Статья. "Патриотическое воспитание"
консультация на тему

Петрова Маргарита Васильевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для родителей26.41 КБ

Предварительный просмотр:

   «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Академик Д.С.Лихачёв

Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.

   Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

          В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

        Нравственно-патриотическое воспитание включает          целый комплекс задач:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

_формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России; своем городе;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

       Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

       Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности. Рассказывайте ребенку сначала о семье, улице проживания, потом о детском саде, микрорайоне, затем о городе, стране.

         Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Постарайтесь развивать интерес к содержанию книги. Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите, как там хранят книги. Игровой прием «как в библиотеке» поможет приучить ребенка к бережному отношению к книге.

 Воспитывайте у ребенка уважительно-бережное отношение к хлебу. Понаблюдайте за тем, как привозят и разгружают хлеб. Расскажите, как выращивают хлеб, сколько труда в него вложено.

 Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу приносит ваш труд людям, Родине. Расскажите, что вам нравится в вашем труде.

Таким образом,  можно сказать, что нравственно-патриотическое воспитание дошкольников является важнейшей частью общего воспитания молодого поколения, и вы, уважаемые родители способны воспитать достойного Человека!

                                      Чем вы можете помочь.

         Закрепить у детей знание своего имени, фамилии, возраста; имён родителей.

         Разучить свой адрес.

  прогуляться по городу с детьми, посетить аттракционы, зоопарк.

        Гуляя с ребёнком, вы можете формировать представления о правилах поведения пешеходов на улицах города,  правилах дорожного движения.

        Предложите ребёнку рассмотреть  фотографии из семейного альбома. Расскажите понятными для ребёнка словами  о традициях, истории вашей семьи, о своих предках. Поговорите об интересах и увлечениях  ваших домочадцев. Расскажите историю  предметов,  дорогих вашей  памяти.  Предложите малышу создать  отдельный альбом для самостоятельного  просматривания фотографий  близких.

      Можно  совместно с ребёнком  изготовить из готового теста угощение для семейного чаепития.  Рассказать, о труде пекаря. О пользе хлеба.

       Обратите внимание ребёнка на множество разных изделий из муки в магазине. Предложите малышу выбрать угощение для гостей, бабушки или сестрёнке (брату), воспитывая заботливое отношение к родственникам.

       Посетите детскую библиотеку. Расскажите детям, как надо  бережно обращаться с книгой.

       Можете завести в семье традицию: перед сном читать ребёнку сказку.

 «Какие русские народные сказки читать  детям?»

    В современном обществе русские народные сказки отходят на второй план, они заменяются многочисленными энциклопедиями и обучающей литературой!

    На самом деле, сказка должна входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождать его на протяжении всего дошкольного детства и оставаться с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Именно через сказку ребенку передается культурное наследие человечества. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей. 

    Но нам следует предостеречь родителей - не все народные сказки подходят для детей дошкольного возраста! Например, в сказках мы можем увидеть не очень доброжелательную концовку, что может расстроить, огорчить ребенка. Поэтому, прежде чем рассказать (прочитать) своему малышу сказку, проанализируйте ее сами. 

        Сказка на ночь - это своего рода пожелание спокойной ночи. (Только не короткое или небрежное, а длинное и обстоятельное, пропитанное любовью, нежностью и заботой.) Сказка на ночь - это общение с малышом на волшебном, понятном ему языке, это маленькие безопасные уроки жизни. Пожелания на ночь должны быть ласковыми, как поглаживания по голове и теплыми, как котенок. Если вы хотите, чтобы малыш поскорее уснул, почитайте ему простую позитивную спокойную сказку. 

    В психологии есть даже отдельное направление - сказкотерапия. Основная ее идея состоит в том, что ребенок отождествляет себя с главным героем и живет вместе с ним, учится на его ошибках. То есть малыш может примерить на себя разные роли: добрых и злых героев, созидателей и разрушителей, бедняков и богачей. Он может в своем воображении под руководством сказки представлять разные жизненные ситуации и по-разному себя вести в них. Маленький человечек учится сочувствию, становится более внимательным и усидчивым.

          Каждому возрасту ребенка подходит своя, особенная сказка. Кроме назидания малышам, она поможет высмеять лень или глупость, излишнюю  мечтательность  или болтливость, хитрость, глупость, жестокость. 

