Семинар-практикум для родителей младшей группы "Развиваем самостоятельность детей"
консультация на тему

Пулина Марина Викторовна

Самостоятельность детей, виды самостоятельности, какие умения могут быть сформированы у детей 3 лет, речь как регулятор поведения, практические ситуации для анализа, практическая деятельность с родителями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей  младшей группы «Развиваем самостоятельность детей»

1. Теоретическая часть.

Знаете ли вы, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным – это приучить его не встречать ни в чем отказа.
Ж.Ж.Руссо

Уважаемые родители! Прежде, чем я начну, я хотела бы вас попросить ответить на вопрос: какие качества нужны человеку, чтобы быть успешным в жизни?

Стали ли Вам необходимы знания о синусах и косинусах, полученные в школе? Знание по программированию или заученная таблица Менделеева? Стали ли Вы успешнее в жизни от этих знаний? А такие качества, как:  доброта, сочувствие, забота о ближних, любознательность и трудолюбие, умение искать нужную информацию и добиваться поставленной цели, умение составить план действий и грамотно говорить?

Согласитесь, что вторая группа качеств, пригодилась Вам в жизни значительно больше, чем первая.

Именно в период дошкольного детства закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка, и чтобы это формирование было полноценным необходимо постоянное и умелое руководство со стороны взрослых.

Сегодня я хочу поговорить о самостоятельности детей.

Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.   

Часто, по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Как вы считаете? Может ли маленький ребенок быть самостоятельным?   

Вы совершенно правы. Стремясь сделать все за ребенка, взрослый причиняет ему большой вред, лишает его самостоятельности.    Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других, дети могут вырасти пассивными, ленивыми.

Итак, дети стремятся к самостоятельности. Но возникает вопрос: «Что же они умеют выполнять самостоятельно?»    Давайте попробуем составить перечень действий, доступных для выполнения детям младшей группы:    

- Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.    

- Одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду складывать, вешать, расстегивать, застегивать пуговицы.    

- Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.  

- Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.  

- Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу закрытым ртом.

- Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.    

- Убирать игрушки, строительный материал в определенное место.

От того как привьются культурно-гигиенические навыки сформируется привычка и отношение к трудовой деятельности. Умение трудиться развивает характер и целеустремлённость, стремление доводить поставленную цель до конца.

   Для того чтобы приобрести эти навыки требуется помощь взрослого. Надо создать необходимые условия для проявления самостоятельности. Приспособить к росту ребенка вешалку для одевания, выделить место для хранения предметов туалета, постоянное и удобное место для полотенца, обуви и т.д.    Но создание условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо правильно руководить действиями детей. Прежде, чем ожидать от ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи.  

Речь как регулятор поведения

В 3-4 года речь взрослого является регулирующей. Чтобы ребёнок понимал нас, наши требования, указания: они должны быть чёткими, конкретными и не длительными по содержанию. По словесной инструкции ребёнок ещё не может выполнять сложные действия. Можно давать их пошаговыми инструкциями, где переход от одних действий к другим.

• Не стоит переживать и настойчиво требовать от ребёнка выполнять все ваши указания. В этом возрасте дети больше опираются на свои личные, эгоистические интересы.

• Поставленную цель задания или поручения, ребёнок может подменить на свою (соответствует возрасту). Пример: родители попросили ребёнка нарисовать забор, а он прорисовал траву, дождик.
• Игра и игровые приёмы являются лучшей стимуляцией для формирования
самостоятельности, управлением действий.

• Помните, именно в этом возрасте взрослый образец для подражания.

Ребёнок стремится копировать ваши действия с игрушками, предметами. В настольных играх, при взаимодействии с игрушками, разыгрывайте сюжет игры, побуждайте ребёнка внимательно следить за образцом действий. Чтобы ребёнок мог повторять за вами.

А теперь, давайте попробуем разобраться, самостоятельность малыша – это радость или забота для родителей? И где границы дозволенного, чтобы ребенок не свел с ума маму и папу своим поведением? Ваши дети нуждаются в мудром родительском руководстве, хотя иногда могут демонстрировать нежелание принять помощь взрослого.

Показ родителям двух рисунков.

Рисунок 1. «Мама кормит ребенка с ложки».

Рисунок 2. «Ребенок ест самостоятельно».

Вопросы к родителям:

- Как Вы думаете, кто из детей приобретает жизненный опыт, самостоятельность?

- Очень часто взрослые делают так же, как это изображено на рисунке 1. Почему? Создаете ли вы подобные ситуации в своей семье?

- Чего требует от родителей вторая ситуация (рисунок 2)?

 (Терпения, выдержки, времени, любви).

Вывод. Ребенку необходимо давать время и возможность освоить самостоятельное действие.

