Инновации в развитии толерантности к детям с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве
проект (старшая группа) на тему
Проект: «Дорога добра»
Тип проекта: инновационный, практико-ориентированный, долгосрочный.
Вид проекта: долгосрочный.
Возраст: старшая, подготовительная группы детского сада.
Срок реализации проекта: с июня 2016 года по май 2018 года.
Проблема: негативное отношение к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличие физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Актуальность проекта:
· обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;
· создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
· в получении образовательного и социального опыта ребенка с ограниченными возможностями здоровья вместе со сверстниками.
Цель проекта:
Научить детей, родителей и педагогов видеть в «особенном ребёнке» – обычного.
Задачи проекта:
- разработка и апробация программы «Дети двойной исключительности» для детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве;
- апробация и реализация технологий «Пусть дети учат друг друга», «Трио», позволяющих достигнуть планируемых результатов воспитательно-образовательной работы;
- проведение мониторинга межличностных взаимоотношений воспитанников в группе, эмоционально-личностной сферы ребенка, проверку психологической комфортности пребывания ребенка с ОВЗ в группе детского сада.
- формирование информационного, научно-методического фонда, обеспечивающего реализацию проекта;
- формирование мотивационной, теоретической готовности воспитанников, родителей, воспитателей, к развитию основ толерантности;
- проведение мониторинга эффективности реализуемых технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt.docx | 59.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Сигаева Вера Александровна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 5 «Берёзка»
города Губкина Белгородской области
Проект «Дорога добра»
Сигаева В. А., воспитатель,
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего
вида № 5 «Березка»
Губкин,2016
Проект: «Дорога добра»
Тип проекта: инновационный, практико-ориентированный, долгосрочный.
Вид проекта: долгосрочный.
Возраст: старшая, подготовительная группы детского сада.
Срок реализации проекта: с июня 2016 года по май 2018 года.
Проблема: негативное отношение к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличие физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Актуальность проекта:
- обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;
- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
- в получении образовательного и социального опыта ребенка с ограниченными возможностями здоровья вместе со сверстниками.
Цель проекта:
Научить детей, родителей и педагогов видеть в «особенном ребёнке» – обычного.
Задачи проекта:
- разработка и апробация программы «Дети двойной исключительности» для детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве;
- апробация и реализация технологий «Пусть дети учат друг друга», «Трио», позволяющих достигнуть планируемых результатов воспитательно-образовательной работы;
- проведение мониторинга межличностных взаимоотношений воспитанников в группе, эмоционально-личностной сферы ребенка, проверку психологической комфортности пребывания ребенка с ОВЗ в группе детского сада.
- формирование информационного, научно-методического фонда, обеспечивающего реализацию проекта;
- формирование мотивационной, теоретической готовности воспитанников, родителей, воспитателей, к развитию основ толерантности;
- проведение мониторинга эффективности реализуемых технологий.
Участники проекта: воспитанники старшей группы, родители (законные представители) дошкольников, педагоги.
Предполагаемый результат:
- изменение социального статуса воспитанника с ОВЗ в группе;
- создание благоприятного микроклимата в группе дошкольников;
- гуманное отношение старших дошкольников к сверстникам с ОВЗ.
Предварительная работа:
Изучение литературы по развитию толерантности у старших дошкольников; сбор научно-методической информации по формированию толерантности у старших дошкольников; изучение опыта работы групп комбинированной направленности по формированию толерантного отношения к воспитанникам с ОВЗ; прохождение курсов повышения квалификации по программе «Формирование модели инклюзивного образования для детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС» в объеме 72 часов.
Этапы реализации проекта.
I этап. Подготовительный.
Постановка цели и задач, предварительная работа, составление адаптированной рабочей программы.
№ | Мероприятия | ответственные |
1. | Организация консультаций с педагогами детского сада по развитию толерантности к детям с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве. | Сигаева В. А. воспитатель |
2. | Подготовка документации по проекту:
| Сигаева В. А. воспитатель Дробышева Е. В. старший воспитатель Сигаева В. А. воспитатель Сигаева В. А. воспитатель |
3. | Анкетирование родителей на предмет отношения их к инклюзивному образованию. | Сигаева В. А. воспитатель; Федяинова И. И. воспитатель |
4. | Консультация психолога МАОУ СОШ № 12 по развитию толерантности старших дошкольников к сверстникам с ОВЗ. | Психолог МАОУ СОШ № 12 |
II этап. Информационно-исследовательский, практический.
Период работы второго этапа проекта: с 1 сентября 2016 года по 31 мая 2018 года.
