Консультации и другие материалы для родителей
занимательные факты
Дети очень любят играть, особенно в подвижные игры. Разучив эти игры с детьми, вам небудет скучно на оттдыхе и на детских праздниках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Играйте вмести с детьми | 913.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Основной вид деятельности дошкольников – игра.
Наиболее любимый вид игры – подвижная игра. Любимое место игр – на воздухе, там, где много места, можно побегать, порезвиться, показать свою ловкость. Игры на свежем воздухе, на природе способствуют физическому развитию детей, укрепляют здоровье. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально-чувственная основа для развития патриотических чувств.
В рамках воспитания основ толерантности в детях, в детском саду знакомим с национальностями и играми народов, населяющих Россию:
«Народы - как одна семья,
Хотя язык их разный.
Все - дочери и сыновья
Страны своей прекрасной».
Cогласно преданию, Башкорт - имя военачальника в 9 веке объединившего башкирские племена. Именно тогда башкиры начали осваивать обширную территорию - южные отроги Урала, западный район Приуралья, и степи Зауралья. А складывался народ в результате сложного смешения местного финно-угорского населения с тюрками, пришедшими сюда из районов Южной и Центральной Сибири, и монголами.
До 18 века основным занятием народа было полукочевое скотоводство, разведение лошадей и овец, в меньшей степени - крупного рогатого скота, а в южных районах разводили верблюдов. Летом весь скот находился на пастбищах, вместе со стадами кочевали и люди, а зиму проводили в аулах. Лошади были не только средством передвижения, по и главным источником питания - мяса и молока, а из шкур изготавливали удобную посуду и одежду.
Земледелие - тоже традиционное занятие башкирского народа в Зауралье, причем выращивали не только неприхотливые культуры - просо, ячмень, коноплю, но и пшеницу. Уже с 18 века земледелие становится главным занятием башкир на северо-западе региона, но на юге и востоке кочевание сохраняется до 20 века. Среди ремесел и промыслов были развиты домашняя обработка шерсти, кожи, ручное ткачество, обработка дерева. Башкиры владели и кузнечно-ювелирным мастерством, вели разработки серебряной руды. Не случайно башкирские женщины всегда носили именно серебряные украшения - серьги, кольца, браслеты, застежки.
Традиционное башкирское жилище - это войлочная юрта со сборным решетчатым каркасом. В степи ставили глинобитные, саманные дома, в лесной зоне - срубные избы. Среди блюд башкирской кухни особое место занимает конина или баранина, но обязательно присутствуют пресный хлеб и лапша, а самый распространенный напиток – кумыс (из кобыльего молока).
Традиционные башкирские игры, танцы нередко воспроизводят движения птиц и зверей, имитируют повадки животных, то есть носят подражательный характер. Это объясняется тем, что в их основе лежат обряды, когда-то имевшие религиозно-магическое значение.
Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках, в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. Веселые подвижные игры - это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, также как сказки и песни. Башкирские детские игры - школа воспитания. Игра воспитывает детей. В мире детей воспитательная школа строже, чем у взрослых. Самое тяжелое, когда отвергает коллектив. Того, кто хочет занять лидерствующее положение или проявить излишнюю обидчивость, того в следующий раз не примут в игру. Для этого, чтобы быть участником игры, ребенок старается не спорить, не обижаться, не ябедничать, быть терпимым, выучить много считалок, песен, т.е. незаметно для себя приобретает хорошие качества.
Башкирские народные игры имеют свою историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. В башкирских селах и городах среди молодежи были широко распространены игры подвижного характера. Без них не обходился ни один народный праздник. В игру вовлекались целые группы подростков, которые состязались в силе, ловкости, быстроте, меткости. Игры, как правило, проводились на улице, на свежем воздухе, что способствовало укреплению здоровья.
Правила для играющих.
1. Играйте честно, дружно, соблюдая правила. Правила в игре - закон.
2. В игре проявляйте выдумку, смекалку (не нарушая принятых правил).
3. Играя с товарищами, помни, что ты не один (не выставляй всюду себя, давай играть другим, нарочно подолгу не води).
4. В играх-поединках выбирай противников, равных по силам.
