Использование дидактических игр в развитии грамматического строя речи у детей 6 - 7 лет с тяжелыми нарушениями речи
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Использование дидактических игр в развитии грамматического строя речи у детей 6 - 7 лет с тяжелыми нарушениями речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_didakticheskih_igr.docx | 23.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
"Центр развития ребенка – детский сад № 9"
Использование дидактических игр
в развитии грамматического строя речи
у детей 6 – 7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
г. Богородск,2023
Использование дидактических игр
в развитии грамматического строя речи
у детей с тяжелыми нарушениями речи.
При обследовании устной речи детей старшей группы с ТНР мной были выявлены следующие нарушения компонентов речи: фонетико-фонематическая сторона речи, лексика, грамматический строй речи.
Проблемы детей с речевыми нарушениями объясняются не только возрастными особенностями нервной деятельности, но и сложностью грамматической системы русского языка, правилами словоизменения и словообразования.
Академик В.В. Виноградов назвал грамматический строй речи «организующим центром языка». Благодаря грамматике человек получил возможность использовать язык как средство общения, передачи мысли и накопления общественного опыта. Работа со словом – его значением, грамматической формой – способствует развитию у ребенка осознанного отношения к слову, отвлечению его от предметной ситуации речи, а, следовательно, умению формулировать свои мысли. Овладеть словообразованием, словоизменением – значит, овладеть языком.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, которые направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Они способствуют формированию познавательной мотивации, развитию психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления. Это повышает качество коррекционно-логопедического воздействия.
Примеры дидактических игр.
Дидактические игры по развитию лексико-грамматической стороны речи
1. Д/И «Волшебный мешочек»
Цель: развитие умений различать в речи единственное и множественное число существительных в именительном падеже; расширение лексического запаса детей по теме «Цветы».
Оборудование: парные картинки с изображением цветов, «волшебный» мешочек.
Описание игры: на доске обозначены два столбика - один и много. Логопед предлагает детям, поочередно вынимая из «волшебного» мешочка картинки с изображением цветов, правильно назвать их и определить в нужный столбик. Затем составить пары.
Речевой материал: астра - астры, василёк – васильки, ромашка – ромашки, колокольчик – колокольчики, ландыш – ландыши, лютик – лютики, одуванчик – одуванчики, ирис – ирисы, тюльпан – тюльпаны.
2. Д/И «Поймай и назови»
Цели: развитие умений употреблять в речи беспредложные конструкции единственного числа существительных в винительном падеже; расширение лексического запаса по теме «Рыбы».
Оборудование: удочка с магнитом, предметные картинки с изображением рыб прикрепленными на них металлическими скрепками, «водоём» - коробка.
Описание игры: детям предлагается отправиться на рыбалку. Дети удочкой вылавливают из «водоёма» картинки с изображением рыб, называя их. Например: « Я поймал щуку».
Картинный материал: щука, камбала, карась, горбуша, нерка, кижуч, корюшка, мойва, окунь, ёрш, сом, сельдь.
3. Д/И «Ждём гостей»
Цели: развитие умений в образовании существительных с помощью суффикса – ниц – со значением вместилища; обогащение словаря существительных.
Оборудование: предметные картинки (хлеб, сахар, конфеты, сухари, печенье, чай, иголки, салат и т. д.) и картинки, с изображением посуды
Описание игры: на наборном полотне располагаются картинки с изображением предметов (хлеб, сахар, тарелка с супом, конфеты, чай, иголки, перец, салат, соус, вафли, гусь, утка) и посуды.
Логопед предлагает детям накрыть стол для гостей. Он демонстрирует предметные картинки с изображением продуктов и посуды, спрашивая, как эта посуда называется.
Речевой материал:
Посуда для хлеба - хлебница, для сахара – сахарница, для супа – супница, для конфет – конфетница , для пельменей – пельменница, для чая – чайница, для иголок - игольница, для перца – перечница, для салата - салатница, для соуса - соусница, для вафель – вафельница, посуда для жарки гуся -гусятница, для жарки утки – утятница.
Затем логопед произносит слова, выделяя голосом суффикс –ниц, и просит ребят определить общую часть во всех словах. Делается вывод, что предметы, в которых что-то лежит, обязательно включают в своё название часть слова –ниц- . После этого логопед снова задаёт детям вопросы, а детям предлагается ответить, используя названия предметов на картинках.
Например:
- Назовите посуду для салата, пельменей, сухарей, хлеба и т. д.
- Как называется посуда, куда наливают суп?
- В какой специальной посуде жарят утку, гуся?
- Как называется посуда, где выпекают вафли?
- Как называется посуда, куда кладут соус?
