Роль музыкального фольклора в воспитании личности дошкольника
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Лебедева Ольга Витальевна

Тема нравственного и патриотического воспитания актуальна всегда. Работать в этом направлении можно и нужно с  детьми с самого раннего возраста, и, конечно, не последнюю роль в здесь играет музыка, а точнее, музыкальный фольклор. Какая проводится работа на музыкальных занятиях в этом направлении рассказано в данной консультации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_muzykalnogo_folklora.docx21.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Роль музыкального фольклора  в воспитании
и формировании личности  дошкольников

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - не в экономических реформах, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Именно поэтому сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству, ведь именно в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни.

Каждый жанр русского народного творчества - кладезь народной мудрости. И в каждом - огромный запас положительной энергии, направленный на созидание, а не на разрушение. Использование фольклора на занятиях позволяет детям сравнить «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных случаях.

Таким образом, фольклорные произведения русского народа помогают, с одной стороны, приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны - именно фольклорные жанры позволяют ребенку почувствовать себя ребенком, нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро, красоту нашего мира.

Нас,  музыкальных руководителей, больше интересует детский фольклор. Это понятие в полной мере относится к тем произведениям, которые созданы взрослыми для детей. Кроме того, сюда входят произведения, созданные самими детьми, а также перешедшие к детям из устного народного творчества взрослых .

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. В детском саду закладывается фундамент, происходит накопление первых, решающих музыкальных впечатлений. Ребёнок никогда не забудет то, чему он здесь научился, что он здесь услышал, оно входит в его плоть и кровь.

С русскими народными песнями и мелодиями  начинаем знакомить детей уже с первой младшей группы. Это такие песенки-потешки как: «Петушок», «Ладушки», «Зайка», «Солнышко», «Сорока - сорока», «Ой, лады» и т. д.

Ребёнок младшего возраста живет больше чувствами, чем разумом: явления и предметы, с которыми он соприкасается, воспринимаются им, прежде всего, эмоционально. Этот факт является мощным стимулом для развития эстетических чувств ребенка. Известна особая впечатлительность детей, их готовность к сказочному восприятию мира, особенно это характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста как наиболее склонных к игровому самовыражению.

Особое место занимает «материнская поэзия»: колыбельные песни, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких - все это прекрасный материал, который можно использовать  на музыкальных занятиях для развития детей, начиная с ясельной группы, когда оторванность от родной мамы, папы в связи с поступлением в детский сад становятся для ребенка настоящим стрессом. В это время колыбельные, пестушки, прибаутки напоминают детям о теплоте маминых рук, голоса в момент напевания «Ай баюшки-баиньки, прискакали заиньки…». Они для детей, в возрасте от года до трёх лет, просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка. По тексту песни очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной фразы, не требуют быстрого темпа, исполняются неторопливо. Звукоподражания используются для создания яркого образа и вызывают эмоциональный отклик у ребёнка.

Работая с малышами над музыкально - ритмическими движениями   обращаемся к русским народным мелодиям: «Из-под дуба», «Ах вы, сени», «Как у наших у ворот», «Пойду ль я выйду ль я», «Ах ты, берёза», «Коробейники». Народные мелодии естественны и поэтому легки для восприятия и запоминания. Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения. Народные подвижные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: «Ходит Ваня», «Заинька», «Кто у нас хороший» и т. д. Все эти малые жанры фольклора детьми младших группы только воспринимаются, а вот дети старших групп уже пытаются внести в них свое.

В работе с детьми средней, старшей, подготовительной групп,  часто используются другие фольклорные жанры: песенки- веснянки, заклички, колядки, игровые песни, обрядовые и т. д. - все то, что перешло в детский фольклор из взрослого фольклора.

В своей работе музыкальный руководитель  часто использует многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок, игр: «Ой, сад во дворе», «Посею лебеду на берегу», «Ой, вставала я ранёшенько» и т. д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, позволяет им проявить фантазию, а эмоциональность народных мелодий заряжает позитивной энергией на весь день. На этих песнях, хороводах дети приобщаются к миру взрослых, где живут уважение, взаимопонимание, любовь.

Обучение детей фольклору должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности - музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, труда. Этот синтез осуществляется за счет участия в данной деятельности воспитателей дошкольного учреждения  (проведения интегрированных занятий, на которых дети погружаются в мир сказок, народного эпоса).

Результатом  деятельности, как музыкального руководителя, так и воспитателя, является проведение календарных и фольклорных праздников в различных группах.

Благодаря включенности ребенка в деятельность по подготовке праздников, он становится не простым зрителем, а соучастником происходящего. Распевая песни, участвуя в народных танцах, водя хороводы, играя на народных музыкальных инструментах, играя в народные игры, дети изучают нравственный кодекс, заложенный во всем этом, принимают к действию.

Можно сказать, что знакомство с детским музыкальным фольклором  развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе.

Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника. Классификация и терминология детского музыкального фольклора.

Познакомить родителей с  с русским народным фольклором, приобщить родителей к русскому народному фольклору, дать представление о терминологии детского музыкального фольклора....

"Значение и роль музыкального фольклора в социально-нравственном воспитании дошкольников"

Что вокруг меня?-интересуется ребенок. А почему надо  так?-спрашивает. Традиции народа поможет ребенку овладеть нарвственными законами и понятиями, которые помогут ему легче и увереннее познакоми...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЗНАЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ТАТАРСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЗНАЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ТАТАРСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»...

Статья. Роль музыкального фольклора в воспитании детей младшего дошкольного возраста.

Роль  музыкального  фольклора  в  воспитании  детей младшего  дошкольного возраста....

Роль музыкального фольклора в развитии личности ребенка старшего дошкольного возраста

Роль музыкального фольклора в развитии личности ребенка старшего дошкольного возраста...

Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника

Информация для оформления стендов "Дидактическая роль фолклора в формировании личности ребенка дошкольника"...