Сообщение из опыта работы "Пересказ как средство развития связной речи" воспитателя Темербековой Ирины Андреевны
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме
Пересказ как средство развития связной речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_iz_opyta_raboty.docx | 29.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 35
Пересказ как средство развития связной речи
Сообщение из опыта работы
воспитателя Темербековой Ирины Андреевны
Актуальность
Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка. Вопросы развития связной речи всегда актуальны, потому что являются центральной задачей речевого развития детей, и имеет большое значение для формирования личности ребенка дошкольного возраста и его социализации.
Умение связно, последовательно, образно и точно излагать свои мысли и пересказывать полученную информацию помогает ребенку быть общительным, раскрепощенным, развивает уверенность в своих силах.
Одним из видов монологической речи, который мы развиваем у детей – это пересказ
Как известно, пересказ - самая первая ступень в формировании навыков монологической речи. Пересказ-это осмысленное, творческое воспроизведение литературного текста в устной речи. Это сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление, память и воображение детей.
Овладение пересказом способствует формированию навыков самостоятельного (творческого) рассказывания, так как этот процесс предполагает преднамеренность и плановость речи.
В процессе работы по обучению пересказу обогащается словарный запас, активно развивается восприятие, память, внимание. При этом дети усваивают посредством имитации нормативные основы устной речи, упражняются в правильном употреблении языковых средств по аналогии с содержащимися в произведениях для пересказа.
Пересказ считается сравнительно лёгкой речевой деятельностью, т.к. ребёнок излагает уже готовое содержание и пользуется уже готовой формой. Но, однако, эта лёгкость относительна, потому что мы знаем, как трудно ребёнку воспроизвести готовое произведение, не потеряв смысла. Иногда даже придумать какую-нибудь историю или рассказать что-нибудь из личного опыта бывает даже легче, чем воспроизвести готовую форму.
Качество детских пересказов зависит от эффективности проводимой работы по развитию всех сторон речи. Поэтому при обучении пересказу я ставлю перед собой следующие задачи:
учить детей:
- осмысленно воспринимать содержание произведения,
- планировать развернутые высказывания,
- в процессе пересказа использовать средства художественной выразительности.
развивать
- самоконтроль при построении высказываний,
- лексико-грамматическую и фонетико-фонематическую стороны речи,
- коммуникативные способности,
- память, внимание, мышление,
В средней группе в первом полугодии я использовала знакомые детям русские народные сказки «Теремок», «Козлятки и волк» (с элементами настольного театра), «Кто сказал «Мяу?» В. Сутеева (отрывки), а во втором полугодии — впервые прочитанные рассказы, состоящие из нескольких предложений, например, (Л. Н. Толстого«Сел дед пить чай»).
Постепенно вводила тексты более объемные по содержанию, пересказ которых значительно труднее. Понимание и осмысление впервые прочитанных произведений приобретает особое значение. Ребенку сложно самостоятельно проследить логическую последовательность сюжета, запомнить и передать языковые средства.
С этой целью использую такой метод, как беседа: в беседе по содержанию с помощью вопросов, пояснений, показа иллюстраций выделяю основные части повествования, ставлю вопросы, направленные на осмысление событий и поступков героев. В беседу включаю упражнения, развивающие навыки выразительного пересказа (использование различных интонаций в диалогах, передача переживаний действующих лиц).
Внимание детей привлекаю также и к языку, к характеристикам персонажей, к средствам выразительности (например, рассказу К. Д. Ушинского «Гуси»: гуси шеи длинные вытянули, лапы красные растопырили; длинная хворостина).
В процессе пересказа я широко использую прием отраженной речи. Если ребенок молчит, я сама начиню рассказ: «Вышла хозяюшка и манит гусей домой: теги-теги-теги!» Ребенок повторяет фразу вслед за мной.
Дети в этом возрасте пересказывают текст с существенными пропусками. Поэтому использую такой приём, как подсказ нужных слов и фраз, Этот приём обеспечивает плавность, связность пересказа, помогает избежать длинных пауз, вызванных тем, что ребёнок забыл текст, также тогда, когда мои вопросы: «А дальше? Вспомнил?» - не помогают.
Не оставляю без внимания любой пересказ детей, обязательно поощряю их старание.
Эффективным приемом является совместный пересказ - воспитателя с ребёнком. Использую его в работе с робкими детьми, испытывающими затруднения в составлении рассказов. В процессе пересказа ободряю жестом, взглядом, улыбкой обязательно хвалю: «Молодец. Теперь детям легче будет рассказывать. Только в следующий раз рассказывай громче».