4. Д/И «Измени слово»
Цель: развитие умения образовывать новые слова с помощью суффикса –инк- без чередования звуков в основе производного слова. Оборудование: предметные картинки и иллюстрация сказочного героя Буратино.
Описание игры: логопед предлагает ребенку послушать, как говорит Буратино, и изменить названное слово по образцу виноград-виноградинка…
Речевой материал: виноград – виноградинка, икра-икринка, трава – травинка, слеза – слезинка, роса-росинка, фасоль – фасолинка, дробь – дробинка, изюм-изюминка, град-градинка, бусы-бусинка, крупа – крупинка солома-соломинка, рис – рисинка, сахар – сахаринка.
5. Д/И «Подбери слова-родственники»
Цель: развитие умения образовывать родственные слова, пополнение словарного запаса.
Оборудование: сюжетные и предметные картинки
Описание игры: детям демонстрируется сюжетная картинка с изображением леса. Логопед проводит беседу по картинке, задавая детям вопросы:
-Что нарисовано на картинке? (лес).
- Как можно назвать лес лаково? (лесок).
- Если звери и птицы живут в лесу, значит они какие? (лесные).
- Как называют человека, который охраняет лес и заботится о лесных животных? (лесник).
- Как называется сказочный персонаж, живущий в лесу? (старик-лесовик).
Затем логопед называет слова лес, лесок, лесные, лесник, лесовик и предлагает детям определить, что общего в этих словах. Аналогичная работа может проводиться на материале других слов.
Речевой материал:
Лес – лесные, лесник, лесовичок, лесоповал, лесоруб, перелесок.
Море - моряк, морячки, моряки, морской (залив, порт).
Снег - снегурочка, снегирь, снеговик, снегопад, снежинки.
Вода - водяной, наводнение, половодье, заводь, подводная (лодка), водопад, водная (гладь).
Гриб – грибник, грибочек, грибочки, грибной (дождь).
Береза - березка, подберезовик, березняк, березовый (веник, лист, сок, гриб - чага).
Осина - осинка, подосиновик, осиновый (лес, лист).
Пожар - пожарище, пожарник, пожарный (щит, шлем, поезд, состав, вертолет, герб).
Хлеб - хлебушек, хлебница, хлебопечь, хлебный (магазин).
Рыба - рыбка, рыбина, рыбак, рыболовство, рыболов, рыбалка, рыбная (котлета), рыбный (суп).
Песок - песочница, песчинка, песчаная (буря, фигура), песочные (часы).
Дождь - дождик, дождинка, дождевик (плащ, гриб), дождливый, дождевой (червяк).
Печь — печка, печурка, печник, печёные (пирожки), испечь, запечь.
Лед — ледышка, льдина, ледник, ледовый, ледяная (скульптура), заледенеть и т.д.
6. Д/И «Магазин»
Цель: развитие умений согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде и числе в именительном падеже; обогащать словарный запас по теме «Одежда».
Оборудование: предметные картинки по теме «Одежда»
Описание игры: на наборном полотне расположены картинки вещей. Логопед берёт на себя роль покупателя, а ребёнку предлагается стать продавцом. Логопед: «Что у вас есть из вязаных вещей?», - а ребёнок отвечает: « В магазине есть вязаное платье, вязаный костюм » и т.д.
Речевой материал:
Вязаные – платье, костюм, варежки, сарафан, юбка, ботинки, шапка, сапоги, свитер, кресло, кофты, пальто, берет.
Драповые – пальто, полупальто, куртка, одеяло, берет, юбка, кепки.
Кожаные – платье, перчатки, куртка, жилет, юбки, плащ.
Ситцевые - платье, юбка, рубашка, одеяло, платок.
Меховые – варежки, одеяло, жилет, шапка, наушники, шуба.
7. Д/И «Чей дом?»
Цели: развитие умений в словообразовании притяжательных прилагательных, обогащение словаря детей словами, обозначающими жилища животных.
Оборудование: предметные картинки норы, дупла, берлоги, логова, конуры, фермы, хлева
Описание игры: логопед демонстрирует детям картинки с изображением жилища животных и предлагает определить, чьё это жилище, ответив на вопрос: «Чей дом?»
Речевой материал: У мышек - мышиная нора, у барсука - барсучья нора, у белки – беличье дупло, у совы – совиное дупло, у медведя - медвежья берлога, у волка – волчье логово, у собаки – собачья конура, у лошади – лошадиная ферма, у коровы - коровий хлев, коровья ферма, у овцы – овечий хлев, у курицы – куриный хлев (сарай), куриная ферма, у гуся – гусиная ферма, у индюшки – индюшиная ферма, у страуса - страусиная, у перепёлки - перепелиная.
8. Д/И «Составь предложение»
Цель: развитие умений в составлении предложений по предметным картинкам и схеме; обогащение словарного запаса детей; практическое усвоение предлогов ИЗ, ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА.