Практическая работа строится по пяти направлениям:
№ п/п | Направление работы | Периодичность | Ответственный |
1 | Индивидуальная работа с ребёнком с ОВЗ по адаптированной рабочей программе «Дети двойной исключительности» | 4 раза в месяц | Сигаева В. А., воспитатель |
2 | Игровые занятия – тренинги с группой воспитанников «Птичка – моего сердца» по технологии «Пусть дети учат друг друга» | 1 раз в месяц | Сигаева В. А., воспитатель Федяинова И. И., воспитатель |
3 | Совместные занятия «ТРИО» (воспитанник с ОВЗ- родитель-педагог) | 2 раза в месяц | Сигаева В. А., воспитатель |
4 | Работа с родителями всех воспитанников группы | 1 раз в месяц | Сигаева В. А., воспитатель Федяинова И. И., воспитатель |
5 | Использование ИКТ в работе с детьми (просмотр мультфильмов и прослушивание аудиокниг) | 1 раз в месяц с чередованием мультфильмов и аудиокниг | Сигаева В. А., воспитатель Полякова М. С., воспитатель |
Чтобы научить детей, родителей и педагогов видеть в «особенном» ребенке обычного, целесообразно использовать две педагогические технологии: «Пусть дети учат друг друга» и «ТРИО».
Технология «Пусть дети учат друг друга» заключается во взаимном обучении, когда один воспитанник («обучающий») учит другого («учащегося») под наблюдением педагога. Эту технологию можно использовать при обучении по разным образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Развитие речи», «Познавательно развитие». Данную технологию эффективно применять в качестве инструмента на этапе закрепления полученных навыков и знаний.
Обычно более успешный воспитанник учит менее успевающего воспитанника примерно одного с ним возраста. Еще один вариант – взаимное обучение в условиях группы, когда все воспитанники в группе делятся на пары и выполняют обязанности обучающих и учащихся.
Следует также отметить, что воспитанники с особыми образовательными потребностями, выступая в роли обучающих, могут повысить самооценку и добиться лучших успехов в освоении программы, особенно если работают с младшими воспитанниками.
При применении данной технологии «особенному» воспитаннику уделяется больше индивидуального внимания, работа выполняется на его собственном уровне, упражнения повторяются, есть немедленная обратная связь, поддержка со стороны сверстников и дополнительное время для выполнения упражнений. А так же «обучающие» воспитанники закрепляют и расширяют собственные навыки, повышают уровень уверенности в себе и чувствительность к потребностям других. Педагогу это позволяет повысить уровень сотрудничества в группе и дает дополнительное время для занятий с другими воспитанниками.
Технология «ТРИО» направлена на совместную деятельность ребенка, педагога и родителей, которая помогает родителям выбрать правильную позицию по отношению к ребенку с ОВЗ, вовлечение родителей в образовательную деятельность.
Для воспитанника с ОВЗ занятия по данной технологии повышают самооценку, обеспечивают эмоциональное благополучие, уверенность в собственных возможностях и способностях.
Для педагога регулярные контакты с родителями повышают уровень ответственности за обучение воспитанников и педагогической компетенции во взаимодействии с родителями.
Перспективный план реализации проекта
№ п/п | Направление работы | Мероприятие | Цель |
Сентябрь 2016 год | |||
1 | Индивидуальная работа с ребёнком с ОВЗ по адаптированной рабочей программе «Дети двойной исключительности» | «На морском дне» | Расширение и закрепление математических представлений через создание и решение проблемных ситуаций. |
«Приключения Колобка» | Развивать связную и интонационную выразительность речи у ребенка с ЗПР, его эмоционально волевую сферу. | ||
«Не обижайте муравья» | Развивать умение логически мыслить, представлять воображаемый объект. | ||
«Страна умных игр» | Учить ребенка играть в дидактические игры. | ||
2 | Игровые занятия – тренинги с группой воспитанников «Птичка – моего сердца» | «Знакомство» | Определить эмоциональное состояние ребенка в семье, в детском саду, на момент прихода и ухода из детского сада. |
3 | Совместные занятия «ТРИО» (воспитанник с ОВЗ- родитель-педагог) | «Совместный рисунок» | Актуализировать опыт сотрудничества между родителями и детьми. |
«Слепой и поводырь» | Способствовать развитию чувства доверия между родителями и детьми. | ||
4 | Работа с родителями всех воспитанников группы | Родительское собрание на тему «Инклюзивное образование» | Погружение родителей в проблему инклюзивного воспитания и обучения. |
