Формирование восприятия у детей дошкольного возраста
статья на тему
1. Особенноти восприятия у детей дошкольного возраста
2. Влияние восприятия на развитие интеллекта
3. Особенности восприятия у детей с ослабленным здоровьем
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование процесса восприятия у детей дошкольного возраста.
Восприятие - это процесс отображения характерных свойств предметов и явлений в психике, когда на органы чувств происходит непосредственное влияние
Знания об окружающем мире мы получаем через ощущения и восприятие.
В результате ощущений. человек получает знания об отдельных свойствах и качествах предмета
( что-то холодное, что-то яркое и т.д.). Ощущения образуют первичный банк опыта от соприкосновений с окружающим миром. На базе ощущений формируется целостный образ предмета или явления. Ощущения мы получаем через системы анализаторов (зрительного, слухового и т.д., а также через комплексы анализаторных систем : зрительно-слухового и т. д. ) Ощущения связаны с эмоцией, т.е. непосредственной реакцией ( сразу).
Восприятие, в свою очередь, предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает с ощущениями, но не сводится к их сумме. (Полимодально , включаются несколько анализаторных систем.) Слухо - речевая, зрительно- моторная и т.д.
Ребенок нуждается в руководстве взрослого при восприятии окружающего мира, когда роль взрослого заключается в словесном закреплении происходящего, организации процесса знакомства с окружающим миром.
В дальнейшем образы восприятия систематизируются , классифицируются и у ребенка возникает целостное знание об окружающем мире и взаимосвязях в нем.
Без ощущений невозможно восприятие. Кроме ощущений в восприятии участвует опыт человека, его знания о прошлом в виде представлений.
Представления включают опыт, полученный при взаимодействии с предметами.
Физиологической основой восприятия является комплексная деятельность системы анализаторов. Первичный анализ дополняется аналитико-синтетической деятельностью мозговых звеньев анализаторов.
Возникшее возбуждение передается в мозговые корковые центры. Образуются сложные системы временных нервных связей, определяющих целостное восприятие.
Важную функцию в процессе восприятия играет речь. Это отличает восприятие человека от восприятия животных. Речью обозначаются предметы восприятия.
Зрительное В. связано со зрительно-моторной координацией, слуховое- со слуховым вниманием, осязание- определяется сложностью взаимодействия тактильно- моторных анализаторов.
Нам с вами важно как проходит процесс восприятия у детей. Дети накапливают опыт как спонтанно ( самостоятельно) , так и в процессе целенаправленного обучения.
Мы с вами знаем, что дети, приходя в детский сад обладают разным уровнем знаний об окружающем мире . Опыт и знания ребенка зависят от нескольких факторов. Считаю, что наиболее значимыми являются здоровье ребенка и общение с ним родителей.
В случае нездоровья ребенка страдают анализаторные системы, следовательно банк ощущений накапливается неравномерно и недостаточно. Так у детей страдающих ЛОР-заболеваниями, часто снижено обоняние, кроме того затруднено дыхание и неправильно развивается ротовой аппарат ( приоткрытый рот, положение языка и т.д.), возможно периодическое или постоянное снижение слуха, у детей с аллергией искажается кожная чувствительность, у детей с речевыми нарушениями страдает целый комплекс систем, нарушена их скоординированность. Если родителями не оказывалось должной помощи такому ребенку, это приводит к нарушению восприятия, как процесса, так и конечного результата. Банк ощущений недостаточный, восприятие фрагментарное, представления не сформированы.
Восприятие начинает формироваться с первых минут жизни ребенка и определяется потребностями ребенка ( удовлетворение голода, защищенности).
Свойства восприятия:
- избирательность ( влияет возраст, опыт, интересы, потребности)
- умение выделять предмет из фона ( слово на фоне речи или шума)
- умение выделить контур предмета (при рассматривании изображения)
- константность ( постоянство в. предмета независимо от освещенности, удаленности и т.д.) Если бы в. не было константным, то при каждом шаге, повороте головы, изменении освещения мы сталкивались бы с новыми предметами, перестали бы узнавать то, что знали ранее ( маленькие дети любят повторение действий, сказок и по этой причине.)
-апперцепция ( организованное восприятие в зависимости от опыта, отношения к жизни)
Например, оптимист - пессимист.
Восприятие протекает успешнее и полнее только при соответствующей апперцепции.
Восприятие может быть произвольным и непроизвольным.
В непроизвольном восприятии нет заранее поставленной цели, отсутствует волевая активность ( это характерно для детей дошкольного возраста. Вот почему так важно использовать сюрпризный момент, наглядный материал).
В произвольном восприятии ставится цель и прилагаются определенные волевые усилия, чтобы лучше реализовать возникшее намерение, произвольно выбирается объект восприятия. В результате познания окружающей действительности В. может переходить в наблюдение.
Наблюдение характеризуется большой активностью личности.
