Развиваем самостоятельность дошкольников. Консультация для родителей
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Детский возраст – это время, когда формируются основы личности и развивается самостоятельность. Для родителей важно помочь своему ребенку развивать эту качество с самого раннего возраста. Вот несколько способов, которые могут помочь вам в этом:

  1. Давайте ребенку возможность принимать решения. Пусть сам он выбирает, что надеть, что поиграть или что поесть. Это поможет ему развить свою волю и самостоятельность.

  2. Поощряйте его к самостоятельным действиям. Задавайте ему простые задачи, которые он может выполнить самостоятельно, и похваливайте его за усилия.

  3. Разрешите ему делать ошибки. Ошибки – это часть процесса обучения. Позвольте ребенку самостоятельно решать проблемы и извлекать уроки из своих ошибок.

  4. Поддерживайте его интересы. Помогите ребенку найти хобби или занятие, которое ему действительно нравится, и поддерживайте его в этом.

  5. Не забывайте о похвале. Похвала – мощное средство мотивации. Хвалите ребенка за его достижения и усилия, это поможет ему развивать уверенность в себе.

  6.  

Самостоятельность – это важное качество, которое пригодится ребенку во всей его жизни. Помогите ему развить этот навык с самого раннего возраста, и ваш ребенок будет готов к самостоятельной жизни в будущем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnost.docx14.53 КБ

Предварительный просмотр:

Все родители стремятся воспитать своего ребенка самостоятельным, мечтают, чтобы он с детства помогал им. Но не всегда удается приучить ребенка к самообслуживанию, к посильному труду, поскольку родителям часто не хватает терпения научить, подождать, пока закрепятся навыки и умения. А потом взрослые удивляются, что ребенок не самостоятельный, не умеет ничего делать, не помогает. Следовательно, эти важные для дальнейшей жизни качества нужно формировать с раннего детства.

Нас заставляет что-то делать сознательное намерение, цель, наша воля. Поэтому работать надо над формированием не только умений, но и сознательного желания достичь своего, помогать, доставлять удовольствие другим. Наиболее действенным механизмом создания таких поведенческих реакций в детстве является имитация.

Воля тоже начинает формироваться с первых минут жизни, когда малыш должен сделать определенные усилия, чтобы получить желаемое, например, дотянуться до материнской груди. Поэтому не стоит «бежать впереди паровоза», угождая маленькому ребенку.

Часто родители не дают развиваться дальше этой воле, ведь взрослым легче быстро одеть ребенка, чем ждать, пока он некоторое время будет одеваться сам. Поэтому родители из-за нехватки времени или терпения теряют благоприятный период для формирования навыков самостоятельности, который в психологии называют «кризисом трех лет», или кризисом «я сам».

Они не поощряют естественное желание ребенка делать все самостоятельно. Более активные дети отстаивают эту свою установку, попадая в разряд «непослушных», а более пассивные («удобные» для родителей) полностью подчиняются их воле.

Если маленький ребенок хочет помочь, надо позволить ему, например, помыть посуду или собрать мусор, вытереть за собой разлитое молоко. Даже если он что-то разобьет или сделает медленно, надо поощрять эти попытки. Тогда медленно такие действия, такая модель поведения входит в привычку. Но если отказать ребенку в его стремлении к самостоятельности, то теряется главное - драгоценное время.

Со временем все равно придется ставить ребенка перед фактом, что он должен выполнять какую-то домашнюю работу, помогать родителям. Даже если у ребенка теперь нет желания это делать, его следует терпеливо приучать, например, рассказывая истории о том, как это умение спасло вас в свое время.

У психологов, конечно, есть представление о том, что должен уметь ребенок в том или ином возрасте, какие навыки должен овладеть. К примеру, с трехлетнего возраста он сам должен одеваться, в 7 лет - уметь самостоятельно разогреть еду и самостоятельно пообедать, самостоятельно сложить необходимые вещи в портфель, распоряжаться карманными деньгами и тому подобное.

Побуждать к самостоятельности можно различными способами, в том числе, введя ребенка в коллектив. Например, отвести в гости или в какую-то другую среду, где он будет вынужден будет самостоятельно себя обслуживать. Между тем, родители будто и не заставляют что-то делать, но ребенок под давлением среды и обстоятельств вынужден учиться жизненным навыкам. Сами они не появятся и не разовьются-родители для этого должны активно организовать пространство ребенка, регулярно заниматься его воспитанием. Ведь воля ребенка формируется под влиянием взрослого. Поэтому правильно будет тратить больше времени, но почистить картошку или помыть чашки вместе с ребенком, а не делать это вместо него.

Сейчас все сложнее сформировать навыки настойчивости, трудолюбия и самостоятельности, потому что человек, защищен цивилизацией, все меньше подвергает себя и своих детей на непреклонные требования природы вроде «не побегаешь - не пообедаешь». И родители должны осознать, что функциональные навыки ребенка - это шаг к его уверенности в себе.

Чем раньше ребенок овладеет полезными навыками, тем быстрее он самоопределится и почувствует себя самостоятельным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как развивать творческие способности дошкольников» консультация для родителей

 Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует ...

Развиваем речь,играя.(консультация для родителей)

Развиваем речь,играя.(консультация для родителей)...

Я сам! Развиваем самостоятельность детей (памятка для родителей)

Развитие навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста. Алгоритм умывания, одевания и раздевания ребенка....

Развиваем мышление дошкольников. Консультация для родителей

Развиваем мышление дошкольников. Консультация для родителей...

"Что такое самостоятельный ребенок", консультация для родителей

В данной статье описывается что же такое самостоятельность ребенка и каковы этапы её становления....

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством интеграции игровой и самостоятельной деятельности. Консультация для родителей

Развитие творческого воображения дошкольников сегодня является одной из приоритетных задач дошкольного воспитания. Без сомнения, ее решение должно базироваться на четком понимании психологических меха...

развиваем мышление дошкольников. консультация для родителей

развиваем мышление дошкольников.консультация для родителей...