Инновации в развитии толерантности к детям с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве
проект (старшая группа) на тему

Сигаева Вера Александровна

Проект: «Дорога добра»

Тип проекта:  инновационный, практико-ориентированный, долгосрочный.

Вид проекта:  долгосрочный.

Возраст: старшая, подготовительная  группы  детского сада.

Срок реализации проекта: с июня 2016 года по май 2018 года.

Проблема:  негативное отношение к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличие физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Актуальность проекта:

·        обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;

·        создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

·        в получении  образовательного и социального опыта ребенка с ограниченными возможностями здоровья вместе со сверстниками.

 

Цель проекта:

Научить детей, родителей и педагогов видеть в «особенном  ребёнке»  – обычного.

 

Задачи проекта:

  1. разработка и апробация  программы «Дети двойной исключительности»  для детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве;
  2. апробация и реализация технологий «Пусть дети учат друг друга», «Трио», позволяющих достигнуть планируемых результатов воспитательно-образовательной работы;  
  3. проведение мониторинга межличностных взаимоотношений воспитанников в группе, эмоционально-личностной сферы ребенка, проверку психологической комфортности пребывания ребенка с ОВЗ в группе детского сада.
  4. формирование информационного, научно-методического фонда, обеспечивающего реализацию проекта;
  5. формирование мотивационной, теоретической готовности воспитанников, родителей, воспитателей, к развитию основ толерантности;
  6. проведение мониторинга эффективности реализуемых технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx59.98 КБ

Предварительный просмотр:

Сигаева Вера Александровна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 5 «Берёзка»

города Губкина Белгородской области

Проект «Дорога добра»

Сигаева В. А.,  воспитатель,

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего

вида № 5 «Березка»

Губкин,2016

Проект: «Дорога добра»

Тип проекта:  инновационный, практико-ориентированный, долгосрочный.

Вид проекта:  долгосрочный.

Возраст: старшая, подготовительная  группы  детского сада.

Срок реализации проекта: с июня 2016 года по май 2018 года.

Проблема:  негативное отношение к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличие физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Актуальность проекта:

  • обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;
  • создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
  • в получении  образовательного и социального опыта ребенка с ограниченными возможностями здоровья вместе со сверстниками.

Цель проекта:

Научить детей, родителей и педагогов видеть в «особенном  ребёнке»  – обычного.

Задачи проекта:

  1. разработка и апробация  программы «Дети двойной исключительности»  для детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве;
  2. апробация и реализация технологий «Пусть дети учат друг друга», «Трио», позволяющих достигнуть планируемых результатов воспитательно-образовательной работы;  
  3. проведение мониторинга межличностных взаимоотношений воспитанников в группе, эмоционально-личностной сферы ребенка, проверку психологической комфортности пребывания ребенка с ОВЗ в группе детского сада.
  4. формирование информационного, научно-методического фонда, обеспечивающего реализацию проекта;
  5. формирование мотивационной, теоретической готовности воспитанников, родителей, воспитателей, к развитию основ толерантности;
  6. проведение мониторинга эффективности реализуемых технологий.

Участники проекта: воспитанники старшей группы, родители (законные представители) дошкольников,  педагоги.

Предполагаемый результат:

  1.  изменение социального статуса воспитанника с ОВЗ в группе;
  2.   создание благоприятного микроклимата в группе дошкольников;
  3. гуманное отношение старших дошкольников к сверстникам с ОВЗ.

Предварительная работа:

Изучение литературы по развитию толерантности у старших дошкольников; сбор научно-методической информации по формированию толерантности у старших дошкольников; изучение опыта работы групп комбинированной направленности по формированию толерантного отношения к воспитанникам с ОВЗ; прохождение курсов повышения квалификации по программе «Формирование модели инклюзивного образования для детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС» в объеме 72 часов.

Этапы    реализации  проекта.

I  этап.   Подготовительный.

Постановка цели и задач, предварительная работа, составление адаптированной рабочей программы.

Мероприятия

ответственные

1.

Организация консультаций с педагогами детского сада по  развитию толерантности к детям с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве.

Сигаева В. А. воспитатель

2.

Подготовка документации по проекту:

  • разработка адаптированной рабочей программы «Дети двойной исключительности» для детей с ОВЗ в общеобразовательном дошкольном учреждении;
  • подготовка памяток о толерантном отношении к детям с ОВЗ в общеобразовательном дошкольном учреждении;
  • подбор наглядного и иллюстративного  материала о понятии «толерантность» для дошкольников и родителей;
  • разработка календарно-тематического плана совместных занятий «Трио» (воспитанник с ОВЗ-родитель-воспитатель).

