Родительское собрание на тему: «Русская старина»
консультация (подготовительная группа) на тему
Повестка собрания:
- Игра « Русская старина»
- Разное.
По теме собрания выступили:
- Воспитатель группы Назарова Г.А. .
- Представитель родительского комитета.
Предварительная работа
Оформить группу в виде русской народной избы.
Организовать выставку « Я и моя семья: рисунки,фотографии, генеологиеские древа; выставку изделий русских народных промыслов (Дымково, Гжель, Хохлома, Жостово и др. ) и русских народных игрушек.
Подготовить русские народные костюмы, которые будут представлять дети; предметы и атрибуты: леденцы на палочках, баранки, пряники, самовар, аудиозапись спокойной мелодии, призы.
Организовать чаепитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_starina.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему: «Русская старина»
Повестка собрания:
- Игра « Русская старина»
- Разное.
По теме собрания выступили:
- Воспитатель группы Назарова Г.А. .
- Представитель родительского комитета.
Предварительная работа
Оформить группу в виде русской народной избы.
Организовать выставку « Я и моя семья: рисунки,фотографии, генеологиеские древа; выставку изделий русских народных промыслов (Дымково, Гжель, Хохлома, Жостово и др. ) и русских народных игрушек.
Подготовить русские народные костюмы, которые будут представлять дети; предметы и атрибуты: леденцы на палочках, баранки, пряники, самовар, аудиозапись спокойной мелодии, призы.
Организовать чаепитие.
Ход собрания
(Педагоги в русских сарафанах выходят на середину « избы» и приветствуют родителей.)
Здравствуйте, желанные гости!
Что стоите у порога на помосте?
Проходите в светелку за столы.
Обо всем по порядку да по чести и поговорим!
(Родители проходят в «русскую народную избу» , рассаживаются за три стола, оформленные в русском народном стиле: утварь, самовар.)
Родина, Россия, родной край. Эти слова мы слышим с самого раннего детства. Родина - мать – так порой называют нашу страну. Почему так повелось? Да потому, что Родину, как и мать, не выбирают. Она достается всем по наследству. Родина - это место рождения нас и наших детей. Родина - это наши леса, поля и реки. Родина - это…
Вопрос родителям:
- Что для вас значит Родина?
Для каждого из вас Родина - это личное: любимые родные места, гордость за своих родных и близких, за свой народ и ощущение единства и неразрывности с окружающим. Но для того, чтобы быть частью Родины, Отечества, нужно знать ее культуру, историю, традиции, уважать свое прошлое, узнавать свои истоки, окружить себя культурным полем.
Поэтому не стоит забывать праздники и обычаи нашего народа, его фольклор, народную мудрость, красоту живописи и богатство музыки. Испокон веков все это бережно сохранялось и передавалось из поколения в поколение. Народное богатство прошло через победы и поражения, открытия и неудачи, надеясь на дальнейшую жизнь.
Народные песни, колыбельные, хороводы, пословицы, поговорки, сказки, игры, игрушки и сегодня воспитывают чувства, которые мало поддаются измерению, - любовь к своей Родине и гордость за нее.
В последние годы в детском саду много внимания стали уделять патриотическому воспитанию. И начинается оно с воспитания любви к своей семье, детскому саду, улице, на которой живет ребенок, Далее дети знакомятся с городом, краем, страной. Так постепенно ребенок начинает понимать, что он- часть великого русского народа. В своей работе используем фольклор разных жанров: сказки, поговорки, пословицы, песни, загадки и д.р. Знакомим детей с предметами русского народного быта: посудой, игрушками, мебелью и д.р., промыслами, костюмами, праздниками и традициями.
А чтобы познакомить ребенка с этим, важно самому узнать и понять русскую культуру, русское наследство и научиться разбираться во всем этом.
Игра «Русская старина».
Хорошо ли вы знаете русское народное творчество? Сумеете ли рассказать ребенку о русских народных сказках, приметах, промыслах и др.?
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
Предлагаю вам принять участие в игре « Русская старина». Разделитесь, пожалуйста, на три команды при помощи считалки. За каждый правильный ответ команда получает леденец на палочке.
- Русский народный костюм.
(Под спокойную музыку выходят по очереди дети, одетые в русские народные костюмы. Воспитатель рассказывает о русских народных костюмах.)
По обычаям старинным
В платьях все ходили длинных
И гостей встречать умели,
Своих нарядов не жалели.
(Выходят две девочки в русских костюмах. На первой девочке – рубаха, сарафан, запон, кокошник; на второй – рубаха, понева, душегрея.)
Эта часть костюма –
Не мужской кафтан.
Носит красная девица
Длинный…
( сарафан) .
Ходит девица с косой,
С непокрытой головой,
Красоте помощник,
Расписной …
( кокошник ) .
Вопросы командам:
- Кто носил кокошник? ( Кокошник носили замужние женщины.)
