СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНЫХ УСТАНОВОК У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья на тему
Предварительный просмотр:
ГБДОУ № 20 Кировского района г. Санкт-Петербурга
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНЫХ УСТАНОВОК У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Выполнила
воспитатель
Санкт – Петербург
Толерантность в переводе с английского языка - возможность услышать другого, понять иного. Иногда толерантность переводится как терпимость по отношению к другому.
Толерантность - искусство жить рядом с непохожими, способ решения конфликтов, искусство цивилизованного компромисса.
По сферам проявления толерантности различают такие направлениям, как:
Политическая толерантность - терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным политическим позициям, признание права каждого на свои политические установки;
Научная толерантность - терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и научных школ;
Административная толерантность - умение руководить без нажима и агрессии;
Культурная толерантность - уважение явлений культуры, представляющей ценность для других, допущение плюрализма вкусов;
Этническая толерантность - разнообразие и взаимопроникновение этносов и многое другое.
Педагогическая толерантность - терпимость к собственным детям и ученикам, умение понять и простить их несовершенство.
Считается, что воспитание толерантности, взаимное приобщение детей к культурным ценностям и традициям людей разных национальностей, обучение детей относится друг к другу с уважением независимо от их национальности и возможностей является крайне важным в дошкольном возрасте.
Ребенок находится в детском саду весь день, и необходимо, чтобы второй дом для него был добрым, теплым, светлым независимо от того, русский он или оказался жителем нашего города по каким-либо причинам.
Чтобы воспитать толерантность у других, надо самому быть примером толерантности. А проблема культуры общения – одна из самых острых. Важно быть терпеливым по отношению к людям, что очень не просто. Толерантность – это понятие, без которого невозможны какие-либо преобразования в современной педагогике.
Толерантность – это новая основа общения педагога и воспитанника. И принципы обучения создают оптимальные условия для формирования культуры достоинства и самовыражения личности. На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней общения и обучения.
Особо актуальна данная проблема для России, многонациональной страны, на территории которой проживает огромное количество людей разных вероисповеданий, наций и культур. Очень важно начинать эту работу с детьми дошкольного возраста, когда закладываются основы восприятия мира во всем его многообразии.
Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока:
1. Создание условий для развития толерантных установок т.е. создание толерантной среды в обществе и в сфере образования
2. Воспитание у дошкольников миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать.
Создавая, условия для развития толерантных установок у детей, педагогу необходимо организовать свою деятельность и спроектировать в ней три взаимосвязанных направления работы:
- с педагогами,
- с детьми,
- с родителями.
Работа с педагогами не случайно «заняла» первое место. Это исходит из того, что дети – зеркало отношений и характеров взрослых. Толерантность у ребенка возможно развить только лишь на собственном примере, реализуя в практике работы с ним личностно - ориентированную модель общения с детьми, основой которого будет толерантное к нему отношение.
В процессе взаимодействия с детьми, необходимо пытаться понять их настроение, а для этого при помощи системы психолого-педагогических мероприятий (деловые игры, мини-тренинги, тренинги-этюды и пр.), которые организуются психологом нашего дошкольного образовательного учреждения, развиваем педагогическую наблюдательность; пытаемся «взглянуть на себя со стороны», анализируя собственную деятельность; стремимся ставить себя на место ребенка; развиваем способность признавать свои ошибки в общении с детьми.
Демонстрируя детям пример гуманного, доброжелательного отношения к окружающим (как утешить, помочь, угостить, обрадовать и т.д.), воспитатель. помогает малышам не только почувствовать, но и увидеть в мимике и жестах проявление эмоционального состояния окружающих (как взрослых, так и детей), а своим одобрением воспитатель поддерживает стремление детей к положительным поступкам.
Ощутив любовь воспитателя, ребенок становится более раскрепощенным и инициативным в общении не только с взрослым, но и со сверстниками, приобретая таким образом опыт положительного взаимодействия с ними, доброжелательного отношения к ним, что и будет составлять основу воспитания у детей данного возраста толерантного отношения к окружающим.
Следовательно – важнейшим условием воспитания основ толерантного отношения между детьми является пример взрослых — их приветливое и доброжелательное отношение, которые, в силу возрастных особенностей малышей, передаются детям.
Учитывая роль семьи в воспитании детей, должна была спроектирована и система работы с родителями.
Наиболее эффективными, являются следующие формы взаимодействия с родителями:
- участие родителей в создании мини-музея кукол, отражающих национальные мотивы;
- изготовление национальных костюмов для детей;
-спортивный досуг «Вместе весело играем» (национальные игры);
- музыкальное развлечение «А у наших у ворот развесёлый хоровод» (хороводные игры и забавы).
Формирование толерантности каждый должен начинать с самого себя. То, насколько будет толерантен ребенок, во многом зависит от взрослых, от их толерантных действий, поступков, суждений. Надо уважать и принимать ребенка таким, какой он есть. А уважать – значит понимать, поддерживать, верить.
