Песочная терапия в условиях ДОУ в работе с детьми с ЗПР
статья на тему
Рекомендации для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesochnaya_terapiya_v_usloviyah_dou_v_rabote_s_detmi_s_zpr.docx | 21.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Песочная терапия в условиях ДОУ в работе с детьми с ЗПР Задержка психического развития (ЗПР) — это нарушение нормального темпа психического развития. Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории. В психолого-педагогической, а также в медицинской литературе используются другие подходы к рассматриваемой категории учащихся: «дети с пониженной обучаемостью» (У. В. Ульенкова), «отстающие в учении» (Н. А. Менчинская), «нервные дети» (А. И. Захаров). Однако критерии, на основании которых выделяются названные группы, не противоречат пониманию природы задержки психического развития. В соответствии с еще одним социально — педагогическим подходом таких детей называют «дети группы риска» (Г. Ф. Кумарина). К числу детей с задержкой психического развития относятся такие, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития отмечается:
Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обусловливающим успешную шную социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. На сегодняшний день в научных исследованиях содержатся жатся убедительные данные, подтвержденные практикой, о том, что наибольшие педагогические возможности для преодоле ния недостатков в развитии ребенка имеют период раннего дошкольного возраста, т.к. в этот период психика наиболее пластична. Очень жаль, что родители не замечают отклонения у своих деток и поэтому очень поздно обращаются за помощью к специалистам. Если начать работу с ребятами с ЗПР (хотя бы с 4 -5 лет), то и результат будет гораздо выше. При работе с детьми с ЗПР необходим комплексный подход. Это предполагает согласованную работу разных специалистов: логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя, врачей разного профиля (психиатра, невропатолога), инструктора по ЛФК, массажиста. Работать с детьми ЗПР обычными традиционными методами и приемами, мало. Такие дети требуют особой подготовки и терпения. Этим ребятам обязательно нужна мотивация, определенная заинтересованность, которая подогревает их интерес к работе. Поэтому, на занятиях с детьми важно использовать нетрадиционные методы и формы работы: соответствующие возрасту детей пособия — дидактические игры, маски, кукольный и пальчиковый театры, магнитофонные записи, наглядные учебные пособия, литературу, песочную терапию. Детям не приходится скучать, им интересно работать не только головой, но и руками. “Песочная терапия”. Наиболее интересна в работе с детьми с ЗПР. Игры с песком – удивительный способ общения ребёнка с миром и с самим собой. Перед ребёнком открываются новые пути развития и взаимодействия с окружающим миром, помогают ребенку и стабилизируют его эмоциональное состояние. Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Созданная ребёнком картина из песка является творческим продуктом. На данных занятиях происходит творческое самовыражение ребёнка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития. В работе с песком появляется возможность созидательного изменения и поиск путей развития формы, сюжета, событий, взаимоотношений. Ребёнок, играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, воплощает фигурку волшебника, который вступает во взаимодействие с природными и социальными силами. Малыш не боится играть, рисовать в песке, потому, что, если он ошибется, то ошибку можно исправить. Причем делать это можно сколько угодно. Строить свою сказку, в игре использовать мокрый песок, который меняет ощущения для ребенка. Рисование песком доступно и полезно всем детям. Рисование в дошкольном возрасте – это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, выражать мечты и надежды. Рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний. «Художественное самовыражение» используют в работе с детьми с целью профилактики и коррекции негативных эмоциональных состояний, нормализации эмоционально-волевой сферы личности, способствующих духовно-нравственному и физическому оздоровлению, представляя такую систему здоровье сберегающих воздействий, которая основана на арт-терапии, а также с целью сохранения и восстановления здоровья детей. Кроме того, сам материал – песок, – обладает уникальным свойством: он заземляет негативные эмоции, которые «уходят сквозь песок», гармонизирует состояние ребенка. Песок это медитативный, расслабляющий материал – в общении с песком стабилизируются все эмоциональные и физические процессы, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. Процесс рисования песком благотворно действует на гиперактивных и детей с ЗПР, а также детей с мышечным гипер- и гипотонусом. Прекрасная и естественная среда для развития и обогащения сенсомоторного потенциала, которая в дальнейшем дает импульс развитию и формированию ВПФ, как внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Обучение детей с ЗПР наиболее продуктивно, если оно идет в контексте с практической и игровой деятельностью. Для реализации здоровье сберегающего обучения целесообразно включать в занятия игры, которые «лечат». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование песочной терапии в коррекционной и развивающей работе с детьми дошкольного возраста.
Методический семинар для педагогов-психологов....
Методическое пособие по использованию песочной терапии в коррекционной и развивающей работе с детьми
Игра с песком, или песочная терапия становиться всё более и более популярной в психологической, психотерапевтической, и даже театральной деятельности. И эта популярность не случайна. Песочная терапия ...
Презентация по теме "Песочная терапия и её возможности в работе с детьми с ОВЗ"
В презентации содержится материал , где говорится о необходимости использовать песочную терапию с детьми с ОВЗ.Технология песочной терапии многофункциональна. Она позволяет однвременно решать задачи д...
Песочная терапия и ее возможности в работе с детьми с ОВЗ
Песочная терапия и ее возможности в работе с детьми с ОВЗ...
Тема самообразования" Песочная арт-терапия как метод психокоррекции в работе с детьми дошкольного возраста" Анализ деятельности по теме за 2017- 2020 уч.г.г.
На заключительном этапе самообразования, на этапе обобщения и распространения изученного опыта работы мною был подготовлен воспитанник комбинированной группы – Красков Дмитрий на рай...
Песочная терапия в условиях ДОУ в работе с детьми с ЗПР
Краткая теоретко-практическая статья о пользе и преимуществах использования песочной терапии в работе с детьми с ЗПР в ДОУ...
Электронно-образовательный ресурс "ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В УСЛОВИЯХ ДОУ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗПР"
Истоки песочной терапии лежат в основе диагностической и терапевтической методики, детально разработанной детским психиатром Лондонского института детской психологии Маргарет Лоуэнфелд. Она впервые оп...