Компоненты психологической готовности к обучению в школе
консультация на тему
Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошел в школу подготовленным, с учётом его общего физического развития, моторики, состояния нервной системы. И это далеко не единственное условие. Одним из самых необходимых компонентов является психологическая готовность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskaya_gotovnost_k_shkole_ppt.ppsx | 2.1 МБ |
soobshchenie_gorbovskoy_a.yu_.pdf | 538.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». доктор психологических наук, Леонид Абрамович Венгер
Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. Учительница будет красивая и добрая, одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки. Оправдание детских и родительских ожиданий зависят от того, как ребенок психологически подготовлен к школе
Что же такое психологическая готовность к школе и можно ли ее сформировать ? Психологическая готовность - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников Психологическая готовность к школе образуется постепенно: в играх, в труде, в общении со взрослыми и сверстниками, в процессе формирования традиционных школьных навыков (письма, счет, чтения)
Составляющие психологической готовности Эмоционально-волевая готовность Социально-психологическая готовность Интеллектуальная готовность Личностная готовность
Умеет ли ребенок общаться с детьми. Проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его позовут другие ребята. Чувствует ли принятые в обществе нормы общения, Готов ли учитывать интересы других детей или коллективные интересы, умеет ли отстаивать свое мнение. Чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями. Социально-психологическая готовность У ребенка к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Необходимо дать ему возможность самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр.
Интеллектуальная готовность Умение писать, читать, считать, решать элементарные задачки, это лишь навыки, которым можно научить. Не подавляйте исследовательский интерес юного естествоиспытателя, тогда к моменту поступления в школу ему многое удастся постичь на собственном опыте. Учите ребенка самого искать ответы на свои бесконечные «почему», выстраивать причинно-следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром. Умение думать, анализировать, делать выводы. Развитие речи, словарный запас и способность рассказывать что-то на доступные темы, в том числе и элементарные сведения о себе. Способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика.
Личностная готовность Рассказывать о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные случаи, читать вместе с ребенком книги о школе, рассказывать о школьных порядках, устроить малышу экскурсию по будущей школе, показав ему, где он будет учиться. Полезны занятия, которые развивают фантазию и воображение: рисование, лепка, конструирование, а также самостоятельность и упорство: занятия в кружках и секциях. Познавательный интерес, желание узнавать что то новое. Сформированность положительного отношения к школе, учителю, учебной деятельности, к самому себе
Эмоционально - волевая готовность . Способность делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно. Адекватная самооценка и положительный образ себя. Умение сосредоточиваться, управлять эмоциями. Формированию этих качеств поможет игра!!! Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т.д. Также необходимо приучать ребенка к смене деятельности, режиму дня. Важно проявлять веру в ребенка, искренне поощрять, помогать и поддерживать. Потихоньку ребенок разовьет в себе способность к волевому усилию, но не сразу. Помогите ему!
Работа в подгруппах Эмоционально-волевая готовность к школе: Способность выдерживать нагрузки; Способность выдерживать разочарования; Не бояться новых ситуаций; Уверенность в себе и своих силах Социально-психологическая (коммуникативная) готовность к школе: Умение слушать; Чувствовать себя членом группы; Понимать значение правил и умение соблюдать их; Конструктивно решать конфликтные ситуации Интеллектуальная готовность к школе: Логически связное мышление, способность усматривать взаимосвязи и закономерности Способность к концентрации внимания в течение некоторого времени Краткосрочная слуховая память, понимание на слух, визуальная память Любознательность и интерес к учению Мотивационная готовность к школе: Отношение к обучению как важному делу; Стойкое желание учиться в школе.
Методики, используемые в мониторинге готовности к школьному обучению 1. «Запоминание 10 слов» А. Р. Лурия (модификация Т.П. Артемьевой для детей от 6 лет) 2. «Узнавание фигур» А. Н. Бернштейн (модификация М. Рыбакова) 3. « Домик» (разработчик Эльконин), (модификация Н.И. Гуткиной) 4. «Корректурная проба» Бурдона (модификация М.П. Коновой) 5. «Последовательность событий» А. Н. Бернштейна 6. «Четвертый лишний» (модификация Т.В. Чередниковой) 7. «Стандартная беседа» (разработчик Т.Н. Нежнова)
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая готовность к обучению в школе
Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
Данная программа является системой коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в речевом развитии, направлена на коррекцию и развитие систем...
«Готов ли ребенок к школе? Психологическая готовность к обучению в школе».
Незаметно подошло время поступления ребенка в школу. Это большое событие в жизни каждой семьи: у ребенка скоро появятся новые серьезные обязанности, его главным делом станет учеба. Школа предъявляет е...
Родительское собрание: «Первый раз в первый класс или готов ли ребенок к школе? Психологическая готовность к обучению в школе».
Познакомить родителей с понятием готовность ребенка к обучению в школе....
Компоненты психологичeской готовности к обучению в школе
Информационный материал по вопросам готовности к школьному обучению...
Примерные упражнения по развитию компонентов психологической готовности к обучению в школе
подготовка к школе начинается с раннего возраста. Ребенок готов к обучению в школе если:........
Психологическая готовность к обучению в школе. Основные компоненты психологической готовности к обучению в школе. Психодиагностика готовности
Психологическая готовность к обучению в школе. Основные компоненты психологической готовности к обучению в школе. Психодиагностика готовностиПсихологическая готовность к обучению в школе является одни...