Особенности развития креативности и творчества у детей 2-3 лет
консультация (младшая группа)

 Зацарина Елена Ивановна

Основными факторами психического развития ребенка в раннем возрасте являются ведущая предметная деятельность и ситуативно-деловое общение со взрослым. В рамках предметной деятельности и общения ребенка развиваются познавательные способности, речь, игровая деятельность, он учится общаться со сверстниками, складываются основные личностные новообразования. Третий год жизни характеризуется резко возрастающей речевой активностью ребенка. Овладение речью позволяет ребенку преодолеть ограниченность ситуативного общения и перейти от чисто практического сотрудничества со взрослым к сотрудничеству «теоретическому» - внеситуативно-познавательному общению. Параллельно с развитием речи как средства общения происходит становление ее регулятивной функции, обеспечивающей произвольное поведение ребенка. Развитие регулятивной функции речи в раннем возрасте можно рассматривать как первый этап в развитии произвольности ребенка. Среди игр и забав малышей в раннем возрасте особое место занимают игры с сюжетными игрушками, в которых дети пытаются воспроизводить те действия взрослых, которые наблюдают в своей повседневной жизни. Маленького ребенка привлекает все, что делают взрослые. Стремление подражать взрослому лежит в основе появления особого вида детской деятельности – предметной или процессуальной игры, в ходе которой ребенок в условном плане («понарошку») может действовать как взрослый. Особенность таких игр заключается в том, что в них многократно воспроизводится процессуальная сторона деятельности взрослых, а результат является мнимым, воображаемым. В процессуальных играх ребенок чаще всего отображает ситуации, в которых он является объектом воздействий взрослых (мамы, папы, врача, парикмахера), переносит реальные бытовые действия на игрушечные персонажи (кукол, собачек,зайчиков). 1 На втором году жизни происходит становление основных компонентов процессуальной игры (игровой мотивации, самостоятельных игровых действий, действий с предметами-заместителями) усложнение ее структуры. Третий год жизни – время расцвета процессуальной игры. В этот период значительно усиливается потребностно-мотивационная сторона игры. Совершенствуется состав и структура игровых действий, увеличивается их вариативность, они начинают отражать логическую последовательность событий. Ребенок начинает все чаще включать в игру предметы-заместители. Появление символических замещений расширяет возможности игры, дает простор фантазии, освобождает ребенка от давления наглядной ситуации. Игра приобретает творческий характер. На протяжении раннего возраста происходит постепенная подготовка ребенка к принятию на себя той или иной роли. Во второй половине третьего года жизни у детей постепенно начинает формироваться ролевое поведение. В игре появляются диалоги с персонажами. К концу раннего возраста подготавливаются основные предпосылки для перехода к ролевой игре – ведущей деятельности дошкольного возраста. Процессуальная игра вносит особый вклад в развитие ребенка раннего возраста. Она является одним из важных средств познания окружающего социального и предметного мира. Игра позволяет ребенку расширить границы своих практических возможностей, воспроизводя действия взрослых в условном плане. Поэтому игра является важным фактором социального развития ребенка: она способствует развитию навыков общения, умения понимать чувства и состояния других людей, способности к сопереживанию. Игра – легкая и радостная для ребенка деятельность. Она способствует поддержанию у него хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, развитию речи, наглядно-образного мышления, воображения. В процессуальной игре закладываются основы творчества. Творчество – психологически сложный процесс. Оно не исчерпывается какой-либо одной стороной, но существует как синтез познавательной, эмоциональной и волевой сфер человеческого сознания. Творчество тесно связано со свойствами личности (характером, способностями, интересами и др.). При всей многогранности творческого процесса особое место в нем занимает воображение. Оно как бы центр, фокус, вокруг которого, образно говоря, теснятся другие психические процессы и свойства, которые обеспечивают его функционирование. О появлении воображения у ребенка мы можем говорить тогда, когда он начинает действовать не на основе реальности, а на основе возникающих у него собственных представлений. Воображение в раннем детстве носит воссоздающий характер. Вместе с тем его нельзя назвать активным: оно возникает непроизвольно, без специального намерения, под влиянием интереса к окружающим предметам и явлениям и вызываемых ими чувств. В своих играх ребенок воспроизводит действия и ситуации, показанные взрослым (или усвоенные по подражанию), не строя собственного замысла. Создавая рисунки, конструкции, он исходит не из образов воображения, а из усвоенных действий, и только полученный результат может вызвать у него соответствующий образ. Слушая рассказы и сказки, ребенок начинает представлять себе их персонажей, описанные в них ситуации и события. Однако запас его жизненных впечатлений чрезвычайно ограничен, а главное он еще не стремится и не умеет перерабатывать их в соответствии с описанием. Дети раннего возраста склонны устанавливать «прямое замыкание» между тем, о чем они слышат от взрослых, и образами конкретных предметов, взятыми из личного опыта. Слушая сказку про деда и бабу, они «подставляют» на их место собственных дедушку и бабушку, а слушая про петушка, представляют себе свою игрушку. Иногда при наблюдении за маленькими детьми возникает впечатление, что их воображение отличается богатством и творческим характером. Такое впечатление основано на легкости, с которой дети «продуцируют» образы, довольствуясь малейшим намеком на сходство одних предметов с другими. В действительности здесь