Пересказ как средство развития речи
статья

Сапронова Ольга Александровна

В статье рассмотрены главные аспекты в работе по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereskaz_kak_sredstvo_razvitiya_rechi.docx16.06 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей – одна из основных задач познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста. Одним из важнейших показателей речевого развития ребёнка является развитие связной речи.

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей.

Поэтому проблема развития связной речи детей в настоящее время приобретает особую актуальность.

Своевременное развитие связной речи ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребёнка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой.

Главной задачей развития связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи через различные виды речевой деятельности. Пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание различных видов творческих рассказов, освоение форм (речи-рассуждения объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), а также сочинение сюжетных рассказов по картине, из личного опыта.

Монологическая речь занимает большое место в практике общения. Общая и характерная особенность всех форм монологической речи - ярко выраженная направленность ее к реальному или воображаемому слушателю.

Цель этой направленности - достигнуть необходимого воздействия на слушателя. По сравнению с диалогической, монологическая речь - более сложная и трудная форма речи. Монологическая речь не имеет прямой и активной поддержки со стороны слушателя, поэтому монологическое выступление требует предварительного продумывания и планировки его основных опорных пунктов.

Остановимся подробно на пересказе. Пересказ - связное выразительное воспроизведение текста прослушанного художественного произведения.

Различаются несколько видов пересказа.

*Подробный пересказ.

*Коллективный с обсуждением вариантов фраз.

*Выборочный- пересказ фрагментов.

*По цепочке.

*С элементами драматизации.

*С изменением повествующего лица.

*Отсроченный пересказ.

Среди различных видов пересказов наибольшее распространение и программе детского сада получил подробный пересказ - пересказ текста в той последовательности, в которой он воспринимается при чтении взрослым. При этом он рассматривается, главным образом, как средство закрепления в детской памяти содержания прочитанных текстов и тем самым обогащения круга представлений и знаний детей. Из всех видов пересказа, подробный пересказ в большей мере способствует обогащению словаря детей, формированию строя предложений и развитию связной речи детей.

Помимо того, что дети знакомятся с яркими оборотами речи, образцами литературного языка, они овладевают необходимыми предложениями для связи одной мысли с другой, выражающими различные временные и причинные отношения. Учатся внимательно слушать выступления своих товарищей, уточняя их и дополняя.

В процессе руководства пересказом педагог применяет различные методические приемы. В случае неудачной замены ребенком того или иного слова, воспитатель вступает в пересказ и продолжает его. Важным  методическим приемом является  разбор детского пересказа: педагог оценивает его полноту, отмечает проявленную самостоятельность, использование различных интонаций и различного темпа речи. Дети также привлекаются к оценке рассказов товарищей. Педагог может привлечь детей к изложению уже знакомого произведения и поупражнять их в отсроченном пересказе, что способствует выработке умения сохранять в памяти усвоенный материал в достаточно полном объеме и через определенный отрезок времени воспроизводить его. Так у детей постепенно пополняется запас художественных произведений, которые они пересказывают не только на занятиях, но и в ситуациях повседневного речевого общения со взрослыми и со сверстниками.

Значение пересказа в формировании монологической речи

*Качественное и количественное обогащение словаря.

*Употребление обобщений в активной речи.

*Формирование грамматического строя речи.

*Усвоение структуры связных высказываний.

*Развитие способности к речевому самоконтролю.

*Усвоение художественных приемов и средств.

*Активизация познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, представления.

*Закрепление правильного произношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды связной речи. Пересказ - важное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.

  Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь    имеет    основные...

«Пересказ как средство развития связной речи»

Презентация к методическому объединению по теме;«Пересказ как средство развития связной речи»...

Пересказ как средство развития речи

Пересказом называется воспроизведение своими словами прослушанного литературного отрывка. Его относят к творческим методам работы над текстом, поскольку ребёнок не только передаёт сюжетную линию ...

Консультация для воспитателей ДОУ "Пересказ-действенное средство развития речи дошкольников"

Консультация для воспитателей ДОУ "Пересказ-действенное средство развития речи дошкольников"....

“Пересказ как средство развития речи старших дошкольников ”

ldquo;Пересказ как средство развития  речи старших дошкольников &rdquo...