Значение и роль фольклора в духовно - нравственном воспитании дошкольников
консультация (старшая группа)
Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные и моральные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения, умению жить среди людей – одно из главных направлений духовно нравственного воспитания. Эффективным средством достижения данных целей является устное народное творчество, народный фольклор.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»
393760, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Коммунистическая, д. 100
(47545) 5-14-77 michskazka@obr.g45.tambov.gov.ru / michskazka.68.edu.ru
Консультация
Значение и роль фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников
Подготовила:
воспитатель
МБДОУ ЦРР Д/С «Сказка»
Руднева И. Д.
Мичуринск – Наукоград 2022
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В.А.Сухомлинский).
Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные и моральные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения, умению жить среди людей – одно из главных направлений духовно нравственного воспитания. Эффективным средством достижения данных целей является устное народное творчество, народный фольклор.
«Фольклор» в буквальном переводе с английского языка означает народная мудрость. Опыт прошлого, содержащийся в фольклоре, служит прекрасным и неисчерпаемым источником в подготовке человека будущего.
Народные сказки, песни, пословицы, поговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Они веками вбирали в себя жизненный опыт народов и передавали их младшим поколениям. Фольклор имеет четко выраженную дидактическую направленность. Он увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и плохо, что красиво, дает им самые главные и простые понятия о жизни и о взаимоотношениях людей. Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях, он направлен на пропаганду добра, красоты, воспитывает чувство уважения к старшим, учит заботиться о младших.
Потешки, припевки, приговорки, вводят ребенка в мир, учат его жить, понимать «Что такое хорошо, а что такое плохо». Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в сопровождении режимных процессов в жизни малыша, таких, как: одевание, умывание, прогулка, прием пищи. Когда дети слышат потешки, прибаутки, заклички, которые звучат как ласковый говорок, выражая заботу и нежность, у воспитанников снижается агрессивность, легче проходит адаптация, устанавливается контакт с малышом, возникает чувство симпатии. Только установив такой эмоциональный контакт и создав положительную атмосферу в группе, можно начинать прививать детям представления о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности. Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с фольклорными произведениями ребёнку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.
Пословицы и поговорки называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Обращенные к детям пословицы открывают им правила поведения, моральные нормы. Они используются нами во всех процессах воспитательной работы.
Считалки – это истории, придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого, распоряжается распределением ролей. Ребенок в игре должен быть находчивым, сообразительным, памятливым, ловким, добрым и даже благородным. Все эти качества в детском сознании, душе, характере развивают считалки. Чаще всего считалки используются для организации и проведения подвижных игр.
Загадки – полезное упражнение для детского ума, игра в узнавании, отгадывании, разоблачении того, что спрятано и скрыто. Они требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения для того, чтоб решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность. При обучении детей отгадыванию загадок на начальном этапе нами используются игрушки. Такая форма работы с загадками не вызывает у ребенка больших затруднений, так как перед глазами находятся загадываемые предметы. В дальнейшем обучаем детей отгадывать загадки по собственным представлениям.
Частушками именуют краткие веселые песенки, в большинстве случаев из четырех рифмованных строк, которые представляют собой фольклорный жанр устного творчества народа. Они являются настоящей кладезью народной мудрости. Используются со старшего дошкольного возраста, так как 5-6 летние воспитанники в состоянии понять юмор и иносказание частушек, с помощью которых зачастую высмеиваются человеческие пороки. Частушки осуждают такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, и, одобряют трудолюбие, смелость, верность.
С их помощью дети осваивают нравственные нормы и правила поведения в обществе. Частушки используются в рамках утренников, концертов, фрагментарно включаются в образовательный процесс. Для удобства использования так же разбиты по тематикам.
Сказка прочно вошла в детский быт. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Они расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение, нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость и прочие.
Знакомя детей с обрядовыми праздниками, которые были частью труда и быта народов, я обеспечиваю воспитанникам возможность познакомиться с их историей, укладом жизни и народной мудростью, способствую освоению нравственных устоев предков. Народный праздник, включение народных игр помогает детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми.
Музыкальный фольклор – уникальное явление. В нем неразрывно связаны музыка, слово и движение. В соединении этих элементов заключается большая сила педагогического воздействия. Фольклор уникален тем, что способствует развитию творческого начала ребенка, раскрытию лучших качеств его личности. В дошкольном учреждении должны иметь место народные игры. Надо помнить, что народные игры как жанр устного, музыкального народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. В веселой игровой форме дети знакомятся с обычаями, бытом русского народа, трудом, бережном отношении к природе.
Яркие, поэтичные, пронизанные добротой и любовью ко всему живому русские народные песни и игры помогают посеять в детской душе такие зерна, которые в дальнейшем прорастут стремлением созидать, а не разрушать; украшать, а не делать безобразной жизнь на земле. Пение в сочетании с танцем и игрой – очень увлекательное занятие, позволяющее не только весело и с пользой провести время, но и увести ребенка в необыкновенный мир добра, радости, творчества.
Народное творчество – кладезь, неисчерпаемый родник, который несет всем нам, а особенно детям, добро, любовь, помогает формировать интересную личность ребенка – гражданина России, патриота.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на конференцию "Использование фольклора в духовно - нравственном воспитании дошкольника"
Доклад на научно - практическую конференцию (с международным участием) "Актуальные вопросы воспитания и социализации обучающихся в современных условиях развития системы дополнительного образования дет...
Презентация "Использование фольклора в духовно - нравственном воспитании дошкольников"
Раннее детство – начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. В первых лучах уже видится наступающий день, ...
Доклад «Использование фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников»
Доклад на педагогическом совете «Использование фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников» из опыта работы....
Проект по духовно-нравственному воспитанию " Значение устного-народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников".
Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольниов...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию "Значение устного-народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников".
Проект по духовно-нравственному восптанию....
Роль фольклора в духовно-нравственном воспитании
Консультация для педагогов и родителей...
Презентация "Использование фольклора в духовно- нравственном воспитании дошкольников"
Презентация "Использование фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников"...