5. Старайтесь все время выручать товарищей по команде. Закон каждой команды в игре: один за всех и все за одного.
6. Не горячитесь понапрасну! Так вернее придти к победе.
7. Обязательно слушайте руководителя игры: он здесь главный судья, подчиняйтесь капитану команды: в игре он старший.
8. Победив, не зазнавайтесь, не смейтесь над проигравшими. Помните: в игре вы - противники, вне игры - товарищи.
9. Проиграл, - не унывай! Поблагодари победителя за науку; постарайся взять верх при следующей встрече.
10.В игре не сердитесь на того, кто нечаянно толкнул или наступил на ногу.
11.Берегите принадлежности для игр; следите, чтобы они всегда были исправны и красивы.
12.Судьей должны быть довольны и победители и побежденные.
13.Для игры подыщите подходящее место. Не играйте на проезжей дороге. Игры с мячом проводите подальше от окон, в стороне от клумб, грядок.
Башкирская народная игра
Юрта
Развивающая задача: развивать умение ориентироваться в пространстве.
Организация игры. В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
«Мы, веселые ребята, соберемся все в кружок. Поиграем, и попляшем, и помчимся на лужок.»
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.
Методические приемы: рассматривание картины с изображением юрты – старинное жилище башкирского народа. Рассматривание башкирского орнамента на платочках.
Дополнительные рекомендации: с окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.
Материал: платочки с башкирским орнаментом, картинка с изображением юрты, 4 стула.
Башкирская народная игра
Стрелок
Развивающая задача: развивать умение у детей метать мяч.
Организация игры: проводятся две параллельные линии на расстоянии 10 – 15 м одна от другой. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один Игрок – стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком.
Дополнительные рекомендации: в начале игры стрелком становится тот, кто после внезапной команды «Сесть!» присел последним. Момент броска мяча определяется самим стрелком. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то это не считается попаданием.
Оборудование: мяч.
Башкирская народная игра
Липкие пеньки
Развивающая задача: развивать умение ориентироваться в пространстве, развивать ловкость.
Организация игры: три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные игроки становятся пеньками.
Дополнительные рекомендации: пеньки не должны вставать с мест.
Материал: маски на голову с изображением пенечка.
Башкирская народная игра
Медный пень
Развивающая задача: развивать ориентировку в пространстве, упражнять в беге.
Организация игры: играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях. Дети-хозяева становятся за стульями.
Под башкирскую народную мелодию водящий–покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотрит внимательно на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает у хозяина:
«– Я хочу у вас спросить,
Можно ль мне ваш пень купить?»
Хозяин отвечает:
«– Коль джигит ты удалой,
Медный пень тот будет твой»
После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным пнем друг к другу спиной и на слова: «Раз, два, три - беги!» - разбегаются в разные стороны. Добежавший первым игрок, встает за медным пнем.
Дополнительные рекомендации: бежать только по сигналу. Победитель становится хозяином.
Башкирская народная игра
Палка-кидалка
Развивающая задача: Развивать внимание, ловкость. Упражнять детей в метании предмета вдаль. Воспитывать взаимовыручку.
Организация игры: Чертится круг диаметром 1,5 м. В круг кладут палку-кидалку длиной 50 см. Считалкой выбирают пастуха. Один игрок кидает палку вдаль. Пастух выбегает за брошенной палкой. В это время игроки прячутся. Пастух возвращается с палкой, кладет ее на место и ищет детей. Заметив спрятавшегося, он называет его по имени. Пастух и названный по имени ребенок бегут к палке. Если игрок прибежал раньше пастуха, то он берет палку и опять кидает ее, а сам снова прячется. Если же игрок прибежал позже, то становится пленником. Его может выручить только игрок, который назовет его имя и успеет взять палку раньше пастуха. Когда все будут найдены, пастухом становится тот, кто первым был обнаружен.
Методические приемы: Считалкой выбирают пастуха. Выработка правила с детьми: пастухом становится тот, кто первым (или последним) был обнаружен.
Дополнительные рекомендации: начинать искать игроков можно только тогда, когда палочка найдена и положена в круг. Названный по имени игрок должен сразу выйти из укрытия. Пленника спасает игрок, добежавший до палки раньше пастуха.
