Мастер-класс для родителей «РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»
материал (старшая группа) по теме
Расширить знания родителей о строении артикуляционного аппарата и взаимосвязи его с мелкой моторикой пальцев рук. Познакомить и обучить родителей игровым способам развития артикуляционного аппарата и мелкой моторики пальцев рук у детей с речевыми нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_razvitie_artikulyatsionnoy_i_melkoy_motoriki.docx | 112.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»
Дёмина Галина Юрьевна
учитель-логопед,
МБДОУ «Излучинский ДСКВ «Сказка»,
П.г.т. Излучинск, Нижневартовский район.
Цель: Расширить знания родителей об артикуляционном аппарате и мелкой моторики пальцев рук. Познакомить и обучить родителей игровым способам развития артикуляционного аппарата и мелкой моторики пальцев рук детей. Повысить уровень компетентности и формировать умение осознанной, результативной помощи детям по развитию правильного звукопроизношения и навыков мелкой моторики пальцев рук в домашних условиях.
Задачи:
1. Заинтересовать родителей развитием артикуляционной и мелкой моторики собственного ребенка;
2. Познакомить родителей со строением артикуляционного аппарата и артикуляционными укладами во время произнесения гласных и согласных звуков;
3. Подчеркнуть значение артикуляционной и пальчиковой гимнастики в развитии моторики артикуляционного аппарата и мелкой моторики пальцев рук;
4.Познакомить с комплексами основных профилактических артикуляционных и пальчиковых игр-упражнений; с игровыми приемам развития органов артикуляции и мелкой моторики при помощи нетрадиционных приспособлений;
5. Дать рекомендации по выполнению артикуляционной и пальчиковой гимнастики в домашних условиях;
6. Повысить уровень компетентности родителей в представлении умении по развитию правильного звукопроизношения у детей и развитию мелкой моторики пальцев рук;
7. Расширить степень включенности родителей в реализацию индивидуальных коррекционных программ работы с детьми.
Участники семинара: 10-14 родителей дошкольников с речевыми нарушениями, учитель- логопед, воспитатель.
Продолжительность: 50 минут
Информационно - техническое обеспечение: презентация «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика», схемы-профили артикуляции, презентация наглядно-дидактических пособий, картинки-задания, буклет «Артикуляционная гимнастика для ребят-дошколят!», памятки: «Веселые упражнения для язычка», «Пальчиковая гимнастика», «Игры и упражнения для пальчиков»
Оборудование: солнышко или цветок с изображением ребенка, прищепки, 8 столов, стулья, зеркала, чайные ложки, ватные шарики, Чупа-чупс, схемы-профили артикуляции, листы бумаги, ручки на каждого участника, мультимедийное оборудование.
Предварительная подготовка
1.Подбор и изучение литературы по теме мастер-класса.
2.Оформление презентаций: «Строение органов артикуляции», «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика» и видеоролика «Наш веселый язычок!» по выполнению артикуляционной гимнастики с детьми учителем-логопедом и воспитателями группы.
3. Разработка буклета для родителей «Артикуляционная гимнастика для ребят-дошколят!», памятки: «Веселые упражнения для язычка», «Пальчиковая гимнастика», «Игры и упражнения для пальчиков»
Ход:
1.Организационный момент:
Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что пришли на наше мероприятие. Мы очень рады Вас видеть!
2. Выступление учителя-логопеда: «Зачем нужна артикуляционная гимнастика?» и демонстрация презентации «Строение органов артикуляции»
Слайд №2 Артикуляционная моторика – совокупность скоординированных движений органов речевого аппарата и обеспечивающая одно из условий правильного звукопроизношения.
Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, которым ребенок овладевает с младенческих лет. В дошкольном возрасте у многих детей встречаются различные речевые нарушения, в том числе недостатки звукопроизношения. Они обусловлены тем, что у ребенка данного возраста ещё недостаточно хорошо функционируют центральный слуховой и речевой аппарат. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы речевого аппарата слабые и нетренированные. Всё это приводит к тому, что движения речевых органов ребенка недостаточно чёткие и согласованные.
Слайд №3 Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга.
Слайд №4 К органам артикуляции относятся: язык, губы, нижняя челюсть, зубы, мягкое и твердое нёбо. Рассмотрим подробно строение речевого аппарата.
Как образуются звуки речи?
Звуки речи являются результатом сложной работы различных частей артикуляторного аппарата. Звуки речи возникают в результате деятельности активных органов произношения, к которым относятся: язык, губы, мягкое небо, нижняя челюсть. Этот рисунок (Рис. №1) дает представление о том, как работают речевые органы во время звукообразования. Рис. №1
Мягкое небо может закрывать и открывать проход в нос, а нижняя челюсть – подниматься и опускаться.
