять ребёнку хотя бы немного времени на развитие познавательных процессов. Просто гуляя с малышом по парку можно комментировать всё вокруг: «Смотри, какие красивые красные цветочки! Это тюльпаны. Эти жёлтые — нарциссы!» Рассказывая ребёнку об окружающем мире и отвечая на его многочисленные вопросы, нужно задавать вопросы и ему: «А что это за машинка? Грузовая? А какого она цвета? Правильно, зелёная».
В 5 лет ребёнок уже должен знать все буквы и уметь считать. Для развития познания необходимо:
- Читать с ребёнком интересные книги, рассказывающие о мире, пропагандирующие доброту, смелость и другие положительные качества.
- Играть в развивающие игры.
- Водить в кружки, деятельность в которых соответствует интересам и талантам ребёнка (рисование, танцы, лепка, пение, гимнастика и прочее).
- Активная деятельность, включающая прогулки на свежем воздухе (у моря, в лесу), активные игры (догонялки, футбол и т.п.), ежедневную зарядку.
Дошкольников необходимо учить доброте, гуманности, состраданию и заботе. Дети 4-5 лет должны понимать, что:
- мир, окружающий их, полон тайн и неразгаданных загадок, он удивителен и интересен;
- мир нежный и хрупкий, его необходимо беречь, охранять;
Игровые упражнения для развития познания
Любые занятия с детьми 4-5 лет должны проводиться в игровой форме:
- Проигрывание сюжета. У каждого ребёнка есть любимая сказка, например, «Колобок». Малышу предлагается изобразить главного героя этой сказки. Он примется старательно копировать любимого персонажа, передавать его характер и эмоции при попадании в ту или иную ситуацию.
- Танцы. Следует включить ритмичную музыку и танцевать вместе с малышом. Так он выплеснет всю лишнюю энергию и поднимет себе настроение.
- Соревнования. Педагог в детском саду может устроить спортивные соревнования между детьми. Это отличный вариант групповой активной деятельности.
- «Найди отличия». Спокойная домашняя игра. Ребёнку показываются две картинки, которые на первый взгляд одинаковые, но имеют между собой отличия в небольших деталях. Эта игра тренирует память и мышление.
- «Аукцион». Педагог показывает предмет детям (например, карандаш) и предлагает рассказать, что с ним можно сделать (нарисовать, бросить, потыкать) и назвать его качественные характеристики (деревянный, красный, длинный).
- «Самый зоркий». Дошкольникам показывают картинки, затем они прячутся, и малыши по очереди перечисляют, что на этих картинках было. Это упражнение развивает память.
- Сбор пазлов. Эта игра направлена на развитие восприятия.
Таким образом, дети 4-5 лет готовы познавать большие объёмы новой информации. Воспитатели в детском саду и родители должны не только предоставлять эту информацию, но и поддерживать постоянный интерес ребёнка к постижению нового, мотивировать его. Но самое главное — это внимание родителей к своему ребёнку и правильный личный пример, который они подают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация -"Как развивать познавательную деятельность детей"
Для ротителей...
Консультация: Формирование культурно-гигиенических навыков детей младшей группы
Культурно-гигиеническое воспитание - основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем....
Консультация «Фольклор в познавательном развитии детей», 2016
Консультация для педагогов...
Консультация для родителей "Познавательное развитие детей с ЗПР"
Чему учить ребенка...
Консультация для педагогов «Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста как условие успешного обучения в школе»
Существуют два основных фактора определяющие познавательную активность дошкольника как условие дальнейшего успешного обучения: природная детская любознательность и стимулирующая деятельность взрослого...
Консультация для родителей "Речевые навыки детей. Готовность к обучению грамоте"
Задержка развития речи – один из самых первых предвестников плохой успеваемости в школе....
Консультация для родителей. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ.
Консультация для родителей.ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ....