Я сам! Развиваем самостоятельность детей (памятка для родителей)
консультация (младшая группа) на тему
Развитие навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста. Алгоритм умывания, одевания и раздевания ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razdatka_roditelyam_1_mladshaya_samoobsluzhivanie.doc | 540 КБ |
Предварительный просмотр:
В настоящее время многие родители и даже педагоги уделяют больше внимания интеллектуальному развитию, чем развитию навыков самообслуживания детей. В раннем возрасте для детей актуальнее научиться самостоятельно пить, есть, одеваться, умываться. Самообслуживание способно повысить самооценку ребенка. Вряд ли найдётся хоть одна мама, которая захочет в будущем видеть своего ребёнка неуверенным в себе, не способным самостоятельно решать проблемы. А ведь именно с раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели и упорство в её достижении. А происходит это именно с привития навыков самообслуживания.
Для ребёнка третьего года жизни самообслуживание включает в себя освоение следующих навыков:
- приёма пищи (есть ложкой, пить из чашки);
- раздевания и одевания;
- гигиены тела (мыть руки и лицо, вытирать их полотенцем, пользоваться платком, салфеткой);
- опрятности.
Учим пользоваться расческой
- Знать свою расческу и место, где она лежит.
- Показать функциональное назначение расчески и формировать навык ее использования.
- Исключить возможность пользования чужой расческой.
Учимся пользоваться зеркалом
- Знать, что такое зеркало и его функциональное назначение (причесываться перед зеркалом, обращать внимание на чистоту одежды и лица).
Учимся пользоваться носовым платком
- Знать назначение носового платка.
- Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно класть его в карман.
- Самостоятельно доставать платок из кармана и использовать его по назначению.
- Обращать внимание на чистоту носового платка.
Учимся умываться
- Завернуть рукава одежды.
- Взять мыло и намылить руки – сделать белые перчатки.
- Смыть мыло под струей воды.
- Вымыть лицо (взрослый называет каждую его часть). Учимся сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, с усилием «выдуть» струю воздуха.
- Еще раз обмыть руки водой.
- Снять полотенце.
- Насухо вытереть лицо и руки (взрослый называет части тела и лица, которые вытираются).
- Предложить посмотреть в зеркало: «Вот какой я чистенький».
Учимся пользоваться полотенцем
Предложить ребенку:
- Снять полотенце с крючка.
- Положить его на одну руку, затем «спрятать» под него вторую руку.
- Ровно держа полотенце посередине, поднести его к лицу, наложить на него, прижимая, касаться каждой части лица.
- Освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движением руки, спрятанной под полотенцем.
- Поменять руки местами.
Все действия сопровождаются оживленным разговором с малышом и, при необходимости, показом.
МАДОУ ЦРР д/с № 133
Памятка для родителей
Я сам!
Развиваем самостоятельность детей
Педагог-психолог
Молькова М.В.
Уважаемые родители!
Если мы хотим, чтобы ребенок в процессах одевания/раздевания действовал сам и на положительном эмоциональном фоне, надо придерживаться принципа: раздевание должно «готовить» одевание, то есть одежда и обувь должны быть сняты и положены таким образом, чтобы облегчить ребенку последующее одевание.
Прежде всего, у ребенка должны быть стульчик, на котором он одевается и раздевается пред сном и после него и на прогулку, а также должна быть вешалка или крючок на уровне его роста для верхней одежды (в коридоре).
Выполнение действий при снимании предметов одежды:
Куртка, пальто:
- расстегнуть пуговицы, начиная с нижней (!),
- приспустить пальто с плеч,
- выдернуть одну руку из рукава,
- затем свободной рукой потянуть за обшлаг другой рукав,
- найти петельку, за которую надо вешать и повесить на крючок.
Обувь:
- поставить ноги в обуви поставить вместе,
- наклониться и развязать шнурки или расстегнуть липучки,
- ноги поочередно вынуть из обуви и поставить их рядом с обувью так, чтобы обувь оказалась между ступнями ног,
- задвинуть обувь рукой под стул, наклонившись вперед и не вставая, сразу пару.