Голосовые связки могут раскрываться при произношении глухих звуков, а при произношении звонких - сближаться и вибрировать.
Самыми активными и подвижными органами артикуляционного аппарата являются язык и губы, именно их положение формирует каждый звук речи. Язык и губы могут совершать различные движения и принимать различное положение. У языка различают – кончик, спинку, боковые края и корень. Различные движения может производить не только весь язык, но и его отдельные части. Благодаря такой подвижности язык может создавать разнообразие артикуляций, которые способствуют правильному звукопроизношению.
От правильного строения и достаточного развития органов артикуляции зависит и правильное звукопроизношение детей. Если у ребенка присутствуют отклонения в строении органов артикуляции, то ему необходима помощь медицинского специалиста ортодонта (это медицинский специалист, занимающийся диагностикой, профилактикой и лечением зубочелюстных аномалий). Движения артикуляционных органов развивается у каждого ребенка индивидуально и постепенно, в процессе речевой деятельности. Если у ребенка артикуляционные движения затруднены (ребенок не может поднять язык вверх), неточные (ребенок не может точно по показу взрослого выполнить упражнение), то ему необходима специализированная помощь невролога и логопеда, а также педагога и родителей. При тесном взаимодействии родителей, логопеда и педагога организуется целенаправленная работа с дошкольниками по развитию подвижности речевых органов и умений владеть ими.
Слайд №5 Именно артикуляционная гимнастика является приемом выработки правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения, и объединение простых движений в сложные - артикуляционные уклады различных фонем.
Слайд №6 Правила проведения артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, 3-4 раза в день по 3-5 минут, около 5-7 упражнений;
2.Упражнения должны быть выстроены от простых к более сложным и проводиться в игровой форме;
3. Артикуляционную гимнастку можно выполнять стоя, но лучше сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении;
4. Ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом для того, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений;
5. Работа организуется следующим образом:
*Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы;
*Показывает его выполнение;
*Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
6. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели;
7. В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения.
3. Совместная деятельность учителя-логопеда и родителей
(демонстрация презентации)
Логопед: Сейчас, уважаемые родители, предлагаю вместе со мной попробовать выполнить несколько артикуляционных упражнение необходимых в процессе развития речи детей. Вы выступите в роли своих детей.
- Слайд №7 работа с профилями артикуляции (демонстрация профилей, объяснение логопедом особенностей артикуляции звуков [c], [з], [ш], [ж], [л], [р]);
- самостоятельное выполнение родителями артикуляции данных звуков по схеме-профилю перед зеркалом;
- Слайд №8-19 демонстрация, объяснение и показ выполнения артикуляционных игр-упражнений учителем-логопедом и совместное выполнение их с родителями: упражнение «Улыбка» («Заборчик»), «Хоботок» («Трубочка»), «Лопаточка», «Чашечка», «Парус», «Грибок», «Часики», «Вкусное варенье», «Маляр», «Качели», «Киска сердится», «Дятел» (см. Приложение №1, буклет)
Логопед: Как вы могли заметить, мы потратили всего несколько минут, на то чтобы выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом.
Часто родители жалуются, что дети не желают выполнять артикуляционную гимнастику, сидя перед зеркалом. Я хочу познакомить вас с различными игровыми способами укрепления артикуляционной моторики, которые можно использовать дома.
Слайд № 20 4. Знакомство родителей с артикуляционными упражнениями с использованием нетрадиционных приспособлений
(см. Памятка)
Логопед рассказывает о порядке выполнения артикуляционного упражнения с нетрадиционными приспособлениями, демонстрирует правильное выполнение. Родители перед зеркалами повторяют упражнения самостоятельно.
Упражнения с ложкой
- Язык в позе - «Лопаточка», похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.
- Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.
- Языком облизывать ложку с обеих сторон.
- Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.
- Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.
Игры с ватными шариками, бутылочками
«Воздушный футбол»
Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком, загоняя его между двумя кубиками. Варианты зависят от вашей фантазии. Можно предложить ребёнку подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки). Обратите внимание! Загонять шарик нужно на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.
«Фокус» или «Снежинка на носу»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.
Обратите внимание! Нижние зубы не «подсаживают» язык вверх. Не сжимать язык зубами. Выдох должен быть плавный, длительный. Данное упражнение тренирует выдох, необходимый для произношения шипящих звуков.
«Поющая бутылочка»
Направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук . Это очень нравится детям.
Обратите внимание! Следите за тем, чтобы не надувались щёки. Для этого их можно слегка придерживать пальцами. Данное упражнение тренирует выдох, необходимый для произношения свистящих звуков.
Упражнения с чупа-чупсом: «Сладкая зарядка»
Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс - отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем.
