Дезадаптация и факторы риска ее появления
учебно-методический материал на тему

Виды дезадаптации. Особенности темперамента, мешающие успешной адаптации детей. Нарушения развития как побудители дезадаптации. Основные виды нарушений поведения у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дезадаптация26 КБ

Предварительный просмотр:

Дезадаптация и факторы риска ее появления

Детская дезадаптация воспринимается как трудновоспитуемость – сопротивление ребенка целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное самыми разными причинами: просчеты воспитания; особенности характера и темперамента; личностные характеристики.

Дезадаптация может быть патогенной (психогенной), психосоциальной, социальной.

Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями психического развития, нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения нервной системы.

Патогенная дезадаптация может носить устойчивый характер. Выделяют психогенную дезадаптацию, которая может быть вызвана неблагоприятной социальной, семейной ситуацией (дурные привычки, энурез и т.д.)

Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуальными психологическими особенностями ребенка, которые обуславливают его нестандартность и требуют индивидуального подхода в условиях детского образовательного учреждения.

Устойчивые формы психосоциальной дезадаптации

акцентуации характера,

особенности эмоционально-волевой и мотивационно-познавательной сферы,

опережающее развитие ребенка, делающее ребенка «неудобным» учащимся.

Неустойчивые формы психосоциальной дезадаптации:

кризисные периоды развития ребенка,

психические состояния, спровоцированные психотравмирующими обстоятельствами (развод родителей, конфликт, влюбленность).

Социальная дезадаптация проявляется в нарушениях норм морали, асоциальных формах поведения, деформации ценностных ориентаций. Выделяют две стадии: педагогическая запущенность и социальная запущенность.

Социальная дезадаптация характеризуется следующими признаками:

отсутствие навыков общения,

неадекватная оценка себя в системе общения,

высокие требования к окружающим,

эмоциональная неуравновешенность,

установки, препятствующие общению,

тревожность и боязнь общения,

замкнутость.

Помимо понятия «дезадаптация» выделяют понятие ресоциализации – организованный социально-педагогический процесс восстановления социального статуса, утраченных или несформированных социальных навыков и ориентаций за счет включения в новые позитивно ориентированные отношения.

Факторами дезадаптации могут быть и семья и дет сад.

Детский сад  выполняет многообразные функции: обучает; воспитывает; социализирует (стихийно, целенаправленно). Ребенок, попав в сад, обретает новые факторы, влияющие на отношения ребенка к себе, к саду, на статус ребенка в группе, дома. В его сознании появляются не только имя, но и фамилия, кличка, новые значения обретает фигура, двигательные умения. Перестраивается мотивационно-потребностная сфера, важное место в ней занимает притязание на признание со стороны взрослых и сверстников, появляются обязанности

Воспитатель – самый значимый взрослый для ребенка в начале, и наличие таких качеств как усидчивость, самоконтроль, самооценка, воспитанность приводит к тому, что воспитатель принимает ребенка, удовлетворяет его притязания ни признание. Если эти качества не сформированы – возможна дезадаптация ребенка.

Исследования, проведенные в Англии, показали, что наибольшие проблемы среди учащихся возникают в садах с нестабильным преподавательским составом. Ожидание воспитателем только плохого от ребенка ведет к усилению дезадаптации, другие дети  перенимают плохое отношение воспитателя к определенному ребенку. Возникает следующая схема: грубый персонал– грубые дети; телесные наказания – агрессия.

Притязания на признание среди сверстников вызывают у детей амбивалентные отношения (дружба – соперничество), стремление быть как все и лучше всех; выраженные комфортные реакции и стремление утвердить себя среди сверстников; (чувства злорадства и зависти) приводят к тому, что неудача других может вызвать чувство превосходства. Сравнение воспитателем детей между собой приводит к отчуждению среди детей, что может вызвать соперничество и сложности в отношениях.

