Трудности межличностных отношений воспитанников дошкольных учреждений и методы их преодоления. Автор статьи воспитатель ДО Лялене Н.А.
статья по теме

лялене надежда анатольевна

Данная статья рассматривает проблемы в отношениях дошкольников. К великому сожалению, реальность бывает такова, что ребенок отказывается ходить в детский сад, постоянно жалуется: сегодня у него болит одно, завтра другое, он стал непоседливым, у него плохое настроение... Это вас беспокоит, вы начинаете его расспрашивать о том, что происходит в детском саду, какие у малыша там проблемы: может быть, его обижают сверстники, с ним плохо обращаются — физически или морально (насмешки)? Как распознать, что у ребенка плохо складываются отношения со сверстниками? Когда родители действительно должны "бить тревогу"? А, главное, как помочь маленькому человеку преодолеть трудности, связанные со взаимодействиями между товарищами по группе? Об этом рассказывает данная статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vospitatelya.odt18.27 КБ

Предварительный просмотр:

Трудности межличностных отношений воспитанников дошкольных учреждений и методы их преодоления.

Автор статьи воспитатель ДО Лялене Н.А.

Начну свою статью с цитаты из  Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 2562: «Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются: охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников; обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников; воспитание с учетом возрастных категорий воспитанников гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников; взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей…»

         Но, к великому сожалению, реальность бывает такова, что ребенок отказывается ходить в детский сад, постоянно жалуется: сегодня у него болит одно, завтра другое, он стал непоседливым, у него плохое настроение... Это  вас беспокоит, вы начинаете его расспрашивать о том, что происходит в детском саду, какие у малыша там проблемы: может быть, его обижают сверстники, с ним плохо обращаются — физически или морально (насмешки)?

          Если малыш ничего вам не рассказывает, вероятно, он не хочет, чтобы вы вмешивались, потому что боится наказания или — гораздо чаще — потому что ему стыдно.  Постарайтесь спокойно разобраться в том, что происходит с ребенком, не начиная злиться, не обвиняя его с ходу в том, что «сам виноват», или, что он «должен уметь защищаться», — слыша такое, он может подумать, будто его предают. Уж тем более, не  провоцируйте его на драку в ответ на насмешки

Важно объяснить ребенку, на которого нападают, что ему необязательно быть «силачом», необязательно затевать драку ради того, чтобы его оставили в покое. Естественно, вам хочется научить сына или дочь защищаться, но не побуждайте их к тому, чтобы они защищались кулаками. С одной стороны, драться в детском саду запрещено, а с другой, ребенок наверняка уже напуган агрессивностью других, и призыв «хорошенько дать сдачи» обидчикам только усилит его страх и ощущение собственной слабости, которые, безусловно, и так уже замечены другими детьми. У вашего ребенка есть иные средства себя защитить! Ещё тут важно понимать, что если, как ему кажется, вы только и ждете от него драки с обидчиками, он не захочет делиться с вами своими проблемами,  потому что ему будет стыдно за свое неумение защищаться. Надо внушить малышу, что лучший способ защиты — оставаться в поле зрения взрослых. Посоветуйте ему во время прогулок с группой в детском саду остерегаться дальних углов двора.

Вам надо встретиться с воспитателями Возможно, вашего ребенка тянет к компании сильных и крепких ребят и ему хочется стать членом этой компании. Ребенка, который чувствует свою слабость, нередко привлекают более агрессивные дети, и те, конечно же, этим пользуются.- Разумеется, вам необходимо поговорить с воспитателями обо всем, что происходит в группе. Попросите их вспомнить, какие события могли стать причиной насмешек над вашим ребенком. Может быть, случился какой-то конфликт, может быть, он с кем-то поссорился?

Случаются ситуации, в том числе — с угрозами или с вымогательством, которых воспитателю не удается заметить, потому что внешне все спокойно: не было ни ссоры, ни драки, ни жалоб с чьей-либо стороны.   В любом случае говорите с воспитателями, но не с родителями ребенка-агрессора, а тем более — не с ним самим. Ребенок-агрессор чаще всего хорошо известен воспитателям, и ему тоже необходима помощь. Его жертвами могут быть многие дети, поэтому проблему надо решать именно на уровне детского сада.

Если вашему ребенку не хватает уверенности в себе, то ровесникам и детям постарше он может казаться слабым, и это делает его беззащитным в глазах других ребят. Правда, дети, которым не по себе в коллективе, тоже нередко проявляют по отношению к другим агрессивность или по крайней мере бестактность.