Каждый ребенок неповторим и тем прекрасен. Только неповторимость поможет ребенку выбрать свой жизненный путь и пройти именно его. Ребенок имеет право на собственное «Я», имеет право быть самим собою. В воспитании не надо становится «над ребенком», а если и придется это сделать, то только для его защиты. Необходимо работать с детьми так, чтобы каждый их них научился уважать и ценить и себя, и окружающих (как взрослых, так и сверстников).
Для современных педагогов детского сада актуальна задача создания условий образовательной среды, в которых процесс образования, развития и обучения будет безопасным. Под психологической безопасностью мы понимаем состояние образовательной среды дошкольного учреждения, свободное от насилия во взаимодействии с ребенком, способствующее удовлетворению детей в общении, обеспечивающее психологическое здоровье всех участников. Психологически безопасная образовательная среда в ДОУ организуется с учетом конкретных условий, направлена на сохранение здоровья детей, формирование адекватного поведения и успешной деятельности каждого ребенка.
Итак, проблема воспитания толерантной культуры – одна из самых актуальных в современном российском обществе. Дошкольное образовательное учреждение способно показать детям пример ненасилия, свободы, толерантности. Осваивая социальную, природную, культурную среду, используя её воспитательные возможности и «приспосабливая» её к нуждам детства, ДОУ должно стать центром толерантного воспитательного пространства.
Создание толерантности предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Мы считаем, что в результате целенаправленной работы по формированию толерантности в условиях дошкольного образовательного учреждения могут быть достигнуты следующие результаты:
1) Ребёнок начинает осознавать свои характерные особенности и предпочтения, понимать, что он уникален и неповторим как каждый человек.
2) Ребёнок учится общаться с разными людьми.
Дошкольник понимает, что он может совершенствоваться и развиваться — завтра он обязательно сделает то, что не смог сделать сегодня.
Ребёнок чувствует постоянную поддержку в разных ситуациях — как успеха, так и неудач.
Дети учатся осознанно воспринимать свои собственные эмоции и понимать эмоциональное состояние других людей.
У детей формируются коммуникативные навыки, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.
Дети знакомятся с нормами и правилами поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы общения.
Педагоги помогают понять детям, как легко может возникнуть ссора или даже драка, способствуют осознанию причин конфликтов и приёмов их самостоятельного разрешения.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что начинать формировать у детей толерантность необходимо как можно раньше, так как чем раньше начата работа, тем более высокими будут результаты в воспитании детей. Работа должна быть систематической и планомерной, строиться с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Материал — интересный и разнообразный, с использованием инновационных технологий и методик. Работа по формированию толерантности естественно и органично входит в целостный педагогический процесс. Целесообразна интеграция с содержанием занятий по изобразительной, театрализованной деятельности, познавательному, речевому, физическому развитию, игровой деятельности, обучению детей иностранному языку. Необходимо тесное сотрудничество педагогов, родителей и детей по данному вопросу, это помогает выработать единый стиль в работе.
Исследователи толерантности (С.К. Бондырева, Д.В. Колесов, Е.О. Смирнова и др.) уверены, что особенности и закономерности психического развития ребенка в первые годы жизни, дают основания и возможность для воспитания его в духе толерантности: «толерантность, сформированная в ранние и детские годы, является одним из важнейших условий снижения напряженности в обществе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития перв...

Создание условий для развития одарённых и талантливых детей дошкольного возраста
Что такое одарённые дети - подарок или наказание? Какую ответственность несут родители и педагоги за будущее этих детей....

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Создание условий для развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста»
На мастер-классе речь пойдет о том, что же зависит от нас с вами и что мы можем делать для решения важной задачи по формированию таких ценных качеств личности детей как инициативность и самостоятельно...

Создание условий для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Сформированность навыков мелкой моторики руки имеет важное значение для общего физического и психического развития ребенка. Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освое...
Создание условий для развития детской инициативы в младшем дошкольном возрасте
Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС ДО является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится п...

Создание условий для развития естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста.
Формирование элементарных естественнонаучных представлений и умений в познании мира в наибольшей степени закладывает у детей дошкольного возраста основу миропонимания....

Создание условий, способствующих развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста
Творчество часто воспринимается как нечто, присущее только одаренным детям, но это не так. «То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, - утверждал выдающийся психо...