5 | Использование ИКТ в работе с детьми (просмотр мультфильмов и прослушивание аудиокниг) | Просмотр мультфильма «Чучело-мяучело» | Формирование таких нравственных качеств как добросердечность, отзывчивость, милосердие. |
Октябрь 2016 год | |||
1 | Индивидуальная работа с ребёнком с ОВЗ по адаптированной рабочей программе «Дети двойной исключительности» | «Дикие животные» | Развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления. |
«Цветик-семицветик» | Обучение навыкам взаимопонимания, вербализации своих мыслей и чувств. | ||
«Мы учимся чувствовать друг друга» | Формировать у ребенка умение чувствовать другого человека, вырабатывать потребность в оказании помощи тем, кто в ней нуждается. | ||
«Я выбираю дружбу» | Закреплять межличностные отношения, формировать потребности в чутком отношении к другому человеку. | ||
2 | Игровые занятия – тренинги с группой воспитанников «Птичка – моего сердца» | «Цыпленок» | Способствовать развитию познавательной активности, речи. |
3 | Совместные занятия «ТРИО» (воспитанник с ОВЗ- родитель-педагог) | «Сиамские близнецы» | Развитие терпения, необходимого при любом тесном сотрудничестве. |
«Похвалилки» | Повышение самооценки и статуса ребенка с ОВЗ. | ||
4 | Работа с родителями всех воспитанников группы | Консультация для родителей «Моя ребенок особенный…Что делать?» | Помочь родителям научиться общаться со своим «особенным» ребенком. |
5 | Использование ИКТ в работе с детьми (просмотр мультфильмов и прослушивание аудиокниг) | Аудиокнига «Царевна-лягушка» | Формирование таких нравственных качеств как толерантность, уважение. |
Ноябрь 2016 год | |||
1 | Индивидуальная работа с ребёнком с ОВЗ по адаптированной рабочей программе «Дети двойной исключительности» | «Я-уникальный!» | Подчеркнуть уникальность и значимость воспитанника с ОВЗ. |
«Как много слов мы знаем» | Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности. | ||
«Осенние листья» | Развитие произвольной памяти у ребенка с ОВЗ. | ||
«Прогулка по лесу» | Развитие наблюдательности, внимания. | ||
2 | Игровые занятия – тренинги с группой воспитанников «Птичка – моего сердца» | «Птичка моего сердца» | Формировать у ребенка чувство эмпатии, знакомство с базовыми эмоциями: радость, печаль, веселье, грусть, злость. |
3 | Совместные занятия «ТРИО» (воспитанник с ОВЗ- родитель-педагог) | «Конкурс хвастунов» | Развивать позитивное восприятие у родителей и детей по отношению друг к другу. |
«Зеркало» | Способствовать достижению понимания на визуальном уровне в паре “родитель-ребенок”. | ||
4 | Работа с родителями всех воспитанников группы | Стендовая информация «Способы профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний» | Профилактика неблагоприятных эмоциональных состояний. |
5 | Использование ИКТ в работе с детьми (просмотр мультфильмов и прослушивание аудиокниг) | Просмотр мультфильма «Волк и теленок» | Формирование таких нравственных качеств как добросердечность, терпимость, заботливость, альтруизм. |
Декабрь 2016 год | |||
1 | Индивидуальная работа с ребёнком с ОВЗ по адаптированной рабочей программе «Дети двойной исключительности» | «Слова-накладки» | Развитие речевой активности, словотворчества. |
«Туда и обратно» | Развитие мышления, навыков прямого и обратного счета. | ||
«Нехотелка» | Развитие двигательной активности, межполушарного взаимодействия, мыслительных процессов. | ||
«Дотронься до…» | Развитие внимания, быстроты реакции, закрепление знаний об эталонах цвета. | ||
2 | Игровые занятия – тренинги с группой воспитанников «Птичка – моего сердца» | «Цыпленок» | Развивать умение выражать чувство грусти в эмоциях, движениях и цвете. |
3 | Совместные занятия «ТРИО» (воспитанник с ОВЗ- родитель-педагог) | «Семейный герб» | Содействовать сплочению родителей и детей, заставить их сконцентрироваться на главном и общем, что они ценят в жизни. |
«Я дарю тебе это сердце, потому что…» | Способствовать позитивному отношению друг к другу, развитию чувства поддержки в паре “родитель-ребенок”. | ||
4 | Работа с родителями всех воспитанников группы | Родительское собрание на тему «Мой ребенок – особенный» | Научить взаимодействовать родителей обычных детей и родителей, у которых ребенок с ОВЗ. |
5 | Использование ИКТ в работе с детьми (просмотр мультфильмов и прослушивание аудиокниг) | Прослушивание аудиокниги «Сивка-бурка» | Формирование таких нравственных качеств как добросердечность, заботливость. |
