Песочная терапия в условиях ДОУ в работе с детьми с ЗПР
материал по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая группа)

Сергеева Анна Андреевна

Краткая теоретко-практическая статья о пользе и преимуществах использования песочной терапии в работе с детьми с ЗПР в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Песочная терапия в условиях ДОУ в работе с детьми с ЗПР

В настоящее время ДОУ и родители большое внимание уделяют умственной, интеллектуальной готовности ребенка к школе. При подготовке ребенка к школе важно не забывать и об эмоционально-личностной готовности к школьному обучению. Чтобы успешно заниматься в школе, ребенок должен быть готов к роли ученика, который имеет свои права и обязанности. Это умение владеть собой и подчинять свои желания новым требованиям. Особенно это имеет значение для детей с задержкой психического развития.

Задержка психического развития (ЗПР) — это нарушение нормального темпа психического развития. Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории. При работе с детьми с ЗПР необходим комплексный подход. Работать с детьми ЗПР обычными традиционными методами и приемами, мало. Такие дети требуют особой подготовки и терпения. Этим ребятам обязательно нужна мотивация, определенная заинтересованность, которая подогревает их интерес к работе. Поэтому, на занятиях с детьми важно использовать нетрадиционные методы и формы работы. Одним из таких методов и является песочная терапия.

В основу песочной терапии с детьми с ЗПР положены представления о тесной взаимосвязи между мелкой моторикой и развитием полушарий головного мозга. При любом взаимодействии с песком, используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а так же их взаимодействия. У детей улучшается эмоциональное состояние, активно развивается мелкая моторика: ведь каждый элемент рисуется определенным пальчиком определенной руки, а маленькие фигуры побуждают детей задействовать полностью всю кисть руки: и ладонь, и пальцы. Ребенок учится владеть своими руками, успокаивается, тренирует внимание, воображение, в результате чего укрепляется его нервная система.

Какие достоинства и преимущества песочной терапии существуют:

• Позволяет снять контроль сознания;

• Освобождает творческий потенциал и внутренние чувства;

• Позволяет проработать психотравмирующие ситуации;

• Обеспечивает непосредственно игру, где нет никакого правильного или неправильного пути;

• Не имеет ограничений для использования с детьми разных возрастов и имеющих разный интеллектуальный статус;

• Возможность перейти из роли пострадавшего в роли созидателя;

• Дополнение к другим методам работы: изотерапия, сказкотерапия и др.

Опыт работы показал, что в результате работы у детей с ЗПР:

  • Стабилизируется психоэмоциональное состояние;
  • Совершенствуются координация движений, пальцевая моторика;
  • Развивается сенсорно-перцептивная сфера, тактильно-кинестетическая чувствительность;
  • Развиваются навыки общения и речь, пространственная ориентация;
  • Стимулируются познавательные интересы и расширяется кругозор.

В процессе работы с песком так же осуществляется и речевое развитие:

  • Обогащается словарь, и из пассивного словаря, полученного на занятиях, постепенно переходит в активный;
  • Развивается монологическая и диалогическая речь.

Представим несколько игр и заданий, которые можно проводить в рамках песочной терапии с детьми с ЗПР.

Развитие тактильно-кинестетических ощущений

  • Скользить ладонями (ребром ладони) по поверхности песка зигзагообразными или круговыми движениями (машинки, санки, змейки)
  • Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребра ладоней всевозможные причудливые узоры на песке
  • «Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой рук поочерёдно, затем можно группировать пальцы, создавая «загадочные следы»
  • Найти в песке среди других заданную игрушку или букву (вариация игры «Волшебный мешочек»)

Развитие дифференцированных движений, силы, ловкости пальцев

(все упражнения выполняются сначала ведущей рукой, затем второй рукой, затем обеими одновременно)

  • «Поиграть» на поверхности песка на пианино или клавиатуре компьютера
  • Сжимать и разжимать одновременно все пальцы, погружённые в песок
  • Сжимать и разжимать поочерёдно пальцы, погружённые в песок
  • Ладони погружены глубоко в песок. Поднимать поочерёдно пальцы так, чтобы они показались из песка
  • В глубине песка выполнять различные упражнения («Рожки» - «Ушки», «Колечки»)

Развитие фонематического слуха

  • Спрячь ручки. Прятать руки в песок, услышав заданный звук (сначала среди звуков, затем среди слогов, затем среди слов).
  • Водолаз. Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки и называть их, произнося дифференцируемые звуки.
  • Два города. Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки, называть их, произнося дифференцируемые звуки, и раскладывать их на две группы.
  • Мой город. Подбирать из набора предметов и игрушек только те, в названии которых есть заданный звук и строить город

Формирование слоговой структуры слова

  • Следы на песке. Сделать следов на песке (ладонями, пальчиками) столько, сколько частей в слове и посчитать.
  • Мельница. Ссыпать из кулачка столько кучек «зерна», сколько частей в слове и посчитать.

Совершенствование лексико-грамматических категорий

Чего не стало. Дефектолог стирает часть предметов на песочной картинке, ребёнок узнаёт, что изменилось, закрепляя употребление сущ. в Род. падеже ед. ч. и мн. ч.

Подбери слово. Находить игрушки в песке и подбирать к их названиям прилагательные.

