Родительское собрание на тему: "Роль дидактической игры в формировании фонематического слуху и зрительного восприятия у детей с общим недоразвитием речи"
материал (подготовительная группа) на тему
Данное мероприятие знакомит родителей дидактическими играми, направленными на формирование фонематического слуха и зрительного восприятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodit_sobranie.docx | 139.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Роль дидактической игры в формировании и развитии фонематического слуха и зрительного восприятия у детей с общим недоразвитием речи»
Цель представленного мероприятия: познакомить родителей с дидактическими играми, направленными на формирование и развитие фонематического слуха и зрительного восприятия.
Несформированность фонематического слуха, зрительного восприятия у детей с общим недоразвитием речи отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает коммуникативные потребности и познавательные возможности.
Дидактическая игра актуальна, т.к. является способом обучения и развития всей речевой функции и в частности развития фонематического слуха и восприятия. Важно помочь родителям понять, что дидактические игры развивают фонематический слух и предупреждают появление дисграфических ошибок при обучении грамоте, способствуют интенсивному развитию навыка чтения целыми словами.
Данное мероприятие позволит показать родителям на практике, как в игровой форме можно закрепить знания детей по развитию фонематического слуха.
Цель: познакомить родителей с дидактическими играми, направленными на формирование и развитие фонематического слуха и зрительного восприятия.
Задачи:
1. Помочь понять родителям, что дидактические игры развивают фонематический слух и предупреждают появление дисграфических ошибок при обучении грамоте, способствуют интенсивному развитию навыка чтения целыми словами.
2. Показать на практике, как в игровой форме моно закрепить знания детей по развитию фонематического слуха.
Приоритетная образовательная область: «Коммуникация».
Образовательные области в интеграции: «Познание», «Социализация», «Физическая культура».
Участники родительского собрания: учитель-логопед, воспитатель, дети, родители.
Структура родительского собрания:
1. Выступление учителя – логопеда.
2. Игровой практикум.
3. Проект решения.
Ход родительского собрания.
Выступление учителя-логопеда:
- Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познавать действительность, полноценнее будут его взаимоотношения с детьми и взрослыми. Обучение должно быть занимательным, развивающим, обогащать ребенка знаниями, формировать познавательные интересы и способности. Известно, что несформированность фонематического слуха, зрительного восприятия у детей с общим недоразвитием речи отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает коммуникативные потребности и познавательные возможности, препятствует овладению знаниями. Этому нужно обучать специально в занимательной игровой форме. Дидактическая игра как раз и является способом обучения и развития всей речевой функции ребенка и в частности развитием фонематического слуха и зрительного восприятия. Что же такое дидактическая игра, развивающая фонематический слух ребенка с общим недоразвитием речи? Это многоплановое, сложное педагогическое явление, одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, это основной вид деятельности детей.
Дидактическая игра имеет две цели: обучающая, которую преследует взрослый и игровая, ради которой действует ребенок. Это разновидность игр с правилами, специально созданными взрослыми.
Дидактическая игра имеет определенную структуру: дидактическая задача, решая которую в занимательной форме, дети достигают положительного результата, игровое действие – основа игры, является рисунком сюжета игры, правило, которое помогает управлять воспитательно-образовательным процессом. В игре детей, прежде всего, увлекает игровое действие, оно стимулирует детскую активность, вызывает чувство удовлетворения. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, ребенок выполняет дидактическую задачу. Дидактическая игра имеет и определенный результат, который является финалом игры, где подчеркиваются достижения каждого ребенка, а для педагога результатом является показатель успеха детей усвоении знаний и умений.
Специально подобранные и созданные педагогами логопедической группы (учителем-логопедом Ильичевой Т.В., воспитателем Худошиной Н.В.) дидактические игры по развитию фонематического слуха и зрительного восприятия для детей с общим недоразвитием речи обеспечивают развитие на высоком уровне фонематического слуха, что предупреждает появление дисграфических ошибок при обучении грамоте и способствует интенсивному развитию навыка чтению целыми словами. Создают условия для ориентировочно-исследовательской деятельности детей, что достигается через систему действий, включающих не только словесно-зрительное, но и двигательное ознакомление со словом, звуком, буквой. Развивают различные стороны психической деятельности: внимание, мышление, память, речь. Закрепляют запас имеющихся представлений о звуко-буквенной стороне слова, степень подготовленности руки к выполнению графических умений. Формируют умения принять учебную задачу и завершить ее самостоятельно. Формируют навык самоконтроля и самооценки. Помогают наладить отношения с детьми.