Известно, что дети любят слушать и читать русские народные сказки только лет до семи. Позднее этого возраста, их уже не привлекают слегка устаревшие герои. Хотя конечно есть и исключения.

Приятного вам общения! Не упустите это время.

              Какие сказки читать детям 4 лет

Русские  народные сказки:

Война грибов с ягодами (в обработке В. Даля)

Петушок и бобовое зёрнышко (в обработке О. Капицы)

Сестрица Аленушка и братец Иванушка (в обр. А. Толстого)

Зимовье (в обработке И. Соколова – Микитова)

Жихарка (в обр. И. Карнауховой)

Про Иванушку – дурачка (в обр. М. Горького)

Лисичка – сестричка и волк (в обработке М. Булатова)

Лиса и козел ( в обработке О. Капицы)

Лиса -  лапотница (в обработке  В. Даля)

Привередница ( в обработке В. Даля)

Снегурушка и лиса

Лисичка со скалочкой (в обработке М. Булатова)

Журавль и цапля (в обработке В. Даля)

Чудесные лапоточки (в обработке Н. Колпаковой)

Небывальщина (в обработке Н. Колпаковой)

Кот, петух и лиса.

 

     Народные сказки других стран:

Колосок (украинская, в обработке С. Могилевской)

Три поросенка (перевод с англ. С. Михалкова)

Заяц и ёж. Из сказок братьев Гримм (перевод с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака)

Красная Шапочка. Шарль Перро (перевод с франц. Т. Габбе)

Бременские музыканты (перевод с нем. В. Введенского)

Как собака друга искала (мордовская, в обработке С. Фетисова)

Врун. Ивовый росток (японские, в переводе Н. Фельдмана)

                  Авторские сказки:

Т. Александрова. Светофорчик.

Н. Абрамцева. Сказка о двух Снах.

Э. Аттли. Про маленького поросёнка Плюха (главы из книги в переводе К. Румянцевой, И. Баллод)

А. Баллинт. Гном Гномыч и Изюмка (главы из книги в переводе с венгерского Г. Лейбутина)

Д. Биссет. Про мальчика, который рычал на тигров. Про поросенка, который учился летать и другие сказки (в пер. Н. Шерешевской).

 Э. Блайтон. Знаменитый утенок Тим (пер. с англ. Э. Паперной)

М. Горький. Воробьишко.

Й. Лада. О хитрой Куме- Лисе (перевод с чешского П. Клейнер)

Д. Мамин – Сибиряк. Сказка про Комара – Комаровича – Длинный Нос и про Мохнатого Мишу – Короткий Хвост.

А. Милн. Винни-Пух и все-все-все. Главы из книги в переводе Б. Заходера

Н. Носов. Приключения Незнайки и его друзей (главы из книги)

В. Осеева. Волшебная иголочка

М. Потоцкая. Острое поросячье произведение, показывающее  в форме сказки, «что такое хорошо и что такое плохо»

А. Прёйсен. Веселый Новый год

Д. Самойлов. У слонёнка день рождения.

Р. Сеф. Сказка о кругленьких и длинненьких человечках

Э. Хогарт. Мафин и его веселые друзья (главы из книги в переводе О. Образцовой)

К. Чуковский. Телефон. Муха – Цокотуха. Федорино горе. Айболит. Айболит и воробей.

Б. Шергин. Рифмы

Г. Цыферов. Сказки («Муравьишкин корабль» и другие)

Хогард Э. Мафин и его друзья (главы из книги в переводе О. Образцовой и Н. Шанько)

Э. Успенский. Крокодил Гена и его друзья. Отпуск Крокодила Гены. Дадя Федор, пес и кот.

Т. Эгнер. Приключения в лесу Елки – на – Горке (главы из книги в переводе с норвежского Л. Брауде). Не все знают эту книжку, но если Вы ее прочтете – то она наверняка станет одной из самых любимых.

Какие сказки читать детям 5 лет?

