Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.
консультация (младшая группа) на тему

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Следовательно, очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu_motorika.docx33.35 КБ

Предварительный просмотр:

Мелкая моторика.

     Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

     Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

      У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

     Занятия для развития мелкой моторики. По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.
Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры (в интернет-журнале «Развитие» есть статьи про развивающие игры для детей в 1 год, а также игры для развития детей в 2 года).

 

Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики

 

    Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков. Статьи о развитии ребенка по системе Монтессори а также о монессори-играх, также будет интересна.

 

Рассмотрим наиболее простые и эффективные игры:

 

1. Массаж ладошек
Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».

 

2. Ладушки
Все с детства знают потешку «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.

 

3. Разрывание бумаги
Это упражнение подходит деткам с 7 месяцев. Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.

 

4. Перелистывание страниц
После года разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала.

 

5. Бусы
Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.

 

6. Вкладыши-мисочки
Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.

 

7. Крупы
В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

 

8. Баночки с крупами
Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.

 

9. Рисование на песке
Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.

 

Игрушки для развития мелкой моторики

10. Горошина
Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия. Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится. Покажите малышу всю цепочку действий медленно несколько раз и тогда он обязательно сможет все повторить. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите ребенку другую игру.

 

11. Завинчивание крышек
Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.

 

12. Застегивание, расстегивание и шнуровка
Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.

 

13. Лепка
Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.

 

Упражнения для развития мелкой моторики рук

14. Рисование и раскрашивание
Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.

 

15. Собирание мозаик и паззлов
Для детей до 3 лет выбирают паззлы и мозаики с крупными частями. Паззлы также тренируют воображение.

 

16. Вырезание
Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т.п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение и творческое мышление.

 

    Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.

Развитие мелкой моторики

     Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т.к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
   Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7-ми годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе детского сада на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.
Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М.М. Кольцова, Н.Н. Новикова, Н.А.Бернштейн, В.Н. Бехтерев, М.В. Антропова, Н.А. Рокотова, Е.К.Бережная). Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.

Развитие мелкой моторики рук

у детей раннего возраста

    Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

     Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Тренировка пальцев рук стимулирует умственное развитие и способствует выработке основных элементарных умений, таких как одевание, раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование ложками ножницами.

     В своей работе я уделяю большое внимание развитию мелкой моторики. Ежедневно за 3-5 минут приема пищи, вместе с ребятишками мы играем в пальчиковые игры со словами. Например: «Вышли пальчики гулять», «Моя семья», «Хлопки в ладоши». Такие игры развивают внимание, речь и согласованные движения обеих рук. Так же провожу игры с различными предметами и материалами. Такие как: «Спрячь в ладошке», «Бумажные снежки», «Перебери крупу» и т.д. Еще мной ведется  нетрадиционная техника рисования – Рисование пальчиками, ладошками, штампиками.

     Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование вызывает радостное настроение, позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Ребятам очень нравится, они с большим удовольствием принимают участие в играх.

Родителям я советую и дома каждый день заниматься с детьми различными играми, рисовать, лепить и.т. И скоро они заметят, что движения их малыша с каждым разом станут все более плавными, четкими и скоординированными.

    Систематическая работа по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается внимание, память, слух, зрение.

Приёмы для развития мелкой моторики пальцев рук. 

Проводимые наблюдения показали, что наиболее простые приёмы для развития мелкой моторики пальцев рук оказываются наиболее эффективными.


Катать шарики из пластилина. Пока ребёнок не будет до конца выполнять это упражнение, к следующему не переходить.


Рвать на мелкие куски газету, бумагу (чем мельче, тем лучше).


Перебирать крупные деревянные бусы, чётки.


Собирать, складывать пирамидки.


Работать с вкладышами (Монтессори).


Застёгивать пуговицы.


Завязывать, развязывать узлы.


Пальчиковые игры типа “Здравствуй, пальчик”, “Кто приехал?” и др.


Подготовка руки ребёнка к занятиям по письму в дошкольном возрасте. 

Учёные-физиологи утверждают, что если ребёнок в период 1,5-1,8 месяцев не берёт ручку 3 пальцами, до 2 лет держит ручку в кулаке, следовательно, будут проблемы с письмом. 

Чтобы помочь ребёнку избежать этих проблем, необходимо выполнять следующие рекомендации:

1. Построить упражнения таким образом, чтобы ребёнку неудобно было рисовать, держа ручку в кулаке:


нарисовать волны (если карандаш в кулаке, то ребёнок рисует “всем телом”, пока не поймёт, что это не удобно;


нарисовать птичек;


изобразить солнце с лучами.


2. Задания на штриховку, рисование барашков, прямоугольных фигур (окон), составление узоров из кругов. 

3. Рисование карандашами и красками различными способами. 

4. Орнаменты на бумаге в клетку, повторение его на нелинованной бумаге. 

5. Разнообразная работа с ножницами. 

Система коррекционной работы по развитию мелкой моторики пальцев рук в младшем школьном возрасте. 