проявляется не богатство воображения, а его недостаточная управляемость, расплывчатость, склонность связывать «все со всем» по случайным основаниям. К концу раннего возраста дети нередко начинают « сочинять» собственные сказки, рассказы. Это, однако, не более чем «Склеивание» кусочков из знакомых произведений. Отличительной чертой воображения во всех видах деятельности ребенка раннего возраста является полное отсутствие предварительного замысла. Также как предмет часто направляет игру малыша, линии, проведенные им на бумаге, изменяют и ведут за собой замысел рисунка, а положенные так или иначе кубики – замысел постройки. Возникновение воссоздающего воображения, при всей его ограниченности, имеет огромное значение для общего развития познания ребенком окружающего мира. Оно выводит ребенка за узкие рамки личного опыта, дает возможность знакомиться с предметами и явлениями, которых он сам никогда не воспринимал. Занятия рисованием, лепкой, конструированием – одни из самых больших удовольствий для ребенка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребенка к творчеству. В изобразительной деятельности идет интенсивное познавательное развитие. У ребенка раннего возраста уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличительное, быть внимательным. Идет первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным материалом. Рисование приобщает ребенка к миру прекрасного, развивает креативность, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира, несет в себе элементы психотерапии: успокаивает, отвлекает, занимает. Рисование побуждает детей к творчеству, учит видеть мир в живых красках. При обучении рисованию активно используется игра. Взрослый обыгрывает сюжеты будущего рисунка с помощью игрушек, сопровождая рисование эмоциональным комментарием, использует стихи, загадки, потешки. Такой метод позволяет заинтересовать детей, дольше удерживать внимание, создает необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности. При этом необходимо учитывать особенности раннего возраста. У детей не сформированы многие навыки, не умеют правильно держать карандаш и кисть, регулировать силу давления на бумагу, ориентироваться на листе. Не следует забывать, что рисунок для детей – прежде всего игра. Важно не ограничивать детскую свободу. Занятия рисованием предполагают совместное творчество взрослого и ребенка. Чтобы заинтересовать ребенка, необходимо показать ему способы действий с изобразительным материалом. Основная задача взрослого – научить ребенка действовать, помочь на начальном этапе, но давать свободу выбора(цветок может быть и желтого, и синего цвета, грибы могут расти в разных местах). Следует внимательно отнестись к судьбе рисунка. Важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям. Необходимо помнить, что детям раннего возраста важно постоянное внимание взрослого, его одобрение, похвала. Ожидание такого внимания является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению результата. Не бойтесь перехвалить ребенка. Таким образом, изобразительная деятельность предоставляет богатейшие возможности для развития творческих способностей ребенка .Этот процесс вызывает : радость, гордость, удивление, интерес к познанию нового. Частью любого творческого процесса является умение видеть мир образно, в его живых красках. Развитие такого умения происходит в дошкольном возрасте. Поэтому важно не упустить момент, чтобы расширить возможности ребенка к образному познанию окружающего. Развитие творческих способностей у детей раннего возраста совершается в процессе приобщения к театрализованной деятельности. Она способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Малыши очень любят театрализованные представления. Волшебство, превращения, сказка очаровывают их. Театрализованная игра развивает память, внимание, художественно-образное восприятие, воображение, совершенствует речь и пластику движений. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов, при прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми. Педагог должен использовать разные возможности для того, чтобы обыграть какой-либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребенка. Малышам предлагают изобразить, как топает медведь, прыгает зайчик, летает самолет, качаются веточки деревьев, шелестят листочки. Желательно сопровождать такие действия подходящими стихами и песенками. С помощью теневого, пальчикового, настольного, театра на фланелеграфе можно инсценировать знакомые детям стихи и сказки («Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка ряба» и др.), привлекать детей к посильному участию в инсценировках, обсуждать с ними увиденное. Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, но они в состоянии проговаривать некоторые фразы, изображать действия персонажей. Например, при инсценировании сказки «Репка» малыши могут «тянуть репку», при разыгрывании сказки «Курочка Ряба» изображать плач деда и бабы, показывать, как мышка махнула хвостиком и пищать за нее. Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе со взрослым и подражая ему, малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствовать свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация. Привлекая детей к игре-инсценировке, не следует ждать от них точной передачи особенностей персонажа, гораздо важнее желание ребенка участвовать в ней, его эмоциональное состояние. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает ему осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребенка, представления о плохих и хороших человеческих качествах. Занятия театрализованной деятельностью с детьми развивают не только психические функции ребенка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Взрослый призван помогать ребенку открывать черты прекрасного в окружающем мире, приобщать его к доступным видам художественно-эстетической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение на тему:

«Особенности в развитии творчества  у детей раннего возраста»

                               

                                                                                           

Воспитатель первой группы раннего возраста

Зацарина Е.И.

                                                   

Основными факторами психического развития ребенка в раннем возрасте являются ведущая предметная деятельность и ситуативно-деловое общение со взрослым. В рамках предметной деятельности и общения ребенка развиваются познавательные способности, речь, игровая деятельность, он учится общаться со сверстниками, складываются основные личностные новообразования.

Третий год жизни характеризуется резко возрастающей речевой активностью ребенка. Овладение речью позволяет ребенку преодолеть ограниченность ситуативного общения и перейти от чисто практического сотрудничества со взрослым к сотрудничеству «теоритическому» - внеситуативно-познавательному общению. Параллельно с развитием речи как средства общения происходит становление ее регулятивной функции, обеспечивающей произвольное поведение ребенка.

Развитие регулятивной функции речи в раннем возрасте можно рассматривать как первый этап в развитии произвольности ребенка.

Среди игр и забав малышей в раннем возрасте особое место занимают игры с сюжетными игрушками, в которых дети пытаются воспроизводить те

действия взрослых, которые наблюдают в своей повседневной жизни. Маленького ребенка привлекает все, что делают взрослые. Стремление подражать взрослому лежит в основе появления особого вида детской деятельности – предметной или процессуальной игры, в ходе которой ребенок в условном плане («понарошку») может действовать как взрослый. Особенность таких игр заключается в том, что в них многократно воспроизводится процессуальная сторона деятельности взрослых, а результат является мнимым, воображаемым. В процессуальных играх ребенок чаще всего отображает ситуации, в которых он является объектом воздействий взрослых (мамы, папы, врача, парикмахера), переносит реальные бытовые действия на игрушечные персонажи (кукол, собачек,зайчиков).

                                                                                                                       

                                                                                                                            1

На втором году жизни происходит становление основных компонентов процессуальной игры (игровой мотивации, самостоятельных игровых действий, действий с предметами-заместителями) усложнение ее структуры.

Третий год жизни – время расцвета процессуальной игры. В этот период значительно усиливается потребностно-мотивационная сторона игры.

Совершенствуется состав и структура игровых действий, увеличивается их вариативность, они начинают отражать логическую последовательность событий.

Ребенок начинает все чаще включать в игру предметы-заместители. Появление символических замещений расширяет возможности игры, дает простор фантазии, освобождает ребенка от давления наглядной ситуации. Игра приобретает творческий характер.

На протяжении раннего возраста происходит постепенная подготовка ребенка к принятию на себя той или иной роли.