Оборудование: считалка, палка, длиной 50 см
Башкирская народная игра
Мөйөш алыш
(Уголки)
Организация игры: По четырем углам площадки стоят четыре стула, на них четверо детей. В центре стоит водящий. Он по – очереди подходит к сидящим и задает каждому вопрос:
- Хозяйка, можно истопить у тебя баню?
1 играющий отвечает: «Моя баня занята».
2 играющий отвечает: «Моя собака ощенилась»
3 играющий отвечает: «Печка обвалилась»
4 играющий отвечает: «Воды нет»
Водящий выходит на центр площадки, хлопает в ладоши три раза и кричит: Хоп, хоп, хоп! За это время хозяева быстро меняются местами. Водящий должен успеть занять свободный стул.
Правила: меняться только после хлопков водящего. Игра может проводиться и с большим количеством детей: в этом случае воспитателю следует поставить столько стульев, сколько играющих и составить дополнительные ответы для «хозяев».
Башкирская народная игра
Аҡ тирәк, күк тирәк
(Белый тополь, синий тополь)
Организация игры: Дети стоят в две шеренги по краю площадки напротив друг друга.
Первая команда хором спрашивает: «Белый тополь, синий тополь, что есть на небе?»
Вторая команда хором отвечает: «Пестрые птицы».
Первая команда спрашивает: «Что есть у них на крыльях?»
Вторая команда отвечает: «Есть сахар и мед».
Первая команда просит: «Дайте нам сахар».
Вторая команда спрашивает: «Зачем вам?»
Первая команда зовет: «Белый тополь, синий тополь».
Вторая команда спрашивает: «Кого выбираете из нас?»
Первая команда называют имя одного из играющих из противоположной команды. Выбранный ребенок бежит навстречу шеренге соперников, которые стоят, сомкнув крепко руки, и старается разорвать «цепь» соперника. Если он разорвет «цепь», то забирает играющего из команды соперников в свою команду, если нет, то остается в этой команде. Выигрывает та команда, в которой оказывается больше всего игроков.
Башкирская народная и гра
Букән ҡайыш
(Поймай воробья поясом)
Организация игры: Дети парами стоят по кругу: впереди девочка сзади мальчик. Водящий, в руке у которого пояс (веревка), ходит за кругом и произносит текст:
«Лето прошло, осень пришла,
Утки улетели, гуси улетели.
Соловьи пропели.
Ворона стой! Воробей лети!»
Ребенок, которого выбрали «воробьем» убегает от водящего по кругу, а тот старается догнать и осалить поясом. Если водящий осалит, то занимает место играющего, а осаленный становится водящим.
Правила: не касаться убегающего рукой, а только поясом. Убегать после слова «лети».
Башкирская народная игра
Энә менән еп
(Иголка и нитка)
Организация игры: Дети делятся на две команды, выстраиваются в колонны друг за другом на одной стороне площадки. Перед каждой командой на расстоянии 5 метров ставится ориентир (куб, башня, флажок). По сигналу первые игроки («иголки») обегают ориентиры, возвращаются к команде. К ним зацепляется следующий игрок («нитка»), они обегают ориентир вдвоем. Таким образом, все игроки команды («нитки»), по очереди зацепляясь, друг за дружкой, обегают ориентиры. Побеждает та команда («иголка с ниткой»), все игроки которой зацепились и обежали ориентиры первыми.
Правила: играющим во время бега не разрешается расцеплять руки. Если это случилось, то нарушившая правила команда начинает игру заново.
Башкирская народная игра
Бесәй менән сысҡан
(Кот и мыши)
Организация игры: Кот сидит в кругу на краю площадки, закрыв глаза. Дети - мыши бегают по площадке очень тихо, на носочках, чтобы не разбудить кота. Как только кот открывает глаза и поднимается с места, дети - мыши должны присесть и не двигаться. Кот произносит слова:
«Котик вышел погулять,
Серых мышек поймать.
Сейчас догоню, схвачу и проглочу»
После окончания слов кот ловит мышей, которые встают и убегают от него. В конце игры подсчитывают количество пойманных мышей. Выбирается новый кот, игра повторяется.
