«Влияние загадок на речевое развитие дошкольника»
статья (подготовительная группа) на тему

Суворова Светлана Эдуардовна

Влияние загадки на всестороннее развитие ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadka.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад № 1 ОАО «Российские железные дороги»

Статья для воспитателей по теме:

«Влияние загадок на речевое развитие дошкольника»

Автор: Суворова Светлана Эдуардовна

Загадка – одна один из любимых жанров народного творчества детей всего мира. Особенно детей привлекает в загадке, своеобразная художественная форма, ее веселый нрав, возможность пофантазировать, самому придумать ответ. Часто в русских сказках  герою загадываются три загадки – отгадаешь, получишь царевну и полцарства, а не отгадаешь – не сносить головы. Отгадать загадку, значит найти решение, произвести сложную мыслительную операцию, которая посильна только смекалистому главному герою.

 Являясь элементом игровой деятельности, загадка ненавязчиво, деликатно воспитывает ребенка, приобщая к нравственным ценностям русского народа, его житейской мудрости. Образность, красочность, эмоциональность загадок развивают поэтическое чувство, языковое чутье, восторженное отношение к языку, подготавливают к восприятию литературы, учат наслаждаться «искусством слова».

Загадки являются благодатным средством, способствующим развитию речи детей, образного и логического мышления, умственных реакций.

Главная же особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Отгадывая загадку, ребенок совершает довольно сложные мыслительные операции: сравнивает признаки различных предметов, находит общее, отсекает не существенное, анализирует явления окружающей действительности, классифицирует их.

Однако совершают дети в процессе отгадывания своеобразные «умственные упражнения» с радостью, воспринимая их как развлечения, и как проверку на сообразительность. Загадка развивает в ребенке находчивость сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству, развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Загадки полны познавательного смысла. Каждая тематическая группа загадок содержит широкий круг сведений об окружающем мире. Это дает возможность использовать загадки для развития наблюдательности детей.

Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей, обогащают их словарь, помогают увидеть вторичное значение слов.

Загадка используется как средство формирования разных сторон речи. В загадках обнаруживается диалогическая и обращенная речь. Примеры такой речи можно использовать в обучении детей обращенной речи. Загадки построены на повторах. Повторяются отдельные слова, словосочетания и даже предложений. Это способствует запоминанию слов, а затем их активному повторению. Загадки способствуют развитию речи и тем, что в них обозначение одного и того же предмета довольно часто дается в разных вариантах (в полной или уменьшительно-ласкательной форме). В загадках встречаются количественные числительные. Знакомясь с ними, используя их в игре, дети непроизвольно запоминают числовой ряд. Загадки можно использовать с целью выделения ударных слогов, они способствуют развитию фонематического слуха. Загадки целесообразно использовать с целью описания предмета. Их можно брать как образец для подражания при обучении детей составлению описательных рассказов.

Обращаясь к загадке, нужно уметь видеть ее мудрую педагогическую глубину и эстетическую привлекательность.

Чтобы вызвать у детей интерес и потребность отгадывать и загадывать загадки, необходимо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений. Заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будет предлагаться загадка. Тогда доказательства будут более основательными и полными.

 Логические загадки могут быть построены различными способами. Чаще они строятся на перечислении признаков предметов или явлений.

Крыластый,

Горластый-

Красные ласты.

Могут быть указаны последовательные действия предмета.

Скачет зверушка –

Не рот, а ловушка,

Попадут в ловушку

И комар и мушка.

Такое перечисление создает картину видимости предмета.

Иногда характеристика предмета дается кратко, с одной, двух сторон и, отгадав ее по одному или двум признакам, ребенок должен восстановить целостный образ.

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

Есть загадки, построенные на основе отрицательного сравнения, их разгадка – от противоположного.

С ножками, но не хожу,

Со спинкой, но не лежу,

Садитесь вы – я не сижу.

Самый обширный вид загадок – загадки-метафоры. В загадке мы видим предельно малое литературное произведение, композиционное построение которого может быть самое разнообразное. Оно может строиться на вариациях простых и вопросительных предложений. Иногда загадка представлена в форме диалога или монолога, но может состоять и из одного вопросительного предложения.

Что можно увидеть с закрытыми глазами?

Часто встречаются загадки с несколькими повествовательными предложениями и одним вопросительным.

Что за зверь:

живет всех выше,

не рычит, не кусается,

ни на кого не бросается?

Как в любом художественном произведении, в загадке сочетаются различные изобразительные средства. Загадки могут строиться как ритмически организованная, рифмующая речь. Формы ритмического строя загадки  разнообразны. Народные загадки обычно не имеют единого чередования ударных и безударных слогов. Даже в одной загадке ритм может меняться.

Стоит столбом.

горит огнем,

ни жару, ни пару, ни углей.

Иногда в загадках наблюдается единая ритмическая организация, наиболее распространенная в народной поэзии – хорей – двусложная стопа с ударением на первый слог.

Иду, иду.

Конца не найду.

Изменение ритма в загадках несет на себе изобразительно-выразительная форма, в результате чего загадка отличается необыкновенной живостью восприятия.

Литературные загадки обычно имеют вид четверостишия, организованного по правилам литературного стихотворения, что является показателем ее литературного происхождения.

Надо мною, над тобою

Пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес,

Прохудился и исчез.

(Л. Ульяницкая)

Рифма в загадках может играть и дополнительную роль, помогая быстрее найти разгадку.

Среди жирных голубей

Прыгал тощий …

Я сегодня утром рано

Умывался из-под …

Также большое значение для отгадывания загадок имеет многообразная звукопись. Создание звуковой картины, как бы вырисовывает образ, создает рисунок слова – слушай внимательно и отгадка сама возникнет из звуков.

Он упрямый и пузатый,

Больно бьют его ребята.

Отчего беднягу бьют –

оттого, что он надут.

Звукопись имеет место и в тех случаях, когда с каким-либо словом рифмуется отгадка.

Какой это мастер

На стекла нанес

И листья и травы,

И заросли роз?

(Е. Благинина)

Композиционные и языковые особенности загадки делают ее выразительной, а логическую задачу – занимательной, т.е. можно сделать вывод, что загадка – это логическая задача, предложенная в художественной форме. Систематическая же работа с детьми по русским загадкам дает возможность детям не только понимать выражения народной мудрости, но и на их основе делать логические выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста

Доклад "Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста"...

«Влияние загадок на речевое развитие дошкольников»

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой впредельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерныепризнаки предметов или явлений. Загадки не спутаешь ни со...

Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста. Методика обучения детей составлению загадок.

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки обогащают словарь за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формир...

"Влияние загадок на речевое развитие ребёнка дошкольника"

quot;Влияние загадок на речевое развитие ребёнка дошкольника"13.10.2021"Влияние загадок на речевое развитие ребёнка дошкольника" Загадка – одна из малых форм устного народно...