Ситуация для анализа

4-х летняя Катя отстала от детей во время одевания на прогулку, пока выворачивала налицо одежду. Почему? Как быть? Помочь одеться? Дождаться, пока сама оденется?

Вывод. Ребенок быстрее учится самостоятельности, когда родитель не выполняет все за него, а находится рядом: показывает, наставляет, терпеливо дает возможность малышу самому попробовать сделать задание или его часть, поощряет, хвалит.

Различают несколько видов самостоятельности:

  • познавательная (исследовательская активность, инициируемая самим ребенком в разнообразных видах познавательной деятельности);
  • бытовая (владение навыками самообслуживания, культурно-гигиеническими и трудовыми навыками);
  • коммуникативная (способность ребенка быть заводилой совместных игр, занятий, легко контактировать с незнакомыми сверстниками и взрослыми; высокая потребность в общении);
  • поведенческая (способность осуществлять какую-либо деятельность, проявляя инициативу, принимать решения без посторонней помощи).

      Как показывает практика жизни, для взрослых принципиально важной оказывается бытовая самостоятельность малыша, которая поощряется и выделяется. На коммуникативную самостоятельность у родителей возможна разная реакция. Бывают случаи, когда развитию познавательной самостоятельности ребенка не придают значения в той мере, какой она заслуживает. Поведенческая самостоятельность чаще всего рассматривается взрослыми негативно и не подкрепляется. Но каждый вид самостоятельности по-своему важен для ребенка, так как имеет тесную взаимосвязь с умственным развитием, творческой активностью личности, способностью реализовывать себя в жизни.

2. Практическая деятельность с родителями.

Игра «В яблочко»

Цель: обучение родителей определению истинных мотивов поведения ребенка, и выбору соответствующего способа взаимодействия с ним, развитие эмпатии.

Задача родителей: определить причину (мотив) поведения ребенка и выбрать способ взаимодействия. Верный ответ отмечается плюсом в таблице (Приложение 1) и стрелой в центре яблочка на мишени, а так же дополняется комментарием психолога. В конце игры участникам, кто заработал больше баллов, раздаются конфеты в качестве приза.

Примеры.

1. Ребенок нацелился гулять, а вы хотите сначала покормить его кашей.

Комментарий. В данном случае можно использовать метод компромисса. Например, предложить ребенку 5 мин вместе постоять на балконе, посмотреть на машины, а потом пойти кушать. Дело в том, что малышу 3-х лет трудно сразу перестроиться на другие планы, ему необходимо помочь отвлечься. Родительский авторитет зарабатывается не грубой силой, а способностью рассмотреть интересы ребенка, и по возможности, пойти им на встречу.

2. Малыш старается построить башенку, но кубики разваливаются.

Комментарий. Поддержка ребенка взрослым – наиболее эффективный прием взаимодействия. Нужно помогать ребенку спокойно искать способ решения проблемы, например: «Давай подумаем, что тут можно сделать». Можно подсказать несколько возможных вариантов решения: «Лучше сделать так!», но выбрать и осуществить один из них должен сам ребенок.

3. Ребенок говорит вам «нет!» просто для того, чтобы не согласиться с вами, даже если ему очень хочется то, что вы ему предлагаете.

Комментарий. Можно попробовать провести игру «Все наоборот». Такая тактика позволяет избежать многих ненужных ссор, конфликтов и наказаний, но ее нельзя использовать часто: «Ни за что не успеешь умыться раньше меня!», «Наверное, гулять сейчас не стоит. Давай дома посидим».

4. Вы неоднократно пытались привлечь ребенка к уборке его игрушек, а сейчас он не может найти любимую машину в общей «игровой» свалке.

Комментарий. Метод «естественных последствий» или естественное наказание учит ребенка осознавать последствия поступков. Можно сказать малышу: «Видишь, как жалко, что машина не находится. Вот если вечером ты все свои машины «завезешь в гараж», будет хорошо видно, где какая и они не потеряются».

5. Ребенок отказывается вечером ложиться спать, хотя по детскому режиму уже давно пора быть в кроватке.

Комментарий. При укладывании малыша спать лучше использовать ритуал последовательных действий: проговаривать вслух привычные для малыша действия: «Сейчас мы будем собирать игрушки, потом умываться, потом читать книжку, и спать». Этот способ имеет эффект при регулярном повторе.

6. Ребенок явно пытается манипулировать вами, настоять на своем с помощью истерики или упрямства.

Комментарий. Здесь необходимы четкие правила поведения. Ребенок должен знать, что можно делать, а что нельзя. Единство требований родителей обязательно, а также потребуется педагогическая мудрость. Если ребенок бурно протестует, можно ненадолго оставить его одного в комнате (метод игнорирования).