В процессе таких игр у детей улучшается звукопроизношение, расширяется активный словарь, заметно проявляется интерес к языку. Очень важно то, что, осваивая с детьми игры со звуками, мы воспитываем в наших будущих школьниках внимание, память, воображение, отличный фонематический слух. Учим ребят сравнивать, анализировать, обобщать, т. е. развиваем мышление дошкольников. Кроме того, знакомство со звуковой стороной слова воспитывает интерес к родному языку. А это чрезвычайно важно для того, чтобы дети, став школьниками, с любовью изучали родной язык как предмет, постижение которого духовно обогащает человека. Без этого невозможно преодолеть многие недостатки при изучении русского языка и литературы в школе.
Игровой практикум.
Воспитатель:
- Дорогие дети! Уважаемые родители! Сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие по стране Знаний. Чтобы попасть в страну не нужно идти нехожеными тропами, а нужно открыть несколько «дверей». От каждой двери есть ключ, но чтобы получить ключ, нужно разгадать задание. Самая загадочная дверь - последняя. Кто ее откроет, того ждет сюрприз! в увлекательное путешествие есть два пути. По одному пойдут дети, по другому – родители. Чья команда быстро и правильно справится с заданием, та и получит ключ от двери. У кого больше будет ключей, тот и победит. Итак, в путь! (Выставляется картинка с изображением красивого замка.)
1. Перед вами страна Знаний. Нас встречает принц Знаний и принцесса Умений. Но чтобы открыть первую дверь, вам нужно назвать имена принца и принцессы.
Дидактическая игра «Назови имя».
Цель: упражнять детей в определении первого звука в слове и составлении слова из букв, воспитывать внимание, сосредоточенность. Ход игры: командам выдаются кассы букв и карточки с изображением мальчика или девочки. Вверху карточки кармашки с картинками. В каждой картинке нужно выделить первый звук, и в кассе букв выложить имя. Чья команда быстрее назовет имя, получает ключ.
2. Итак, мы у следующей двери. Здесь вы увидите, какие чудеса могут происходить со словами, займитесь поиском сбежавших букв и верните их на место.
Дидактическая игра «Буква заблудилась»
Цель: развивать слуховое восприятие, внимание, умение находить ошибку в тексте.
Ход игры: на столах у обеих команд лежат разрезные буквы алфавита. Ведущий читает текст, играющие находят ошибку и поднимают букву, которая должна быть в тексте. Итак! Внимание!
Неизвестно как случилось,
Только буква заблудилась,
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем!
Но едва туда вошла
Буква – озорница,
Очень странные дела
Начали твориться…
Задание для детей.
На пожелтевшую траву Роняет лев свою листву (лес).
Задание родителям.
Пять баранов скушал Толька
И сказал: «Еще бы столько!» (бананов)
Задание для детей.
Мы собрали васильки
На головах у нас щенки (венки).
Задание родителям.
Забодал меня котел,
На него я очень зол (козел).
3. Перед вами третья дверь.
Дидактическая игра «Цепочка слов»
Цель: развивать фонематический слух, зрительное восприятие, умение слышать звук в конце слова.
Ход игры: для того, чтобы получить ключ от третьей двери, нужно выложить цепочку из предметов. Команды получают по 10 картинок с изображением предметов. Первая картинка отмечена *. Следующим звеном цепочки будет слово, которое начинается с того звука, каким заканчивается предыдущее. У кого длиннее цепочка, тот считается победителем.
4. У четвертой двери нас ожидает следующее задание.
Дидактическая игра «Что лишнее»
Цель: активизировать словарь детей, развивать умение классифицировать предметы по группам, развивать способность к логическому мышлению, воспитывать внимание, сосредоточенность.
Ход игры: командам выставляется по одном плакату с изображением 9 предметов. Для родителей – животные. Для детей – овощи. Предлагается выделить лишний предмет, объяснить, почему. Если команды справляются с заданием – получают по ключу.
5. Итак, мы у пятой двери. Здесь нас ждет веселый хоровод.
Подвижная игра «Хоровод»
Цель: создать детям бодрое, веселое настроение; развивать легкость движений, внимание, сосредоточенность.
Ход игры: у каждой команды на столе лежат перевернутые буквы, из которых можно собрать слово (количество букв в слове должно совпадать с количеством играющих). Каждый играющий берет по одной букве и под музыку выполняет танцевальные движения.
Ведущий:
- Гости пели, веселились,
В хороводе так кружились,
Так вертелись,
Что все буквы разлетелись.
1-2-3-4-5!
