Родительское собрание
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Использование нетрадиционных форм работы воспитателя ДОУ с семьей
Родительское собрание
Кризис трех лет
(Конспект нетрадиционной формы работы с родителями)
Знаете ли, какой самый верный способ
сделать вашего ребенка несчастным-
это приучить его не встречать ни в чем отказа.
Ж-Ж. Руссо
Воспитатель - Тема сегодняшнего разговора посвящена одной из важных проблем маленького ребенка, проблеме кризиса трех лет. Давайте обсудим следующую ситуацию:
Ребенок изменился, стал совсем другим. Все время спорит, упрямится, не выполняет требований взрослых, все делает наоборот. При одевании не может застегнуть пуговицы на рубашке, от помощи отказывается, ужасно сердится и кричит: “Я сам! Я сам!”
- Какому возрастному периоду жизни ребенка это характерно? (Три года)
- Что происходит с ребенком? (Кризис трех леток)
- Как бы Вы поступили в данной ситуации?
МИНИ - АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Пожалуйста, ответь на вопросы мини – анкеты:
- Знакомо ли Вам понятие “кризис трех лет”. Что это такое?
- Какого рода трудности Вы испытываете в общение с ребенком данного возраста?
- Знаете ли Вы, как следует общаться с малышом в данный период?
- Нужна ли Вам помощь детского сада по данной проблеме?
В жизни каждого ребенка бывает момент, когда он вдруг из очаровательного карапуза превращается в самостоятельного и независимого человека. Как правило, эти изменения происходят примерно в три года. В этом возрасте дети сравнивают себя с взрослыми и хотят во всем быть похожими на них. Они хотят от родителей признания своей независимости и самостоятельности. Ребенок хочет, чтобы с ним советовались и учитывали его мнения. Он уже сегодня, сейчас хочет быть взрослым: “Я сам!”… Психологи называют этот сложный период кризисом трех лет.
Послушайте, какое стихотворение написала психолог Л.А. Булдакова, описав кризис трех лет:
“Я сам”
Я негативен и упрям,
Строптив и своеволен,
Средою социальной я
Ужасно недоволен.
Вы не даете мне шагнуть,
Всегда помочь готовы.
О, боже! Как же тяжелы
Сердечные оковы.
Система “Я” кипит во мне,
Хочу кричать по повсюду:
Я - самость, братцы, я живу,
Хочу! Могу! И буду!
Л.А. Булдакова
Что же такое кризис трех лет и как реагировать на него взрослым?
Кризис – это важный этап в психологическом развитии ребенка, который обозначает переход на новую возрастную ступень.
С донной стороны, кризисы являются движущей силой развития, этапом смены ведущей деятельности ребенка; с другой стороны – это сложный период для малыша, его родных и персонала дошкольного учреждения.
Немалую ответственность за правильный выход из кризиса несут родители ребенка. Им необходимо изменить стиль общения с ребенком и образ жизни- все то, что замедляет и мешает его адекватному развитию.
ОСНОВНЫЕ СИМПТОМЫ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА “КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ”
1. РЕБЕНОК ПРОТИВИТСЯ ПРЕЖНИМ ОТНОШЕНИЯМ
В поведение ребенка наблюдается СТРОПТИВОСТЬ - постоянное недовольство всем. Это как “бунт против норм воспитания, установленных раннее для ребенка, против всего прежнего образа жизни” (Л.С. Выготский).
Авторитарное воспитание в семье, когда родители часто используют приказы и запреты, способствующие яркому проявлению строптивости.
Однако если ребенку давать полную свободу и не ограничивать его ни в чем, то взрослые будут испытывать затруднения в тех ситуациях, когда действия ребенка все же приходится ограничивать. Например, в магазине, где он требует купить понравившуюся ему игрушку. Необходимо помнить, что вседозволенность до хорошего не доведет.
Реже в поведение детей наблюдается и такие симптомы:
*Обесценивание ребенком личности близких – ребенок часто ссорится со всеми дома, находясь как бы в состоянии “войны”.
*Деспотизм – ребенок, во что бы то ни стало, хочет добиться, чтобы исполнять любое желание, он хочет стать “господином положения”.
*Ревность - когда в семье есть еще дети, то ребенок вынужден делить власть над окружающими с братом или сестрой. Такое положение его не устраивает, он изо всех сил начинает бороться за власть. Ревность может проявляться открыто: дети часто дерутся, ссорятся. Но, бывает и так, что на глазах у родителей ребенок стремится показать себя с лучшей стороны и заявляет, что обожает брата или сестру. Родители совершенно уверенны в этом. Однако на самом деле ребенка раздирает внутренние противоречия.
Чтобы не произошло подобное, родители должны чутко относиться к потребностям каждого ребенка. Находить время и обязательно уделять внимание каждому ребенку.
Взрослый не должен стоять на пути детской самостоятельности. Ребенок растет, отстаивает “свою самостоятельность”, свое право на действия по собственным решениям.
