“Пересказ как средство развития речи старших дошкольников ”
учебно-методический материал по логопедии
“Пересказ как средство развития речи старших дошкольников ”
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 34.2 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
Тема “Пересказ как средство развития речи старших дошкольников ”
Актуальность выбранной темы:
В ряду задач, стоящих перед дошкольными учреждениями, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.
Развитие связной речи является одним из важнейших условием успешности обучения ребёнка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью дошкольник может давать развёрнутые ответы на сложные вопросы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов и произведений художественной литературы
Пересказ является первым видом рассказа, которому начинают учить детей воспитатели. Пересказ выступает как воспроизведение в выразительной устной речи прослушанного художественного произведения.
Большинство педагогов и психологов признают значимость навыка пересказа для речевого развития ребенка. Значение пересказа высоко оценивали в классики педагогики, такие как К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой.
Умение пересказывать художественный текст имеет огромное значение в жизни ребенка. От него зависят и успехи обучения в школе, и общение со сверстниками и взрослыми. Не секрет, что хороший рассказчик является душой компании. Но даже взрослые люди не всегда могут интересно передать содержание книг или кинофильмов. Этому умению нужно обучать с детства.
Обучение пересказу, с одной стороны, приучает ребенка слушать, анализировать, осмыслять литературный текст, а с другой – учит последовательно и выразительно передавать содержание произведения.
Выбранную тему я считаю крайне актуальной, так как важно заботиться о своевременном формировании связной (монологической) речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения речи.
Цель:
Повышение своего профессионального уровня и компетентности в работе с детьми старшего дошкольного возраста по использованию методов и приемов в развитии речи старших дошкольников через пересказ.
Задачи:
- формирование у детей грамматически правильной речи, обогащение словарного запаса и закрепление произношения трудных звуков русского языка.
- формированию у детей выразительной речи.
- развитие произвольного внимания, памяти и воображения.
- развите эмоционально-нравственных качеств ребенка , таких как, смелость, радушие, взаимовыручка, умение сопереживать и сочувствовать героям произведения.
- формирование волевых процессов: усидчивость и умение дослушать повествование до конца.
- формирование любознательности и читательской активности, склонности к самостоятельной читательской деятельности.
- формирование полноценного эстетического восприятия произведения.
Для успешной реализации поставленных задач были определены следующие этапы работы:
- Подготовительный
- Углубление методических знаний.
- Изучение необходимой литературы, знакомство с современными подходами и достижениями в области выбранной темы.
- Подбор необходимого оборудования и пособий для создания развивающей предметно-пространственной среды.
- Проведение диагностики, с целью выявления особенностей воспитанников, их недостающих знаний по заданной теме.
- Создание календарно-тематического планирования
- Основной этап. Практический
- Реализация поставленных задач в рамках НОД и в соответствие с календарно-тематическим планированием.
- Сотрудничество с родителями, вовлечение их в воспитательный и образовательный процесс ДОУ.
- Своевременное внесение дополнений и корректировки в соответствие с изменением учебного процесса группы. А также разработка методов работы при возникновении затруднений у отдельных воспитанников и разработка дополнительных заданий для детей более успешных в обучении.
- Заключительный этап.
- Проведение диагностики с целью обоснования полученных результатов.
- Обобщение и внедрение опыта.
- Определение перспектив в работе с детьми и родителями.
Формы работы с детьми:
- Литературное чтение.
- Словарная работа с незнакомыми, новыми словами.
- Работа с иллюстрацией, соотнесение иллюстраций с текстом.
- Обучение пересказу с опорой на ключевые слова.
- Обучение пересказу с опорой на наглядный материал.
- Заучивание фрагментов текста наизусть.
- Обучение составлению плана пересказа
Выход темы:
- Создание календарно-тематического планирования по заданной теме в соответствием требованием ФГОС и образовательной программы.
- Создание картотеки дидактических игр по литературным произведениям и их авторам.
- Преобразование книжного уголка в группе.
- Консультации для родителей
- Консультации для педагогов
- Проведение для воспитанников экскурсии в детскую библиотеку.
- Ознакомление воспитанников со вспомогательными электронными ресурсами при формировании навыка пересказа.
- Проведение праздников и досугов по заданной теме.
- Проведение открытого занятия для родителей и коллег.