- Не зря говорили: «Сарафан на крестьяночке - заря, кокошник - солнышко, лебединому крылу под стать». А на этой девице - рубаха, понева, душегрея. Что такое понева? (Домотканая длинная прямая юбка с разрезами по бокам.)
С давних пор краса девицы -
Не румяна , не ресницы,
Всюду русская краса -
С лентой длинная коса.
(Выходят мальчики. На первом – штаны (порты) , косоворотка, кушак, лапти. На втором – штаны, сапоги, кафтан.)
- Кто на Руси носил лапти, а кто сапоги? (Бедные носили лапти, а богатые – сапоги.)
Лапти – самая древняя обувь на Руси. Они были и мужской , и женской обувью. Материал для лаптей всегда был под рукой, их плели из внутренней части коры липы – лыка, стоили лапти три копейки, а сапоги – аж несколько рублей. В горячую летнюю пору хватало лаптей на четыре дня, а в зимнюю – на десять дней. Отсюда пошла у крестьян пословица: « В дорогу идти – пять пар лаптей плести».
Зимы в России были лютые, поэтому русский люд шил себе зимнюю одежду. Шубы шили из разного меха.
- Из какого меха носили шубы бедные, среднее сословие и богатые? (Бедные носили шубы овчинные, заячьи, собачьи; среднее сословие – беличьи, куньи; богатые – лисьи, собольи.)
Богатый купец говаривал в то время: «Наш чин не любит овчин».
(Далее дети – мальчики и девочки – в русских костюмах исполняют частушки про одежду.)
Ворот вышит, а застежка
Сбоку подбородка –
Всем наряд известен этот
Как косоворотка.
Сидит Ваня на березе-
Новая рубашка.
На головке сапожок,
На ноге фуражка.
Рвала Дуня лопушок
Да под самый корешок.
Сшила Дуня сарафан
И наряден, и неткан.
Выйду, выйду поплясать
В новеньких ботинках,
Все ребята говорят,
Что я как картинка.
Меня батенька обидел,
Сапоги больши купил,
Сапоги больши купил,
Чтоб я к Дуне не ходил.
- Фольклор.
День за днем, год за годом ребенок растет, набирается ума – разума, черпая новые духовные силы и знания из чистого, животворного источника – слова, таящего в себе старинные сказки и былины, сказания и песни, загадки и дразнилки, считалки и поговорки.
Задания командам:
- Напишите за одну минуту названия русских сказок.
- Напишите имена наиболее известных персонажей русских народных сказок. ( Иван, Иванушка - дурачок, Емеля, Василиса, Елена, Змей Горыныч, Баба-яга, Кощей Бессмертный.)
В русском фольклоре часто встречаются старинные русские слова.
А знаете ли вы их и сможете ли перевести на современный язык?
- Что означают слова: баской, бранный, година, живот, жито, ладом, орать, пролеть, радеть, седмица?
( Баской – нарядный, красивый. Браный – у зорчатый ( о ткани ) . Година – хорошая погода. Живот – жизнь. Жито – всякий хлеб в зерне или на корню. Ладом – хорошо. Орать – пахать. Пролеть – началолета. Радеть – стараться, заботиться. Седмица – неделя. )
- Изобразите с помощью пантомимы пословицы. Участники другой команды должны догадаться, что это за пословицы.
* Дареному коню в зубы не смотрят.
* Не рой другому яму, сам в нее попадешь.
* Одна голова хорошо, а две лучше.
- Отгадайте русские загадки:
* Длинна, как дорога, коротка, как блоха. ( Жизнь. )
*Чувство, которое любого красит. ( Стыд. )
* Шарю – пошарю, в угол встану. ( Веник. )
* Страна без людей, города без домов, моря без воды. ( Карта )
* Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (Ложка.)
* Что не сеяно родится. (Трава.)
* Зимой нет теплей, а летом холодней. (Печка.)
* Стоит баба на юру, руками машет, а что съест, тем и люди сыты. (Мельница)
- Народный календарь.
Интересный способ, который помогает нам связаться с прошлым и настоящим нашего народа, - народный календарь. Это большой и богатый жизненный опыт наших предков, их память, жизнь, полная таинств и загадок, их философские суждения. Это наша жизнь и жизнь наших детей. Но народный календарь – не обязательное строгое расписание природы и погоды. Это народное описание событий, явлений, периодов года.
Вопросы командам:
- Какой месяц в Древней Руси называли просинец? (Январь.)
- Сороки. Сорок сороков. Сорок мучеников. В этот день прилетают сорок птиц, и первая из них – жаворонок. Поэтому хозяйки накануне пекли из ржаной муки сорок шариков – «сороки святые – колобаны золотые» и по одному шарику выбрасывали каждый день за окошко со словами:
Мороз, красный нос,
Вот тебе хлеб и овес.
А теперь убирайся
Подобру – поздорову!
Назовите этот день. (22 марта.)
