Родительское собрание "Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста»
консультация (старшая группа) на тему
Повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie-ekologiya.docx | 22.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в старшей группе детского сада.
Тема: «Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста»
Цель: Повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом.
Задачи:
- Выявить уровень экологической культуры семьи путем анкетирования родителей.
- Расширить представление родителей о формах деятельности с детьми по экологическому воспитанию - методе моделирования.
- Продолжать формировать экологические нормы поведения человека в окружающей среде.
- Привлекать родителей к сотрудничеству по формированию экологической культуры дошкольников.
Подготовка к родительскому собранию:
- Оформить родителям пригласительные билеты на собрание, выполненные детьми в виде аппликации.
- Подготовить анкеты и провести анкетирование родителей.
- Оформить выставку пособий, дидактических игр по методу моделирования в экологическом воспитании.
- Подготовить материал для изготовления моделей в практической части.
- Подобрать музыкальное сопровождение, создать слайды по теме собрания.
1 часть – выступление воспитателя в сопровождении грамзаписи: «Звуки природы».
«Я сорвал цветок, и он завял.
Я поймал жука,
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял:
Прикоснуться к природе
Можно только сердцем».
Человек и природа – одно целое, неделимое. Природа оказывает огромное влияние на нас, а проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Каждый человек должен иметь определённый уровень экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. В любое время года наблюдательный человек, проходя полем или лесом и изучая следы зверя, увидит, как интересно меняется окружающий мир. Болото становится ареной многих событий и происшествий, а заросшая излучина вмещает целый подводный мир.
Реки, луга, леса с разнообразием растений и животных - наше богатство. Его надо беречь.
Известно, что к использованию естественных богатств следует подходить с особой осторожностью. Немного времени надо, чтобы срубить самое толстое дерево, а вырастить его надо много десятков лет. Ничего нет легче, поймать рыбу во время нереста: она теряет в это время всякую осмотрительность. Но одновременно гибнет и её многочисленное потомство. Разоришь птичье гнездо – и не прилетит в него на другое лето птицы, а без них начнут хиреть окрестные леса и рощи. Необходимо воспитывать в детях заботу о родной природе и её богатствах. Возбуждать симпатии к растениям и животным, раскрывая их свойства, повадки, суть, - один из путей воспитания доброго отношения к ним. Ребёнок не только должен осознавать, что нельзя разрушать муравейники, убивать лягушек и разорять птичьи гнёзда, топтать и рвать цветы, но и испытывать любовь к муравью, лягушке, цветам и деревьям – ко всему, что его окружает.
Дети сами нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому. Только надо им помочь сохранить её на всю жизнь. Это и будет формирование основ экологической культуры у детей.
В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.
«Годы детства – это, прежде всего воспитание сердца» – писал В. Сухомлинский.
Экологическое воспитание дошкольников без воспитания сердца невозможно. И срок для этого отпущен небольшой – семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно.
Любознательность, пытливость, желание узнавать – это те самые первые, самые необходимые черты характера, которые необходимо развивать в ребенке, готовя его к школе, к будущей жизни в целом.
Несмотря на то, что основой познания ребенком окружающей действительности является чувственное познание, многие явления природы ребенок не может воспринять непосредственно. И здесь большое значение приобретает использование моделей. Именно модели являются средством перехода от наглядно-действенного и наглядно-образного познания мира к познанию схематическому, творческому, обеспечивающему ребенку возможность опосредованным путем осваивать окружающий мир.
Модель - это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельностью. Например, глобус - это предметная модель Земли, а его изготовление можно назвать моделирующей деятельностью.
Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном примере. Так, раскрывая тайну деревьев с помощью модели, ребенок легче запоминает части дерева (корни, ствол, ветки, листья, плоды), а также узнает, какую пользу они приносят человеку. После наблюдения за божьей коровкой, когда детям представляется модель строения частей насекомого, они легко усваивают то, что они во время наблюдения могли и не заметить: насекомое имеет три части тела (голова, грудь, брюшко), крылья, у него есть шесть ног. С помощью схем-моделей дети хорошо могут устанавливать причинно-следственные связи: с наступлением холодов – засыхают многие растения – исчезают насекомые – улетают в теплые края птицы и т. д.
В дошкольном возрасте при ознакомлении детей с природой используются различные виды моделей:
- Предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. (Показ предметных моделей с выставки.)
- К ним относятся различные предметы, конструкции.
- Предметно-схематические модели. (показ предметно – схематических моделей с выставки) В них существенные признаки, связи и отношения объектов представлены в виде предметов-макетов.
- 3.Графические модели (показ графики, схемы) передают обобщенно признаки, связи и отношения природных объектов и явлений.
В качестве дидактического материала, кроме моделей, можно использовать мнемотаблицы.
Мнемотаблица - это схема, в которой заложена определённая информация. Например, при запоминании стихотворений, загадок, пословиц.
Чтобы модель, как наглядно-практическое средство познания, выполняло свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
- Чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания.
- Быть простой и доступной для создания и действия с ней.
- Ярко и чётко передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть усвоены.
- Модель должна нести в себе что-то новое, то, чего ребёнок ещё не знает.
Как у ребенка развить умение переводить реальный объект в знаково-символический образ:
- рассмотреть объект целостно;
- поделить объект на части, определить существенные признаки;
- заменить признаки на знак, символ;
- схематически изобразить целый объект.