Во второй половине третьего года жизни у детей постепенно начинает формироваться ролевое поведение. В игре появляются диалоги с персонажами. К концу раннего возраста подготавливаются основные предпосылки для перехода к ролевой игре – ведущей деятельности дошкольного возраста.

Процессуальная игра вносит особый вклад в развитие ребенка раннего возраста. Она является одним из важных средств познания окружающего социального и предметного мира. Игра позволяет ребенку расширить границы своих практических возможностей, воспроизводя действия взрослых в условном плане. Поэтому игра является важным фактором социального развития ребенка: она способствует развитию навыков общения, умения понимать чувства и состояния других людей, способности к сопереживанию.

Игра – легкая  и радостная для ребенка деятельность. Она способствует поддержанию у него хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, развитию речи, наглядно-образного мышления, воображения. В процессуальной игре закладываются основы творчества.                        

Творчество – психологически сложный процесс. Оно не исчерпывается какой-либо одной стороной, но существует как синтез познавательной, эмоциональной и волевой сфер человеческого сознания. Творчество тесно связано со свойствами личности (характером, способностями, интересами и др.).

При всей многогранности творческого процесса особое место в нем занимает воображение. Оно как бы центр, фокус, вокруг которого, образно говоря, теснятся другие психические процессы и свойства, которые обеспечивают его функционирование.

О появлении воображения у ребенка мы можем говорить тогда, когда он начинает действовать не на основе реальности, а на основе возникающих у него собственных представлений. Воображение в раннем детстве носит воссоздающий характер. Вместе с тем его нельзя назвать активным: оно возникает непроизвольно, без специального намерения, под влиянием интереса к окружающим предметам и явлениям и вызываемых ими чувств.

В своих играх ребенок воспроизводит действия и ситуации, показанные взрослым (или усвоенные по подражанию), не строя собственного замысла. Создавая рисунки, конструкции, он исходит не из образов воображения, а из усвоенных действий, и только полученный результат может вызвать у него соответствующий образ.

Слушая рассказы и сказки, ребенок начинает представлять себе их персонажей, описанные в них ситуации и события. Однако запас его жизненных впечатлений чрезвычайно ограничен, а главное он еще не стремится и не умеет перерабатывать их в соответствии с описанием. Дети раннего возраста склонны устанавливать «прямое замыкание» между тем, о чем они слышат от взрослых, и образами конкретных предметов, взятыми из личного опыта. Слушая сказку про деда и бабу, они «подставляют» на их место собственных дедушку и бабушку, а слушая про петушка, представляют себе свою игрушку.

Иногда при наблюдении за маленькими детьми возникает впечатление, что их воображение отличается богатством и творческим характером. Такое впечатление основано на легкости, с которой дети «продуцируют» образы, довольствуясь малейшим намеком на сходство одних предметов с другими.

В действительности здесь проявляется не богатство воображения, а его недостаточная управляемость, расплывчатость, склонность связывать «все со всем» по случайным основаниям.  

К концу раннего возраста дети нередко начинают « сочинять» собственные сказки, рассказы. Это, однако, не более чем «Склеивание» кусочков из знакомых произведений.

Отличительной чертой воображения во всех видах деятельности ребенка раннего возраста является полное отсутствие предварительного замысла. Также как предмет часто направляет игру малыша, линии, проведенные им на бумаге, изменяют и ведут за собой замысел рисунка, а положенные так или иначе кубики – замысел постройки.

Возникновение воссоздающего воображения, при всей его ограниченности, имеет огромное значение для общего развития познания ребенком окружающего мира. Оно выводит ребенка за узкие рамки личного опыта, дает возможность знакомиться с предметами и явлениями, которых он сам никогда не воспринимал.

Занятия рисованием, лепкой, конструированием – одни из самых больших удовольствий для ребенка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребенка к творчеству.

В изобразительной деятельности идет интенсивное познавательное развитие.

У ребенка раннего возраста уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличительное, быть внимательным. Идет первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным материалом.

Рисование приобщает ребенка к миру прекрасного, развивает креативность, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира, несет в себе элементы психотерапии: успокаивает, отвлекает, занимает.

Рисование побуждает детей к творчеству, учит видеть мир в живых красках.

