статья "НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»
статья на тему
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В. А. Сухомлинский)
Семья - уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения - не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_neobhodimosti_vozrozhdeniya_teatral_deyat-ti.docx | 21.27 КБ |
Предварительный просмотр:
«О НЕОБХОДИМОСТИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОО В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ»
Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка трудно переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмоционального воздействия на человека [3, с.3].
Театр предлагает участвовать в самом творческом процессе, быть «сотворцом». В театре возникает так называемый эффект присутствия, все происходит здесь и сейчас, в пространстве и времени, являющимися координатами жизни, поэтому театр является «живым искусством», понятным многим, даже детям, и, может быть, особенно именно им [5, с.4].
По мнению исследователей проблемы развития детей в театрализованной деятельности (Т.Н. Дороновой [5], Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович [3], Э.Г. Чуриловой [4], М.Д. Маханевой [2], Л.В. Куцаковой, С.И. Мерзляковой [1] и др.), театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития и восприятия детей; она является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям, выполняет психотерапевтическую функцию. Театрализованная деятельность помогает решать логопедические, психологические проблемы у детей, выступает средством духовно-нравственного, патриотического воспитания.
Так, художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста по программе «РОСИНКА» - «В мире прекрасного» авторов Л.В. Куцаковой и С.И. Мерзляковой [1] раскрывает задачи и содержание работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников с учетом возрастных ступеней (от 3 до 7 лет). В Программе представлены все виды художественной деятельности детей: изобразительная (рисование, лепка, аппликация), декоративно-прикладная, музыкально-исполнительская (пение, музыка и движение, музицирование), музыкально-образовательная (музыкальная азбука), театрально-художественная, знакомство с искусством (музыка, живопись, графика, скульптура, архитектура, театр, кино, литература) [1, с.4].
Одними из видных разработчиков программ по театрализованной деятельности дошкольников являются Н.Ф. Сорокина и Л.Г. Миланович [3]. Их программа «Театр-творчество-дети» ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка-дошкольника, его неповторимой индивидуальности. Новизна программы состоит в том, что в ней впервые систематизированы средства и методы работы с дошкольниками, относящиеся к театрально-игровой деятельности. Обосновано распределение этапов этой работы в соответствии с психолого-педагогическими и возрастными особенностями периодов дошкольного детства и взаимосвязь с разными видами творческой деятельности ребенка (песенной, танцевальной, игровой, импровизации на детских музыкальных инструментах) [3, c.4,5].
Безусловным «плюсом» программы является решение таких важнейших задач, как последовательное ознакомление детей всех возрастных групп с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальной комедии, народный балаганный театр) и поэтапное освоение детьми различных видов творчества по возрастным группам [3, с.7].
Другой интересной программой является «Арт-фантазия» Э.Г. Чуриловой [4]. Эта программа ориентирует воспитателей, учителей и родителей на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Она рассчитана на сотворчество педагогов, которые не разучились играть и фантазировать. Дети учатся уважать чужое мнение, быть терпимыми к различным точкам зрения, ведь истины одной для всех не существует [4,с.7]. Автор ставит главную задачу - гармонизировать отношения ребенка с окружающим миром, что в дальнейшем послужило бы ему защитой от социальных и межличностных противостояний.
В работах современных педагогов Т.Н. Дороновой «Играем в театр» [5], М.Д. Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду» [2] рассмотрены особенности организации театрализованной деятельности детей в дошкольном возрасте, определены содержание и задачи работы в разных возрастных группах, выделены основные принципы организации театрализованной деятельности, предложена методика работы, выявлены особенности проведения театрализованных занятий, разработаны сценарии, пособия, конспекты занятий.
Наряду с рассмотренными, хорошо зарекомендовавшими себя программами, в области театрализованной деятельности существует еще множество экспериментально апробированных программ, т.е. мы, педагоги, имеем хорошо разработанную базу по реализации театрализованной деятельности в ДОО.
К сожалению, в настоящее время театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. Педагоги используют ее в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – достаточно бессистемно, эпизодически, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.
Анализируя ФГОС Дошкольного образования от 1 января 2014г. (п.2.6), мы видим, что словосочетание «театрализованная деятельность» вообще не фигурирует в содержании художественно-эстетического развития. Т.е. театрализованная деятельность не входит в содержание образовательной программы дошкольного образования и не является обязательной. Отсюда следует, что театрализованная деятельность в ДОО может осуществляться в основном только как дополнительная услуга, т.е. в виде платного кружка по театрализованной деятельности.
Тем не менее этот вид деятельности таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка, которые в той или иной мере решаются сегодня в процессе организованного обучения.
Почему мы вдруг заговорили о решении нескольких задач одновременно в рамках театрализованной деятельности? Ведь традиционно театрализованная игра считалась видом творческой деятельности, в котором ребенок учится с помощью разных средств (жестов, мимики, движений и пр.) передавать действия героя, его эмоциональное состояние. Выделим две причины:
- дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению «школьного» типа, а игра - ведущая деятельность детей до семи лет, которая и должна преимущественно использоваться педагогами;
- театрализованная деятельность, являясь разновидностью игры, изначально носит синтетический характер: это литературный текст и звучащее слово, пластика и действия актера, его костюм и изобразительное пространство сцены. Детский театр позволяет педагогу решать задачи не только исполнительского характера, но и познавательные, социальные, эстетические, речевые, коммуникативные, психологические и т.д.
Подводя итоги вышесказанного, важно отметить, что театрализованную деятельность в ДОО необходимо возрождать, вернуть это понятие в содержание образовательной программы дошкольного образования, при возможности вводить театрализованную деятельность в виде платных кружков, но за доступную плату, чтобы как можно больше детей имели возможность получить этот неоценимый опыт театрального действа. Ведь наше государство заинтересовано в культурных, одухотворенных, гармонично развитых гражданах.
Список литературы:
- Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного: Программ.-метод. пособие. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 368 с.
- Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. Миханева М.Д. М.: ТЦ Сфера, 2004. 128 с.
- Играем в кукольный театр: Программа «Театр – творчество – дети»: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. – 3-е изд., испр. и доп. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. М.: АРКТИ, 2002. 208 с.
- Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. Чурилова Э.Г. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 160 с.
- Играем в театр: Учебно-наглядное пособие. Доронова Т.Н. М.: Росмэн, 2004. 64 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»
Семья - уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в...
Акция «Письмо маме», как форма работы педагога–психолога в дошкольной образовательной организации
Работая педагогом- психологом в детском саду, все чаще задумываюсь о том, как загружен распорядок дня ребят. Ежедневные занятия в детском саду, а еще – кружки, студии, секции. Поэтому, в дополне...
Тезисы по теме ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Взаимодействие с родителями, как условие социально-эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста...
Интерактивные формы работы с родителями в дошкольной образовательной организации как средство социально-эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста
Выпускная квалификационна работа по теме: Интерактивные формы работы с родителями в дошкольной образовательной организации как средство социально-эмоционального развития детей среднего дошко...
Мастер-класс как форма работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении
Заинтересовать родителей общаться с детьми на основе творческой деятельности...
" Родительское собрание как одна из форм работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении"
В современном обществе все заметнее становится кризис семьи, он выражается втом, что семья все хуже реализует свою главную функцию - воспитание детей....
Методическая разработка на тему: "Нетрадиционные формы работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении"
В методической разработке представлены нетрадиционные формы работы с родителями в дошкольном образоательном учреждение, что является актуальным на сегодняшний день и будет служить помощью в работе вос...