Нравственное воспитание начинается с усвоения ключевых слов “НАДО” и “нельзя”. Это развивает ориентировку малыша в окружающем мире и обязывает его. Запретов должно быть мало, но они должны быть ТВЕРДЫМИ. Каждому “нельзя” противопоставляйте альтернативное “можно”. Например, малыш тянется к очкам бабушки – нельзя! Не послушался. Опустите на пол или предложите ласково: “Поправь бабушки очки, погладь ее”.
2. ЯРКОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ НЕГАТИВИЗМА - это немотивированное поведение, которое проявляется в действиях и словах, которое намеренно противоположны требованиям и ожиданиям взрослых.
Ребенок противопоставляет себя взрослым и перерастает выполнять их требования, стремясь сделать все наоборот, не только наперекор взрослым, но и часто в ущерб своим интересам.
3.УПРЯМСТВО И КАПРИЗЫ
Ребенок проявляет упрямство, которое выражает в стремление поступать по- своему вопреки разумным доводам. Пик упрямства приходиться на 2,5- 3 года. Мальчики упрямее девочек. Девочки капризничают чаще.
Упрямство следует отличать от настойчивости, когда ребенок добивается своего потому, что он так решил. Настойчевый – стойкий в своих намерениях, твердый, упорный, неотступный в требованиях.
В этот момент взрослые должны научить малыша, как можно поступить в таком случае, а не загонять его в угол своими требованиями. Конечно можно “выиграть битву”, заставив ребенка сделать то, что Вы требуете. Но это приведет только к усилению напряжения и, возможно, к истерике ребенка, который может усвоить манеру поведения взрослого, и в дальнейшем будет действовать подобным способом.
Наша задача – не искоренять упрямство, а переводить его в настойчивость. Направлять активность ребенка в нужное русло.
В кризисный период приступы упрямства и капризности наблюдаются у детей по пять раз в день, а у некоторых до 19 раз. Период упрямства и капризности заканчивается к 3,5-4 годам.. Кризис трех лет разрешается путем перехода ребенка к игровой деятельности. Если желания малыша намного превосходят его возможности, необходимо искать выход в ролевой игре. Научите ребенка играть “во взрослых”, беря на себя роль мамы, папы, врача, продавца и т.д. Покажите ему не сложные действия, которые он может воспроизвести. Поиграйте рядом с ребенком, он с удовольствием будет Вам подражать.
Тренинг, как один из способов проведения нетрадиционной формы работы с родителями.
В тренинге используется мяч как ключ к ответам и рассуждениями родителей.
Как бы Вы поступили?..
- Если ребенок не желает есть? (Будите его упрашивать; Создадите игровую ситуацию и предложите покормить “котенка, мишку”.)
- Если ребенок капризничает? (Будете переживать о том, что подумают окружающие? Вы проявите внимания к ребенку, возьмете за руку и отведете в сторону, где обстановка спокойнее и постараетесь переключить его внимание: “Смотри, что у меня есть!...”)
- Если ребенок упрямится? (Вы его будите ругать и стыдить за плохое поведение; Подождете немного и отвлечете: “Посмотри, что у меня есть! Посмотри, кто там идет?..”)
Общение с ребенком в период кризиса (будь то кризис одного года, трех лет или подростковый) – это особое искусство. Главное – вовремя понять и помочь ребенку, потому, что мы нужны ему как никогда.
РЕШЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
- Создавать в семейном кругу атмосферу любви, понимания и доброжелательности.
- Побольше играйте, разговаривайте с малышом – подобные маневры отвлекут его от капризов.
- Относитесь к ребенку, как к взрослому члену семьи, проявляйте к нему терпимость.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ:
“Кризис трех лет”
- Капризы и истерика требуют зрителей.
- Не становитесь ими и не прибегайте к помощи посторонних: “Посмотрите, какая непослушная девочка!” Ребенок этого и ждет.
- В любой ситуации проявляйте терпение к ребенку.
- Не позволяйте выходить из себя.
- Не подчеркивайте перед ребенком свое превосходство и силу.
- Будьте с ним рядом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Воспитание любви к родному городу и природе". В конспекте описана последовательность проведения родительского собрания: беседа о патриотическом воспитании, викторина, рассказы родителей.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Воспитание любви к родному городу и природе»...
Родительские собрания в детском саду Общее родительское собрание в средней группе. Подготовка к школе
Ответы на вопросы родителей в течении года. Подведение итогов на ответы анкетирования на тему: "Воспитание ребенка в семье и в саду "...
Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа
Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяснять де...
родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""
влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...
Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.
В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...
Проект родительского собрания в рамках конкурса «Нетрадиционное родительское собрание». Тема: «Место духовно-нравственного и художественно-эстетического воспитания в развитии детей»
Цель проекта показать родителям систему поддержки одаренных детей в условиях ДОУ....
Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня». Родительское собрание. (деловая игра)
ПОД МУЗЫКУ «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО» В ЗАЛ ВХОДЯТ «РОДИТЕЛИ», РАССАЖИВАЮТСЯ. ЗАТИХАЕТ МУЗЫКА, И В ЗАЛ ВХОДЯТ «ДЕТИ».1-ЫЙ РЕБЕНОК: Мама с папой – моя родня.Нет роднее родни у меня.И сестренка родня...