Получение обратной связи от родителей.

На стенде помещен рисунок ребенка, рядом в красивой коробочке нарезаны кружочки желтого, зеленого и синего цвета. Задание родителям: «Каково Ваше отношение к занятию? Если Ваш ответ: «Было полезным, интересным», то «подарите» ребенку (приклейте) «мяч» желтого цвета. Если «Было скучно, впустую провели время» – то синего цвета. Если Вам необходима дополнительная информация о Вашем ребенке на индивидуальной консультации – зеленого цвета».

«Помните философскую мысль: «Посеешь семена привычки, взойдут всходы поведения, от них пожнёшь характер»

Всё в ваших руках уважаемые родители!

Спасибо за внимание!

Список использованной литературы:

1. Гаврилова Т.Г. « О воспитании нравственных чувств» (1984г.)

2. Гарбузов «От младенчества до отрочества» (1991 г.)



Предварительный просмотр:

В настоящее время многие родители и даже педагоги уделяют больше внимания интеллектуальному развитию, чем развитию навыков  самообслуживания детей. В раннем возрасте для детей актуальнее научиться самостоятельно пить, есть, одеваться, умываться. Самообслуживание способно повысить самооценку ребенка. Вряд ли найдётся хоть одна мама, которая захочет в будущем видеть своего ребёнка неуверенным в себе, не способным самостоятельно решать проблемы. А ведь именно с раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели и упорство в её достижении. А происходит это именно с привития навыков самообслуживания.

Для ребёнка третьего года жизни самообслуживание включает в себя освоение следующих навыков:

  • приёма пищи (есть ложкой, пить из чашки);
  • раздевания и одевания;
  • гигиены тела (мыть руки и лицо, вытирать их полотенцем, пользоваться  платком, салфеткой);
  • опрятности. 

Учим пользоваться расческой

  • Знать  свою  расческу и место, где она лежит.
  • Показать  функциональное  назначение  расчески и формировать  навык  ее использования.
  • Исключить возможность  пользования чужой расческой.

Учимся пользоваться зеркалом

  • Знать, что такое зеркало и его функциональное  назначение (причесываться перед  зеркалом, обращать  внимание  на чистоту одежды и лица).

Учимся пользоваться носовым платком

  • Знать  назначение носового платка.
  • Постепенно формировать  умение разворачивать и сворачивать  платок, аккуратно  класть его в карман.
  • Самостоятельно  доставать платок  из кармана и использовать его по  назначению.
  • Обращать внимание на чистоту  носового  платка.

Учимся умываться

  • Завернуть  рукава  одежды.
  • Взять  мыло и намылить  руки – сделать белые перчатки.
  • Смыть  мыло под струей воды.
  • Вымыть лицо (взрослый  называет каждую  его часть). Учимся сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, с усилием «выдуть» струю воздуха.
  • Еще раз  обмыть руки водой.
  • Снять полотенце.
  • Насухо вытереть  лицо и руки (взрослый называет  части тела и лица, которые вытираются).
  • Предложить посмотреть в зеркало: «Вот какой я чистенький».

Учимся пользоваться полотенцем

Предложить ребенку:

  • Снять  полотенце  с крючка.
  • Положить его на одну руку, затем «спрятать»  под него вторую руку.
  • Ровно держа полотенце посередине, поднести его  к лицу, наложить на него, прижимая, касаться каждой части лица.
  • Освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движением руки, спрятанной под полотенцем.
  • Поменять руки местами.

Все действия сопровождаются оживленным  разговором с малышом и, при необходимости,  показом.

МАДОУ ЦРР д/с № 133

Памятка для родителей

Я сам!

Развиваем самостоятельность детей

Педагог-психолог

Молькова М.В.

Уважаемые   родители!

Если мы хотим, чтобы ребенок в процессах одевания/раздевания действовал сам и на положительном эмоциональном фоне, надо придерживаться принципа: раздевание должно «готовить» одевание, то есть одежда и обувь должны быть сняты и положены таким образом, чтобы облегчить ребенку последующее одевание.

Прежде всего, у ребенка должны быть стульчик, на котором он одевается и раздевается пред сном и после него и на прогулку, а также должна быть вешалка или крючок на уровне его роста для верхней одежды (в коридоре).

Выполнение действий при снимании предметов одежды:

Куртка, пальто:

- расстегнуть пуговицы, начиная с нижней (!),

- приспустить пальто с плеч,

- выдернуть одну руку из рукава,

- затем свободной рукой потянуть за обшлаг другой рукав,

- найти петельку, за которую надо вешать и повесить на крючок.

