Пересказ как средство развития речи
статья
В статье рассмотрены главные аспекты в работе по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pereskaz_kak_sredstvo_razvitiya_rechi.docx | 16.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи детей – одна из основных задач познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста. Одним из важнейших показателей речевого развития ребёнка является развитие связной речи.
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей.
Поэтому проблема развития связной речи детей в настоящее время приобретает особую актуальность.
Своевременное развитие связной речи ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребёнка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой.
Главной задачей развития связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи через различные виды речевой деятельности. Пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание различных видов творческих рассказов, освоение форм (речи-рассуждения объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), а также сочинение сюжетных рассказов по картине, из личного опыта.
Монологическая речь занимает большое место в практике общения. Общая и характерная особенность всех форм монологической речи - ярко выраженная направленность ее к реальному или воображаемому слушателю.
Цель этой направленности - достигнуть необходимого воздействия на слушателя. По сравнению с диалогической, монологическая речь - более сложная и трудная форма речи. Монологическая речь не имеет прямой и активной поддержки со стороны слушателя, поэтому монологическое выступление требует предварительного продумывания и планировки его основных опорных пунктов.
Остановимся подробно на пересказе. Пересказ - связное выразительное воспроизведение текста прослушанного художественного произведения.
Различаются несколько видов пересказа.
*Подробный пересказ.
*Коллективный с обсуждением вариантов фраз.
*Выборочный- пересказ фрагментов.
*По цепочке.
*С элементами драматизации.
*С изменением повествующего лица.
*Отсроченный пересказ.
Среди различных видов пересказов наибольшее распространение и программе детского сада получил подробный пересказ - пересказ текста в той последовательности, в которой он воспринимается при чтении взрослым. При этом он рассматривается, главным образом, как средство закрепления в детской памяти содержания прочитанных текстов и тем самым обогащения круга представлений и знаний детей. Из всех видов пересказа, подробный пересказ в большей мере способствует обогащению словаря детей, формированию строя предложений и развитию связной речи детей.
Помимо того, что дети знакомятся с яркими оборотами речи, образцами литературного языка, они овладевают необходимыми предложениями для связи одной мысли с другой, выражающими различные временные и причинные отношения. Учатся внимательно слушать выступления своих товарищей, уточняя их и дополняя.
В процессе руководства пересказом педагог применяет различные методические приемы. В случае неудачной замены ребенком того или иного слова, воспитатель вступает в пересказ и продолжает его. Важным методическим приемом является разбор детского пересказа: педагог оценивает его полноту, отмечает проявленную самостоятельность, использование различных интонаций и различного темпа речи. Дети также привлекаются к оценке рассказов товарищей. Педагог может привлечь детей к изложению уже знакомого произведения и поупражнять их в отсроченном пересказе, что способствует выработке умения сохранять в памяти усвоенный материал в достаточно полном объеме и через определенный отрезок времени воспроизводить его. Так у детей постепенно пополняется запас художественных произведений, которые они пересказывают не только на занятиях, но и в ситуациях повседневного речевого общения со взрослыми и со сверстниками.
Значение пересказа в формировании монологической речи
*Качественное и количественное обогащение словаря.
*Употребление обобщений в активной речи.
*Формирование грамматического строя речи.
*Усвоение структуры связных высказываний.
*Развитие способности к речевому самоконтролю.
*Усвоение художественных приемов и средств.
*Активизация познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, представления.
*Закрепление правильного произношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды связной речи. Пересказ - важное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь имеет основные...
«Пересказ как средство развития связной речи»
Презентация к методическому объединению по теме;«Пересказ как средство развития связной речи»...
Сообщение из опыта работы "Пересказ как средство развития связной речи" воспитателя Темербековой Ирины Андреевны
Пересказ как средство развития связной речи...
Пересказ как средство развития речи
Пересказом называется воспроизведение своими словами прослушанного литературного отрывка. Его относят к творческим методам работы над текстом, поскольку ребёнок не только передаёт сюжетную линию ...
Консультация для воспитателей ДОУ "Пересказ-действенное средство развития речи дошкольников"
Консультация для воспитателей ДОУ "Пересказ-действенное средство развития речи дошкольников"....
“Пересказ как средство развития речи старших дошкольников ”
ldquo;Пересказ как средство развития речи старших дошкольников &rdquo...
Пересказ как средство развития речи старших дошкольников
Материал к самообразованию...