Помоги детей собрать.
Чья команда быстрее соберет слово из букв, та и получает ключ.
6. У шестой двери нас поджидает загадочное задание.
Дидактическая игра «Думай, играй, отгадывай».
Цель: активизировать словарь детей; закрепить умение составлять описательный рассказ по схеме; воспитывать внимание.
Ход игры: командам выставляется общая схема: цвет, форма, размер, вкус, где растет, что и как можно приготовить. Обе команды получают по карточке с пустыми клетками (6 клеток) и конверт с символами схемы. Каждая команда составляет схему для команды соперников, по которому они должны отгадать задуманный предмет (овощ или фрукт). Команда, которая справится с заданием, получит ключ.
7. У седьмой двери нас ждет увлекательное задание. Мы отправимся на рыбалку.
Дидактическая игра «Рыбалка»
Цель: закрепить название букв, умение составлять из букв слова; воспитывать внимание, сосредоточенность.
Ход игры: на столе «аквариум». Участники по очереди достают «магнитной удочкой» силуэты разноцветных рыбок с буквами. Затем команда из этих букв составляет слово. Чья команда быстрее составит слово, та получит ключ.
8. Чтобы открыть восьмую дверь, вам нужно отгадать «тайное слово».
Дидактическая игра «Тайное слово»
Цель: упражнять детей в выделении звука в слове: в начале, середине, конце; закрепить знание о геометрических фигурах; воспитывать внимание.
Ход игры: командам выдается линейка с изображением прорезанных цветных геометрических фигур, куда будет записываться «тайное слово».
Задание команде родителей.
В слове ДОМ выделить первый звук и записать букву в красный круг.
В слове КОМАР выделить звук в конце слова и записать букву в синий квадрат.
В слове УЛИТКА выделить первый звук и записать букву в зеленый треугольник.
В слове ПОЖАР выделить согласный звук в середине слова и записать в желтый овал.
В слове БАНТ выделить первый звук и записать букву в красный треугольник.
В слове МАК выделить звук в середине слова и записать букву в синий треугольник.
Задание команде детей.
В слове КОМ выделить звук в конце слова и записать букву в красный круг.
В слове ТИР выделить звук в середине слова и записать букву в синий прямоугольник.
В слове РАК выделить первый звук и записать букву в зеленый треугольник.
У команды родителей должно получиться слово ДРУЖБА. У команды детей – МИР.
9. Итак, вы добрались до последней двери, за которой вас ожидает сюрприз. Но игру продолжит та команда, у которой больше ключей. Подсчитывают ключи.
Дидактическая игра «Чудесная лесенка»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове, умении составлять слово из букв; воспитывать внимание, сосредоточенность.
Ход игры: выставляется схема словесной лесенки. Предлагается подняться по лесенке вверх по первым звукам. Прочитав слово, команда узнает, что находится в мешочке на верху лесенки. Получилось слово ШОКОЛАД.
Команда открывает мешочек, участники достают шоколадки.
Воспитатель:
- Вот и закончилось наше путешествие по стране Знаний. Но мы преодолели лишь небольшую часть пути, впереди нас ждут новые, интересные, увлекательные путешествия.
Учитель-логопед:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникационных технологий в формировании фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.
Создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей.Повышение эффективности коррекционно-развивающей работы за счёт наглядности, привлекательности, новизны, соврем...
Заседание семейного клуба по теме: Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности.
Цель: Цель: расширение представлений родителей о развитии фонематического слуха у детей в игровой деятельности. Задачи: позанакомить родителей с термином «Фонематический слух», формировать пони...
Заседание семейного клуба по теме: Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности (в подготовительной логопедической группе)
Цель: расширение представлений родителей о развитии фонематического слуха у детей в игровой деятельности.Задачи: позанакомить родителей с термином «Фонематический слух», формировать понимание важ...
«Роль дидактической игры в формировании и развития фонематического слуха и зрительного восприятия у детей с общим недоразвитие речи ».
Цель: знакомство родителей с дидактическими играми, направленными на формирование и развитие фонематического слуха и зрительного восприятия....
Формирование и развитие зрительного восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи
Зрительное восприятие – это одна из основополагающих психических функций в силу того, что зрение – ведущий канал получения информации о внешнем мире. Искажение картины мира на уровне воспр...
Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.
Данный материал способствует формированию фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи....
Игры для детей с ДЦП на развитие фонематического слуха и зрительного восприятия для детей 5–6 лет
Перечень игр и игровых упражнений, способствующих развитию фонематического слуха у детей с ДЦП...