Отсутствие навыков общения, значимых навыков и умений может привести к нарушениям взаимоотношений со сверстниками, что приведет к усилению трудностей как в общении со сверстниками и взрослыми, так и возникновению проблем с учебой. Нарушение взаимоотношений ребенка с другими детьми является показателем аномалий процесса психического развития, может служить своеобразной «лакмусовой бумагой» адаптации ребенка к условиям существования в саду. Симпатии чаще возникают по соседству (в классе, во дворе, на внеклассных занятиях), чем педагог и психолог могут пользоваться в целях улучшения взаимоотношений сложных детей со сверстниками. Притязание на признание среди сверстников – важная сторона взаимоотношений ребенка и эти отношения часто характеризуются амбивалентностью (дружба – соперничество), ребенку одновременно надо быть как все и лучше всех. Выраженные конформные реакции и стремление утвердить себя среди сверстников – такова возможная картина личностного конфликта ребенка, приводящая к возникновению чувства злорадства и зависти: неудача других может вызвать чувство превосходства. Сравнение детей  между собой приводит к отчуждению среди детей и заглушает чувство сопереживания.

Нарушение взаимоотношений с другими детьми является показателем аномалий процесса психического развития. Отсутствие навыков общения, значимых навыков и умений может привести к нарушениям взаимоотношений со сверстниками.

Особенности темперамента, мешающие успешной адаптации детей:

повышенная реактивность (сниженность волевых моментов),

высокая активность,

гипервозбудимость,

заторможенность,

психомоторная нестабильность,

возрастные особенности темперамента.

Коррекция социальной дезадаптации ребенка может проводиться по следующим направлениям:

формирование навыков общения,

гармонизация отношений в семье,

коррекция некоторых личностных свойств,

коррекция самооценки ребенка.

Взрослый часто выступает как побудитель дезадаптации ребенка, причем дезадаптирующее влияние родителей на ребенка заметно серьезнее, чем аналогичное влияние воспитателя и других значимых взрослых. Можно выделить следующие факторы влияния взрослого на детскую дезадаптацию:

Факторы семейной системы.

Медико-санитарные факторы (заболевания родителей, наследственность и т.д.).

Социально-экономические факторы (материальные, жилищные условия).

Социально-демографические факторы (неполная, многодетная семья, престарелые родители, повторные браки, сводные дети).

Социально-психологические факторы (конфликты в семье, педагогическая несостоятельность родителей, низкий образовательный уровень, деформированные ценностные ориентации).

Криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, жестокость, садизм и т.д.).

Помимо выделенных факторов оказывают влияние на возможную дезадаптацию ребенка и другие особенности семейной системы и ближайшего социального окружения, например, «проблемный» ребенок, выступающий как связывающий фактор семейной системы по выделяемой ему роли в семье, становится менее адаптированным, чем ребенок, в семье которого нет выраженных проблемных зон, завязанных на ребенка. Важным фактором может служить и порядок рождений детей и их ролевые позиции в семье, которые могут приводить к детской ревности и неадекватным способам ее компенсации. Детство взрослого оказывает сильное влияние на его педагогическую деятельность и отношение к собственному ребенку или ученику.

Нарушения развития как побудители дезадаптации

Психологами и физиологами выделяются несколько закономерностей в возникновении и развитии нарушений развития ребенка:

Нарушение одной сферы (личности, психики) всегда оказывает негативное действие на другие сферы.

Нарушения проявляются в поведении (что можно обнаружить наблюдением). Исключение – кризисные периоды в жизни ребенка и подростка, когда видимые нарушения не всегда свидетельствуют о нарушениях развития.

Психические нарушения приводят к социальной дезадаптации – сужение круга людей, отвержение в группе.

Психические нарушения – барьер на пути воспитательского воздействия.

Нарушения психики и личности часто приводят к психосоматическим заболеваниям.

Основная сфера проявления и появления нарушений – мотивационно-эмоциональная и как следствие – волевая сфера. Причины нарушений могут быть внешними и внутренними, соответственно нарушения – первичными и вторичными.

Характер появления нарушений:

- деформация уже развитых структур (например, травматический страх),

- недоразвитие структур (слабоволие).