Особый интерес у детей вызывает пересказ – инсценирование. Это пересказ, который разыгрывается с помощью игрушек или настольного театра. Очень хорошо подходит как для младших дошкольников, так и для старших.
Очень детям нравится пересказ с опорой на сюжетные картинки, или серию картин, а так же на мнемотаблицы.
Начиная со старшей группы, использую такие приёмы пересказа:
Пересказ по частям не разбивает цельности восприятия детей так, как произведение детям уже известно. Использование пересказа по частям в процессе занятия позволяет привлечь к нему большее количество детей.
Пересказ по ролям (лицам) увлекает детей. Он занимает значительное место при формировании выразительности речи, в этом помогает обсуждение характера действующего лица. Это, в свою очередь, оказывает большое влияние на качество детской речи, на активизацию внимания детей. Пересказ в лицах применяется уже в средней группе, например рассказов Я.Тайца «Кубик на кубик», «Послушный дождь». Целесообразней использовать этот приём в конце занятия.
Использую на занятии такой приём, как игра - драматизация. В этом случае реплики персонажей сопровождаются движениями, которые выполняют сами дети. Они широко используют жесты, имитируют повадки животных. При этом игра не требует декораций, костюмов и предварительной подготовки. Слова от автора сначала говорю я, а затем поручаю кому-либо из детей. Указания о проведении игры, о выразительности речи даются всем детям. Для исполнения ролей в игре в первую очередь вызываю детей со слаборазвитой речью, робких. С ролью справляется каждый ребёнок, так как короткие реплики персонажей всем под силу. Игра - драматизация занимает не более 5 минут.
В старшей группе используем разные виды пересказов:
1. Подробный, или близкий к тексту;
2.Краткий или сжатый;
3.Выборочный;
4.С перестройкой текста;
5.С творческими дополнениями.
При обучении творческому пересказу использую следующие приёмы:
1. Пересказ с изменением лица. Если художественное произведение написано от первого лица, то, как правило, при таком виде пересказа меняют его на третье лицо. Например, если в произведении автор пишет «Я пошёл…», то при таком пересказе ребёнок должен сказать «Автор пошёл…»
2. Пересказ по аналогии. Это творческий пересказ, в котором заменяется герой или изменяется событие. Например, известную сказку про Колобка, который от дедушки ушёл и от бабушки убежал, можно пересказать так, что он никуда не убегал, а лиса, допустим, сама к нему прибежала и т.д. Или все те же события случились не с Колобком, а с другим персонажем.
Несколько слов хотелось бы сказать и о нетрадиционных видах пересказа, которые мы используем в своей работе:
1.«Расскажи самому себе».
Пересказ шепотом небольшого (из 3-5 предложений) текста перед зеркалом (каждый ребенок рассказывает, глядя в свое зеркальце).
Исключение психологического дискомфорта при выполнении пересказа самому себе способствует развитию речи на всех четырех уровнях. Ребенку приходится распределять внимание в двух направлениях: наблюдать за реакцией слушающего и осуществлять конструирование предложения во внутренней речи. Ничто не мешает ребенку полноценно мыслить в условиях зоны актуального речевого развития.
2.Пересказ в диалогических парах.
Дети поворачиваются друг к другу и поочередно пересказывают прочитанный текст.
3.Пересказ по кругу.
Дети садятся, образовав два круга, и начинается общение образовавшихся диалогических пар. Далее дети внутреннего круга передвигаются в одном направлении, и образовавшиеся пары вновь делятся своими пересказами. Каждый отдельный ребенок расскажет всем по отдельности свой текст и услышит новые тексты от всех, с кем общался. Круг общения расширился, но ребенок всякий раз работал все-таки в паре. Каждый раз, пересказывая новому слушателю, он чувствовал себя увереннее, хотя условия общения изменялись.
4.Пересказ группе детей.
Дети работают в гомогенных группах в соответствии с уровнем сформированности рассказывания. Каждый ребенок рассказывает свой текст. Далее каждый выполняет пересказ для группы. Очень важно, чтобы начиная пересказ, наиболее продвинутый в речевом развитии ребенок обеспечил застенчивому время для адаптации.
В старшей группе много внимания уделяем использованию приемов, способствующих лучшему осмыслению и запоминанию текста, направленных на формирование у детей навыков планирования развернутых высказываний:
- Пересказ одного ребенка иллюстрирует другой ребенок, подбирая из предложенных ему картинок те, которые относятся к рассказу.