Русские народные сказки:

Лиса и кувшин (в обработке О. Капицы)

Крылатый, мохнатый да масляный (в обработке И. Карнауховой)

Хаврошечка (в обработке А. Толстого)

Заяц – хвастун (в обработке О. Капицы)

Заяц –хваста (в обработке А. Толстого)

Царевна – лягушка (в обработке М. Булатова)

Сивка – Бурка (в обработке М. Булатова)

Финист – Ясный Сокол (в обработке А. Платонова)

Никита Кожемяка (из сборника А. Афанасьева)

Лень да Отеть.

Жар-птица и Василиса – царевна.

По щучьему велению.

Иван-царевич и серый волк.

Петушок и бобовое зернышко.

У страха глаза велики.

Хвосты

Народные сказки других стран:

Златовласка (перевод с чешского К. Паустовского)

Как братья отцовский клад нашли (молдавская, в обработке М. Буланова)

О мышонке, который был кошкой, собакой и  тигром (индийская, в переводе Н. Ходзы)

Чудесные истории про зайца по имени Лек (сказки народов Африки, в переводе О. Кустовой и В. Андреева) – это сказки о зверях Саванны, можно найти их тексты в Интернете в свободном доступе.

Старый Мороз и молодой Морозец (в обработке М. Булатова)

Авторские сказки:

Н. Абрамцева. Чудеса, да и только. Новогодние подарки.

Т. Александрова. Домовенок Кузька. Катя в игрушечном городе. Хрюшка и чушка.

Ф. Баум. Удивительный волшебник из страны Оз.

Т. Белозеров. Лесной плакунчик.

В. Бианки. Сова. Лесной колобок – колючий бок и другие сказки о природе.

Р. Киплинг. Слоненок (перевод с английского К. Чуковского).

Ю. Коваль. Сказка в три блина длиной.

С. Козлов. Сказки (Как ослику приснился страшный сон. Зимняя сказка и другие)

А. Линдгрен. Карлсон, который живет на крыше (перевод со шведского Л. Лунгиной)

Д. Мамин – Сибиряк. Сказочка про Козявочку.

М. Москвина. Что  случилось с крокодилом?

Х. Мякеля. Господин Ау (перевод с финского Э. Успенского)

Г. Остер. Котенок по имени Гав (Одни неприятности, Хорошо спрятанная котлета и другие сказки из этого цикла). Зарядка для хвоста.

М. Пляцковский. Как щенок Тявка учился кукарекать и другие сказки

Б. Поттер. Сказки о кролике Питере.

О. Пройслер. Маленькая Баба – Яга (перевод с немецкого Ю.  Коринца)

С. Прокофьева. Великие холода

А. Пушкин. Сказки

М. Раскатов. Пропавшая буква .

Дж. Родари. Сказки из книги «Сказки, у которых три конца» (перевод с итальянского И. Константиновой) Приключения Чиполлино

Г. Сапгир. Как лягушку продавали. Сказка – шутка.

В. Сутеев. Палочка – выручалочка. Под грибом и другие сказки.

Н. Телешов. Крупеничка.

А. Усачев.  Про умную собачку Соню

Э. Успенский. Крокодил Гена и его друзья.

Д. Харрис. Сказки дядюшки Римуса.

В. Чирков. Что натворило Р? (замечательная сказка для речевых занятий и игр – звуки Р и Л)

Т. Янссон. Шляпа волшебника ( в переводе В. Смирнова), О самом последнем в мире драконе (в переводе Л. Брауде). Муми- тролли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Патриотическое воспитание"

Воспитание у дошкольников чувства любви и уважения к своей родине!...

Статья "Патриотическое воспитание в ДОУ"

В статье отражен опыт создания музеев в ДОУ, связанных с патриотическим воспитание детей....

Статья «Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»

Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостног...

Статья " Патриотическое воспитание в семье и в детском саду"

В статье представлен материал по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста...

Статья "Патриотическое воспитание в дошкольном возрасте".

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма.Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни начинается в семье. Но условий для этого сегодня, к сожал...

Статья: "Патриотическое воспитание дошкольников путем знакомства с историей и культурой родного города. Из опыта работы."

Патриотическое воспитание дошкольников путем знакомства с историей и культурой родного города....

Статья: "Патриотическое воспитание дошкольников путем знакомства с историей и культурой родного города. Из опыта работы."

Патриотическое воспитание дошкольников путем знакомства с историей и культурой родного города....