Январь 2017 год | |||
1 | Индивидуальная работа с ребёнком с ОВЗ по адаптированной рабочей программе «Дети двойной исключительности» | «Сочиним историю» | Развитие речи и воображения. |
«Подарки» | Развитие воображения, коммуникативных навыков, моторики. | ||
«Узнай предмет» | Развитие восприятия и тактильной памяти. | ||
«Сравнения» | Развития творческого мышления. | ||
2 | Игровые занятия – тренинги с группой воспитанников «Птичка – моего сердца» | «Злость» | Продолжать знакомить с эмоциями злость. |
3 | Совместные занятия «ТРИО» (воспитанник с ОВЗ- родитель-педагог) | «Шеренга» | Продолжать содействовать сплочению родителей и детей, заставить их сконцентрироваться на главном и общем. |
«Найди сходство» | Выразить отношение к своей семье, осознание и принятие своего отношения. | ||
4 | Работа с родителями всех воспитанников группы | Стендовая информация «Как помочь тревожному ребенку» | Помощь родителям в снятии тревоги у детей с ОВЗ. |
5 | Использование ИКТ в работе с детьми (просмотр мультфильмов и прослушивание аудиокниг) | Просмотр мультфильма «Четверо с одного двора» | Формирование таких нравственных качеств как дружелюбие, уважение, заботливость. |
Февраль 2017 год | |||
1 | Индивидуальная работа с ребёнком с ОВЗ по адаптированной рабочей программе «Дети двойной исключительности» | «Найди общее» | Развитие наблюдательности, умения анализировать предметы и явления. |
«Что потом?» | Развитие творческого мышления. | ||
«Пуговичная поляна» | Развитие внимания, воображения, образного мышления. | ||
«Вывод» | Развитие элементов логического мышления. | ||
2 | Игровые занятия – тренинги с группой воспитанников «Птичка – моего сердца» | «Красивые цветы» | Развивать выразительность движений, воображение, произвольность. |
3 | Совместные занятия «ТРИО» (воспитанник с ОВЗ- родитель-педагог) | “Прогулка с компасом” | Способствовать развитию чувства доверия между родителями и детьми. |
“Булавка” | Способствовать достижению понимания на телесном уровне в паре “родитель-ребенок”. | ||
4 | Работа с родителями всех воспитанников группы | Стендовая информация «Этот неудобный ребенок - непоседа» | Информировать родителей о том, как следует реагировать на действия ребенка с ОВЗ. |
5 | Использование ИКТ в работе с детьми (просмотр мультфильмов и прослушивание аудиокниг) | Просмотр мультфильма «Гадкий утенок» | Формирование таких нравственных качеств как толерантность, альтруизм. |
Март 2017 год | |||
1 | Индивидуальная работа с ребёнком с ОВЗ по адаптированной рабочей программе «Дети двойной исключительности» | «Что изменилось?» | Развитие навыков счета, зрительной памяти. |
«Отгадай, кто это?» | Закрепить у детей представления о домашних животных. | ||
«Положи в столбик» | Продолжать формировать у детей речь, состоящую из простых распространенных предложений. | ||
«Куда положишь?» | Ввести и закрепить в активном словаре названия некоторых объемных геометрических фигур, продолжать формировать у ребенка фразовой речи, состоящей из простых распространенных предложений. | ||
2 | Игровые занятия – тренинги с группой воспитанников «Птичка – моего сердца» | «Страх» | Знакомство ребенка с базовой эмоцией страх. |
3 | Совместные занятия «ТРИО» (воспитанник с ОВЗ- родитель-педагог) | “Два зеркала” | Способствовать осознанию родителями и детьми тех моментов, которые радуют и огорчают в общении друг с другом. |
“Фигуры” | Развитие способности сотрудничать друг с другом. | ||
4 | Работа с родителями всех воспитанников группы | Родительское собрание «Общение – ключ к успеху» | Узнать, прогрессирует ли общение родителей обычных детей и родителей «особенных» детей. |
5 | Использование ИКТ в работе с детьми (просмотр мультфильмов и прослушивание аудиокниг) | Прослушивание аудио книги «Цветик-семицветик» | Формирование таких нравственных качеств как толерантность, совесть, щедрость. |
Апрель 2017 год | |||
1 | Индивидуальная работа с ребёнком с ОВЗ по адаптированной рабочей программе «Дети двойной исключительности» | «Описательные загадки» | Закреплять умение узнавать предметы по описанию. |
«Огород» | Закреплять представления об овощах и фруктах. | ||
«Поймай и назови» | Закреплять представления по изучаемой лексической теме. | ||
«Кому это нужно» | Закреплять представления ребенка о предметах и их использовании в трудовых процессах. | ||
2 | Игровые занятия – тренинги с группой воспитанников «Птичка – моего сердца» | «Разноцветные платочки» | Развивать чувство цвета и гармонии, зрительную память, умение выражать чувство грусти, радости в эмоциях и движении. |