Сигаева В. А. воспитатель

Дробышева Е. В. старший воспитатель

Сигаева В. А. воспитатель

Сигаева В. А. воспитатель

3.

Анкетирование родителей на предмет отношения их к инклюзивному образованию. 

Сигаева В. А. воспитатель; Федяинова И. И. воспитатель

4.

Консультация психолога МАОУ СОШ № 12 по развитию толерантности старших дошкольников к сверстникам с ОВЗ.

Психолог МАОУ СОШ № 12

II этап. Информационно-исследовательский, практический.

Период работы второго этапа проекта: с 1 сентября 2016 года по 31 мая 2018 года.

Практическая работа строится по пяти направлениям:

№ п/п

Направление работы

Периодичность

Ответственный

1

Индивидуальная работа с ребёнком с ОВЗ по адаптированной рабочей программе «Дети двойной исключительности»

4 раза в месяц

Сигаева В. А., воспитатель

2

Игровые занятия – тренинги с группой воспитанников «Птичка – моего сердца»  по технологии «Пусть дети учат друг друга»

1 раз в месяц

Сигаева В. А., воспитатель

Федяинова И. И., воспитатель

3

Совместные занятия «ТРИО» (воспитанник с ОВЗ- родитель-педагог)

2 раза в месяц

Сигаева В. А., воспитатель

4

Работа с родителями всех воспитанников группы

1 раз в месяц

Сигаева В. А., воспитатель

Федяинова И. И., воспитатель

5

Использование ИКТ в работе с детьми (просмотр мультфильмов и прослушивание аудиокниг)

1 раз в месяц с чередованием мультфильмов и аудиокниг

Сигаева В. А., воспитатель

Полякова М. С., воспитатель

Чтобы научить детей, родителей и педагогов видеть в «особенном» ребенке обычного,  целесообразно использовать две педагогические технологии: «Пусть дети учат друг друга» и «ТРИО».

Технология «Пусть дети учат друг друга» заключается во взаимном обучении, когда один воспитанник («обучающий») учит другого («учащегося») под наблюдением педагога. Эту технологию можно использовать при обучении по разным образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Развитие речи», «Познавательно развитие». Данную технологию эффективно применять в качестве инструмента на этапе закрепления полученных навыков и знаний.

Обычно более успешный воспитанник учит менее успевающего воспитанника примерно одного с ним возраста. Еще один вариант – взаимное обучение в условиях группы, когда все воспитанники в группе делятся на пары и выполняют обязанности обучающих и учащихся.

Следует также отметить, что воспитанники с особыми образовательными потребностями, выступая в роли обучающих, могут повысить самооценку и добиться лучших успехов в освоении программы, особенно если работают с младшими воспитанниками.

При применении данной технологии «особенному» воспитаннику уделяется больше индивидуального внимания, работа выполняется на его собственном уровне, упражнения повторяются, есть немедленная обратная связь, поддержка со стороны сверстников и дополнительное время для выполнения упражнений. А так же «обучающие» воспитанники закрепляют и расширяют собственные навыки, повышают уровень уверенности в себе и чувствительность к потребностям других. Педагогу это позволяет повысить уровень сотрудничества в группе и дает дополнительное время для занятий с другими воспитанниками.

Технология «ТРИО» направлена на совместную деятельность ребенка, педагога и родителей, которая помогает родителям выбрать правильную позицию по отношению к ребенку с ОВЗ, вовлечение родителей в образовательную деятельность.

Для воспитанника с ОВЗ занятия по данной технологии повышают самооценку, обеспечивают эмоциональное благополучие, уверенность в собственных возможностях и способностях.

Для педагога регулярные контакты с родителями повышают уровень ответственности за обучение воспитанников и педагогической компетенции во взаимодействии с родителями.

Перспективный план реализации проекта

№ п/п

Направление работы

Мероприятие

Цель

Сентябрь 2016 год

1

Индивидуальная работа с ребёнком с ОВЗ по адаптированной рабочей программе «Дети двойной исключительности»

«На морском дне»

Расширение и закрепление математических представлений через создание и решение проблемных ситуаций.

«Приключения Колобка»

Развивать связную и интонационную выразительность речи у ребенка с ЗПР, его эмоционально волевую сферу.

«Не обижайте муравья»

Развивать умение логически мыслить, представлять воображаемый объект.

 «Страна умных игр»

 Учить ребенка играть в дидактические игры.

