Пересказ как средство развития речи
консультация (старшая группа) на тему

Садовая Екатерина Константиновна

Пересказом называется воспроизведение своими словами прослушанного литературного отрывка. Его относят к творческим методам работы над текстом, поскольку ребёнок не только передаёт сюжетную линию рассказа, но и сам стиль услышанного произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereskaz_kak_sredstva_razvitie_rechi_2.docx17.53 КБ

Предварительный просмотр:

Пересказом называется воспроизведение своими словами прослушанного литературного отрывка. Его относят к творческим методам работы над текстом, поскольку ребёнок не только передаёт сюжетную линию рассказа, но и сам стиль услышанного произведения.

Требования к тексту:

  • наличие поучительного смысла в литературном произведении. Текст, использованный на занятиях по развитию речи, может не только познакомить ребёнка с особенностями родной речи, но и заставить задуматься над серьёзными вещами, активизировать его мыслительную деятельность.
  • доступность для понимания их содержания, использование в повествовании знакомых персонажей, каждый из которых имеет свои чётко выраженные личностные характеристики.
  • чётко прослеживаться последовательность событий и действий, а композиции следует быть доступной для осознания и понимания.
  • его динамичность и соответствие возрасту слушателей. Язык используемого для пересказа художественного произведения должен быть простым и, вместе с тем, образным.

Только при условии выполнения всех перечисленных требований, ребёнок сумеет понять текст и прочувствовать его, дать оценку действиям главных героев и выразить свое собственное мнение по поводу описанных событий.

Детям дошкольного и младшего школьного возраста легче всего даётся пересказ народных сказок. На подготовительном этапе взрослый обращает внимание на то, что язык народных сказок неторопливый, чаще всего разговорный, полный ярких образов и сравнений. Для многих народных сказок характерны диалоги, использование прямой речи, которая максимально полно передаёт характер персонажей.

Традиционной схемой построения сказок является присказка, собственно сказка с повторами и концовка. Присказка призвана привлечь внимание слушателей, отвлечь от посторонних дел.

Очень часто в русских народных сказках используются троекратные повторения действий или описаний. Важно, чтобы сам текст этих повторов звучал одинаково, но, вместе с тем, интонация в зависимости от этапа развития сюжета менялась, отражая внутреннее состояние главного героя или героини, настроение.

Среди основных задач концовки народной сказки – вернуть слушателя к реальной жизни, сделать вывод из сказанного, завершить повествование.

Несколько сложнее детям пересказывать художественные произведения. Однако, это один из важнейших этапов изучения родного языка, так как художественные произведения позволяют сделать речь ребёнка более образной, наполнить её крылатыми выражениями и яркими описаниями. Пересказывая художественные произведения, дети учатся грамотно строить собственные рассказы и повествования, перенимают более творческий подход к составлению устных описаний, передачи личного опыта.

Дети дошкольного возраста достаточно хорошо владеют принципами построения отдельных предложений, но создание из отдельных предложений логической речевой структуры для многих из них является порой непосильной задачей.

Пересказывая художественные произведения, дети учатся объединять в стройную систему отдельные фразы, выделять основную мысль, которую пытался донести до читателя или слушателя автор.

Каждое занятие по пересказу должно быть тщательным образом продумано и спланировано. После ознакомительного вступления взрослый зачитывает детям подготовленное произведение. Затем проводится беседа, позволяющая понять, насколько интересна и понятна детям затронутая тема, какой отклик нашла главная идея автора в сердцах юных граждан. Лучше всего строить беседу по заранее подготовленным вопросам, чтобы сохранилась динамика занятия и эмоционально окрашенный интерес к прочитанному.

По завершении дискуссии ребенок готов к пересказу. Взрослый должен следить за чётким следованием сюжету, а также за использованием художественных средств родного языка.

Прекрасным дополнением и опорным материалом для пересказа может стать иллюстрация или картина, передающая сюжет произведения.

Важно, чтобы к концу занятия ребенок высказал своё мнение относительно услышанного. Чем чаще ребенок будет пересказывать, тем образнее будет становиться их речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды связной речи. Пересказ - важное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.

  Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь    имеет    основные...

«Пересказ как средство развития связной речи»

Презентация к методическому объединению по теме;«Пересказ как средство развития связной речи»...

Консультация для воспитателей ДОУ "Пересказ-действенное средство развития речи дошкольников"

Консультация для воспитателей ДОУ "Пересказ-действенное средство развития речи дошкольников"....

Пересказ как средство развития речи

В статье рассмотрены главные аспекты в работе по развитию речи...

“Пересказ как средство развития речи старших дошкольников ”

ldquo;Пересказ как средство развития  речи старших дошкольников &rdquo...