В акте Н. обнаруживается чрезвычайно устойчивая произвольность внимания.
Особенности восприятия у детей дошкольного возраста.
- Преобладает непроизвольное восприятие.
- Важна эмоциональная окраска получаемых знаний.
- Недостаточный словарный запас
- Небольшой опыт.
- Недостаточно развита способность к обобщениям, систематизации материала.
- Анализаторные системы находятся в процессе формирования.
Рекомендации для воспитателей
При объяснении нового материала задействовать все возможные анализаторные системы.( зрительную, моторную, слуховую, осязательную и т.д.)
Активизировать опыт детей по изучаемой теме ( впечатления, воспоминания ), интерес педагога помогает придать значимость имеющимся знаниям детей, соединить их с новой информацией.
При работе с младшим дошкольным возрастом и детьми логопатами больше использовать осязательную и моторную анализаторные системы.
Развивать наблюдательность: учить отвечать на вопросы, учить задавать вопросы по исследуемым объектам и явлениям окружающего мира.
Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Приложение.
Пазлы, разрезные картинки, кубики.
Развивающий эффект:
аналитико-синтетическая деятельность.
Пазлы | Разрезные картинки. Картинки-вкладыши. | Кубики. |
Вид картинки, характер разреза, С рамкой или без, с образцом или без. | Характеризуются линией разреза изображения: может разрезаться на части или из нее вырезаются предметы по контуру. | Кол-во кубиков. Отдельные образы или сюжеты. |
+ Развивается чувство успешности, самостоятельности, познавательные эмоции, очень сильный релаксационный эффект (при сильном возбуждении ребенка, перед сном), большое кол-во деталей требует волевых усилий. Максимальный развивающий эффект для детей 3-3,5 лет. - Возрастающее кол-во деталей не гарантирует развитие ребенка. После определенного кол-ва деталей новый навык перестает вырабатываться. Имеют разрез ключ-замок, можно успешно собирать, действуя автоматически, методом перебора. За огромным количеством деталей исчезает картинка. На первый план выступают полоски и цветовые пятна. Это противоречит мыслительной деятельности дошкольника. Вынуждает ориентироваться на форму детали, а не на конечный образ. Интеллектуальный эффект минимальный. Чрезмерное увлечение пазлами может свидетельствовать о сниженном настроении ребенка, сильном внутреннем напряжении, желании уйти от действительности, спрятаться. | +контурные разрезы минимально контролируют деятельность ребенка, можно ошибаться и самому контролировать результат. Особенно полезны до 4 лет. | + формируют пространственное мышление. Контроль возрастает по мере составления образа. Полезны на протяжении всего дошкольного возраста (с 3 лет). |
Пазлы с неопределенным разрезом. | ||
+ Форма контролирует деятельность ребенка, но контроль возрастает по мере составления картинки, а деталь сама по себе не вынуждает жестко на нее ориентироваться. Особенно хороши пазлы с сюжетным рисунком, где каждая деталь «равна» отдельному образу. Это позволяет в ходе выкладывания придумывать рассказ. |
Рекомендации по обучению детей собиранию пазлов, кубиков, разрезных картинок.
На этапе обучение важно руководство взрослого ( показ принципа подпора элементов).
Освоение идет по принципу усложнения.
Рекомендовано использование образцов ( картинка с целостным образом).
Необходимо учитывать особенности мыслительной деятельности ребенка( уровень сформированности восприятия, скорость мыслительных процессов и т.п.), тип темперамента, личностные особенности.
В соответствии с индивидуальными особенностями ребенка подбирается уровень сложности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/13/picture-74573-1426275939.jpg)
формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
в данном материале раскрываются принципы формирования фонетического восприятия у детей дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/06/picture-588056-1423239976.jpg)
Опыт работы на тему: «Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ФФН»
Я работаю в логопедическом кабинете детского сада. Так как в логопедическом кабинете зачислено большинство детей с фонетико – фонематичеким недоразвитием речи, я решила более подробно исследовать фоне...
Консультация "Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи "
Задержка в формировании фонематического уровня у дошкольников к моменту школьного обучения затрудняет овладение программой по русскому языку, может приводить к нарушениям формирования языковых процесс...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/02/picture-171839-1357147321.jpg)
"Коррекционная работа по формированию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи".
Известно, что самым распространенным дефектом у детей среднего и старшего дошкольного возраста является нарушение звукопроизношения. К данной группе относятся дети, у которых наблюдается неправильное ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/09/picture-279357-1376056505.jpg)
формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
направление работы по формированию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/24/picture-55781-1351088699.jpg)
Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи.
Задержка в формировании фонематического уровня у дошкольников к моменту школьного обучения затрудняет овладение программой по русскому языку, может приводить к нарушениям формирования языковых процесс...
Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения
Цель¨ создание системы работы по формированию фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые упражнения Задачи¨...