3 | Совместные занятия «ТРИО» (воспитанник с ОВЗ- родитель-педагог) | “Футболка с надписью” | Предоставить ребенку и родителю возможность совместного решения поставленной задачи; создать условия для определения жизненного кредо семьи, семейных установок и семейных ценностей. |
“Здорово, что мы вместе ...” | Способствовать эмоциональному сближению детей и родителей. | ||
4 | Работа с родителями всех воспитанников группы | Стендовая информация «Мы бодры и веселы» | Распределение времени активности и отдыха ребенка на целый день. |
5 | Использование ИКТ в работе с детьми (просмотр мультфильмов и прослушивание аудиокниг) | Просмотр мультфильма «Девочка и дельфин» | Формирование таких нравственных качеств как толерантность, дружелюбие. |
Май 2017 год | |||
1 | Индивидуальная работа с ребёнком с ОВЗ по адаптированной рабочей программе «Дети двойной исключительности» | «Угадай, что я делаю?» | Расширить представления воспитанника с ОВЗ о трудовых действиях, развитие внимания. |
«Доскажи словечко» | Совершенствование знаний об овощах и фруктах. | ||
«Овощное кафе» | Закрепить умение образовывать имена прилагательные от имен существительных. | ||
«Я одет» | Учить называть предметы одежды и обуви на картинках. | ||
2 | Игровые занятия – тренинги с группой воспитанников «Птичка – моего сердца» | «Зависть» | Знакомство ребенка с чувством зависти. |
3 | Совместные занятия «ТРИО» (воспитанник с ОВЗ- родитель-педагог) | «Опиши свою маму» | Способствовать эмоциональному сближению детей и родителей. |
«Песня» | Способствовать достижению понимания детей и родителей на речевом уровне | ||
4 | Работа с родителями всех воспитанников группы | Родительское собрание «Чего мы достигли вместе?» | Подведение итогов за 2016-2017 учебный год по формированию толерантного отношения между родителями обычных детей и «особенных» детей. |
5 | Использование ИКТ в работе с детьми (просмотр мультфильмов и прослушивание аудиокниг) | Прослушивание аудиокниги «Серая звездочка» | Формирование таких нравственных качеств как толерантность, дружелюбие. |
Сентябрь 2017 год | |||
1 | Индивидуальная работа с ребёнком с ОВЗ по адаптированной рабочей программе «Дети двойной исключительности» | «Найди слова» | Развитие внимания. |
«Кинолента» | Развитие невербальных средств общения, развитие памяти. | ||
«Квадраты» | Развитие внимания, памяти. | ||
«Змейка» | Развитие ловкости и координации. | ||
2 | Игровые занятия – тренинги с группой воспитанников «Птичка – моего сердца» | «Рыбка-радуга» | Развитие контактности, закрепление игрового общения ребенка с воспитателем и другими детьми, активизация коммуникативности, увеличение доверия, развитие доброжелательного, эмоционального настроения; закрепление знаний о цвете, форме, соотнесении цветов. |
3 | Совместные занятия «ТРИО» (воспитанник с ОВЗ- родитель-педагог) | «Мир детский и мир взрослый» | Осознание разницы между «миром» ребенка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации поведения и т. д. Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиции ребенка. |
«Активное слушание» | Прояснить различия проблем родителей и проблем детей; познакомиться с целями и приемами активного слушания, развить навыки активного слушания. | ||
4 | Работа с родителями всех воспитанников группы | Родительское собрание на тему «Как воспитать толерантного человека» | Толерантность – важное нравственное качество. |
5 | Использование ИКТ в работе с детьми (просмотр мультфильмов и прослушивание аудиокниг) | Просмотр мультфильма «Простоквашино» | Формирование таких нравственных качеств как дружелюбие, альтруизм, человеколюбие, уважение. |
Октябрь 2017 год | |||
1 | Индивидуальная работа с ребёнком с ОВЗ по адаптированной рабочей программе «Дети двойной исключительности» | «Найди отличие» | Развитие умения сосредотачивать внимание на деталях. |
«Услышь свое имя» | Развитие скорости реакции, моторной ловкости. | ||
«Морские волны» | Научить ребенка с ОВЗ переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения. | ||
«Кенгуру» | Развитие координации движений. | ||
2 | Игровые занятия – тренинги с группой воспитанников «Птичка – моего сердца» | «Разочарование» | Знакомить ребенка с чувством разочарования. |
3 | Совместные занятия «ТРИО» (воспитанник с ОВЗ- родитель-педагог) | «Поощрения и наказания» | Знакомство с принципами поощрений и наказаний. |