Правила: не двигаться во время слов кота; осаленные мыши должны прекратить игру, собраться у кота в домике.
Башкирская народная игра
Бүре менән ҡуян
(Волк и зайцы)
Организация игры: Для игры выбираются волк и водящий. Остальные дети - зайцы. Волк прячется - приседает на одной стороне площадки, а дети - зайцы стоят на другой стороне площадки, ограниченной чертой. На слова ведущего «зайцы» выходят из дома и прыгают на двух ногах по всей площадке:
«Белый заяц, мягкий заяц
В гости к нам пришел.
Ушки - длинные.
Короткий хвост».
На сигнал ведущего «Буре» («Волк») дети-зайцы прыжками быстро возвращаются в свой дом, а волк старается поймать как можно больше детей.
Правила: передвигаться по площадке можно только прыжками на двух ногах; убегать в дом только после сигнала водящего; ловить, касаясь игрока рукой.
Башкирская народная игра
Утки и лисы
Организация игры: Для игры играющие делятся на две равные по количеству команды. Чертится большой круг диаметром 20 метров. Одна команда «Утки» - остается в кругу, а другая «Лисы» - становится на очерченный круг.
Начинается игра. Игроки команды «Лисы» бросают мячь в игроком команды «Утки», чтобы выбить их из круга. Каждый игрок задетый мячом, выходит из круга. Если он сможет подобрать или поймать долетающий до него мяч и бросить его точно в игрока команды «Лисы», тогда он остается в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока игроки команды «Утки» полностью не выбиты из круга.
Потом команды меняются местами.
Правила: 1. Переступать начерченный круг во время игры запрещается.
2. Не разрешается делать нарочито сильные броски и бегать с мячом.
Башкирская народная игра
Курай (Дудочка)
Организация игры: Игра проводится под любую башкирскую народную мелодию. Дети, взявшись за руки, образуют круг и двигаются в одну сторону. В центре круга один ребенок, он кураист, в руках у него курай (длинная дудочка), он ходит в противоположную сторону. Дети по кругу ходят, бегут, выполняют притопы на слова:
«Услыхали наш курай,
Собрались мы все сюда.
Наигравшись с кураистом,
Разбежались кто куда.
Хай, хай, хай, хай
На зеленом, на лугу
Мы попляшем под курай,
Дети разбегаются врассыпную по площадке, выполняют движения башкирского танца под слова:
«Ты, курай задорный, веселей играй.
Тех, кто лучше пляшет, выбирай»
Ребенок-кураист выбирает лучшего исполнителя движений, тот становится водящим.
Правила: разбегаться только после окончание слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сравнение камней с другими материалами - консультация для родителей
Консультация для родителейСРАВНЕНИЕ КАМНЕЙ С ДРУГИМИ МАТЕРИАЛАМИ! Дошкольники природные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность,постоянное стремление к экспери...
Материалы для родителей по теме "Безопасность" (рекомендации, папки-передвижки, консультации, памятки).
Материал для родителей по теме "Безопасность" (рекомендации,папки-передвижки, консультации, памятки)....
"сравнение камней с другими материалами" консультация для родителей
Дошкольники - природные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Они с радостью и...
Консультация для родителей по аппликации из бумаги и других материалов
Аппликация является одним из интереснейших и увлекательных занятий, позволяющих внести в повседневный быт элемент выдумки и праздника. Она универсальна, так как ею вполне могут заниматься...
Страусёнок Лепка из пластилина в сочетании с другими материалами "Страусенок"
Тема: Страусёнок (Лепка из пластилина в сочетании с другими материалами).Цель: продолжать учить детей сочетать в поделке пластилин с другими материалами; закреплять умение передавать п...
Материалы для родителей. Веселый Чебурашка помогает своему другу быть всегда здоровым
Уважаемые родители! Пока мы #cидимдома у нас есть великолепная возможность рассказать детям как важно заботиться о своем здоровье. Предлагаю вам материал, разработанный психологом, который в игро...
Материалы для родителей #Сидим дома. Консультация для родителей "Скоро в школу".
Расширить знания родителей о том, что должны знать дети старшего дошкольного возраста при поступлении в первый класс....