2

Игровые занятия – тренинги с группой воспитанников «Птичка – моего сердца»

«Знакомство»

Определить эмоциональное состояние ребенка в семье, в детском саду, на момент прихода и ухода из детского сада.

3

Совместные занятия «ТРИО» (воспитанник с ОВЗ- родитель-педагог)

«Совместный рисунок»

Актуализировать опыт сотрудничества между родителями и детьми.

«Слепой и поводырь»

Способствовать развитию чувства доверия между родителями и детьми.

4

Работа с родителями всех воспитанников группы

Родительское собрание на тему «Инклюзивное образование»

Погружение родителей в проблему инклюзивного воспитания и обучения.

5

Использование ИКТ в работе с детьми (просмотр мультфильмов и прослушивание аудиокниг)

Просмотр мультфильма «Чучело-мяучело»

Формирование таких нравственных качеств как добросердечность, отзывчивость, милосердие.

Октябрь 2016 год

1

Индивидуальная работа с ребёнком с ОВЗ по адаптированной рабочей программе «Дети двойной исключительности»

«Дикие животные»

Развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления.

«Цветик-семицветик»

Обучение навыкам взаимопонимания, вербализации своих мыслей и чувств.

«Мы учимся чувствовать друг друга»

Формировать у ребенка умение чувствовать другого человека, вырабатывать потребность в оказании помощи тем, кто в ней нуждается.

«Я выбираю дружбу»

Закреплять межличностные отношения, формировать потребности в чутком отношении к другому человеку.

2

Игровые занятия – тренинги с группой воспитанников «Птичка – моего сердца»

«Цыпленок»

Способствовать развитию познавательной активности, речи.

3

Совместные занятия «ТРИО» (воспитанник с ОВЗ- родитель-педагог)

«Сиамские близнецы»

Развитие терпения, необходимого при любом тесном сотрудничестве.

«Похвалилки»

Повышение самооценки и статуса ребенка с ОВЗ.

4

Работа с родителями всех воспитанников группы

Консультация для родителей «Моя ребенок особенный…Что делать?»

Помочь родителям научиться общаться со своим «особенным» ребенком.

5

Использование ИКТ в работе с детьми (просмотр мультфильмов и прослушивание аудиокниг)

Аудиокнига «Царевна-лягушка»

Формирование таких нравственных качеств как толерантность, уважение.

Ноябрь 2016 год

1

Индивидуальная работа с ребёнком с ОВЗ по адаптированной рабочей программе «Дети двойной исключительности»

«Я-уникальный!»

Подчеркнуть уникальность и значимость воспитанника с ОВЗ.

«Как много слов мы знаем»

Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

«Осенние листья»

Развитие произвольной памяти у ребенка с ОВЗ.

«Прогулка по лесу»

Развитие наблюдательности, внимания.

2

Игровые занятия – тренинги с группой воспитанников «Птичка – моего сердца»

«Птичка моего сердца»

Формировать у ребенка чувство эмпатии, знакомство с базовыми эмоциями: радость, печаль, веселье, грусть, злость.

3

Совместные занятия «ТРИО» (воспитанник с ОВЗ- родитель-педагог)

«Конкурс хвастунов»

Развивать позитивное восприятие у родителей и детей по отношению друг к другу.

«Зеркало»

Способствовать достижению понимания на визуальном уровне в паре “родитель-ребенок”.

4

Работа с родителями всех воспитанников группы

Стендовая информация «Способы профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний»

Профилактика неблагоприятных эмоциональных состояний.

5

Использование ИКТ в работе с детьми (просмотр мультфильмов и прослушивание аудиокниг)

Просмотр мультфильма «Волк и теленок»

Формирование таких нравственных качеств как добросердечность, терпимость, заботливость, альтруизм.

Декабрь 2016 год

1

Индивидуальная работа с ребёнком с ОВЗ по адаптированной рабочей программе «Дети двойной исключительности»

«Слова-накладки»

Развитие речевой активности, словотворчества.

«Туда и обратно»

Развитие мышления, навыков прямого и обратного счета.

«Нехотелка»

Развитие двигательной активности, межполушарного взаимодействия, мыслительных процессов.

«Дотронься до…»

Развитие внимания, быстроты реакции, закрепление знаний об эталонах цвета.

2

Игровые занятия – тренинги с группой воспитанников «Птичка – моего сердца»

«Цыпленок»

Развивать умение выражать чувство грусти в эмоциях, движениях и цвете.

3

Совместные занятия «ТРИО» (воспитанник с ОВЗ- родитель-педагог)

«Семейный герб»

Содействовать сплочению родителей и детей, заставить их сконцентрироваться на главном и общем, что они ценят в жизни.