Четыре вида нарушений:

Первичные нарушения в результате воздействия (например, боязнь собак, возникшая после нападения злой собаки);

Первичные нарушения в результате негативного воздействия, приводящего к недоразвитию или отсутствию социально-важных структур (например, ухудшение произвольной памяти как следствие нарушения формирования волевых процессов из-за заболевания);

Вторичные нарушения какой-либо сферы личности или психических процессов вследствие какой-либо деформации психики (развод родителей ведет к повышению тревожности и снижению произвольности мышления);

Отставание в развитии всех сфер личности и психических процессов.

Нарушения формирования личности могут быть специфическими и неспецифическими. Специфическими называются нарушения психических функций, которые характерны только для определенного возраста. В другом возрасте наличие таких проявлений не свидетельствует о нарушении, например, апатия и равнодушие в ситуации взаимодействия со взрослым для подростка не является свидетельством нарушения развития, скорее свидетельством не сложившихся взаимоотношений.

Специфическими нарушениями формирования личности ребенка можно назвать те, проявления которых в определенном возрасте свидетельствует об отклонении в развитии, причем те же проявления в другом возрасте не обязательно свидетельствует о нарушениях:

Младенческие нарушения:

отсутствие комплекса оживления,

отсутствие эмоциональных реакций или задержка в их появлении,

неадекватная эмоциональная реакция на действие взрослого,

апатия и равнодушие в ситуации взаимодействия со взрослым.

Специфические нарушения раннего возраста:

отсутствие эмоционального заражения,

высокая интенсивность и длительность эмоционального заражения,

отсутствие четко дифференцированной эмоциональной реакции на различных людей,

отсутствие положительной реакции на новые игрушки,

боязнь безопасных предметов и чрезмерная осторожность,

эмоциональная фиксация на каком-либо одном предмете,

депрессия, длительность которой не адекватна силе воздействия,

амбивалентность поведения,

равнодушие и апатия.

Специфические нарушения дошкольного возраста:

отсутствие эмоциональной децентрации (неспособность переживать),

отсутствие синтонии,

отсутствие «чувства вины» (феномен эмоциональной регуляции),

множество негативных эмоций и фобий.

Факторы риска патологического прохождения подросткового кризиса:

В дошкольном возрасте факторами риска патологического подросткового кризиса представляются следующие проявления:

выраженная психомоторная расторможенность, трудности выработки у ребенка тормозных реакций и запретов, адекватных возрасту форм поведения: трудность организации поведения даже в пределах подвижных игр;

особенности личной незрелости – склонность к косметической лжи, примитивным вымыслам, повышенная внушаемость неправильным формам поведения;

инфантильные истероидные проявления с двигательными разрядами, громким настойчивым плачем и криком;

импульсивность поведения, эмоциональная заражаемость, вспыльчивость, обусловливающие ссоры и драки, происходящие по незначительному поводу;

реакции упрямого неподчинения и негативизма с озлобленностью, агрессией в ответ на замечания, запреты, энурез, побеги как реакция активного протеста.

В младшем школьном возрасте неблагоприятны следующие факторы:

сочетание низкой познавательной активности и личной незрелости, диссоциирующее с возрастающими требованиями к социальному статусу школьника;

нередуцируемая моторная бестормозность, сочетающаяся с эйфорическим фоном настроения;

стремление к острым ощущениям и бездумным впечатлениям;

акцентуация компонентов влечения: интерес к ситуациям, включающим агрессию, жестокость;

наличие как немотивированных колебаний настроения, так и конфликтности, взрывчатости и драчливости в ответ на незначительные требования либо запреты; сопровождение таких аффектных вспышек выраженными вегенетативно-сосудистыми реакциями, их завершение церебранестическими явлениями;

отрицательное отношение к занятиям, эпизодические прогулы отдельных неинтересных уроков; побеги из дома при угрозе наказания как отражение защитных реакций отказа, характерных для незрелых личностей;

реакции протеста, связанные с нежеланием заниматься в школе, отказ от занятий на самоподготовке в интернатах, намеренное невыполнение домашних заданий «назло» педагогам и родителям;

