Развитие толерантности у детей
консультация (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
«Развитие толерантности у детей»
Актуальность:
Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности обусловлена изменениями, которые тревожат российское общество. Это рост агрессивности, недоброжелательности, нетерпимости, озлобленности, конфликтов. Поэтому формирование толерантного сознания и поведения, воспитание миролюбия, терпимости является насущной необходимостью.
Цель: Повышение педагогической культуры родителей.
Задачи:
Образовательная
Научить родителей быть толерантными в отношениях: с детьми между собой и с окружающими.
Развивающая
Развить интерес к вопросам толерантного подхода к процессу воспитания.
Воспитательная
Применять полученные знания в процессе воспитания детей, во взаимоотношениях.
-16 ноября, весь мир отмечает Международный день толерантности. Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности обусловлена изменениями, которые тревожат российское общество. Это рост агрессивности, озлобленности, нетерпимости, конфликтов. Поэтому формирование толерантного сознания и поведения является насущной необходимостью.
Слово «толерантность» происходит от латинского глагола - переносить, выдерживать. В русском языке «толерантность» - способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.
Толерантность:
-уважение друг к другу;
-понимание непохожего на вас человека;
-дружба, взаимопонимание между разными людьми, разными расами, разными характерами;
-терпение друг к другу;
-терпение к разным национальностям, сословиям;
-умение общаться между людьми;
-гуманное отношение к окружающим, терпение к недостаткам других, а также признание индивидуальности каждого человека;
-когда все люди живут в мире и согласии с самим собой и другими.
-Вопрос успешного воспитания детей в семье - не в мере родительской строгости и излишней любви. Он гораздо сложнее, потому что требует от родителей осведомленности в психологии личности ребенка, овладении системой воспитания в целом, а также толерантного подхода к процессу воспитания.
-Самое главное - это пример семьи, семейный микроклимат. Если родители делят между собой трудности и радости, то ребенок подражает таким формам взаимоотношений, учится проявлять гуманное отношение, прежде всего к близким, а потом и ко всем остальным.
-Очень важно создать доброжелательную, жизнерадостную обстановку вокруг ребенка.
Доверие, постоянная забота, поддержка способствуют эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится с взрослыми своими радостями и огорчениями.
Важно, чтобы ребенок в дошкольном возрасте испытывал положительные эмоции. Жизнерадостность благотворно сказывается на характере ребенка.
При воспитании нравственных чувств необходимо особое внимание уделять развитию способности к переживаниям и сочувствию.
Поэтому благородные поступки детей, даже незначительные необходимо замечать, оценивать и поддерживать.
Одобрение, похвала помогают ребенку убедиться в правильности своих действий, вызывает желание повторить их.
Ребенка с самого рождения должна окружать родительская любовь, а модель отношений к людям, принятые в семье – их принятие или дружелюбное отношение к ним или подозрительность и недоверие – формируют толерантность ребенка.
-А сейчас предлагаю вам решить педагогическую ситуацию с позиции толерантности.
Решение педагогической ситуации:
"Конфликт опасен, если он не разрешим”
Мама
- Миша, играй тише. Почему у тебя опять разбросаны игрушки (и тут же добавляет, а вчера ты сломал новую машину и испачкал фломастером стол! немедленно в угол!
Мама в истерике, объяснения ребенка не принимаются.
Вопрос родителям: Как разрешить проблему? Не слишком ли много претензий сразу в один момент.
Ответ родителей: Научить собирать игрушки; объяснить, что игрушки стоят денег и их нужно беречь; прочитать стих "Оторвали мишке лапу” или "Зайку бросила хозяйка”
Разрешение конфликта с позиции толерантности:
Мама
- Миша, не шуми пожалуйста, ведь уже поздно и все твои игрушки устали и хотят спать. Положи каждую на свое место и пожелай им спокойной ночи. А мы с тобой возьмем карандаши, альбом и нарисуем волшебные сны для твоих игрушек.
Итог: Ребенок с интересом выполняет просьбу мамы. Мама удовлетворена. Конфликт исчез, не успев появиться.
Вывод:
Когда на человека, в данном случае на ребенка "сваливается” сразу несколько обвинений ему трудно их усвоить и принять к сведению. Мама и сын не могут разобрать подробно каждый предмет конфликта, создается "затор из проблем”, ссора неизбежно затягивается и в нем не видно конца.
Причина конфликта, выход из конфликта.
Причина конфликта это - поведение мамы в конфликте. Необходимо: уточнить причину конфликта и не расширять число предметов, следует отнести "сокращение числа претензий в один раз”. Ни в коем случае не кричать и не унижать достоинства ребенка. Помните! Что ребенок тоже личность, хотя и маленькая. И он требует к себе уважения и понимания.
-Наше собрание близится к концу. Мы вместе должны помочь нашим детям овладеть навыками общения, умением критически мыслить, знаниями в области культуры, политики, прав человека, национальных отношений.
Однако вряд ли можно говорить о том, что у наших детей в результате наших совместных усилий толерантная позиция сформируется быстро. Ведь всякая жизненная позиция требует значительного времени, необходимого жизненного опыта. Процесс этот не завершается никогда. И это позволяет нам надеяться на успех
Решение собрания:
1. Обсудить в семейном кругу, вместе с детьми, проблему толерантного поведения.
2. Пресекать некорректное поведение детей по отношению к окружающим, разъяснять детям недопустимость подобного поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие толерантности у детей 4-7-летнего возраста
Опыт дошкольного учреждения по работе с семьями минрантов (родители и их дети)....
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНЫХ УСТАНОВОК У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Толерантность у дошкольников...
Игры на развитие толерантности у детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте у детей формируются элементарные представления о добре, отзывчивости, взаимопомощи, дружелюбии, внимании к взрослым и сверстникам, поэтому задача развития...
Инновации в развитии толерантности к детям с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве
Проект: «Дорога добра»Тип проекта: инновационный, практико-ориентированный, долгосрочный.Вид проекта: долгосрочный.Возраст: старшая, подготовительная группы детского сада.Срок ...
Родительское собрание «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста» (с использованием информационно-коммуникационной технологии: презентации «Воспитание толерантности»)
Толерантность, как образ жизни в обществе, зависит от позиции каждого человека, его терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению, от принятия различий и особенностей людей. Оттого, на сколько...
Психолого – педагогическая программа «Развитие толерантного сознания детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре»
На сегодняшний день, в век развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в едини...
игра по развитию толерантности у детей раннего возраста "Кто пришёл к нам в гости?"
Игра по развитию толерантности у детей раннего возраста "Кто пришёл к нам в гости?"Задачи: развивать у детей способностьпроявлять внимание к окружающим, активизировать бережное отношение к д...