При обучении рисованию активно используется игра. Взрослый обыгрывает сюжеты будущего рисунка с помощью игрушек, сопровождая рисование эмоциональным комментарием, использует стихи, загадки, потешки.

Такой метод позволяет заинтересовать детей, дольше удерживать внимание, создает необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности. При этом необходимо учитывать особенности раннего возраста. У детей не сформированы многие навыки, не умеют правильно держать карандаш и кисть, регулировать силу давления на бумагу, ориентироваться на листе.

Не следует забывать, что рисунок для детей – прежде всего игра. Важно не ограничивать детскую свободу.

Занятия рисованием предполагают совместное творчество взрослого и ребенка. Чтобы заинтересовать ребенка, необходимо показать ему способы действий с изобразительным материалом. Основная задача взрослого – научить ребенка действовать, помочь на начальном этапе, но давать свободу выбора(цветок может быть и желтого, и синего цвета, грибы могут расти в разных местах).

Следует внимательно отнестись к судьбе рисунка. Важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям. Необходимо помнить, что детям раннего возраста важно постоянное внимание взрослого, его одобрение, похвала. Ожидание такого внимания является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению результата. Не бойтесь перехвалить ребенка.

Таким образом, изобразительная деятельность предоставляет богатейшие возможности для развития творческих способностей ребенка .Этот процесс вызывает : радость, гордость, удивление, интерес к познанию нового. Частью любого творческого процесса является умение видеть мир образно, в его живых красках. Развитие такого умения происходит в дошкольном возрасте. Поэтому важно не упустить момент, чтобы расширить возможности ребенка к образному познанию окружающего.

Развитие творческих способностей у детей раннего возраста совершается в процессе приобщения к театрализованной деятельности. Она способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Малыши очень любят театрализованные представления. Волшебство, превращения, сказка очаровывают их. Театрализованная игра развивает память, внимание, художественно-образное восприятие, воображение, совершенствует речь и пластику движений.

С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов, при прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми. Педагог должен использовать разные возможности для того, чтобы обыграть какой-либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребенка. Малышам предлагают изобразить, как топает медведь, прыгает зайчик, летает самолет, качаются веточки деревьев, шелестят листочки. Желательно сопровождать такие действия подходящими стихами и песенками.  

С помощью теневого, пальчикового, настольного, театра на фланелеграфе можно инсценировать знакомые детям стихи и сказки («Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка ряба» и др.), привлекать детей к посильному участию в инсценировках, обсуждать с ними увиденное. Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, но они в состоянии проговаривать некоторые фразы, изображать действия персонажей. Например, при инсценировании сказки «Репка» малыши могут «тянуть репку», при разыгрывании сказки «Курочка Ряба» изображать плач деда и бабы, показывать, как мышка махнула хвостиком и пищать за нее. Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе со взрослым и подражая ему, малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствовать свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация.

Привлекая детей к игре-инсценировке, не следует ждать от них точной передачи особенностей персонажа, гораздо важнее желание ребенка участвовать в ней, его эмоциональное состояние. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает ему осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребенка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.

 Занятия театрализованной деятельностью с детьми развивают не только психические функции ребенка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Взрослый призван  помогать ребенку открывать черты прекрасного в окружающем мире, приобщать его к доступным видам художественно-эстетической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Развитие креативных способностей у детей дошкольного возраста"

Мастер-класс "Развитие креативных способностей у детей дошкольного возраста"...

Развитие креативного мышления у детей дошкольного возраста

Креати́вность — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие...

Как использовать ТРИЗ для развития креативных способностей у детей

Дети легко и быстро понимают игры на основе ТРИЗ. Они позволяют вольно и легко общаться с миром, который для взрослых стал привычной ежедневной рутиной. Дети, вооруженные алгоритмом решения изобретате...

План профессионального самообразования воспитателя Подготовительной группы Машковой Т.С Тема: «Развитие креативных способностей у детей дошкольного возраста через театральную деятельность».

План профессионального самообразования воспитателя "Развитие креативных способностей у детей дошкольного возраста через театральную деятельность"...

Статья о развитии креативности педагога и детей.

Как развивать креативность у педагога, как условие развития креативности у детей....