Консультация « Пальчиковый игротреннинг – как современная физкультурно – оздоровительная технология в работе с дошкольниками»
консультация

Елена Анатольевна Лукашевич

Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковый игротренинг могут являться как самостоятельной игрой, так и игровыми моментами в процессе организованной или самостоятельной деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с № 5 «Теремок» г. Велижа

              Консультация для педагогов

« Пальчиковый игротреннинг – как современная физкультурно – оздоровительная технология в работе с дошкольниками»

                                                       

                                                        Подготовила:

Лукашевич Елена Анатольевна,

инструктор по физической культуре.

                                                        2021 год

   Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковый игротренинг могут являться как самостоятельной игрой, так и игровыми моментами в процессе организованной или самостоятельной деятельности. В младшем возрасте пальчиковые виды деятельности можно проводить индивидуально, подгруппой, в старшем возрасте – фронтально.

Исследования учёных показали, что центр развития речи активно взаимодействует с моторным центром мозга. Поэтому, чтобы ребенок хорошо говорил, нужно развивать его руки! Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности и фантазию. Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным. С большим увлечением дошкольники выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала. Такие задания превращаются в занимательную игру: «пальчики-музыканты», «пальчики-фокусники», «пальчики-путешественники» и т.п.

Пальчиковая гимнастика — уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка. В ритме современной жизни к детям поступает интенсивный поток информации, возникает риск умственного и эмоционального перенапряжения. Простые пальчиковые игры используются для развития моторных способностей, профилактики и снятия утомления у дошкольников.

Игровые упражнения для кистей рук известны с древности. Современные мамы и бабушки по-прежнему играют с малышами в фольклорных «Сорока - белобока», «Идёт коза рогатая». Исследования показывают, что регулярные упражнения и массаж пальцев способствуют развитию интеллектуальных способностей, в том числе освоению речи.

Пальчиковые упражнения выполняют ряд функций:

способствуют развитию ловкости пальцев (этот фактор будет важен для освоения письма);

активизируют речевые центры;

развивают внимание, память, воображение;

создают позитивную атмосферу в группе, вызывают положительные эмоции.

 Кроме того, специалистами-рефлексологами отмечается связь между рецепторами на кистях рук и внутренними органами. Так, точечное воздействие на большой палец активизирует работу головного мозга, указательный палец влияет на функционирование желудка, средний - кишечника и позвоночника, безымянный - печени, мизинец - сердца. При организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координации движений педагог использует разнообразное спортивное оборудование, игрушки и мелкие предметы. Взрослый учит ребенка простейшим манипуляциям: сжать руку в кулак и раскрыть ладонь, имитировать умывание, действовать с массажными мячами.

Физические упражнения, направленные на подготовку ребенка к овладению графикой письма, могут включаться во все виды физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения. Физические упражнения, ОРУ с мелкими предметами требуют значительного мышечного напряжения, которые также способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений. Нормальное двигательное развитие стимулирует двигательную активность ребенка, способствует активизации психики и речи ребенка, которые, в свою очередь, стимулируют становление двигательных функций, связи между развитием мелких мышц, движениями рук и речью.

К нетрадиционным пальчиковым играм и упражнениям относятся комплексы движений, в которых используются различные предметы:

мячики: су-джок, массажные «ёжики», теннисный мячик;

бытовые предметы: трёх- и шестигранные карандаши, бельевые прищепки, бусины, пуговицы, шнурки;

природные материалы: крупы, орехи, камешки, ракушки, шишки;

бросовый материал: пластиковые крышечки, контейнеры из-под «Киндер-сюрпризов»;

специальные полотна и доски: поле для игры в пальчиковый «Твистер», доска с отверстиями для протягивания шнурков, пальчиковые дорожки и др.

Методика и смысл данных игр, с применением нетрадиционных материалов состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется.

Пальчиковый тренинг.

«Узелки» - перебирать веревочки с узлами пальцами, называя по порядку день недели, месяцы, предметы по лексическим темам, гласные звуки.

«Щелчки» - каждым пальцем по бусам, закрепленным на дуге ширмы.

«Кусь - кусь» - с бельевыми прищепками поочередно «кусать» ногтевые фаланги (подушечки) на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу.

Если кто-то с места сдвинется,

На него котенок кинется.

Если что-нибудь покатится,

За него котенок схватится.

Прыг-скок! Цап-царап!

Не уйдешь из наших лап!

«Прогулка» - с помощью подставки под горячее «ходить» указательными и средними пальцами по клеточкам, на каждый ударный слог стиха, делая по шагу. Можно «ходить» средним и безымянным, безымянным и мизинцем правой и левой руки поочередно или одновременно.

На прогулку мы пойдем,

И в футбол играть начнем.

И с хорошей тренировкой

Каждый станет сильным, ловким.

«Лыжники» — «вставать» в углубления больших пуговиц (пробок или на палочки от мороженого) указательными и средними пальцами, двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стихотворения.

Две новые кленовые

Подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги,

И по большим снегам беги.

«Волшебные превращения веревочки» — из различной длины и цвета веревочек, проволочек заплетать косички, рисовать цветы, животных, буквы.

«Пристёгивание разных фигур» - вырезаются прямоугольники из плотной матерчатой ткани, к ним пришиваются пуговицы, при помощи которых пристёгиваются разные фигуры с прорезями-петлями.

«Музыканты» - нажимать сначала пальцами одной руки, потом другой и обеими руками вместе на «клавиатуру» из поролона с приклеенными пуговицами, сопровождая игру произнесением звуков, слогов, слов, чистоговорок, стихотворений на отрабатываемый звук.

«Мой веселый мяч-прыгун» - прокатывать мяч пальцами правой или левой руки по «Спирали», «Универсальному панно».

Трудно мячик мне вести

Прямо по дорожке -

Так и хочется ему

Спрятаться в ладошке.

«Фокусник» - собрать (скомкать) кусочек полиэтилена (носовой платок) пальцами в ладонь, начиная с угла (кусочки полиэтилена торчать из кулачка не должны).

Рисование - рисовать «цветы» веревочками, пуговицами, камушками, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок.

Также ребёнку можно предложить:

Кистевые эспандеры, дутые ручки от молочных пакетов - для развития мышечной силы кисти;

«Мячик» с использованием мяча – ёжика.

Я мячом круги катаю,

Взад перед его гоняю,

Им поглажу я ладошку,

Будто бы сметаю крошку,

И помню его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк:

Мяч летает между рук. (переброс мяча из руки в руку)

Можно использовать бигуди и щётки для волос, ребристую деталь от одноразового медицинского шприца, математические счёты – для массажа и самомассажа ладоней;

«Щеточки». Даем ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:  

У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник!

«Бигуди». Можно использовать как массажер, катая их между ладошками.

Бигуди в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непрерывно каждый пальчик,
Быть послушным научу.

Игра «Пальцеход» с использованием пуговиц.

Ребенок «ходит» по ним указательными и средними пальцами обеих рук,наступая на пуговицы на каждый ударный слог.

Ходит цапля по болоту

На прогулку, на работу-

Очень нужно цапле там

Взять еду своим птенцам!

«Травка» (используется пороговый коврик). Берем квадратный фрагмент порогового коврика «травка». Кладем его перед собой, и обе руки делают на нем движения соответственно тексту.

На полянке, на лужайке
Целый день скакали зайки.
И катались по траве,
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали,
Но напрыгались, устали.
Мимо змеи проползали,
«С добрым утром!» – им сказали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать.

Прыгаем всеми пальцами по коврику. Прокатываем ладони от основания к кончикам пальцев. «Допрыгать» и «лечь» ладонями на коврик. Ладони по очереди ползут как змеи. Ладони поочередно гладят коврик.

«В зоопарке» (решетка для раковины, подставка под горячее). Берем решетку для раковины, кладем её на стол. Ребенок ходит указательными пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно – то одной, то другой рукой, а можно и двумя одновременно.

В зоопарке мы ходили,
К каждой клетке проходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят.

Упражнение «Колодец». Складываем спички в форме колодца. На каждую строчку выкладываем по одной спичке.

А из нашего колодца

Никогда вода не льется.

Нет ни кранов и ни труб –

Мы кладем из спичек сруб!

Очень-очень аккуратно

Мы кладем и, вероятно, -

Со стараньем возведен

В мире лучше будет он!

Ровно-ровно, спичку к спичке

Пусть совсем не для водички,

Понимаем я и ты:

Строим мы для красоты.

Игры с шишками, грецкими орехами и игрушками из киндер сюрпризов.

- Предлагаем ребенку покатать грецкий орех, шишку или игрушку между ладонями.

- Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

 «Волшебные мешочки» - воздушные шарики, наполненные разным количеством семян фасоли, ребёнок ощупывает шарики тактильным методом, находит фасоль и говорит, какое количество фасоли в каком шарике спряталось.

Тренируйте пальчики!

Станет рука сильной,

Головушка умной,

А речь красивой.

Таким образом, использование нетрадиционных техник развития ручной умелости в работе с детьми - это огромная возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное развиваться.

Интернет – ресурсы:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2020/11/08/palchikovyy-igrotrening-kak-sovremennaya-fizkulturno

https://www.maam.ru/detskijsad/znachenie-palchikovoi-gimnastiki-v-fizicheskom-razviti-detei-doshkolnogo-vozrasta-e-mesto-v-pedagogicheskom-procese.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему \'\'Современные физкультурно-оздоровительные технологии как средство здоровьесбережения в ДОУ\'\'

Подружившись с физкультурой,Гордо смотрим мы вперед!Мы не лечимся микстурой-Мы здоровы целый год!...

Пальчиковый игротренинг как современная физкультурно-оздоровительная технология в работе с дошкольниками

Пальчиковый игротренинг как современная физкультурно-оздоровительная технология в работе с дошкольниками...

Пальчиковый игротренинг как современная физкультурно-оздоровительная технология в работе с дошкольниками

необходимость исползования пальчикового игротренинга, картотека упражнений...

Мастер-класс: Пальчиковый игротренинг как современная оздоровительная технология в работе с дошкольниками.

Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной.Традиционные...

Игровой стретчинг как одна из эффективных форм современных физкультурно-оздоровительных технологий

Игровой стретчинг как одна из эффективных форм современных физкультурно-оздоровительных технологий...

«Пальчиковый игротренинг как современная оздоровительная технология в работе с дошкольниками»

      Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мыш...