гиперкомпенсаторные реакции со стремлением обратить на себя внимание отрицательными формами поведения в школе: грубостью, невыполнением требований учителя, злобными шалостями;

выявление к концу обучения в начальных классах массовой школы стойких пробелов; физическая невозможность усвоения дальнейших разделов программы за счет как слабых интеллектуальных предпосылок, так и отсутствия интереса к учебе, общественно полезному труду;

нарастающее тяготение к асоциальным формам поведения (мелкие кражи, раннее пристрастие к курению, выманивание денег, жвачки, значков, сигарет, первые попытки знакомства с алкоголем) под влиянием подростков или более старших приятелей;

дефекты воспитания в виде бесконтрольности, безнадзорности, грубой авторитарности, асоциального поведения членов семьи

Основные виды нарушений поведения у детей

В поведении и развитии детей дошкольного возраста часто встречаются нарушения поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность), отставание в развитии и различные формы детской нервности (невропатия, неврозы, страхи).

Осложнения психического и личностного развития ребенка обусловлены, как правило, двумя факторами: 1) ошибками воспитания или 2) определенной незрелостью, минимальными поражениями нервной системы. Зачастую оба эти фактора действуют одновременно, поскольку взрослые нередко недооценивают или игнорируют (а иногда и вовсе не знают) те особенности нервной системы ребенка, которые лежат в основе трудностей поведения, и пытаются «исправить» ребенка различными неадекватными воспитательными воздействиями. Очень важно поэтому уметь выявить истинные причины поведения ребенка, тревожащего родителей и воспитателей, и наметить соответствующие пути коррекционной работы с ним. Для этого необходимо ясно представлять себе симптоматику указанных выше нарушений психического развития детей, знание которой позволит педагогу совместно с психологом не только правильно построить работу с ребенком, но и определить, не переходят ли те или иные осложнения в болезненные формы, требующие квалифицированной медицинской помощи.

Коррекционная работа с ребенком должна быть начата как можно раньше. Своевременность психологической помощи – главное условие ее успешности и эффективности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Психологическая готовность детей к обучению в школе. Анамнестические факторы риска, осложняющие адаптацию первоклассников"

1.Понятие о психологической готовности детей к школе2. Показатели психологической готовности2.1. Мотивационная готовность2.2. Волевая готовность2.3. Интеллектуальная готовность2.4. Социальная готовнос...

Доклад. Тема: «Школьные факторы риска в детском саду и их влияние на здоровье учащихся»

Доклад. Тема:«Школьные факторы риска в детском саду и их влияние на здоровье учащихся»...

Физическое насилие, факторы риска, признаки, позволяющие заподозрить физическое насилие

Теоретическое сообщение с видеопрезентацией на тему: "Физическое наилие, факторы риска, признаки, позволяющие заподозрить физическое насилие"...

Консультация для педагогов и родителей. Гиперактивность как фактор риска.

Гиперактивность как фактор риска.В современном мире большие масштабы приобрела проблема дошкольного синдрома дефицита внимания (СДВ) с гиперактивностью. Именно это заболевание является частой причиной...

Консультация для педагогов и родителей. Гиперактивность как фактор риска.

Картотека пальчиковой гимнастикиКобзевой Евгении Владимировны Вот стоит шалашик-домик,В нём живёт весёлый гномик.Мы тихонько постучим-постучим,В колокольчик позвоним-позвоним.Двери нам откроет гн...

Консультация для родителей "Гиперактивность как фактор риска"

Изучению проблемы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) в последние десятилетия придается особое значение в зарубежных странах. Целенаправленные исследования СДВГ в России начались отно...

Статья "Проблемы социальной адаптации и социального здоровья детей, подростков и молодёжи: выявление и профилактика факторов риска, современные подходы и технологии"

Социальная адаптация – процесс приспособления, освоения, как правило, активного, личностью или группой новых для нее социальных условий или социальной среды. В современной социологии социальной адапта...