Если мелкая моторика пальцев рук развита недостаточно, то с первых дней занятий в школе мы можем наблюдать такие явления, как:


гипотония - слабое сжатие ручки;


гипертония - сильное сжатие ручки;


макро и микрография - когда ребёнок не видит строки.


В этом случае мы будем говорить о системе коррекционной работы
 по следующим направлениям:

1. Развитие кинестетического праксиса (удерживание позы);

2. Развитие динамического праксиса (переключение с одного движения на другое);

3. Смысловая организация движений (проговаривание). 

Рекомендуется проводить следующие упражнения:

1. Упражнения на отработку силы пальцев и кисти рук (с использованием пластилина, прищепок, эспандера, щелчков разными пальцами);

2. Упражнения на расслабление (“погладим котёнка”, “маляр” и др.);

3. Нейропсихологическое расслабление:


массаж;


упражнения для удержания позы: работа в тетрадях в клетку, рисование точек по образцу;


упражнения на переключение позы: “зайчик-пальчик, коза, кольцо, бинокль, кулак, ребро, стол, стул, гнездо, яичко в гнезде, чашка, улитка, цветок, колокольчик, бочонок, солнце” и др.


выкладывание палочек различными пальцами;


посыпание песочка: горстью, щепоткой, разными пальцами;


4. Упражнения на ритмическую организацию движений. 

Примечание: когда ребёнок производит ритмическое движение пальцами рук, то в лобной и височных долях головного мозга возникает усиление электрических колебаний и как следствие - развитие речевых функций.


хлопки;


постукивание палочками;


ритмичные щелчки;


специальные упражнения без речевого сопровождения (пальчиковая гимнастика);


игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками.



Когда отработано несколько игр, объединяем их по смыслу и у нас получаются настоящие маленькие спектакли. Вот один из них


1. Дружно в пальчики играем, 
Речь успешно развиваем.


разминание и поглаживание каждого пальчика


2. Гости. Русская игра.


^ Ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу.


– Мама, мама!


Мизинцы по очереди 4 раза постукивают друг о друга.


- Что? Что? Что?


3 раза постукивают друг о друга большие пальцы.


- А к нам гости!


Постукивают мизинцы.


- Ну и что?


Постукивают большие падьцы.


- Здрасьте! Здрасьте!


^ По очереди перекрещиваются средние и ука зательные пальцы. Остальные пальчики не отрываются друг от друга.


- Чмок, чмок, чмок!


^ Одновременное постукивание больших и маленьких пальцев.


- Здрасьте! Здрасьте! 

- Чмок, чмок, чмок. 

3. Встряхиваем кисти рук. Чем же мы займём гостей?

(дети выбирают ранее разученные пальчиковые игры: в футбол, баскетбол, танцы, игра на фортепьяно и др.)

Хорошо, играем в футбол!

Начинаем с тренировки. 

Тренировка: на парте перед каждым учеником разложено 10 кружков: 5 для правой руки, 5 для левой руки. 

1) Пальчики под счёт одновременно “расходятся” в разные стороны от большого пальца к мизинцу;

2) “прыжки” пальчиками по кружкам в том же направлении;

3) “забивание голов”: щелчки по очереди пальцами левой руки, правой руки, одновременно;

4) “бег” пальчиков по столу. 

^ Игра в футбол (по ходу стихотворения повторяются движения пальцев, отработанные на “тренировке”). 

Пальчики в футбол играют,
Все друг дружку обгоняют. 
Все бегом, вприпрыжку, вскачь,
Все хотят ударить в мяч. 
Каждый забивает гол!
Хорошо играть в футбол!

4. Руки левой, правой руки сложены в “замок”, волнообразные движения рук. 

В пальчики с тобой играем,
А урок наш продолжаем

Большой выбор пальчиковых игр, комплексы упражнений для пальчиковой гимнастики можно найти в следующих книгах:


Белая А. Я., Мирясова В. И. Пальчиковые игры (для развития речи дошкольников). Пособие для родителей и педагогов. Москва, 1999.


Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Индивидуально–подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Москва, 1999.


Лопухина И. С. Логопедия. Речь. Ритм. Движение.


Рузина М. С., Афонькин С. Ю. Страна пальчиковых игр. Санкт–Петербург, 1997.


В. В. Цвынтарный Играем пальчиками и развиваем речь. Санкт–Петербург, 1999.



^


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система комплексной работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук, приобретая хорошую подвижность, гибкость. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с...

«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста как основы познавательно-речевого развития»

Все занятия с ребёнком должны приносить радость. Только в этом случае они принесут пользу и приучат всё исследовать и изучать. А это самое главное для развития ребёнка....

ГМО творческой группы воспитателя раннего возраста «Карапус» «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковой гимнастики».

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо всё хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого по...

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»...

Конспект открытого занятия по ФЭМП во второе группе раннего возраста Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.

Цель: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через игровой вид деятельности.Задачи:1) Обогащать сенсорный опыт детей;2) Обогащать пассивный словарь: «нанизывать»...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2 группа раннего возраста

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 7г. Хвалынска Саратовской области       ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГАМавлютова Елена Александровн...