«Ключ к внутреннему миру ребенка» | Привлечь внимание родителей к ценности изобразительного творчества детей как источника познания внутреннего мира ребенка, особенностей восприятия или окружающего. | ||
4 | Работа с родителями всех воспитанников группы | Консультация для родителей «Поговорим о толерантности» | Определить насколько родители понимают толерантность как средство взаимодействия воспитанников в группе. |
5 | Использование ИКТ в работе с детьми (просмотр мультфильмов и прослушивание аудиокниг) | Аудиокнига «Сказка о царе Салтане» | Формирование таких нравственных качеств как человеколюбие, честность, уважение. |
Ноябрь 2017 год | |||
1 | Индивидуальная работа с ребёнком с ОВЗ по адаптированной рабочей программе «Дети двойной исключительности» | «Вулкан» | Развитие воображения и способность к перевоплощению. Развивать кругозор. |
«Ай да я!» | Развитие распределения внимания. | ||
«Гусеница» | Развитие моторной ловкости. Тактильной чувствительности. | ||
«Сделай, как я» | Увеличение объема внимания. | ||
2 | Игровые занятия – тренинги с группой воспитанников «Птичка – моего сердца» | «Базовые эмоции» | Закреплять знания ребенка об основных базовых эмоциях. |
3 | Совместные занятия «ТРИО» (воспитанник с ОВЗ- родитель-педагог) | «Затруднительные ситуации» | Привлечь родителей к анализу причин возникновения конфликтных ситуаций в общении с ребенком к поиску удачных способов родительского поведения. |
«Воробьиная семья» | Расширение сферы социального взаимодействия родителей и ребенка с ЗПР. | ||
4 | Работа с родителями всех воспитанников группы | Стендовая информация «Мы учим друг друга» | Описание технологии взаимного обучения. |
5 | Использование ИКТ в работе с детьми (просмотр мультфильмов и прослушивание аудиокниг) | Просмотр мультфильма «Крокодил Гена и Чебурашка» | Формирование таких нравственных качеств как дружелюбие, человеколюбие, уважение, альтруизм. |
Декабрь 2017 год | |||
1 | Индивидуальная работа с ребёнком с ОВЗ по адаптированной рабочей программе «Дети двойной исключительности» | «Давай поговорим» | Развитие коммуникативных навыков. |
«Обезьянки» | Развитие объема внимания, координации движений, памяти. | ||
«Живая картина» | Развитие выразительности движений, произвольности, коммуникативных навыков. | ||
«Назови одним словом» | Развитие логического мышления. | ||
2 | Игровые занятия – тренинги с группой воспитанников «Птичка – моего сердца» | «Пойми меня» | Формировать у ребенка потребности во взаимопонимании. |
3 | Совместные занятия «ТРИО» (воспитанник с ОВЗ- родитель-педагог) | «Эмоции» | Формирование у родителей адекватного отношения к ребенку с ЗПР и его проблемам. |
«Щепки на реке» | Расширение сферы социального взаимодействия родителей и ребенка с ЗПР. | ||
4 | Работа с родителями всех воспитанников группы | Родительское собрание на тему «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» | Формирование толерантного отношения между родителями. |
5 | Использование ИКТ в работе с детьми (просмотр мультфильмов и прослушивание аудиокниг) | Прослушивание аудиокниги «Серебряное копытце» | Формирование таких нравственных качеств как добросердечность, заботливость, человеколюбие. |
Январь 2018 год | |||
1 | Индивидуальная работа с ребёнком с ОВЗ по адаптированной рабочей программе «Дети двойной исключительности» | «Ассоциации» | Развитие обратной связи, развитие рефлексивных способностей. |
«Классификация» | Развитие логического мышления. | ||
«Пожалуйста» | Развитие произвольности, слухового внимания. | ||
«Найди лишнее слово» | Развитие логического мышления. | ||
2 | Игровые занятия – тренинги с группой воспитанников «Птичка – моего сердца» | «Мы учимся чувствовать друг друга» | Формировать у ребенка умение чувствовать другого человека, вырабатывать потребность в оказании помощи тем, кто в ней нуждается; |
3 | Совместные занятия «ТРИО» (воспитанник с ОВЗ- родитель-педагог) | «Семейный досуг»» | Продолжать содействовать сплочению родителей и детей. |
«Самый веселый день с моим ребенком»» | Рассказ родителей о самом веселом дне, проведенном с ребенком. | ||
4 | Работа с родителями всех воспитанников группы | Стендовая информация «Толерантность – дорога к миру» | Информация для родителей. |
5 | Использование ИКТ в работе с детьми (просмотр мультфильмов и прослушивание аудиокниг) | Просмотр мультфильма «Баранкин, будь человеком!» | Формирование таких нравственных качеств как дружелюбие, совесть, уважение. |