Примерный календарно-тематический план на учебный год для старшей группы, по теме «Пересказ»:
Период проведения | Учебный материал | Форма работы |
Сентябрь | Сказка «Лиса и журавль»
Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила» | Прочтение сказки воспитателем. Проведение беседы. Пересказ по ролям. Инсценировка сказки Словарная работа: значение и употребление слов , используемых по теме «Осень». Подбор иллюстрационного материала для заданной темы. Наблюдение за явлениями природы осенью, с последующим описанием их детьми. |
Октябрь | Рассказ Н. Носова «Живая шляпа» Русская народная сказка «Гуси-лебеди» | Прочтение рассказа воспитателем. Проведение беседы. Вопросы по сюжетной линии, и составление детьми своих вариантов рассказа; придумывание дополнительных героев, изменение финала рассказа. Прочтение сказки воспитателем. Обучение пересказу с помощью сюжетных картинок. (нахождение недостающих картинок). Пересказ по ролям |
Ноябрь | В. Драгунский «Друг детства » | Предварительная работа: дети приносят игрушки, с которыми они играли в раннем детстве. Прочтение рассказа воспитателем. Беседа, затрагиваются этические темы: дружба, любовь, привязанность. Воспитатель задает вопросы детям, которые раскрывают понятие «Друг», «Дружба» (Кто твой друг? Почему ты считаешь его своим другом? Может ли игрушка быть другом? Есть ли у тебя придуманные тобой друзья?) Пересказ текста автора. Составление рассказа о своем игрушечном друге из детства. |
Декабрь | Сказка П. Бажова «Серебряное копытце» Рассказ С. Георгиев «Я спас Деда Мороза» | Прочтение сказки воспитателем. Беседа. Словарная работа: значение и употребление слов , используемых по теме «Зима». Придумывание детьми других имен для героев и новое название сказки. Затрагивание темы «Семья», «Труд». Подготовка пересказа детьми дома с родителями. Чтение сказки воспитателем. Беседа. Заучивание отрывков рассказа наизусть |
Январь | К. Паустовский «Кот- Ворюга» | Чтение рассказа дома с родителями. Беседа и обсуждение. Подбор детьми другого названия для рассказа. Обсуждение темы «Домашние животные», работа описательными характеристиками животных. Подготовка к пересказу. |
Февраль | Рассказ Л. Толстого «Косточка» | Прочтение рассказа воспитателем. Обучение составлению плана рассказа. Обучение пересказу с помощью опорных слов. |
Март | Сказка В. Катаев «Цветик-семицветик»
Рассказы про мам и бабушек | Прочтение рассказа воспитателем. Беседа. Выделение главной мысли произведения. Рассуждения детей на тему правильных или неправильных желаний. Воспитание чувства сопереживания героям сказки. Заучивание наизусть присказки «Лети-лети лепесток» .Сочинение своей сказки «Цветик-семицветик», с использованием других сюжетных линий, но с сохранением замысла сказки автора. Составление рассказа по мнемотаблицам, опорным иллюстрациям. |
Апрель | В. Бианки «Купание медвежат» Виталий Бианки "Разговор птиц весной" (из сказки-рассказа "Птичьи разговоры") | Прочтение рассказа воспитателем. Беседа. Пересказ по ролям. Подбор музыки для рассказа. |
Май | Сказка «Колосок» | Прочтение сказки, беседа на тему «Труд». Заучивание сказки наизусть.Инсценировка сказки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему: «Музыкальная игра как средство развития старшего дошкольника»
Программа «Детство» ориентирует педагога на вовлечение ребенка в процесс общения с музыкой на основе различных видов музыкальной деятельности: восприятия, исполнительства, творчества.Пробуждение творч...
Социоигровая технология как средство развития старшего дошкольника с ОНР в условиях ФГОС ДО.
Методические рекомендации по применению социоигровых технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
Консультация "Художественный труд (оригами) как средство подготовки старших дошкольников к школе".
Как отмечают многие педагоги и психологи: психическое, личностное развитие дошкольника наиболее эффективно происходит в традиционных для него детских видах деятельности (игре, изобразительной деятельн...
"Музыкальный фольклор как средство приобщения старших дошкольников к истокам русской культуры" Методические рекомендации
В авторском методическом пособии предлагаются советы и рекомендации для решения задач по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуре средствами музыкального фольклора....
Игровая деятельность – средство социализации старших дошкольников.
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Игра рассматривается как деятельность, имеющая очень ...
Консультация для воспитателей ДОУ "Пересказ-действенное средство развития речи дошкольников"
Консультация для воспитателей ДОУ "Пересказ-действенное средство развития речи дошкольников"....
ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «МУЗЫКАЛЬНО – ФОЛЬКЛОРНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ »
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культур...