- Сжать чупа-чупс губами и удерживать его 5-10 секунд.
- Удерживая чупа-чупс губами, подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из стороны в сторону.
- Выполнять движение леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз.
- Приоткрыть рот, губы разведены в улыбку, сделать упражнение «чашечка», положить в чашечку леденец и удерживать леденец только языком в течении 5-10 секунд.
- Поднять широкий язык к небу упражнение «грибок», прижать язык леденцом снизу к небу.
5. Выступление воспитателя «Развитие мелкой моторики пальцев рук дошкольников и знакомство родителей с пальчиковой гимнастикой.
(демонстрация презентации)
Слайд №21 Развитие тонкой моторики рук имеет огромное значение для развития речи детей. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи.
Слайд №22 Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом. Тонкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции небольшой амплитуды.
Работа по развитию мелкой моторики пальцев рук должна быть целенаправленной и строиться по пути – от простого к сложному. Сначала рекомендуется начинать вместе с детьми раскладывать пуговицы в зависимости от их признаков: по цвету, по форме, по размеру; затем складывать из пуговиц или бусинок различные узоры, разнообразные игры с мозаикой и т.д. После этого необходимо учить ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, зашнуровывать или расшнуровывать шнурки. Очень эффективно для развития тонкой моторики рук различные виды изобразительной деятельности: рисование, лепка и аппликация, раскраски, штриховки, трафареты и т.д.
Слайд №23 Мелкую моторику рук развивают:
• Игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;
• Игры с мелкими предметами: конструктор, бусы, мозаика и т.д.;
• Игры, где требуется что-то брать - доставать, сжимать – разжимать, выливать – наливать, насыпать – высыпать, проталкивать в отверстия;
• Застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и др.
• Рисование (карандашами, фломастерами, красками);
• Лепка с разными видами пластилина;
• Различные виды ручного труда из бумаги, природного материала;
Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария. В настоящее время практически у 80% населения мира лучше развито левое полушарие мозга. Оно отвечает за логическое мышление, анализ, изучение языков. А правое полушарие отвечает за интуицию, творчество, фантазию, восприятие искусства и музыки.
Но одним из основных способов развития мелкой моторики является пальчиковая гимнастика, которая должна занять прочное место в ваших занятиях с ребенком дома. Пальчиковая гимнастика должна проводиться каждый день по 5 минут дома с родителями и в детских учреждениях с педагогами.
Пальчиковая гимнастика «Мы капусту солим!»
Руками имитируем соответствующие действия:
- Мы капусту рубим! (2р.) - прямыми, напряжёнными ладонями имитируем движения топора: вверх-вниз.
- Мы морковку Трём! (2 р.) - пальцы одной руки сжаты в кулак и совершают ритмичные движения вверх-вниз по ладони другой руки. Затем меняем руки.
- Мы капусту солим! (2р.) - пальцы собраны "щепотью", "солим капусту".
- Мы Капусту Жмём! (2р.) - энергично сжимаем пальцы в кулаки то одновременно на двух руках, то поочерёдно.
Пальчиковая гимнастика «Замок»
Исходное положение. Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести. Далее движениями имитировать слова стихотворения.
-На двери висит замок. (Быстро соединять пальцы в замок и разъединять.)
-Кто его открыть бы смог?
- Потянули! (Пальцы - в замке, потянуть пальцы, не расцепляя их.)
- Покрутили! (Подвигать сцепленными пальцами от себя к себе.)
- Постучали! (Пальцы, остаются в замке, постучать основаниями ладоней друг о друга.)
И - открыли! (Расцепить пальцы.)
Пальчиковая гимнастика «Малина»
С веток ягоды снимаю (левая рука согнута в локте и поднята на уровень лица. Кисть опущена, пальцы – «ветки»).
И в лукошко собираю. (правой рукой, пальцы собраны в щепотку, «снимаем ягоды»)
Ягод полное лукошко! (Сложить ладони «корзинкой»).
Я попробую немножко. (Выполнять действия в соответствии с текстом)
Я поем ещё чуть-чуть –
Легче будет к дому путь.
Я поем ещё малинки.
Сколько ягодок в корзинке? (Собранными щепоткой пальцами правой руки прикасаться к левой ладони и подносить ко рту).
Раз, два, три, четыре, пять… (Поочерёдно массировать каждый палец на одной руке, при повторении – на другой).
Снова буду собирать. (Хлопки в ладоши).
(см. Приложение №2)
Слайд №24 Одним из способов развития мелкой моторики является легоконструирование. Лего - самая популярная игра на планете. У слова Лего два значения: «я учусь» и «я складываю». Британская ассоциация торговцев игрушками присвоила конструктору звание «Игрушка столетия».