«Я дарю тебе это сердце, потому что…»

Способствовать позитивному отношению друг к другу, развитию чувства поддержки в паре “родитель-ребенок”.

4

Работа с родителями всех воспитанников группы

Родительское собрание на тему «Мой ребенок – особенный»

Научить взаимодействовать родителей обычных детей и родителей, у которых ребенок с ОВЗ.

5

Использование ИКТ в работе с детьми (просмотр мультфильмов и прослушивание аудиокниг)

Прослушивание аудиокниги «Сивка-бурка»

Формирование таких нравственных качеств как добросердечность, заботливость.

Январь 2017 год

1

Индивидуальная работа с ребёнком с ОВЗ по адаптированной рабочей программе «Дети двойной исключительности»

«Сочиним историю»

Развитие речи и воображения.

«Подарки»

Развитие воображения, коммуникативных навыков, моторики.

«Узнай предмет»

Развитие восприятия и тактильной памяти.

«Сравнения»

Развития творческого мышления.

2

Игровые занятия – тренинги с группой воспитанников «Птичка – моего сердца»

«Злость»

Продолжать знакомить с эмоциями злость.

3

Совместные занятия «ТРИО» (воспитанник с ОВЗ- родитель-педагог)

«Шеренга»

Продолжать содействовать сплочению родителей и детей, заставить их сконцентрироваться на главном и общем.

«Найди сходство»

Выразить отношение к своей семье, осознание и принятие своего отношения.

4

Работа с родителями всех воспитанников группы

Стендовая информация «Как помочь тревожному ребенку»

Помощь родителям в снятии тревоги у детей с ОВЗ.

5

Использование ИКТ в работе с детьми (просмотр мультфильмов и прослушивание аудиокниг)

Просмотр мультфильма «Четверо с одного двора»

Формирование таких нравственных качеств как дружелюбие, уважение, заботливость.

Февраль 2017 год

1

Индивидуальная работа с ребёнком с ОВЗ по адаптированной рабочей программе «Дети двойной исключительности»

«Найди общее»

Развитие наблюдательности, умения анализировать предметы и явления.

«Что потом?»

Развитие творческого мышления.

«Пуговичная поляна»

Развитие внимания, воображения, образного мышления.

«Вывод»

Развитие элементов логического мышления.

2

Игровые занятия – тренинги с группой воспитанников «Птичка – моего сердца»

«Красивые цветы»

Развивать выразительность движений, воображение, произвольность.

3

Совместные занятия «ТРИО» (воспитанник с ОВЗ- родитель-педагог)

“Прогулка с компасом”

Способствовать развитию чувства доверия между родителями и детьми.

“Булавка”

Способствовать достижению понимания на телесном уровне в паре “родитель-ребенок”.

4

Работа с родителями всех воспитанников группы

Стендовая информация «Этот неудобный ребенок - непоседа»

Информировать родителей о том, как следует реагировать на действия ребенка с ОВЗ.

5

Использование ИКТ в работе с детьми (просмотр мультфильмов и прослушивание аудиокниг)

Просмотр мультфильма «Гадкий утенок»

Формирование таких нравственных качеств как толерантность, альтруизм.

Март 2017 год

1

Индивидуальная работа с ребёнком с ОВЗ по адаптированной рабочей программе «Дети двойной исключительности»

«Что изменилось?»

Развитие навыков счета, зрительной памяти.

«Отгадай, кто это?»

Закрепить у детей представления о домашних животных.

«Положи в столбик»

Продолжать формировать у детей речь, состоящую из простых распространенных предложений.

«Куда положишь?»

Ввести и закрепить в активном словаре названия некоторых объемных геометрических фигур, продолжать формировать у ребенка фразовой речи, состоящей из простых распространенных предложений.

2

Игровые занятия – тренинги с группой воспитанников «Птичка – моего сердца»

«Страх»

Знакомство ребенка с базовой эмоцией страх.

3

Совместные занятия «ТРИО» (воспитанник с ОВЗ- родитель-педагог)

“Два зеркала”

Способствовать осознанию родителями и детьми тех моментов, которые радуют и огорчают в общении друг с другом.

“Фигуры”

Развитие способности сотрудничать друг с другом.

4

Работа с родителями всех воспитанников группы

Родительское собрание «Общение – ключ к успеху»

Узнать, прогрессирует ли общение родителей обычных детей и родителей «особенных» детей.

