метод. копилка
методическая разработка (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Методическая копилка
«Игры по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»
Воспитатель: Сидоренко Л. А.
«Кто что делает?»
Цель: продолжить работу над дикцией; совершенствовать произношение слов и словосочетаний; развивать фонематический слух, совершенствовать интонационную выразительность речи; вызвать интерес к слову.
Материал: игрушки кошка и собака.
Воспитатель рассматривает с детьми игрушки, предлагает описать внешний вид (кошка серенькая, пушистая, мягкая, маленькая; собачка белая, мохнатая, большая); обращает внимание на звучание слов – названий игрушек, просит повторить несколько раз эти слова, вслушиваясь в произнесение звуков этих слов.
- Что делает кошка, когда мы её гладим?
- Что она делает, когда видит мышку?
- Что делает кошечка, когда видит нитку с бантиком?
- А что делает собачка?
- Что делает собачка, когда видит кошку?
- А когда собачке дают кусочек мяса, что она делает?
Игра «Кто летит в самолете?»
Цель: Развивать воображение тренировать произношение звуков.
Содержание: Воспитатель напоминает детям стихотворение А. Барто «Самолёт» и показывает соответствующую картинку.
- Зайчик, петушок, лиса и кот построили большой самолёт и отправились в полёт – путешествие. Какую кличку можно подобрать озорному коту, чтобы в ней ясно слышался звук (Р), (М), (О), (И)? Ответьте мне. Кот какой7 В ответе должен быть звук (Р) (Дети отвечают: «Озорной, радостный, резвый»). В слове «кот» звуков много или мало? Измените слово так, чтобы звуков было больше и слово звучало по-другому. (дети отвечают: «Котик, котёночек, коток, котёнок»).
Назовите пять названий еды, которую любит кот. В каждом слове должен быть звук (С). (Дети отвечают: «Сало, сметана, мясо, колбаса, сосиски) Какое из слов самое длинное? Как узнать?
Игра «Кто в избушку проник?»
Цель: Закрепить умение правильно произносить разные звуки, развивать воображение.
Содержание: Воспитатель, используя картинку, на которой изображена сказочная избушка. Рассказывает детям историю о ней.
- Стоит в лесу избушка на курьих ножках, без окон, без дверей. Никто не может проникнуть в неё: ни животные, ни птицы. Лишь насекомые могут сквозь щели проползти. Собрались они вокруг избушки и решили узнать, кто же в ней находится. Первым проползло через щелочку насекомое со звуком (К) в названии. (Дети отвечают: «Комар или мотылёк»). Затем насекомые со звуком (У) в названии (муха, паук, гусеница); со звуком (С) (оса, стрекоза), со звуком (М) (муравей, муха). Вдруг подползло насекомое со звуком (Ж) (жук, жужженица). Оказались все они в избушке. Видят – в центре стол стоит и лавки вокруг. На столе самовар, напитки со звуком (С) в названиях (кисель, сок, морс), различные угощения со звуком (М) (мармелад, мороженое) и т. д. Напились, наелись они, стали истории веселые друг другу рассказывать.
Если останется время, можно предложить детям придумать историю, в которой много слов со звуком (Р) или другими.
Упражнение «Умеешь ли ты слушать?»
Цель: Закрепить у детей произношение звуков (Ш), (Ж).
Содержание: Дети сидят на стульях.
- Я буду произносить слова. Если услышите в слове звук (Ш), хлопайте в ладоши, если звук (Ж) – молчите.
Слова: «шапка», «жук», «кошка», «жаба», «вешалка», «флажок», «мышь», «груша», «лыжи». «подушка».
«Слова забыли своё место».
«Кто из вас, дети, отгадает, из какого стихотворения такие слова: помчался, звонкий, куда, мяч? – спрашивает воспитатель.
- Что я сказала не так. Как надо было произнести эти слова? Медленно произносите их по порядку. Какое первое слово? (Мой. Воспитатель проводит на доске одну линию.)
- Какое слово следующее? (Весёлый. Рисует ещё одну черточку).
- Какое последнее слово? (Звонкий. Воспитатель добавляет третью черту.)
- Итак послушайте, что получилось: Мой веселый, звонкий..» Дети добавляют следующее слово стихотворной строчки: мяч. (на доске появляется ещё одна черта).
Воспитатель проводит указкой по линиям и произносит слова «Мой веселый звонкий мяч». Дети повторяют медленно, в логической последовательности, а воспитатель проводит указкой. Таким же образомвосстанавливается последовательность звучание слов. Ты куда помчался вскачь?, а графический приём помогает детям наглядно представлять, что слова в стихотворении следуют друг за другом. В конце упражнения дети прочитывают все стихотворение.