Конструктор Лего можно разделить на два больших класса: классическое мелкое Лего и крупное Лего Дупло.
Формы организации обучения:
- Конструирование по образцу
- Конструирование по модели (технологическая карта) - Детям дается в качестве образца модель - но скрывающая от ребенка, очертание отдельных ее элементов.
- Конструирование по условиям - Образца нет - рисунка(схемы) нет - способов возведения нет - определяем только условия которым должна соответствовать постройка, ее практическое значение.
- Конструирование по чертежам и наглядным схемам - В результате такого обучения – формируются мышление и познавательные способности.
- Конструирование по замыслу - Большая возможность для развертывания творчества и проявления самостоятельности. Дети сами решают, что и как будут конструировать.
Педагог предлагает родителям собрать из лего «Аквариум» (одни родители делают рыбок, другие – водоросли, камни и т. д.)
Слайд №25 6. Совместная работа родителей в парах - обучающая игра «Взрослый и ребенок»
Учитель-логопед и воспитатель предлагает родителям разбиться на пары и распределить роли: один – взрослый, другой – ребенок. Затем раздает карточку-задание, на которой дается название упражнения артикуляционной и пальчиковой гимнастики, которое взрослый должен объяснить и показать «ребенку» как его нужно выполнить, а затем попросить «ребенка» повторить его. Все участники мастер-класса совместно оценивают качество выполненного данного упражнения.
Слайд №26 7. Обмен впечатлениями о мастер-классе.
Предлагаем поделиться своими мыслями о том, что вы открыли для себя нового? (прицеплять прищепки-лепестки к цветам).
1. Интересна ли была тема мероприятия?
2. Что полезного для себя Вы узнали?
3. Считаете ли Вы, что артикуляционная и пальчиковая гимнастика способствуют правильному звукопроизношению и ребенка? Почему?
4. Будите ли Вы испытывать трудности при проведении артикуляционной и пальчиковой гимнастики с ребенком в домашних условиях? Какие? Почему?
5. Какие игры, упражнения Вас больше всего заинтересовали? Почему?
6. Ответы, на какие вопросы Вы бы хотели получить при следующей нашей встрече?
Вот наша встреча подошла к концу. Если у вас возникли вопросы, мы рады на них ответить.
Уважаемые родители! Надеемся, что сегодня смогли убедить Вас в значимости артикуляционных и пальчиковых упражнений для речевого и всестороннего развития ребенка, что только совместными усилиями мы можем помочь нашим детям в преодолении речевых нарушений. В заключении встречи родителям раздаются памятки, буклеты.
Слайд № 27 Список используемой литературы:
- Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал. Приложение к книге Е. В. Новиковой «Логопедическая азбука». Новая методика обучения чтению. – М. : «Издательство ГНОМ», 2011.
- Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2012.
- Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
- Мельникова, О.В. Легоконструирование.5-10 лет. Программа, занятия. 32 конструкторские модели. Презентации в электронном приложении\ О.В. Мельникова.-Волгоград: Учитель.-51с.
- Поливара З.В. Нейропсихолингвистичекие основы нарушения речи. Учебное пособие. - Тюмень, 2012г.-180с.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. - М.: издательство ГНОМ и Д, 2001г.- 16с.
- Крупенчук О. И., Воробьева Т. А., Логопедические игры и упражнения на развитие тонкой моторики. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010. – 64с. (Серия «Уроки логопеда»).
- Ткаченко Т.А. логопедическая энциклопедия. - М.: ООО ТД Издательство Мир книги, 2010г.- 248с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: "Формирование мелкой моторики рук детей, имеющих речевые нарушения"
В статье предложены рекомендации для родителей детей, имеющих речевые нарушения....
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями»
Для родителей...
Современные методы и приёмы здоровьесберегающих технологий для развития речи и мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями.
Данное пособие раскрывает некоторые методы и приёмы современных здоровьесберегающих технологий, которые стмулируют двигательную и речевую активность длшкольников....
Консультация для родителей "Развитие артикуляционной и мелкой моторики - залог успешного формирования речи у ребенка с ОНР"
В данном материале содержится информация актуальности и значимости данной темы.; отражены некоторые упражнения по развитию артикуляционной моторики и мелкой моторики с помощью массажных шариков ...
Развитие артикуляционной и мелкой моторики у дошкольников с речевыми нарушениями
Мастер-класс для родителей...
Комплексное развитие мелкой моторики у дошкольников с речевыми нарушениями.
В данной статье описывается комплексный подход в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста....
Конспект видеоурока. Тема: «Развитие мелкой моторики как средство профилактики речевых нарушений у дошкольников».
Конспект видеоурока на тему: «Развитие мелкой моторики как средство профилактики речевых нарушений у дошкольников»....