Развиваем фонематический слух
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Представленный материал поможет родителям понять, что такое фонематический слух, освоить простые игры для развитя фонематического слуха у дошкольников с речевой патологией и без неё.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Слушать, чтобы говорить»

                                       

Уже к трем годам дети имеют достаточно большой объем слуховых впечатлений, но они еще не умеют управлять своим слухом: прислушиваться, сравнивать, оценивать звуки по силе, тембру, характеру, ритмической структуре. Способность слушать и понимать звуки - назовем ее "речевой (фонематический) слух" - не возникает сама собой даже при наличии острого природного слуха: ее нужно целенаправленно развивать.

        Предлагаю вашему вниманию "логопедическую лесенку" по развития речевого слуха у ребенка. Приведенные упражнения несложно выполнять  в домашней обстановке.

        Сначала определите уровень развития речевого слуха у вашего ребенка. Для этого начните с трудных упражнений, двигаясь к более легким. Когда начальный уровень фонематического восприятия будет установлен, заниматься начинайте от простых упражнений к сложным. 

Первая ступенька.

        Начинать слуховые тренировки нужно с развития способности различать неречевые звуки. 

        Игра «Что звучит?» Можно предложить ребенку послушать звуки за окном: что шумит? (деревья); что гудит? (машина); кто кричит? (мальчик) и т.д.

        Игра «Найди игрушку». Взрослый прячет игрушку, которую ребенок должен найти, ориентируясь на силу ударов в барабан (бубен, хлопки в ладоши и т.д.). Если ребёнок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, - удары громкие, если он удаляется - тихие. Поменяйтесь ролями, чтобы и малыш попробовал создавать звуки, ориентироваться в громкости и мощности звучания.

        Игра "Где позвонили?"  учит определять направление звука.

        Игра "Узнай, что звенит (гремит)?". На столе несколько предметов (или звучащих игрушек). Предлагаем малышу внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем закрываем предметы ширмой и просим отгадать, какой из них сейчас звенит или гремит. Эту игру можно варьировать: увеличивать количество предметов, менять их. Можно узнавать по звукам и предметы обихода: шуршание газеты, переливание воды, двигающийся стул и т.д.

Вторая ступенька.

        Далее учим различать неречевые и речевые звуки по тембру, силе и высоте голоса.

        Игра "Узнай, кто позвал". Эту игру хорошо проводить, когда вся семья дома. Ребенок стоит спиной к вам, кто-то из родных или гостей называет его имя. Малыш узнает человека по голосу и подходит к нему.

        Игра "Близко – далеко ".  Взрослый издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) - далеко (тихо) или близко (громко).

        Игра "Узнай по голосу". Меняя высоту голоса, попросить малыша отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, попросите его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

        Для этой игры можно использовать домашних животных и их детенышей - коровы и теленка, овцы и ягненка и т.п.

Третья ступенька.

        Различаем близкие по звучанию слова.

        Игра "Правильно-неправильно".  Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши. Вагон - вакон - фагон - вагон - факон - вагом" и т.д. Вначале давайте слова, легкие по звуковому составу, затем - более сложные.

        Игра "Доскажи словечко". Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:

На ветке не птичка -

Зверек-невеличка,

Мех теплый, как грелка.

Зовут его... (белка).

Четвёртая ступенька.

        Различаем слоги.

        Игра «Эхо». К четвертой ступени ребенок уже подготовлен к тому, чтобы учиться различать слоги. Самые легкие для произнесения ребенком звуки: ф, в, п, б, н, поэтому и начинать различать слоги лучше с элементарных комбинаций, включающих именно эти звуки. Например, па-па-ба или ба-па-ба).         

        Чистоговорки. Взрослый начинает, а малыш договаривает последний слог.

Ба-бо-ба - у дороги два стол... (ба). За-зу-за - уходи домой, ко... (за).

Пятая ступенька.

        Различаем фонемы. На этом этапе ребенок учится различать фонемы (звуки родного языка). Начинать надо обязательно с различения гласных звуков.

        Игра "Немое кино". Взрослый губами без звука показывает артикуляцию гласных А,О,У, И, Э, Ы. Ребёнок должен угадать и назвать гласный, который загадал взрослый.

Далее учим различать согласные звуки. Игра "Звук заблудился". Ребенок должен отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное - Мама с бочками (дочками) пошла по дороге вдоль села.

Шестая ступенька.

        Слушаем и анализируем.

На завершающей ступени в системе развития фонематического слуха мы учим ребенка делить слова на слоги, определять последовательность и количество звуков с односложных и двусложных словах.

Игра «Хлопушка». Взрослый называет слова и просит ребёнка повторить слово и хлопнуть столько раз, сколько в слове слогов.

Игра «Первый, в середине, последний». Взрослый называет звук, с которым будут сегодня играть. Например, звук С. Называет слова с этим звуком – слон, коса, сыр, нос. Ребёнок должен определить место звука в слове. В качестве зрительной опоры можно использовать самолёт. Кабина символизирует первый звук, хвост – последний, салон самолёта – середину слова.        

        Игра "Звуки, по порядку становитесь". Взрослый произносит короткое слово из 1-2 слогов. Ребёнок называет звуки по порядку. Можно усложнить игру и не просто называть звуки, а рисовать звуковую схему слова, обозначая гласные красным цветом, твёрдые согласные – синим, мягкие согласные – зелёным.

Игра «Звук (слог) потерялся». Показываем ребенку картинку или просто произносим слово, опустив последний слог или звук (ко...ты, пау...к, ма...к). Малыш называет слово, а затем произносит звук, который был пропущен.

Наша шестиэтапная система развития речевого слуха у ребенка - своеобразный фундамент для хорошей дикции. Стройте этот фундамент вместе со своим ребёнком, учитесь слушать и слышать - тогда и говорить станет легко и приятно!

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развиваем фонематический слух у дошкольников

Развитый фонематический слух – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамотой и чтения. Письменная речь формируется на основе устной, и дети,...

Развиваем фонематический слух

В статье предлагаются игры и упражнения для развития фонематического слуха. Рекомендована воспитателям и родителям....

Развиваем фонематический слух

Папка - передвижка, консультация для родителей детей, посещающих логопедические группы и логопункт. На тему  "Игры на развитие фонематического восприятия". ...

Развиваем фонематический слух ребенка. Логопедическая школа для родителей.

Сценарий логопедической встречи с родителями детей с нарушением речи с использованием презентации....

Развиваем Фонематический слух

Картотека сдлогов, слов, для развития фонематического слуха...

Консультация на тему "Играем и развиваем фонематический слух"

Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков....

Развиваем фонематический слух

памятка для родителей...