5

Использование ИКТ в работе с детьми (просмотр мультфильмов и прослушивание аудиокниг)

Прослушивание аудио книги «Цветик-семицветик»

Формирование таких нравственных качеств как толерантность, совесть, щедрость.

Апрель 2017 год

1

Индивидуальная работа с ребёнком с ОВЗ по адаптированной рабочей программе «Дети двойной исключительности»

«Описательные загадки»

Закреплять умение узнавать предметы по описанию.

«Огород»

Закреплять представления об овощах и фруктах.

«Поймай и назови»

Закреплять представления по изучаемой лексической теме.

«Кому это нужно»

Закреплять представления ребенка о предметах и их использовании в трудовых процессах.

2

Игровые занятия – тренинги с группой воспитанников «Птичка – моего сердца»

«Разноцветные платочки»

Развивать чувство цвета и гармонии, зрительную память, умение выражать чувство грусти, радости в эмоциях и движении.

3

Совместные занятия «ТРИО» (воспитанник с ОВЗ- родитель-педагог)

 “Футболка с надписью”

Предоставить ребенку и родителю возможность совместного решения поставленной задачи; создать условия для определения жизненного кредо семьи, семейных установок и семейных ценностей.

 “Здорово, что мы вместе ...”

Способствовать эмоциональному сближению детей и родителей.

4

Работа с родителями всех воспитанников группы

Стендовая информация «Мы бодры и веселы»

Распределение времени активности и отдыха ребенка на целый день.

5

Использование ИКТ в работе с детьми (просмотр мультфильмов и прослушивание аудиокниг)

Просмотр мультфильма «Девочка и дельфин»

Формирование таких нравственных качеств как толерантность, дружелюбие.

Май 2017 год

1

Индивидуальная работа с ребёнком с ОВЗ по адаптированной рабочей программе «Дети двойной исключительности»

«Угадай, что я делаю?»

Расширить представления воспитанника с ОВЗ о трудовых действиях, развитие внимания.

«Доскажи словечко»

Совершенствование знаний об овощах и фруктах.

«Овощное кафе»

Закрепить умение образовывать имена прилагательные от имен существительных.

«Я одет»

Учить называть предметы одежды и обуви на картинках.

2

Игровые занятия – тренинги с группой воспитанников «Птичка – моего сердца»

«Зависть»

Знакомство ребенка с чувством зависти.

3

Совместные занятия «ТРИО» (воспитанник с ОВЗ- родитель-педагог)

«Опиши свою маму»

Способствовать эмоциональному сближению детей и родителей.

«Песня»

Способствовать достижению понимания детей и родителей на речевом уровне

4

Работа с родителями всех воспитанников группы

Родительское собрание «Чего мы достигли вместе?»

Подведение итогов за 2016-2017 учебный год по формированию толерантного отношения между родителями обычных детей и «особенных» детей.

5

Использование ИКТ в работе с детьми (просмотр мультфильмов и прослушивание аудиокниг)

Прослушивание аудиокниги «Серая звездочка»

Формирование таких нравственных качеств как толерантность, дружелюбие.

Сентябрь 2017 год

1

Индивидуальная работа с ребёнком с ОВЗ по адаптированной рабочей программе «Дети двойной исключительности»

«Найди слова»

Развитие внимания.

«Кинолента»

Развитие невербальных средств общения, развитие памяти.

«Квадраты»

Развитие внимания, памяти.

«Змейка»

Развитие ловкости и координации.

2

Игровые занятия – тренинги с группой воспитанников «Птичка – моего сердца»

«Рыбка-радуга»

Развитие контактности, закрепление игрового общения ребенка с воспитателем и другими детьми, активизация коммуникативности, увеличение доверия, развитие доброжелательного, эмоционального настроения; закрепление знаний о цвете, форме, соотнесении цветов.

3

Совместные занятия «ТРИО» (воспитанник с ОВЗ- родитель-педагог)

«Мир детский и мир взрослый»

Осознание разницы между «миром» ребенка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации поведения и т. д. Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиции ребенка.

«Активное слушание»

Прояснить различия проблем родителей и проблем детей; познакомиться с целями и приемами активного слушания, развить навыки активного слушания.

4

Работа с родителями всех воспитанников группы

Родительское собрание на тему «Как воспитать толерантного человека»

Толерантность – важное нравственное качество.

5

Использование ИКТ в работе с детьми (просмотр мультфильмов и прослушивание аудиокниг)

Просмотр мультфильма «Простоквашино»

Формирование таких нравственных качеств как дружелюбие, альтруизм, человеколюбие, уважение.