Модели доступны детям – внесены в предметно-развивающую среду группы и применяются воспитанниками в самостоятельной деятельности, а также используются в групповой, подгрупповой, совместной деятельности, в индивидуальной работе с детьми, режимных процессах.
Когда ребёнок начинает придумывать модель самостоятельно – это лучший результат работы по моделированию.
Таким образом, ребёнок понимает язык символов через работу с моделями и потребности растений, развивается связная речь, логика, способность делать собственные выводы, развивается мышление, логические действия. На этой основе у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия об объектах, явлениях природного окружения, систематизация которых обеспечит формирование у дошкольников целостного образа природы.
2 часть – Практическая.
Родителям предлагается разделиться на группы.
Проводится викторина: «Компетентность родителей в сфере экологии»
- - Кто из лесных обитателей любит полакомиться муравьями и их личинками? (медведь, дятел)
- - Какое яйцо самое прочное? (страуса – выдерживает вес 15 кг)
- - Где у кузнечика уши? (на ногах)
- - Какой вред приносят людям мухи и тараканы? (разносят инфекцию)
- - Почему божью коровку не едят птицы? (она выделяет жидкость с неприятным запахом)
- - Где строят гнездо шмели? (в норках, в трещинках)
- - Опасное насекомое, переносчик малярии? (комар)
- - Самое крупное млекопитающее? (синий кит: длина – 33, 5м, вес – 160т.)
- - Кто самый сильный на земле? (муравей: переносит тяжести в 10 раз больше своей массы)
- - Кто самый прожорливый хищник планеты среди насекомых? (стрекоза – в день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама)
- - Какие лесные растения могут заменить мясо? (грибы – белые и шампиньоны наиболее питательные)
- - Кто кукует у кукушки? (самец)
- - Что относится к живой природе? (человек, растения, животные, грибы, микробы)
- - Что относится к неживой природе? (солнце, воздух, вода, камни)
- - Какая птица питается насекомыми на лету? (ласточка)
- - У всех насекомых шесть ног, а у этого восемь ног и еще восемь глаз? (паук)
- - Лекарственное растение. В народе его называли «порезник», «ранник», «чирьева трава»? (подорожник)
- - Это явление природы похоже на легкую дымку в воздухе, а иногда на белую непрозрачную стену. Если утром дымка рассеется, то на траве обязательно будет роса. (туман)
- - Ледяные кристаллики, подающие с неба зимой. Бывают разной формы. Если слипнутся, то образуются снежные хлопья. (снежинки)
После ответа родитель получает жетон с названием группы.
Задания для родителей:
1. «Прогноз погоды». Предлагается с помощью графического моделирования составить прогноз погоды, описанный на заранее приготовленной карточке.
2. «Время года». Предлагается составить экосистему нашего края с помощью предметно - схематического моделирования.
3. Загадки. Предлагается через мнемотаблицы загадать загадки.
После выполнения заданий, родители демонстрируют свои работы.
Собрание заканчиваю словами В. А. Сухомлинского: «Ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке, игре, творчестве, красоте».
Успехов Вам и вашим детям!
Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей» (пример 1)
1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение занимается вопросами экологического воспитания детей? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Интересует ли Вас лично данная проблема________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Ощущаете ли Вы по ребенку, что в ДОУ уделяется внимание экологическому воспитанию?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В чем это проявляется? (Ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т. д. (нужное подчеркнуть))
5. Чем можете оказать помощь ДОУ по экологии? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Как вы знакомите детей с правилами поведения в природе? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Ваши предложения, пожелания. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анкета для родителей (пример 2)
"Экологическое воспитание детей"
1.Что такое экология?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? Если нет, то почему? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Есть ли в семье собака, кошка или другие животные? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Посадили ли Вы дерево? _____________________________________________________________________________
- Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц? _____________________________________________________________________________
- Читаете ли Вы ребенку книги о природе? _____________________________________________________________________________
- Смотрит ли Ваш ребенок журналы, фотографии, телепередачи о природе? _____________________________________________________________________________
8.Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу? _____________________________________________________________________________
9.Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком? _____________________________________________________________________________
10. Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т.д.? _____________________________________________________________________________
- Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц? ___________________________________________________________________________
- Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе? ________________________________________________________________________
- Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как Вы думаете, получит Ваш ребенок знания о природе в детском саду? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на родительском собрании в старшей «Б» группе Тема: «Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста»
повышение интереса родителей к экологическому образованиюдетей и к экологии в целом...
Родительское собрание в средней группе детского сада. Тема: «Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста»
Цель: Повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом. Задачи:Выявить уровень экологической культуры семьи путем анкетирования родителей.Продолжа...
Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возраста»
Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возра...
Мастер-класс для педагогов "Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры детей дошкольного возраста"
Мастер-класс для педагогов...
Родительское собрание: "Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста"
Цель: Повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом. Задачи:Выявить уровень экологической культуры семьи путем анкетирования родителей.Расширить представл...
Конспект родительского собрания в старшей группе №1 детей с нарушением зрения на тему: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»
Педагогическое просвещение родителей по вопросам экологического воспитания детей....
Проект «ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ» повышение экологической грамотности и экологической культуры детей дошкольного возраста Срок реализации: 9 месяцев Возраст детей: 5-6 лет
Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного воз...