Февраль 2018 год | |||
1 | Индивидуальная работа с ребёнком с ОВЗ по адаптированной рабочей программе «Дети двойной исключительности» | «Придумай слова» | Развитие воображения, эмоциональной сферы. |
«Чередование» | Развитие логического мышления. | ||
«Музыкальная загадка» | Развитие воображения, эмпатийных способностей. | ||
«Слова наоборот» | Развитие логического мышления, воображения. | ||
2 | Игровые занятия – тренинги с группой воспитанников «Птичка – моего сердца» | «Имена» | Развитие воображения, дружелюбия, толерантности. |
3 | Совместные занятия «ТРИО» (воспитанник с ОВЗ- родитель-педагог) | “Четвертый лишний” | Развитие концентрации, распределения внимания воспитанника с ОВЗ с помощью родителей. |
“Нарисуй” | Развивать навык внимательно слушать и выполнять указание взрослого. | ||
4 | Работа с родителями всех воспитанников группы | Стендовая информация «Игры дома» | Информация для родителей обычных детей и детей с ЗПР о том, в какие игры можно и нужно игра дома. |
5 | Использование ИКТ в работе с детьми (просмотр мультфильмов и прослушивание аудиокниг) | Просмотр мультфильма «Голубой щенок» | Формирование таких нравственных качеств как толерантность, скромность. |
Март 2018 год | |||
1 | Индивидуальная работа с ребёнком с ОВЗ по адаптированной рабочей программе «Дети двойной исключительности» | «Крокодил» | Развитие ловкости, наблюдательности, снятие страхов. |
«Бывает – не бывает» | Развитие логического мышления, внимания, памяти. | ||
«Войди в круг – выйди из круга» | Развитие эмпатии, отработка способов поведения в одиночестве, совершенствование навыков межличностной коммуникации. | ||
«Отгадывание небылиц» | Развитие воображения, внимания. | ||
2 | Игровые занятия – тренинги с группой воспитанников «Птичка – моего сердца» | «Помоги мне» | Развитие внимания, коммуникативных способностей, диалогического общения. |
3 | Совместные занятия «ТРИО» (воспитанник с ОВЗ- родитель-педагог) | “Память” | Развитие коммуникативных способностей, сплочение ребенка и родителя. |
“Игра в слова” | Развитие способности сотрудничать друг с другом. | ||
4 | Работа с родителями всех воспитанников группы | Родительское собрание «Толерантность в разрешении конфликтов» | Помощь родителям в разрешении конфликтов с детьми. |
5 | Использование ИКТ в работе с детьми (просмотр мультфильмов и прослушивание аудиокниг) | Прослушивание аудио книги «Господин АУ» | Формирование таких нравственных качеств как дружелюбие, человеколюбие. |
Апрель 2018 год | |||
1 | Индивидуальная работа с ребёнком с ОВЗ по адаптированной рабочей программе «Дети двойной исключительности» | «Чертик, чертик, кто я? | Устранение страхов. |
«Нелепицы» | Развитие логического и творческого мышления. | ||
«Цепочка» | Развитие фонематического слуха. | ||
«Отгадай загадку и назови первый звук в отгадке» | Развитие фонематического слуха. | ||
2 | Игровые занятия – тренинги с группой воспитанников «Птичка – моего сердца» | «Моя улица» | Развивать патриотические чувства. |
3 | Совместные занятия «ТРИО» (воспитанник с ОВЗ- родитель-педагог) | «Угадай, что я загадал?» | Предоставить ребенку и родителю возможность совместного решения поставленной задачи. |
«Лучшее во мне» | Способствовать эмоциональному сближению детей и родителей. | ||
4 | Работа с родителями всех воспитанников группы | Стендовая информация «Вместе мы сильнее» | Информация о том, что не смотря на наши недостатки, мы все равно должны быть вместе. |
5 | Использование ИКТ в работе с детьми (просмотр мультфильмов и прослушивание аудиокниг) | Просмотр мультфильма «Кентервильское приведение» | Формирование таких нравственных качеств как толерантность, дружелюбие, милосердие, достоинство. |
Май 2018 год | |||
1 | Индивидуальная работа с ребёнком с ОВЗ по адаптированной рабочей программе «Дети двойной исключительности» | «Найди ошибку» | Развитие связной речи. |
«Реклама» | Развитие связной речи, воображения. | ||
«Сказка наоборот» | Развитие связной речи, внимания, воображение, снятие эмоционального напряжения. | ||
«Громко-тихо» | Развитие фонематического слуха, концентрации внимания. | ||
2 | Игровые занятия – тренинги с группой воспитанников «Птичка – моего сердца» | «Радуга эмоций» | Развитие контактности, закрепление игрового общения ребенка с воспитателем и другими детьми, активизация коммуникативности, увеличение доверия, развитие доброжелательного, эмоционального настроения; закрепление знаний о цвете, форме, соотнесении цветов. |