Лодочка. Создавать игровые ситуации для упражнения в речи грамматических категорий:

предлогов (от, к, над, между, в, из-за, из-под, у, перед) ;

приставочных глаголов (отплыть, подплыть, пристроили, надстроили) ;

наречий (глубоко, далеко, близко, высоко, низко, медленно, быстро)

Игра «Отгадай загадку»

В эту игру можно играть даже с малышами. Несмотря на простоту, данная игра помогает в развитии мелкой моторики и мышления.

Оборудование: песочница и маленькие игрушечки.

Правила очень просты – ребенок отворачивается, а вы прячете в песке игрушку-ответ к загадке. Далее ребенок поворачивается, вы загадываете загадку, а он должен отгадать ее и проверить правильность ответа, найдя отгадку в песке.

Игра «Что изменилось»

Ребенок рисует на поверхности песка любую несложную картинку, затем показывает её взрослому, а сам в это время отворачивается. Взрослый дорисовывает некоторые детали и показывает полученное изображение ребенку. Ребенок должен заметить, что изменилось в картинке. Взрослый и ребенок могут в процессе игры меняться ролями.

Игра: «Один – много»

Цель: научить образовывать множественное число имен существительных.

Оборудование: песочница, мелкие игрушки или предметные картинки.

Ход игры: взрослый прячет игрушки или картинки в песке, ребёнок должен достать любую из них назвать в единственном числе, а затем во множественном. Например: «Огурец - огурцы, стул - стулья, ложка-ложки».

«Игры с песком»

Цель: упражнять детей в умении образовывать однокоренные глаголы с приставками (на, вы, пере, до); расширять и активизировать словарный запас.

Ход игры: вначале проводится беседа о свойствах сухого песка. Затем ребёнку предлагается поиграть с песком. Во время действий ребёнка с песком взрослый задаёт ему вопросы: «Что ты сейчас делаешь?» (Насыпаю песок в стаканчик; высыпаю песок из тарелки; пересыпаю песок из одной миски в другую; досыпаю песок в этот стакан). После этого ребёнок может поиграть самостоятельно.

Игра: «Сотри лишнее»

Цель: способствовать развитию связной речи, умение объяснять свой выбор; тренировать логическое мышление.

Ход игры: дефектолог рисует на песке три объекта – геометрические фигуры, простые предметы, легко узнаваемые по очертаниям, например, лист, цветок и рыбку. Детям предлагается стереть лишний предмет, объяснить, почему именно этот предмет «лишний» и, по желанию, продолжить ряд (например, лист-цветок-дерево).

«Картины на песке»

Цель: Развитие творческого потенциала детей.

«Солнечные  лучики»

Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному солнышку».

  «Заборчики»

Ребенок руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка. Или катать вдоль него грузовик.

  «Норка для мышки»

Ребенок вместе с Воспитателем копает небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем мама озвучивает игрушку, например, мышку-норушку, пищит, хвалит малыша за такой замечательный домик, просовывая в него игрушку.

  «Цветные заборчики»

 На столе вперемежку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить заборчик синего цвета. Потом — красные палочки и построить заборчик красного цвета. Можно предложить ребенку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету.

  «Цветной ковер»

Взрослый пальцем, рисует большой квадрат. Дети украшают «ковер» различными мелкими  предметами.

Упражнения на дыхание.

Выровняй дорогу. От детской машинки проведена канавка в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.

Что под песком? Под тонким слоем песка картинка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.

Помоги зайцу. В песке углубления – «следы» зайца. Надо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила.

Секрет. В песке неглубоко закопана игрушка. Сдуванием песка обнаружить спрятанное.

Добрый великан. Перед игрушкой невысокая горка. Воздушной струёй разрушить горку, сравнять с поверхностью, чтобы герой продолжил путь.

Список литературы:

  1. Куракина Н.М. «Возможности песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)». про-помощь.рф.
  2. Зеленцова-Пешкова Н. В. Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста. – СПб.: Детство-пресс, 2015.
  3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по песочной терапии. – СПб.: Речь, 2002.
  4. Сакович, Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту [Текст] / Н.А. Сакович. – Санкт-Петербург: Речь, 2008. – 166 с
  5. Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей дошкольного возраста. //Дошкольная педагогика. – 2007. - №1. – с. 50

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по использованию песочной терапии в коррекционной и развивающей работе с детьми

Игра с песком, или песочная терапия становиться всё более и более популярной в психологической, психотерапевтической, и даже театральной деятельности. И эта популярность не случайна. Песочная терапия ...

Презентация по теме "Песочная терапия и её возможности в работе с детьми с ОВЗ"

В презентации содержится материал , где говорится о необходимости использовать песочную терапию с детьми с ОВЗ.Технология песочной терапии многофункциональна. Она позволяет однвременно решать задачи д...

Песочная терапия и ее возможности в работе с детьми с ОВЗ

Песочная терапия и ее возможности в работе с детьми с ОВЗ...

Тема самообразования" Песочная арт-терапия как метод психокоррекции в работе с детьми дошкольного возраста" Анализ деятельности по теме за 2017- 2020 уч.г.г.

На заключительном этапе самообразования, на этапе обобщения и распространения изученного опыта работы мною был подготовлен воспитанник комбинированной группы – Красков Дмитрий на рай...

Электронно-образовательный ресурс "ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В УСЛОВИЯХ ДОУ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗПР"

Истоки песочной терапии лежат в основе диагностической и терапевтической методики, детально разработанной детским психиатром Лондонского института детской психологии Маргарет Лоуэнфелд. Она впервые оп...