- В ночь на этот праздник на берегах рек и озер обычно разжигали обрядовые костры, через которые бросали венки, прыгали, купались в озере, реке, обливались водой. С этого дня начинали заготавливать березовые веники для бань. Назовите этот день. (Иван Купала – 7 июля.)
- Какой из праздников на Руси не имел точного срока в календаре? В этот день не ели мяса, запасались к нему рыбой. (Масленица.)
- В этом месяце их три: медовый, хлебный(ореховый), яблочный.(Спас.)
- Домашняя утварь, обычаи стола.
Русский народ всегда славился своим гостеприимством. В доме гости – на столе появились самые разнообразные лакомства, приготовленные хозяйкой. Все лучшее и самое вкусное приготавливалось для гостей. Народная мудрость гласила:
*Что есть в печи – на стол мечи.
*Умей в гости звать, умей и угощать.
* Хоть худо живем, да тот же хлеб жуем.
* Где щи да каша, там и место наше.
Русская печь, домашняя утварь, обычаи стола, будничные и праздничные блюда – все это русский человек не забывал, где бы он ни находился.
Вопросы командам:
- Что за посудина такая – скопкарь? (На Русском Севере из корня дерева вырезали ковши – скопкари. Скопкарь представляет собой ладьевидный сосуд, подобный ковшу, но имеющий две рукояти, одна из которых обязательно в виде головы птицы или коня.)
- Зачем вешали на забор вверх дном старый горшок? (В поверьях русского народа горшок часто выступает как оберег. Чтобы предохранить кур от ястребов и ворон, на забор вешали вверх дном старый горшок. Это делалось обязательно в Великий четверг до восхода солнца, когда были особенно сильны колдовские чары. Горшок в этом случае как бы впитывал их в себя, получал дополнительную волшебную силу.)
- Ложку клали на стол в разное время по-разному: то выемкой черпака вверх, то выемкой черпака вниз, почему? (Ложка, повернутая выемкой черпака вверх, означала, что она будет использована на поминальной трапезе.)
- И в заключении нашей игры, предлагаю командам ответить на следующие вопросы. За правильные ответы команды получают призы.
Вопросы командам:
- В какое время года крестьянин рубил деревья для строительства дома?
(зимой)
- Какой день Масленой недели назывался «широким»? (четверг)
- Как назывались бродячие актеры на Руси? (скомарохи)
- Как назывался в крестьянском доме правый от печки угол? (красный угол)
- Какие литературные произведения в древности было принято не рассказывать, а петь? (былины)
- Няня, которая ходит за ребенком, поет ему песни? (пестунья)
- Протяжная ласковая песенка для маленьких детей? (колыбельная)
- Короткие, состоящие из двух или четырех строчек песенки, исполняемые подряд на одну мелодию?(частушки)
- Ритмичная песенка-приговор, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка? (потешка)
- Праздничные поздравительные зимние песенки с пожеланиями хозяевам дома хорошего урожая, богатства и счастья? (колядки)
- Образное краткое изречение,метко определяющее какое – либо явление.
(поговорки)
- Краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл? (пословица)
- Как наши предки называли духа дома, живущего за печкой? (домовой)
- Злая ленная старуха – волшебница и ведьма? (баба-яга)
- Как в славянской мифологии зовут хозяина леса и зверей? (леший)
- Кто в представлении славян был хозяином воды, чаще всего селился у мельницы или в омуте? (водяной)
- Какое имя было у кота Бабы-яги – главного помощника ее злодеяний? (баюн)
Спасибо вам, уважаемые родители, за участие в игре. Мы надеемся, что сегодня в вас пробудилась любовь к Родине через знакомство с ее славным прошлым. Передавайте эту любовь вашим детям. Пусть они постепенно познают красоту родной земли, все сильнее и сильнее привязываются сердцем к ней. И пусть эта привязанность рождает в них самые добрые чувства.
(Педагоги подводят итоги, награждают команду-победителя и приглашают всех за столы на чаепитие.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»
Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»Цель проведения дня открытых дверей: помочь родителям и детям ощутить радость от сов...
Выступление на родительском собрании по теме: "Влияние родительских установок на развитие детей". Практические рекомендации.
Практические рекомендации родителям по воспитанию детей....
Родительское собрание На тему: "Русские народные подвижные игры
2 младшая группа...
Родительское собрание на тему:"Русское народное творчество в воспитании детей".
Современные концепции развития личности ребенка в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценны...
Выступление на родительском собрании по теме: «Воспитание детей на традициях русской народной культуры средствами музейной педагогики»
В вопросах нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения одним из средств является музейная педагогика. Культурное наследие во всем его многообразии должно сл...
Выступление на родительском собрании на тему " Обучение дошкольников русскому языку в национальном детском саду»
Обучение дошкольников русскому языку в национальном детском саду...
Родительское собрание на тему: «Приобщаем малышей к русскому фольклору».
13 октября 2023г мы в своей группе совместно с родителями провели родительское собрание на тему: «Приобщаем малышей к русскому фольклору»....