Шорты: Сначала спустить до колен, потом поочередно высвободить ноги. Вешать на спинку стула, взяв за резинку, карманчиками от себя.
Колготки (подобным образом и штаны):
- стоя, двумя руками держа за резинку, ребенок спускает их ниже колен;
- садится на стул;
- берется одной рукой за пятку, а другой за носок чулка (заранее надо познакомить ребенка с пяткой и носком);
- тянет поочередно чулки вниз.
На стул колготки следует положить одним из способов – на сиденье стула резинкой к краю и одним швом вверх или резинкой к спинке стула и двумя швами вверх.
Носки: Снять немного с пятки и потянуть за носок. Снять, не выворачивая наизнанку. Свернуть вдвое, положить на обувь под стул.
Платье: - взрослый расстегивает пуговицы
- потянуть за ворот двумя рука вверх, высвобождая голову,
- затем потянуть рукав за обшлаг (место чуть ниже плеча сзади) вперед и вниз сначала одной руки, затем другой. Важный момент – рукава и платье не должны при этом выворачиваться на изнанку.
При вешании платья на стул, надо встать за его спинкой и повесить подолом вниз, застежкой вверх (если она сзади) или вниз (если она спереди).
Рубашка:
- расстегнуть две верхние пуговицы,
- снимаем как платье.
Располагать на стуле следует как платье.
Выполнение действий при надевании предметов одежды:
Колготки (подобным образом и штаны):
- встать у стульчика с той стороны, с какой находится резинка колготок – либо со стороны края стула, либо со стороны его спинки,
- взять двумя руками за резину и сесть на стульчик не вертя колготки,
- всовывать обе ноги в колготки, направляя ноги каждую в свой чулок,
- поочередно натягивать чулки, начиная от голеностопного сустава (щиколотки).
Шорты: Лежат также, задняя часть кверху. Берет, садится на стул и, не переворачивая, надевает.
Майка: лежит на одежде, спинкой кверху. Ребенок, не снимая майки со стула, просовывает руки снизу в рукава и одевает на голову (ребенок стоит за спинкой стула).
Платье, рубашка:
- встать за спинкой стула и, не снимая с него вещи, наклониться и взять подол в руки,
- просунуть голову в ворот платья (рубашки), затем выпрямиться,
- поочередно просунуть руки в рукава.
Носки и обувь: Сидя на стуле, наклоняется и берет носки. Собирает носок до мыска, просовывает носок ноги и натягивает дальше на пятку до конца. Затем другой носок. Потом достает из-под стула обувь парой, ставит перед собой. Вталкивает поочередно ноги. Застегивает.
Внимание родители, если ребенок проявляет самостоятельность при складывании одежды и отвергает помощь, то не мешайте ему. А потом, пока ребенок не видит, следует поправить одежду на стуле, чтобы подходя к нему, ребенок всегда видел аккуратно сложенную и висящую одежду – это приучает его к аккуратности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как сохранить здоровье детей. Памятка для родителей.
Памятка для родителей....
РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ памятка для родителей
Развиваем мелкую моторику. Памятка для родителей....
Коментированное рисование -средство развития речи и коммуникативной компетентности у детей. Памятка для родителей к семинару в рамках семейного клуба.
Совместное рисование ребёнка и родителя - обычное дело для семьи, если малышу 2,5-3 года. Однако, это очень важная и необходимая совместная деятельность может быть продолжена и далее, ...
Безопасность детей. Памятка для родителей.
Материал для родительского уголка....
Как научить ребенка самостоятельно одеваться. Памятка для родителей.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13883854","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"343","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_lar...
Семинар-практикум для родителей младшей группы "Развиваем самостоятельность детей"
Самостоятельность детей, виды самостоятельности, какие умения могут быть сформированы у детей 3 лет, речь как регулятор поведения, практические ситуации для анализа, практическая деятельность с родите...
Развиваем самостоятельность дошкольников. Консультация для родителей
Детский возраст – это время, когда формируются основы личности и развивается самостоятельность. Для родителей важно помочь своему ребенку развивать эту качество с самого раннего возраста. Вот не...