«Подскажи последнее словечко»
Воспитатель сообщает детям, что произнесёт несколько слов, но одно слово, последнее, не произнесёт, его подскажут дети.
«Не хотел котёнок мыться – убежал он от …(корытца).»
«Я рубашку сшила мишке – я сошью ему…(штанишки).»
«Голосок твой так хорош – очень сладко ты … (поёшь).»
«Наша Маша маленька, на ней шубка… (аленька).»
Воспитатель благодарит детей за то, что они помогли отыскать всем словам, и ещё раз уже полностью, повторяет стихотворные строчки из произведений С. Маршака, и З. Александровой.
«Верни слово»
Воспитатель предлагает детям игру, которая называется «Эхо». Выбирается ребёнок, исполняющий эту роль. Остальные дети называют какое-нибудь слово и по предложению воспитателя чётко и внятно, но не громко произносят его. Ребёнок в роли эха должен тотчас громко повторить его, как бы вернуть обратно.
Если ребёнок в роли эха допустил ошибку, назвал другое слово (мишка-мышка) то он передаёт свою роль другому. Важно научить детей вслушиваться в звучание произнесенных слов, поэтому и предлогается слова произносить полушёпотом, негромко.
«Какие слова бывают?»
Педагог спрашивает у детей, что они знают о словах (слова разные, слов много), предлагает вспомнить и назвать разные слова. Особо поощряет тех детей, которые произносят слова громко, ясно, отчётливо; одобряет, что никто не повторяет уже сказанное, отмечая большое количество произнесённых слов. Затем просит детей назвать только ласковые слова (солнышко, берёзка, слонёнок), слова. Звучащие громко (гром, тигр, гроза), звонкие слова (зонт, зайцы, звонок), тихие слова (мышонок, уснули, шепчет).
Игра Кто лучше слушает?»
Цель: Научить детей различать звуки (с), (ш).
Содержание: Воспитатель вызывает к столу двоих детей, ставит их спиной друг к другу, боком ко всей группе.
- Сейчас мы поиграем в игру внимание. Я буду называть слова, а Саша поднимает руку, когда услышит слово, в котором есть звук (ш), а Лариса – звук (с). Остальные дети будут проверять их ответы и сигналить светофором. (слова: «шапка», «кошка», «сом», «дом», «лиса», «кошка», «тарелка», «вешалка», «слон», «карандаш», «бочка», «крыша», «весна»).
Подбор сходно звучащих слов.
Цель: Закрепить умение правильно произносить разные звуки, развивать воображение.
Содержание: Воспитатель, используя картинки и объясняя на словах, даёт детям задания.
- Назовите предмет, изображённый на картинке, чётко произнося все звуки.
- К этому слову придумайте пару – сходное по звучанию слово.
- Придумайте короткий стишок с парой сходно звучащих слов.
Игра «Найди смысловые несоответствия».
Цель: Учить правильно придумывать клички животным на заданный звук.
Содержание: Воспитатель обсуждает с детьми, какие клички можно дать кошке, собаке, курам, корове, козлу. Объяснить. Почему курицу называют «хохлаткой».
- Послушайте стихотворение
Жили-были деде и баба
С маленькою внучкой.
Кошку рыжую свою называли Жучкой,
А хохлаткою они звали жеребёнка,
А ещё у них была курица Бурёнка,
А ещё у них была собачонка Мурка,
А ещё два козла – Сивка да Бурка!
Дети находят смысловое несоответствие.
Задание: придумай улички со звуком (с), (з), (ц), (ж), (ш), (ч), (щ), (р), (л).
Дидактическая игра «Что нужно кукле?»
Цель: Закрепить произношение звуков (с), (ш).
Содержание: Воспитатель вносит две новые куклы, предлагает придумать им имена со звуками (с), (ш). потом дети сервируют стол, кормят кукол обедом, собирают их на прогулку, подбирают игрушки, в названиях которых есть звук (с), (ш).
Упражнение «Какой звук потерялся?».
Цель: Учить детей дифференцировать звуки.
Содержание: Сначала воспитатель даёт задание, а дети хором и индивидуально произносят потерявшийся звук и слово с выделением нужного звука.
Написал письмо я зайке,
Но забыл приклеить ..арки (марки).
Совей младшей дочке Тосе
Заплетает мама ..осы (косы).
Подарили нам игрушки:
Целый день стреляют ..ушки (пушки).
Землю роет старый к..от
Под землёю он живёт. (крот).
В зоопарке живёт с..он
Словно дом, огромен он (слон).
Мама кукле шар.. взяла,
Ей Наташа помогла (шарф).