Оборудование: предметные картинки: мальчик - ведро, девочка – дом, ученик – класс, медведь – берлога, машина – дом, лиса – нора, птичка – гнездо, теплоход – поворот реки, мотоциклист – гараж, заяц – куст.
Описание игры: логопед на наборном полотне выставляет картинки с изображением двух предметов – мальчика и ведра - и добавляет схемы слов, обозначающих действие предмета и схемы предлогов со значением направления действия (ИЗ, ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА).
Детям предлагается составить предложения, используя названия картинок (существительных), в соответствии с графическими схемами предложений, состоящих из четырёх – пяти слов, используя соответствующий предлог.
Речевой материал: Мальчик вылил воду из ведра. Девочка вышла из дома. Ученик выбежал из класса. Медведь вылез из берлоги. Машина выехала из-за дома. Лиса вылезла из норы. Птичка вылетела из гнезда. Теплоход выплыл из-за поворота реки. Мотоциклист выехал из гаража. Заяц выскочил из-под куста.
9. Д/И «Помоги найти маму»
Цели: развитие умений в словоизменении существительных в родительном падеже; обогащение словарного запаса за счёт слов, обозначающих названия детёнышей.
Оборудование: предметные картинки: курица – цыплёнок, овца - ягнёнок, собака - щенок, крольчиха - крольчонок, слониха - слонёнок, коза – козлёнок, котёнок-кошка, лисица - лисёнок, ежиха - ежонок, медведица – медвежонок, утка – утёнок, волчица -….
Описание игры: логопед демонстрирует детям картинки с изображением животных и их детенышей и сообщает о том, что малыши потеряли своих мам. Детям предлагается помочь малышам найти свою маму, подобрав картинки парами. Образец ответа: Цыплёнок у курицы. У курицы цыплёнок и т. д.
10. Д/И «Что забыл нарисовать художник?»
Цель: развитие умений в словоизменении существительных в родительном падеже.
Оборудование: предметные картинки с изображением животных и птиц, у которых недостаёт отдельных частей тела
Описание игры: детям раздаются картинки с изображением животных и птиц, у которых недостает отдельных частей тела. Логопед просит детей сказать, что забыл нарисовать художник. Образец ответа: У волка нет лап. У оленя нет рогов и т. д.
Речевой материал: У волка нет лап. У овцы нет уха. У оленя нет рога. У козла нет рогов. У крысы нет хвоста. У собаки нет уха. У лисы нет носа. У петуха нет гребешка. У орла нет клюва. У коровы нет ноги. У зайца нет ушей. У кошки нет лапы. У волка нет лап. У курицы нет хвоста.
11. Д/И «Отгадай загадку»
Цели: развитие умений в словоизменении существительных в родительном падеже; развитие внимания, памяти, логического мышления.
Оборудование: предметные картинки животных
Описание игры: логопед предлагает детям отгадать загадку и подобрать к слову - отгадке картинку.
Речевой материал: У кого длинные рога и быстрые ноги? (У оленя). У кого длинные уши и короткий хвост? (У зайца). У кого рыжий пушистый хвост? (У лисы). У кого зубастая пасть? (У волка). У кого рога и вымя? (У коровы). У кого копыта и грива? (У лошади). У кого шерсть закручена в колечки? ( У овцы). У кого острые рога и борода? (У козы). У кого кисточки на ушах? (У белки). У кого огромная пасть, острые зубы и длинный хвост? (У крокодила)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры, как средство формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
дидактические игры...
Консультация для родителей детей, имеющих нарушения слуха. Картотека игр и игровых упражнений. Тема: "Активизация словаря и развитие грамматического строя речи у детей с нарушениями слуха"
Данная консультация раскрывает понятия «активный и пассивный словарь», «грамматический строй речи». Консультация содержит картотеку игр и игровых упражнений, направленных на ак...
Методическая копилка "Дидактические игры на развитие грамматического строя речи у детей 4-7лет"
Методическая копилка "Дидактические игры на развитие грамматического строя речи у детей 4-7лет"...
Влияние дидактических игр на развитие грамматического строя речи у детей с диагнозом "Общее недоразвитие речи"
Своевременное овладение правильной речью имееет важное значение для последующего обучения . Практический аспект занятий состоит в предупреждении, выявлений и устранения речевых нарушений. Поэтом...
Статья "Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"
Статья "Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"...
Консультации для педагогов «Использование дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей»
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои...
Картотека дидактических игр по развитию грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры и дидактические упражнения направлены на усвоение морфологии и синтаксиса. Картотека разработана по сериям: 1 серия - словоизменения, 2 серия - словообразования, 3 серия - син...