Октябрь 2017 год

1

Индивидуальная работа с ребёнком с ОВЗ по адаптированной рабочей программе «Дети двойной исключительности»

«Найди отличие»

Развитие умения сосредотачивать внимание на деталях.

«Услышь свое имя»

Развитие скорости реакции, моторной ловкости.

«Морские волны»

Научить ребенка с ОВЗ переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения.

«Кенгуру»

Развитие координации движений.

2

Игровые занятия – тренинги с группой воспитанников «Птичка – моего сердца»

«Разочарование»

Знакомить ребенка с чувством разочарования.

3

Совместные занятия «ТРИО» (воспитанник с ОВЗ- родитель-педагог)

«Поощрения и наказания»

Знакомство с принципами поощрений и наказаний.

«Ключ к внутреннему миру ребенка»

Привлечь   внимание   родителей   к   ценности   изобразительного творчества   детей   как   источника   познания   внутреннего   мира   ребенка, особенностей восприятия или окружающего.

4

Работа с родителями всех воспитанников группы

Консультация для родителей «Поговорим о толерантности»

Определить насколько родители понимают толерантность как средство взаимодействия воспитанников в группе.

5

Использование ИКТ в работе с детьми (просмотр мультфильмов и прослушивание аудиокниг)

Аудиокнига «Сказка о царе Салтане»

Формирование таких нравственных качеств как человеколюбие, честность, уважение.

Ноябрь 2017 год

1

Индивидуальная работа с ребёнком с ОВЗ по адаптированной рабочей программе «Дети двойной исключительности»

«Вулкан»

Развитие воображения и способность к перевоплощению. Развивать кругозор.

«Ай да я!»

Развитие распределения внимания.

«Гусеница»

Развитие моторной ловкости. Тактильной чувствительности.

«Сделай, как я»

Увеличение объема внимания.

2

Игровые занятия – тренинги с группой воспитанников «Птичка – моего сердца»

«Базовые эмоции»

Закреплять знания ребенка об основных базовых эмоциях.

3

Совместные занятия «ТРИО» (воспитанник с ОВЗ- родитель-педагог)

«Затруднительные ситуации»

Привлечь родителей к анализу причин возникновения конфликтных ситуаций в общении с ребенком к поиску удачных способов родительского поведения.

«Воробьиная семья»

Расширение сферы социального взаимодействия родителей и ребенка с ЗПР.

4

Работа с родителями всех воспитанников группы

Стендовая информация «Мы учим друг друга»

Описание технологии взаимного обучения.

5

Использование ИКТ в работе с детьми (просмотр мультфильмов и прослушивание аудиокниг)

Просмотр мультфильма «Крокодил Гена и Чебурашка»

Формирование таких нравственных качеств как дружелюбие, человеколюбие, уважение, альтруизм.

Декабрь 2017 год

1

Индивидуальная работа с ребёнком с ОВЗ по адаптированной рабочей программе «Дети двойной исключительности»

«Давай поговорим»

Развитие коммуникативных навыков.

«Обезьянки»

Развитие объема внимания, координации движений, памяти.

«Живая картина»

Развитие выразительности движений, произвольности, коммуникативных навыков.

«Назови одним словом»

Развитие логического мышления.

2

Игровые занятия – тренинги с группой воспитанников «Птичка – моего сердца»

«Пойми меня»

Формировать у ребенка потребности во взаимопонимании.

3

Совместные занятия «ТРИО» (воспитанник с ОВЗ- родитель-педагог)

«Эмоции»

Формирование у родителей адекватного отношения к ребенку с ЗПР и его проблемам.

«Щепки на реке»

Расширение сферы социального взаимодействия родителей и ребенка с ЗПР.

4

Работа с родителями всех воспитанников группы

Родительское собрание на тему «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»

Формирование толерантного отношения между родителями.

5

Использование ИКТ в работе с детьми (просмотр мультфильмов и прослушивание аудиокниг)

Прослушивание аудиокниги «Серебряное копытце»

Формирование таких нравственных качеств как добросердечность, заботливость, человеколюбие.

Январь 2018 год

1

Индивидуальная работа с ребёнком с ОВЗ по адаптированной рабочей программе «Дети двойной исключительности»

«Ассоциации»

Развитие обратной связи, развитие рефлексивных способностей.

«Классификация»

Развитие логического мышления.

«Пожалуйста»

Развитие произвольности, слухового внимания.

«Найди лишнее слово»

Развитие логического мышления.

