Пальчиковый игротреннинг
занимательные факты (младшая группа) на тему
Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук,
умение ребенка «пользоваться» этими движениями — держать
ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrotrenning.docx | 18.02 КБ |
Предварительный просмотр:
"Пальчиковый игротренинг, как одна из форм работы при формировании мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"
Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук,
умение ребенка «пользоваться» этими движениями — держать
ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить.
Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики
пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней
челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим
образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев
отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с
речью. Неловкость пальцев говорит о том, что мелкая моторика
еще недостаточно развита.
Для развития тонких дифференцированных движений
рук используются традиционные упражнения: игры с мелким
конструктором (лего), пазлы, раскрашивание и штриховка
рисунков, мозаика и др. Они способствуют лучшей ориентации в
условиях двухмерного пространства листа бумаги, готовят руку
ребенка к обучению письму, развивают аккуратность, графические
умения, глазомер.
Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным. Интерес и яркий
эмоциональный настрой вызывают у детей пальчиковые игры на
бумаге. Оказывается, можно рисовать не только кисточкой, но и
пальчиками, косточками, камешками, ракушками, пуговицами,
веревочками. Волшебные превращения этих материалов в картинки
радуют детей.
Планомерная работа по развитию моторики рук в детском саду и
семье способствует закреплению положительных эмоций, развитию
речи, воображения, фантазии, подготовке ребенка к последующему
обучению в школе. У детей снижается утомляемость, повышается
работоспособность, активизируются мыслительные, психические
процессы.
В домашних условиях можно использовать и другие
интересные формы работы.
Самомассаж кистей и пальцев рук
Этот массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками
(«приговорками»), стихами.
1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца.
Растирать зубной щеткой сначала подушечку пальца, затем
медленно опускаться к его основанию.
Я возьму зубную щетку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики-удальчики.
2. Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками,
прыгунками. Вертеть их в руках, щелкать по ним пальцами и
«стрелять», состязаясь в меткости.
3. Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко
«укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают
напряжение.
Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами,
удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
4. Массаж грецкими орехами (каштанами).
Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между
двумя пальцами.
Научился два ореха,
Между пальцами катать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.
5. Массаж «четками». Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы,
успокаивает нервы.
Считать количество «бус» (в прямом и обратном порядке).
Пальчиковый тренинг
Развитию тонких дифференцированных движений рук
способствуют следующие игры:
Игры с резиновыми кольцами (эспандерами), направленные на
повышение упругости ручной мускулатуры.
«Кус-кус» — бельевыми прищепками поочередно «кусать»
ногтевые фаланги (подушечки) на ударные слоги стиха от
большого пальца к мизинцу.
Котенок
Если кто-то с места сдвинется,
На него котенок кинется.
Если что-нибудь покатится,
За него котенок схватится.
Прыг-скок! Цап-царап!
Не уйдешь из наших лап!
Игры с разноцветными прищепками стимулируют созревание
клеток коры головного мозга путем механического сдавливания
подушек пальцев.
«Прогулка» — с помощью подставки под горячее «ходить»
указательными и средними пальцами по клеточкам, на каждый
ударный слог стиха, делая по шагу. Можно «ходить» средним и
безымянным, безымянным и мизинцем правой и левой руки
поочередно или одновременно.
Кто идет?
Идет собака, кот идет,
И дождь идет, и град...
Еще часы идут вперед,
Хоть на столе стоят.
Л.Г. Парамонова
«Лыжники» — «вставать» в углубления больших пуговиц,
пластмассовых крышек от бутылок указательными и средними
пальцами, двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стиха.
Две новые кленовые
Подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги,
И по большим снегам беги.(Лыжи.)
«Волшебные превращения веревочки» — из различной длины и
цвета веревочек, проволочек заплетать косички, рисовать цветы,
животных.
«Музыканты» — нажимать сначала пальцами одной руки, потом
другой и обеими руками вместе на «клавиатуру» из поролона с
приклеенными пуговицами, сопровождая игру произнесением
звуков, слогов, слов, чистоговорок, стихов на отрабатываемый звук.
Слоги:
ша-шо-шу-ши-ше;
шко-шка-шку-шки-шке;
аш-ош-уш-иш-еш;
шта-што-шту-шти-ште.
Чистоговорки:
ша-ша-ша — в доме у нас Маша;
шо-шо-шо — Маша ведет себя хорошо;
шу-шу-шу — на руках ее ношу;
ши-ши-ши — калоши у Маши очень хороши.
Стихотворение:
Кто потерял много игрушек
Маша шла, шла, шла и игрушки нашла:
Кошку, матрешку, шишку, мартышку,
Мишку, машинку, пушку, зайчишку,
Шар, неваляшку, катушку, лягушку.
«Мой веселый мяч-прыгун» — прокатывать мяч пальцами правой
или левой руки по «Спирали», «Универсальному панно»,
одновременно рассказывая стихи на автоматизацию,
дифференциацию звуков.
Трудно мячик мне вести
Прямо по дорожке —
Так и хочется ему
Спрятаться в ладошке.
«Фокусник» — собрать (скомкать) кусочек полиэтилена (носовой
платок) пальцами в ладонь, начиная с угла (кусочки полиэтилена
торчать из кулачка не должны).
Рисование — рисовать «цветы» веревочками, пуговицами,
камушками, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых
бутылок. Выкладывая из них красочные предметы, узоры, дети
закрепляют знания о цветах, формах, развивают воображение.
Игры со спичками (без головок), палочками, заключающиеся в
выкладывании геометрических форм, цифр, букв, изображений
предметов. Такой прием способствует формированию действий
пальчиков с мелкими деталями, учит распределять предметы на
листе бумаги в определенном порядке, развивает логическое
мышление, фантазию.
Например:
Задание. Выложить из спичек фигуры по образцу:
Тренируйте пальчики!
Станет рука сильной,
Головушка умной,
А речь красивой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Двигательный игротреннинг
Общеразвивающие упражнения на развитие динамической координации, которые направлены прежде всего на коррекцию опорно-двигательного аппарата. Во всех предложенных заданиях указан терапевтический э...
Пальчиковый игротреннинг в коррекционном обучении детей.
Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук....
Игротреннинги
"Игротреннинги в формировании грамматического строя речи у дошкольников"...
Игротреннинг для родителей
Игротреннинг...
Игротреннинг для родителей "Здоровьесберегающие технологии в семье"
В рамках проекта провели игротренинг, в ходе которого родители узнали для себя много интересного.Опробовав на себе предлагаемые упражнения,дружно пришли к выводу-было бы желание!...
Консультация « Пальчиковый игротреннинг – как современная физкультурно – оздоровительная технология в работе с дошкольниками»
Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковый игротренинг могут являться как самостоятельной игрой, так и игровыми моментами в процессе организованной или самостоятельной деятельности....