- Использование детского рисунка (рисунок какого-либо фрагмента произведения с последующим составлением пересказа – пустить книги - самоделки).
- Показ наглядного материала. (Иллюстраций или отображение сюжета на панно)
- использование диафильмов, видеофильмов, мультимедийных презентаций (предварительное чтение с дальнейшим просмотром и ответами на вопросы, пересказывание по фрагменту.
- использование интерактивных мультфильмов. Использование современных информационно-коммуникативных технологий при обучении детей пересказу является своеобразным стимулом активации всех процессов речи. В процессе просмотра интерактивных мультфильмов обостряются восприятие, усиливается запоминание материала, они влияют на выразительность детской речи.
- Прием моделирования сюжета произведения с помощью условной наглядной схемы.
Один из вариантов моделирования - это символизация. Этим приемом я еще не пользовалась, но планирую попробовать во втором полугодии старшей группы.
Дети учатся изображать символами предметы, героев сказок, взрослых, сверстников. Можно предложить детям составить модель сказки, в которой помимо образов героев можно изобразить их действия. Детям дают длинные узкие листочки (на них удобнее размещать действия последовательно) и один цветной карандаш или один простой карандаш («многоцветие» мешает детям сконцентрироваться).
Читая или рассказывая сказку, взрослый предлагает детям «записать» ее так, как «записал» бы ее древний человек, который не знал буквы. Начинать надо с незнакомой сказки, иначе изображения будут опережать текст. Когда модели сказок готовы, воспитатель предлагает детям рассмотреть рисунки-записи, обращает внимание на то, что сказка одна, а рисунки-записи разные. Самое интересное, что любую модель, кроме ее автора, никто правильно прочитать не может. Дети могут «прочитать» свои записи и по этим же моделям сочинить новые сказки: или по своей «записи» или по «записи» товарища.
Еще один из вариантов моделирования - «Карты Проппа». Карты, используемые в начале работы с текстами, выполняются в сюжетной манере, далее используются карты с довольно сжатым схематичным изображением. Изготавливая карты-опоры, педагог выбирает для обозначения такие символы, которые бы были понятны детям, или вместе с ними оговаривает каждое изображение. Символы, придуманные самими детьми, организуют запоминание, и осознание их протекает более продуктивно. Один из способов использования карт Проппа: Воспроизведение знакомой сказки, дифференциация на смысловые части, взрослый обсуждает каждую из них с детьми, вместе они дают ей название. Если предложено несколько названий, близких по смыслу, выбирается самое точное и емкое. Дать правильное название - значит расшифровать информацию, которую впоследствии можно «спрятать» в карте с помощью изобразительных средств. Таким образом, дети соотносят между собой две системы: речевую и графическую. Это помогает детям подойти к пониманию того, что сказка - это гибкое образование, состоящее из элементов, и что сказочником может быть сам ребенок.
Для того, чтобы дети использовали приобретенные умения, необходимо в речевом уголке пополнять материал, стимулирующий самостоятельное рассказывание знакомых сказок, рассказов.
Подводя итоги, можно сделать следующий вывод: Многообразие видов и приемов работы над пересказом позволяет осуществлять данную деятельность с детьми в непринужденной, интересной и увлекательной форме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ». Воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 122 Кислякова В.П.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям.Сообщение из опыта работы и ниже предложен конспект...
Из опыта работы: Сказка как средство развития связной речи
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. В процессе ра...
Из опыта работы «Игры на развитие связной речи с детьми старшего дошкольного возраста» ирина сопельняк
Из опыта работы «Игры на развитие связной речи с детьми старшего дошкольного возраста»Здравствуйте уважаемые коллеги!Дошкольное детство - короткий, но важный период становления и развития ребенка. Осн...
Статья из опыта работы «Пересказ как средство развития связной речи дошкольника»
Статья из опыта работы «Пересказ как средство развития связной речи дошкольника»...
презентация опыта работы по теме "Театрализованная деятельность как средство развития связной речи у детей 2 младшей группы.
презентация опыта работы по теме "Театрализованная деятельность как средство развития связной речи у детей 2 младшей группы....
Сказочно-былинный жанр, как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста» (представление опыта работы в рамках городского методического объединения по «Речевому развитию»)
«Сказочно-былинный жанр, как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
Сообщение из опыта работы «Наглядное моделирование – средство развития связной речи дошкольников»
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания ...