"Раз куличик, два куличик..."
консультация (подготовительная группа) на тему

Дацык Евгения Артёмовна

Будучи ребенком, кто из нас не любил играть в песочнице.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 727aa05446bd0782d2788bbfbb37f9b0.docx16.33 КБ

Предварительный просмотр:

Раз куличик, два куличик…

Кто из нас, будучи ребенком, не любил играть в песочнице?  Не замечая времени, мы бесконечно строили песочные замки  для принцессы, трассу для машины, готовили воображаемую еду для мам и бабушек, да и просто лепили куличики. Вспомните, сколько радости и удовольствия приносили эти игры… И одновременно – пользы.

Песок – это  уникальный природный материал, таящий в себе огромный потенциал для всестороннего развития ребенка. При работе с песком  активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях. А, как известно, тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с познанием мира.

Игры с песком способствуют  развитию пространственного мышления, формированию математических, исследовательских, языковых способностей.  В системе традиционных и нетрадиционных методов психологической и педагогической коррекции все больше места занимают специальные техники, куда входит песочная терапия. Общение с песком способствует полету творческой фантазии малыша. Игра в песочнице не требует специальных навыков и умений, здесь можно не бояться ошибиться и легко начинать все заново.

Песок – природный материал. Как часть природы, он дает человеку отдых и при этом наполняет его желанием созидать. Главное достоинство этого материала в том, что он разнообразен и способен принимать любую форму. Таким же многообразным становится выражение собственных мыслей. Игры с песком снимают напряжение, успокаивают и расслабляют ребенка.  

Известный американский педагог русского происхождения София Сергеевна Куломзина прямо отмечает влияние песочной игры на духовное становление ребенка. «Ребенок, находясь в храме, чувствует себя так же, как играя в песочнице», – говорила она, подчеркивая творческий и одухотворенный характер этих двух различных проявлений жизнедеятельности ребенка. Так, игры с песком  не только развивают творческий потенциал ребенка, активизируют пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренируют мелкую моторику руки, но ненавязчиво, исподволь настраивают детей на постижение моральных истин добра и зла, строят гармоничный образ мира.

Игры с песком разнообразны:

•        обучающие игры помогают в овладении навыками чтения, письма, счета, развивают фонематический слух, а также позволяют проводить коррекцию звукопроизношения;

•        познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т. д.;

•        проективные игры открывают потенциальные возможности ребенка, развивают его творчество и фантазию;

•        психотерапевтические игры помогают снять нервное напряжение, в том числе в период адаптации к новым обстоятельствам.

Уличная песочница, к сожалению, доступна ребенку лишь в летний период. Да и не всегда можно быть спокойным за чистоту песка на улице, а ведь малыши так любят тянуть все в рот… Тогда нам на помощь и приходят детские центры,  где есть группы песочной терапии или рисования песком. Но, даже не посещая специальные занятия, можно организовать их у себя дома в любое время года.  

Сейчас  в специализированных магазинах (в том числе в интернет магазине vdm.ru) можно найти наборы песка для лепки.  Такой песочек одновременно  сыпуч  и пластичен, хорошо держит форму. Он не высыхает и надолго сохраняет свои свойства. В составе такого песка кварцевая пудра, натуральный микрокристаллический воск и гипоаллергенный цветной порошок. Это сертифицированный, экологически чистый и абсолютно безопасный материал для развития детей.

 С чего же начать? Какие игры с песком можно предложить ребенку?

Для начала, познакомьте ребенка с его новой игрушкой. Придумайте историю, как песочная фея, волшебник или любой другой персонаж специально для вашего ребенка заколдовали обычный песок – и теперь материал стал волшебным.  Необходимо обозначить правила игры с песком.  Фея (волшебник) приглашает ребенка  поиграть с песком, но только если он пообещает не выбрасывать песок из песочницы,  не бросать песок в других, не брать его в рот. После игры надо помочь песочной фее убрать все игрушки на свои места и обязательно помыть руки. Если не выполнять эти правила, то песочная фея расстроится и не захочет больше играть. Обязательно похвалите ребенка за выполнение правил и аккуратность,  даже если не совсем все получилось. Теперь можно предложить несколько вариантов игр, которые помогут развить мелкую моторику,  творческие способности малыша, фантазию, обогатят его словарный запас.