3 | Совместные занятия «ТРИО» (воспитанник с ОВЗ- родитель-педагог) | «Я начну, а ты продолжи» | Способствовать достижению понимания детей и родителей на речевом уровне. |
«Мы все сможем» | Способствовать эмоциональному и тактильному сближению детей и родителей. | ||
4 | Работа с родителями всех воспитанников группы | Родительское собрание в форме круглого стола «Чего мы достигли вместе?» | Подведение итогов за 2017-2018 учебный год по формированию толерантного отношения между родителями обычных детей и «особенных» детей. |
5 | Использование ИКТ в работе с детьми (просмотр мультфильмов и прослушивание аудиокниг) | Просмотр мультфильма «Маугли» | Формирование таких нравственных качеств как толерантность, дружелюбие, альтруизм, человеколюбие, уважение. |
III этап. Обобщающий.
Таким образом, в проектной деятельности ребенок с ограниченными возможностями здоровья получает образовательный и социальный опыт вместе со сверстниками. На протяжении всего времени проведения проекта меняется социальный статус воспитанника с ОВЗ среди воспитанников группы с положительной динамикой.
По окончании проекта выпускники детского сада будут знать, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов.
Родители воспитанников группы будут ознакомлены с результатами контрольной диагностики на итоговом родительском собрании в мае 2018 года.
С помощью проекта по развитию толерантности к детям с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве воспитанники смогут понимать
друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей;
проявлять эмпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают
другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать
чувства другого; находить конструктивное решение конфликта. Все это соответствует социальному заказу на современном этапе.
Библиографический список
- “Конвенция о правах ребенка”. 1989 г.
- Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000. С.7.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., Мозаика-Синтез, 2008
- Выгодский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выгодский ; под. ред. В. В. Давыдова. – М. : Педагогика, 1991. – 479 с.
- Коломийченко Л.В. “Организация предметно развивающей среды по программе социального развития», Пермь, 2002.
- Образовательная область познание «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» /Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов. – М.: Мозаика – Синтез, 2012
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез, 2014.
- Риэрдон Б. Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001
- Шрейдер Ю.А. Утопия или устроительство // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. С. 7—25. С. 8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выпускная квалификационная работа "Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в дошкольном отделении образовательной организации"
В 2015 году я проходила курсы повышения квалификации в рамках обучающих мероприятий Государственной программы "Доступная среда". И данная работа является моей ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБО...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с различными нозологиями в инклюзивно-образовательном пространстве дошкольного учреждения
Направления, виды, формы и методы психолого-педагогичесого сопровождения детей ОВЗ в дошкольном учреждении....
Взаимодействие участников образовательного процесса МДОУ «Детский сад № 209» г. Ярославля в условиях инклюзивного образовательного пространства
В современном образовании Российской Федерации одним из основных направлений является инклюзия. Во многих образовательных учреждениях были созданы группы и классы, которые совместно посещали дети с ОВ...
Доклад "Роль тьютора в психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве"
Роль тьютора в психолого педагогическом сопровождении детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве....
РОЛЬ ТЬЮТОРА И ИНКЛЮЗИВНОГО ВОЛОНТЕРА В ПРОЕКТИРОВАНИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА.
В интегративном образовании позиция тьютора сохраняет свои основы, но также приобретает новые специальные компоненты...
Создание условий для успешной социализации детей с ОВЗ в инклюзивное образовательное пространство ДОО
Методические рекомендации для педагогов на тему: «Создание условий для успешной социализации детей с ОВЗ в инклюзивное образовательное пространство ДОО» Одной из актуальных социально-...