Обувь:

- поставить ноги в обуви поставить вместе,

- наклониться и развязать шнурки или расстегнуть липучки,

- ноги поочередно вынуть из обуви и поставить их рядом с обувью так, чтобы обувь оказалась между ступнями ног,

- задвинуть обувь рукой под стул, наклонившись вперед и не вставая, сразу пару.

Шорты: Сначала спустить до колен, потом поочередно высвободить ноги. Вешать на спинку стула, взяв за резинку, карманчиками от себя.

Колготки (подобным образом и штаны):

- стоя, двумя руками держа за резинку, ребенок спускает их ниже колен;

- садится на стул;

- берется одной рукой за пятку, а другой за носок чулка (заранее надо познакомить ребенка с пяткой и носком);

- тянет поочередно чулки вниз.

На стул колготки следует положить одним из способов – на сиденье стула резинкой к краю и одним швом вверх или резинкой к спинке стула и двумя швами вверх.

Носки: Снять немного с пятки и потянуть за носок. Снять, не выворачивая наизнанку. Свернуть вдвое, положить на обувь под стул.

Платье: - взрослый расстегивает пуговицы

- потянуть за ворот двумя рука вверх, высвобождая голову,

- затем потянуть рукав за обшлаг (место чуть ниже плеча сзади) вперед и вниз сначала одной руки, затем другой. Важный момент – рукава и платье не должны при этом выворачиваться на изнанку.

При вешании платья на стул, надо встать за его спинкой и повесить подолом вниз, застежкой вверх (если она сзади) или вниз (если она спереди).

Рубашка:

- расстегнуть две верхние пуговицы,

- снимаем как платье.

Располагать на стуле следует как платье.

Выполнение действий при надевании предметов одежды:

Колготки (подобным образом и штаны):

- встать у стульчика с той стороны, с какой находится резинка колготок – либо со стороны края стула, либо со стороны его спинки,

- взять двумя руками за резину и сесть на стульчик не вертя колготки,

- всовывать обе ноги в колготки, направляя ноги каждую в свой чулок,

- поочередно натягивать чулки, начиная от голеностопного сустава (щиколотки).

Шорты: Лежат также, задняя часть кверху. Берет, садится на стул и, не переворачивая, надевает.

Майка: лежит на одежде, спинкой кверху. Ребенок, не снимая майки со стула, просовывает руки снизу в рукава и одевает на голову (ребенок стоит за спинкой стула).

Платье, рубашка:

- встать за спинкой стула и, не снимая с него вещи, наклониться и взять подол в руки,

- просунуть голову в ворот платья (рубашки), затем выпрямиться,

- поочередно просунуть руки в рукава.

Носки и обувь: Сидя на стуле, наклоняется и берет носки. Собирает носок до мыска, просовывает носок ноги и натягивает дальше на пятку до конца. Затем другой носок. Потом достает из-под стула обувь парой, ставит перед собой. Вталкивает поочередно ноги. Застегивает.

Внимание родители, если ребенок проявляет самостоятельность при складывании одежды и отвергает помощь, то не мешайте ему. А потом, пока ребенок не видит, следует поправить одежду на стуле, чтобы подходя к нему, ребенок всегда видел аккуратно сложенную и висящую одежду – это приучает его к аккуратности.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ С ПЕДАГОГАМИ (РОДИТЕЛЯМИ) ПО РАЗВИТИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ

ИНТЕРЕСНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОЛУЧИЛО ВЫСОКУЮ ОЦЕНКУ КОЛЛЕГ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПО САМООБРАЗОВАНИЮ....

Семинар-практикум для воспитателей и младших воспитателей ДОУ "Как помочь ребенку в период адаптации в детском саду" Акимова Ю.М. МАДОУ "Детский сад №26"

Семинар-практикум "Как помочь ребенку в период адаптации в детском саду" направлен на повышение профессионального мастерства воспитателей и младших воспитателей дошкольного учреждения, работающих с де...

Консультация для педагогов на семинар – практикум «Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов, детей и родителей»

        Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия....

Сценарий семинара-практикума с участием родителей на тему: «Сказка как источник развития речи, творчества детей и взрослых» с использованием образовательной технологии активных методов обучении (АМО)

Данное образовательное мероприятие с родителями разработано с использованием образовательной технологии активных методов обучения (АМО), что делает мероприятие интереснее, а родителей активными участн...

Семинар - практикум «Взаимодействие с родителями в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста и формированию основ ЗОЖ»

Семинар - практикум «Взаимодействие с родителями в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста и формированию основ ЗОЖ»...

Семинар - практикум Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста»

Младший дошкольный возраст– это период активного экспериментирования детей с предметным миром. Все, что их окружает-вещи, игрушки, животные, растения –вызывает у них большой интерес. Это п...