Серый ..олк голодный, злой,
Бродит по лесу зимой (Волк).
Нам темно. Мы просим папу
Нам включить поярче ла..пу (лампу).
Прыгал птенчик по дорожке
И клевал большие к..ошки (крошки).
Друг приехал из Полтавы.
Он привёз письмо от ..лавы (Славы).
На арену вышли ..игры,
Мы от страха все притихли (Тигры).
Затем дети сами придумывают слова с потерявшимся звуком, остальные догадываются.
Например: ..омашка (ромашка).
Дидактическая игра «Куда спрятался звук?».
Материал: Набор крупных игрушек и предметов: самолёт, зайка, цыплёнок, жук, мишка, лошадка, стульчик, щётка, ранец и другие со звуками: (с), (з), (ц), (ж), (ш), (ч), (щ), (р), (л).
Содержание: Воспитатель называет звук, показывая артикуляцию; дети повторяют хором (подгруппой, индивидуально); ребёнок подходит к доске и ставит кубик перед тем предметом, в названии которого спрятался нужный звук.
Упражнение на развитие слухового внимания.
Цель: Развивать у детей слуховое внимание.
Содержание: Воспитатель громко и отчётливо читает детям стихи. Они внимательно слушают.
Январским лесным утром,
В начале сентября,
Взошла луна, а звёзды
Упали на поля.
Нарцисс закукарекал,
Расцвёл петух – чудак,
А я в подвал спустился,
Чтоб подмести чердак.
После паузы воспитатель читает стихотворение ещё раз. И предлагает детям внимательно вслушаться в него и назвать несоответствия.
Игра «Найди пару»
Цель: научить детей определять сходно звучащие слова.
Содержание: Воспитатель предлагает мальчикам и девочкам со сходными по звучанию именами (Маша – Саша, Аня – Ваня) построиться в пары.
Затем воспитатель читает детям пословицу, выделяя голосом звуки (ш), (ж).
Что посеешь, то и пожнёшь,
Что пожнёшь, то и смолотишь,
Что смолотишь, то и смелешь.
Что смелешь, то и съешь.
Словесное упражнение «Назови предметы».
Цель: Отработать отчётливое произношение звуков (с), (с), (з), (з), учить дифференцировать эти звуки.
Содержание: Воспитатель просит назвать предметы, в названиях которых есть звуки (з), (з); напитки. В названиях которых есть звуки (с), (с); игрушки. В названиях которых есть звуки (з), (з); ребята в группе, в чьих именах есть звуки (с), (с), (з), (з).
Дидактическая игра «Разложи игрушки по местам».
Цель: Закрепить понятие о дифференциации звуков (с), (с), (ц).
Материал: Набор игрушек или картинок: слон, санки, лиса, автобус, курица, яйцо, заяц.
Содержание: Дети раскладывают игрушки так, чтобы в названиях одних были звуки (с), (с), в других – (ц), ориентируясь с помощью оаорных предметов (картинок).
Игра «Кто в домике живёт?».
Цель: отрабатывать отчётливое произношение звуков (с), (с), (з), (з), учить дифференцировать эти звуки.
Материал: Двухэтажный домик и картинки с изображениями животных.
Содержание: Воспитатель предлагает детям поместить животных, в названиях которых есть звуки (с), (с), на первом этаже, а животных, в названиях которых есть звуки (з), (з), - на втором.
Не смотря на карантинные условия дети приготовили небольшой концерт, который посвятили празднику «День Матери». Мамы радовались песенкам детей, веселому танцу с платочком и стихам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая копилка воспитателя ДОУ при работе с детьми и родителями
Представленные мною разработки заинтересуют воспитателей детского сада, работающих по инновационной технологии « Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Б...
Методическая копилка "проектный метод в ДОО"
Термин «проект» в последнее десятилетие все чаще употребляется специалистами сферы образования в различных словосочетаниях: управленческий проект, методический проект, инновационный проект и пр.Такое ...
Дидактический материал «Копилка символов и моделей» для занятий по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста, используя метод «Моделируем сказку».
Методический материал содержит описание применения дидактического наглядного пособия «Копилка символов и моделей» для развития речи детей старш...
Методическая копилка: «Методы и методики психолого-педагогического обследования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»
laquo;Методы и методики психолого-педагогического обследования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»...
Методическая копилка активных методов обучения
Методическая копилка активных методов обучения...
«Методическая копилка «Методы и формы воспитания»
laquo;Методическая копилка «Методы и формы воспитания»...
Копилка педагогических методов и приемов, способствующих поддержке и развитию детской инициативности
Педагогические методы и приемы, способствующие поддержке и развитию детской инициативности...