«Развитие познавательных интересов в подготовительной группе»
консультация (подготовительная группа) на тему

Медведева Наталья Александровна

Консультация для родителей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие познавательных интересов в подготовительной группе»

     Скоро ваши дети станут школьниками. Что принесет им школьная жизнь? Будет ли она успешной, радостной или омрачится неудачами, огорчениями?  Во многом это зависит от того, как мы подготовим ребенка к обучению в школе, насколько сумеем сформировать у него те качества, которые определяют эффективность обучения.

      Важнейшая область общего феномена интереса - познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру - в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.

      Познавательный интерес - избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес, становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность дошкольника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

    Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов обучения дошкольников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса, обучение даже у слабых протекает более продуктивно.

      Познавательный интерес при правильной педагогической организации и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие.

      Познавательный интерес дошкольника отражается в его играх, рисунках и других видах творческой деятельности. Очень большое значение имеет отношение окружающих взрослых к проявлениям творчества и самостоятельности детей-дошкольников. Зачастую родители, сами того не сознавая, уделяют основное внимание материальной обеспеченности детей, не придавая особого значения тому, какие условия созданы для их развития. Порой из самых добрых побуждений родители стараются сделать все вместо ребенка, а не вместе с ним, тем самым перекрывая путь к развитию самостоятельности, творческого начала.

     Пытливость мысли и интересы ребенка проявляются в его вопросах.  К детским вопросам необходимо относиться внимательно и бережно, отвечать на них таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы детей (см. приложение — памятку на тему «Как отвечать на детские вопросы»).

     При подготовке ребенка к школе большое значение имеет воспитание у него внутренней потребности в знаниях. Стремление узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений, действительности, желание вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения характеризуют развивающийся познавательный интерес. Познавательный интерес – это стремление к знанию, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать нового, выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании проникнуть в сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения (Т.А.Куликова). Познавательные интересы на пути своего развития характеризуются познавательной активностью, избирательной направленностью, стремлением самостоятельно решать проблемные вопросы, познавательные задачи, устанавливать причинно-следственные связи. Они включают в себя интеллектуальную активность в сочетании с эмоциональным отношением и волевым усилием. Под влиянием активной мыслительной деятельности ребенок оказывается способным к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи.

     Условием возникновения познавательного интереса является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретенными знаниями. Дошкольник легче запоминает и воспроизводит интересный для него материал, поэтому при организации деятельности детей необходимо учитывать их интересы. Развитие познавательных интересов и активности, самостоятельности личности - процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность; в свою очередь повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес. Свойство активности как черты личности складывается в деятельности различного плана (игровой, познавательной, трудовой). Познавательная активность, обретая черты интеллектуального и эмоционального отклика на решение различных задач обучения, создает у ребенка желание более чутко прислушиваться и присматриваться к тому, что происходит вокруг, искать занимательные вопросы в обыденной жизни. Для развития активности, самостоятельности как личностных качеств, важную роль играет то, чтобы ребенок выступал как субъект деятельности. Если деятельность ребенка будет всегда только исполнительской, подражательной, побуждения к деятельности ребенка будут всегда исходить только от взрослого, а его собственная активность не будет опираться на внутреннюю среду, интерес в своем развитии будет испытывать колебания ситуативного порядка, а при отсутствии побуждений извне и вовсе угаснет. Поэтому для развития познавательного интереса к истории предметного мира необходима деятельность поискового, творческого характера, где ребенок выступает как субъект деятельности.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Как отвечать на детские вопросы?»

  • Относитесь к вопросам ребенка с уважением, не отмахиваясь от них. Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.
  • Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте при этом сложных слов, книжных оборотов речи.
  • Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопрос встречным: «А ты как думаешь?».
  • В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдение за окружающей действительностью, прочесть ему книгу, вместе найти ответ в энциклопедии, рассмотреть иллюстративный материал.
  • Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства, воспитывайте чуткость, гуманность, тактичность к окружающему миру.
  • Если ответы на вопросы ребенка требуют сообщению сложных, недоступных пониманию дошкольника знаний, не бойтесь ему сказать: «Пока ты мал и не сможешь многое понять. Будешь учиться в школе, о многом узнаешь, сможешь сам ответить на свой вопрос».

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Как отвечать на детские вопросы?»

  • Относитесь к вопросам ребенка с уважением, не отмахиваясь от них. Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.
  • Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте при этом сложных слов, книжных оборотов речи.
  • Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопрос встречным: «А ты как думаешь?».
  • В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдение за окружающей действительностью, прочесть ему книгу, вместе найти ответ в энциклопедии, рассмотреть иллюстративный материал.
  • Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства, воспитывайте чуткость, гуманность, тактичность к окружающему миру.
  • Если ответы на вопросы ребенка требуют сообщению сложных, недоступных пониманию дошкольника знаний, не бойтесь ему сказать: «Пока ты мал и не сможешь многое понять. Будешь учиться в школе, о многом узнаешь, сможешь сам ответить на свой вопрос».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование непрерывной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» / Познавательно-исследовательская деятельность Подготовительная группа

Перспективное планирование непрерывной  образовательной деятельностиОбразовательная область «Познавательное развитие» /  Познавательно-исследовательская деятельностьПодготовитель...

Статья "Предметно-развивающая среда как условие развития познавательных интересов детей подготовительной к шоле группы"

Даннная статья содержит информацию о том, как правильно и функционально оформить групповую комнату подготовительной к школе группы, в ДОУ....

Перспективный план работы с детьми на 2018 - 2019г. по теме: «Развитие познавательного интереса детей подготовительного дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»

Перспективный план работы с детьми на 2018 - 2019г. по теме: «Развитие познавательного интереса детей подготовительного дошкольного возраста через исследовательскую деят...

Перспективный план работы с родителями по теме: «Развитие познавательного интереса детей подготовительного дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»

Перспективный план работы с родителями по теме: «Развитие познавательного интереса детей подготовительного дошкольного возраста через исследовательскую деятельность&raqu...

Развитие познавательного интереса детей подготовительной группы ЗПР в процессе экспериментальной деятельности. Лаборатория «Любознайка»

Как известно, ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимодействия между родителями и педагогами. Для ребенка важно, чтобы его м...

Методическая разработка. Развитие познавательного интереса детей подготовительной группы ЗПР в процессе экспериментальной деятельности. Лаборатория «Любознайка»

Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объеденить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность, пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познава...