«Поздороваемся». Малышам на первом этапе знакомства с песком можно предложить с ним поздороваться. Сделайте отпечатки  ладошек своих и ребенка. Погладьте песочек, утрамбуйте его, а потом снова взрыхлите. Обратите внимание малыша, на каком песочке лучше рисовать (утрамбованный), а на каком оставлять следы (рыхлый). Слепите комочек, а после дайте ребенку протереть его между пальчиками. Так вы познакомите ребенка с основными свойствами влажного песка – сыпучестью и лепкостью.

«Необыкновенные следы». Предложите ребенку изобразить следы разных животных с помощью кулачка (медведь-топтыжка), пальчиками, проводя волнистые линии (ползет змея), или имитируя прыжки зайчиков, часто постукивая пальчиками по песку, изобразить бег насекомых и даже зарыться пальцами  в песок (муравьишка спрятался).

«Гоночная трасса». Нарисуйте сами или вместе с ребенком  прямую, извилистую или закольцованную дорожку, по которой надо прокатить машину. Можно поставить знаки или флажки, перед которыми надо остановиться или которые необходимо объехать.

«Веселые картинки». Взрослый (или ребенок) с помощью палочки рисует на песке любое изображение (от простых геометрических фигур, цифр, букв  до изображений дома, человека, предметов). Теперь с помощью бусин, желудей, камешков, семечек, ракушек можно обозначить контур или украсить этот рисунок.

«Найди клад». Есть несколько вариантов игры.  Более простой – закопать игрушку в песочек и с помощью грабелек или совочка попросить ребенка отыскать «клад». Можно спрятать клад под куличиками. Можно с помощью этой игры практиковать порядковый счет. Сделайте 5 кучек из песка и скажите ребенку, что клад надо искать во второй (третьей, пятой кучке слева). Поменяйтесь ролями с ребенком, теперь он прячет клад и дает вам подсказку, а вы ищете.

«Расскажи сказку». Взрослый вместе с  ребенком создает  импровизированную сцену на песке: с лесом, полянкой, избушкой из песка. Можно использовать палочки, веточки, камешки – любой подручный материал. Можно придумать или обыграть уже знакомую ребенку сказку. В качестве героев возьмите готовые деревянные или пластиковые фигурки, или нарисуйте и вырежьте из картона.

Что почитать по теме:

Кузуб Н.В., Осипук Э.И. «В гостях у песочной Феи», изд. «Речь», 2011 г.

Зинкевич-Евстегнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии», изд. «Речь», 2010 г.

Сачкович Н.А. «Технология игры в песок. Игры на мосту», изд. «Речь», 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по продуктивной деятельности для детей младшей группы.Аппликация "Куличик-золотая корка"

Цель.Закрепление навыков работы с бумагой и клеем,учить разрезать бумагу по нарисованным прямым линиям,рапологать детали на основе,знакомить с православными традициями.Материалы.Нарисованные на картон...

Экспериментальная деятельность во 2 младшей группе на тему: «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков из песка.»

Теплые месяцы – лучшее время для игр с песком. На прогулках можно организовать такие занятия в разных возрастных группах, познакомить детей со свойствами песка и его особенностями. Игры с песком – это...

Совместная деятельность с детьми с интеллектуальной недостаточностью "Печем куличики".

Эта  деятельность направлена на  ознакомление детей с интеллектуальной недостаточностью   со свойствами песка ....

Конспект занятия-экспериментирования в 1 младшей «Песок. Свойства песка. Изготовления куличиков. Рисование песком »

Цель:   формирование знаний о свойствах сухого и влажного песка.Развивающие задачи:1) развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, и способствовать расширению знаний о...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Экспериментирование «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков» в первой младшей группе

Конспект предназначен для проведения эксперементальной деятельности во время прогулки в летний период...

Конспект занятия-экспериментирования в группе раннего возраста «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков»

Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Виды детской деятельности: познав...