2

Игровые занятия – тренинги с группой воспитанников «Птичка – моего сердца»

«Мы учимся чувствовать друг друга»

Формировать у ребенка умение чувствовать другого человека, вырабатывать потребность в оказании помощи тем, кто в ней нуждается;

3

Совместные занятия «ТРИО» (воспитанник с ОВЗ- родитель-педагог)

«Семейный досуг»»

Продолжать содействовать сплочению родителей и детей.

«Самый веселый день с моим ребенком»»

Рассказ родителей о самом веселом дне, проведенном с ребенком.

4

Работа с родителями всех воспитанников группы

Стендовая информация «Толерантность – дорога к миру»

Информация для родителей.

5

Использование ИКТ в работе с детьми (просмотр мультфильмов и прослушивание аудиокниг)

Просмотр мультфильма «Баранкин, будь человеком!»

Формирование таких нравственных качеств как дружелюбие, совесть, уважение.

Февраль 2018 год

1

Индивидуальная работа с ребёнком с ОВЗ по адаптированной рабочей программе «Дети двойной исключительности»

«Придумай слова»

Развитие воображения, эмоциональной сферы.

«Чередование»

Развитие логического мышления.

«Музыкальная загадка»

Развитие воображения, эмпатийных способностей.

«Слова наоборот»

Развитие логического мышления, воображения.

2

Игровые занятия – тренинги с группой воспитанников «Птичка – моего сердца»

«Имена»

Развитие воображения, дружелюбия, толерантности.

3

Совместные занятия «ТРИО» (воспитанник с ОВЗ- родитель-педагог)

“Четвертый лишний”

Развитие концентрации, распределения внимания воспитанника с ОВЗ с помощью родителей.

“Нарисуй”

Развивать навык внимательно слушать и выполнять указание взрослого.

4

Работа с родителями всех воспитанников группы

Стендовая информация «Игры дома»

Информация для родителей обычных детей и детей с ЗПР о том, в какие игры можно и нужно игра дома.

5

Использование ИКТ в работе с детьми (просмотр мультфильмов и прослушивание аудиокниг)

Просмотр мультфильма «Голубой щенок»

Формирование таких нравственных качеств как толерантность, скромность.

Март 2018 год

1

Индивидуальная работа с ребёнком с ОВЗ по адаптированной рабочей программе «Дети двойной исключительности»

«Крокодил»

Развитие ловкости, наблюдательности, снятие страхов.

«Бывает – не бывает»

Развитие логического мышления, внимания, памяти.

«Войди в круг – выйди из круга»

Развитие эмпатии, отработка способов поведения в одиночестве, совершенствование навыков межличностной коммуникации.

«Отгадывание небылиц»

Развитие воображения, внимания.

2

Игровые занятия – тренинги с группой воспитанников «Птичка – моего сердца»

«Помоги мне»

Развитие внимания, коммуникативных способностей, диалогического общения.

3

Совместные занятия «ТРИО» (воспитанник с ОВЗ- родитель-педагог)

“Память”

Развитие коммуникативных способностей, сплочение ребенка и родителя.

“Игра в слова”

Развитие способности сотрудничать друг с другом.

4

Работа с родителями всех воспитанников группы

Родительское собрание «Толерантность в разрешении конфликтов»

Помощь родителям в разрешении конфликтов с детьми.

5

Использование ИКТ в работе с детьми (просмотр мультфильмов и прослушивание аудиокниг)

Прослушивание аудио книги «Господин АУ»

Формирование таких нравственных качеств как дружелюбие, человеколюбие.

Апрель 2018 год

1

Индивидуальная работа с ребёнком с ОВЗ по адаптированной рабочей программе «Дети двойной исключительности»

«Чертик, чертик, кто я?

Устранение страхов.

«Нелепицы»

Развитие логического и творческого мышления.

«Цепочка»

Развитие фонематического слуха.

«Отгадай загадку и назови первый звук в отгадке»

Развитие фонематического слуха.

2

Игровые занятия – тренинги с группой воспитанников «Птичка – моего сердца»

«Моя улица»

Развивать патриотические чувства.

3

Совместные занятия «ТРИО» (воспитанник с ОВЗ- родитель-педагог)

«Угадай, что я загадал?»

Предоставить ребенку и родителю возможность совместного решения поставленной задачи.

«Лучшее во мне»

Способствовать эмоциональному сближению детей и родителей.

4

Работа с родителями всех воспитанников группы

Стендовая информация «Вместе мы сильнее»

Информация о том, что не смотря на наши недостатки, мы все равно должны быть вместе.

5

Использование ИКТ в работе с детьми (просмотр мультфильмов и прослушивание аудиокниг)

Просмотр мультфильма «Кентервильское приведение»

Формирование таких нравственных качеств как толерантность, дружелюбие, милосердие, достоинство.