Конечно, каждый родитель хочет и должен помочь своему ребенку! Давайте подумаем, как именно: вы лучше всех знаете своего ребенка, поэтому любое изменение в его поведении или психологическом состоянии может подсказать то, что в жизни малыша что-то происходит. На что обратить внимание? Например, ребенок стал скрытен и задумчив. Это может быть реакцией на конфликты со сверстниками. В таком случае лучше перестраховаться и выяснить причину. Понять, что вашего ребенка обижают в детском саду порой не просто. Что должно насторожить любящего родителя?

1) Малыш с неохотой идет в детский сад, плачет и отказывается утром даже вставать, когда его будят, радуется любой возможности остаться дома.

2) Часто возвращается из сада в плохом, подавленном настроении.

3) Без очевидной причины плачет.

4) Вывод о том, что ребенка обижают в саду, можно и из того факта, что он

ничего не говорит о сверстниках, с которыми вместе проводит много

времени в группе.

5) Старается не рассказывать о том, как прошел день в детском саду.

6) Часто без видимой причины отказывается идти в детский сад.

7) Как правило, если ребенка обижают в детском саду, у него чаще возникают болезненные состояния, малыш начинает постоянно недомогать и даже болеть.

8) Не общается с ровесниками из группы, даже если они живут рядом и

гуляют в одном дворе.

9) Если ребенка обижают в саду, он чувствует свое одиночество — малыша никто не приглашает в гости, на день рождения, а он, в свою очередь, никого не хочет звать в гости к себе.

Незамедлительно нужно реагировать:

10) Если на теле малыша вы обнаружили царапины, ссадины и синяки, а ребенок путается и невнятно объясняет, что «упал», «стукнулся»;

  1. Усли у ребенка начали пропадать вещи и игрушки, про которые он

говорит, что «потерял»;

13) Если у вашего всегда аккуратного малыша вдруг внезапно стали портиться, пачкаться и рваться вещи, ломаться игрушки, которые он берет с собой в детский сад.

14) Может говорить о том, что вашего ребенка обижают другой ребенок в детском саду и тот факт, что малыш стал вдруг излишне «щедрым» и отсутствие своих любимых игрушек объясняет, например, так: «Подарил машинку Вите…» или «Куклу подарила Марине…». А на вопрос мамы следует ответ: «Ты его не знаешь, это мой друг (подруга)»

Чтобы понять, что делать, если ребенка обижают в саду, нужно досконально разобраться в ситуации. Но далеко не все дети могут внятно пояснить происходящее, поэтому поможет игра. Попробуйте поиграть с малышом «в детский сад». Пусть игрушечные мишки-зайчики или куклы и роботы будут «детками и воспитателями». Разыграйте несколько ситуаций, когда непослушные «малыши» шалят. Как действует в этом случае воспитатель? Другие дети? А если медвежонок обижает зайчика, толкает его и дерется? А вдруг «сильный робот» нападает на куклу? Как это происходит? Что делать кукле? Понаблюдайте во время игры за реакцией малыша. Здесь важно и эмоциональное отношение ребенка к игре в целом, и отношение к «драчунам» и «обиженным». Кстати, в такой игре ребенок непроизвольно копирует реальное положение в группе — действия детей и воспитателей, и родители имеют возможность «поприсутствовать» в детском саду.

Надо всегда помнить о том, что «Вся радость жизни умещается в улыбке ребенка» (с). Давайте будем делать всё возможное, чтоб наши дети чаще улыбались, имея счастливое детство!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации деятельности воспитателей и воспитанников дошкольного учреждения в ходе реализации программы по формированию навыков иноязычной речи (консультация для воспитателей и педагогов дополнительного образования (английский язык))

Консультация раскрывает особенности взаимодействия воспитателей и педагогов английского языка по формированию навыков иноязычной речи и детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Межличностные отношения детей дошкольного возраста в группе»

Общение и отношения с людьми является одной из основ человеческой жизни. Отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте. От того, как сложатся отношения ребенка с первой в его...

Статья Коммуникативные игры как средство формирования межличностных отношений в дошкольном возрасте

КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Петрова Мария Сергеевна, воспитатель ГБДОУ детский сад №28 Пушкинского района г. Санкт-Петербург...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Межличностные отношения детей дошкольного возраста в группе». Игры дома и в детском саду по пожарной безопасности.

Тема зарождения и  становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна. игры - соревнования по пожарной безопасности....

Формы, методы и приёмы работы с дошкольниками по ранней профессиональной ориентации воспитанников дошкольного учреждения

Презентация по профессиям: Формы, методы и приёмы работы с дошкольниками по ранней профессиональной ориентации воспитанников дошкольного учреждения...