Май 2018 год

1

Индивидуальная работа с ребёнком с ОВЗ по адаптированной рабочей программе «Дети двойной исключительности»

«Найди ошибку»

Развитие связной речи.

«Реклама»

Развитие связной речи, воображения.

«Сказка наоборот»

Развитие связной речи, внимания, воображение, снятие эмоционального напряжения.

«Громко-тихо»

Развитие фонематического слуха, концентрации внимания.

2

Игровые занятия – тренинги с группой воспитанников «Птичка – моего сердца»

«Радуга эмоций»

Развитие контактности, закрепление игрового общения ребенка с воспитателем и другими детьми, активизация коммуникативности, увеличение доверия, развитие доброжелательного, эмоционального настроения; закрепление знаний о цвете, форме, соотнесении цветов.

3

Совместные занятия «ТРИО» (воспитанник с ОВЗ- родитель-педагог)

«Я начну, а ты продолжи»

Способствовать достижению понимания детей и родителей на речевом уровне.

«Мы все сможем»

Способствовать эмоциональному и тактильному сближению детей и родителей.

4

Работа с родителями всех воспитанников группы

Родительское собрание в форме круглого стола «Чего мы достигли вместе?»

Подведение итогов за 2017-2018 учебный год по формированию толерантного отношения между родителями обычных детей и «особенных» детей.

5

Использование ИКТ в работе с детьми (просмотр мультфильмов и прослушивание аудиокниг)

Просмотр мультфильма «Маугли»

Формирование таких нравственных качеств как толерантность, дружелюбие, альтруизм, человеколюбие, уважение.

III этап.  Обобщающий.

Таким образом, в проектной деятельности ребенок с ограниченными возможностями здоровья получает образовательный и социальный опыт вместе со сверстниками. На протяжении всего времени проведения проекта меняется социальный статус воспитанника с ОВЗ среди воспитанников группы с положительной динамикой.

По окончании проекта выпускники детского сада будут знать, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов.

Родители воспитанников группы будут ознакомлены с результатами контрольной диагностики на итоговом родительском собрании в мае 2018 года.

С помощью проекта по развитию толерантности к детям с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве воспитанники смогут понимать
друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей;
проявлять эмпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают
другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать
чувства другого; находить конструктивное решение конфликта. Все это соответствует социальному заказу на современном этапе.

Библиографический список

  1. “Конвенция о правах ребенка”. 1989 г.
  2. Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000. С.7.
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н.  Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных  учреждений. М., Мозаика-Синтез, 2008
  4. Выгодский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выгодский ; под. ред. В. В. Давыдова. – М. :  Педагогика, 1991. –  479 с.
  5. Коломийченко Л.В. “Организация предметно развивающей среды по программе социального развития», Пермь, 2002.
  6. Образовательная область познание «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» /Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов. – М.:  Мозаика – Синтез, 2012
  7. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез, 2014.
  8. Риэрдон Б. Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001
  9. Шрейдер Ю.А. Утопия или устроительство // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. С. 7—25. С. 8. 

     

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выпускная квалификационная работа "Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в дошкольном отделении образовательной организации"

В 2015 году я проходила курсы повышения квалификации в рамках обучающих мероприятий Государственной программы "Доступная среда". И данная работа является моей ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБО...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с различными нозологиями в инклюзивно-образовательном пространстве дошкольного учреждения

Направления, виды, формы и методы психолого-педагогичесого сопровождения детей ОВЗ в дошкольном учреждении....

Взаимодействие участников образовательного процесса МДОУ «Детский сад № 209» г. Ярославля в условиях инклюзивного образовательного пространства

В современном образовании Российской Федерации одним из основных направлений является инклюзия. Во многих образовательных учреждениях были созданы группы и классы, которые совместно посещали дети с ОВ...

Доклад "Роль тьютора в психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве"

Роль тьютора в психолого педагогическом сопровождении детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве....

РОЛЬ ТЬЮТОРА И ИНКЛЮЗИВНОГО ВОЛОНТЕРА В ПРОЕКТИРОВАНИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА.

В интегративном образовании позиция тьютора сохраняет свои основы, но также приобретает новые специальные компоненты...

Создание условий для успешной социализации детей с ОВЗ в инклюзивное образовательное пространство ДОО

Методические рекомендации для педагогов на тему: «Создание условий для успешной социализации детей с ОВЗ в инклюзивное образовательное пространство ДОО» Одной из актуальных социально-...