Методическое пособие " Рисуем без кисточки"
методическая разработка на тему
Методическое пособие « Рисуем без кисточки» раскрывает вопросы методики работы с детьми по обучению их нетрадиционным способам рисования. В пособии представлены и раскрыты различные нетрадиционные техники рисования для детей раннего и дошкольного возраста: монотипия, фотокопия, проступающий рисунок, витраж, каракулеграфия, шаблонография, печать листьев, рисование методом тычка, кляксография,раздувание краски, пластилиновая живопись,пушистые картинки, техника рисования ладошками и пальцами,оттиск поролоном.
Данный материал может быть использован воспитателями, студентами, так и родителями для занятий с детьми рисованием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka_risuem_bez_kistochki.docx | 610.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №30 станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район
«Рисуем без кисточки»
Л.Н. Плахутина – воспитатель младшей группы МБДОУ № 30 « Теремок»
Методическое пособие « Рисуем без кисточки» раскрывает вопросы методики работы с детьми по обучению их нетрадиционным способам рисования. В пособии представлены и раскрыты различные нетрадиционные техники рисования для детей раннего и дошкольного возраста: монотипия, фотокопия, проступающий рисунок, витраж, каракулеграфия, шаблонография, печать листьев, рисование методом тычка, кляксография,раздувание краски, пластилиновая живопись,пушистые картинки, техника рисования ладошками и пальцами,оттиск поролоном.
Данный материал может быть использован воспитателями, студентами, так и родителями для занятий с детьми рисованием.
Рецензент _____________Леготкина С.В. -преподаватель ГАПОУКК «Ленинградский педагогический колледж» Краснодарский край
Введение.
На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать отдельно от вопросов обучения изобразительной деятельности.
В связи с этим процесс рисования, лепки, аппликации нужно понимать не только, как усвоение детьми определенных знаний и умений, а воспитание умения эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках. Как известно, одним из основных заданий дошкольного образования, является обеспечение надлежащих условий для полноценного, своевременного и разностороннего развития ребенка с целью воспитания инициативной, творческой личности.
Это задание требует от воспитателя переориентироваться в выборе методов организации занятий по разным видам деятельности детей: перейти от репродуктивных методов к творческим, исследовательским.
Занятия по рисованию в детском саду могут и должны стать встречей с прекрасным: природой, человеком, миром искусства. Для того чтобы дети почувствовали красоту, необходимо превратить занятие в любование и привлечь к этому все органы чувств. Чем больше органов чувств участвуют в восприятии окружающего мира, тем полнее будут представления, более глубоким познание.
Включение в работу с детьминетрадиционныхметодоврисования и творческогоконструированияпозволяетразвиватьсенсорную сферу не только через исследованиесвойствизображаемыхпредметов и выполнениесоответствующихдействий, но и благодаряработе с разнымиживописнымиматериалами. Кроме того, осуществляетсястимуляцияпознавательныхинтересовребенка (использованияпредметов, которыеокружаютребенкакаждый день в новомракурсе, — можнорисоватьсвоейсобственнойладонью, пальцами, использоватьвместо кистей колосок или листок березки).
Происходит развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, активизация речевой деятельности детей. (Чем я еще смогу нарисовать?Что я смогу нарисовать этим материалом?) За счет использования разнообразных изображающих материалов, новых технических приемов, нуждающихся точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держание карандаша), создаются условия для преодоления общего неудобства, развития мелкой моторики.
Данное пособие составлено в помощь педагогам и родителям, так как позволяет ознакомить их с различными нетрадиционными техниками рисования.Ведь вместо традиционной кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладони, разнообразные печати, трафареты, техники «кляксография», «монотипия» и т.п.
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторимая. Это зарождает у детей новое желание, стремление к новому более творческому отражению ощущений.
Раздел 1. Обучение и творчество.
Творческий процесс - это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
- игра, которая является основным видом деятельности детей;
- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
- музыкальное сопровождение. И т.д.
Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
- рисование пальчиками;
- оттиск печатками из картофеля;
- рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
- тычок жесткой полусухой кистью.
- печать поролоном;
- печать пробками;
- восковые мелки + акварель;
- свеча + акварель;
- отпечатки листьев;
- рисунки из ладошки;
- рисование ватными палочками;
- волшебные веревочки.
А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:
- рисование песком;
- рисование мыльными пузырями;
- рисование мятой бумагой;
- кляксография с трубочкой;
- монотипия пейзажная;
- печать по трафарету;
- монотипия предметная;
- кляксография обычная;
. пластилинография
В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимание на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!
Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.
Но рисование – это не та область, где нужно следовать правилам. Именно в творчестве можно дать ребенку простор для самовыражения: выбирай, чем рисовать, на чем рисовать и как рисовать.
Веревочки, пуговички, листочки с дерева, ладошки и пальчики становятся прекрасными инструментами для создания творческих композиций. Потребность детей в передаче своих чувств удовлетворяется в рисовании не только красками. Любой красящий пигмент дает свои, особенные оттенки, которые дети тонко чувствуют. В ход идет и песок, и соль, и кофе. Удовольствию нет предела, когда нужно раскрасить пластик, гипс, стекло, ткань и другие, нетрадиционные материалы.
А как полезно взрослым вернуться в детство, и вместе с ребенком творить чудо, не поддающееся никаким правилам. Альтернативное рисование – отличное средство от стресса и усталости. Оживите свои будни – порисуйте вместе с детьми!
Творческих вам успехов!
Раздел 2. Развлечение и рисование.
Нетрадиционные техники рисования.
Печать листьев
Осенью, гуляя с ребенком в парке, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме размеру и окраске. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный отпечаток растения.
Пример техники печать листами:
- Возьмите любой понравившейся листик. И на отдельном листе бумаге хорошо прокрасьте его гуашью при помощи кисточки. Старайтесь не оставлять пустых мест и не прокрашенных краев.
- Положите листик окрашенной стороной вниз на чистый лист бумаги. Расположите листок черенком вниз и плотно прижмите к бумаге, стараясь его не двигать, иначе изображение получится смазанным.
- Аккуратно взять листок за черенок и плавным движением вверх постепенно отклеить его с альбомного листа.
- Следующие листочки можно покрасить в другие цвета, а можно один листик сделать двухцветным. Отпечатайте изв других местах композиции. Можно взять уже использованный листик и покрасить его в другой цвет, тогда при смешении разных красок может получиться необычный оттенок.
- Когда рисунок заполнится отпечатками листиков, кистью дорисовать стволы деревьев, отпечатавшиеся прожилки листиков будут напоминать веточки в цветной кроне.
Рисование методом тычка
Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка. Если тычок делать целенаправленно, например, по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получится интересной неоднородной фактуры. Этим методом можно нарисовать падающий снег, украсить готовый рисунок орнаментом и многое другое.
Пример техники методом тычка «Веточка черемухи»:
- Гуашью зеленого цвета рисуем длинную основную ветку и несколько коротких боковых, количество зависит от того сколько цветочных гроздей будет на основной ветке.
- От коротких веточек по бокам зеленым цветом нарисуем тонкие исходящие веточки для цветочков.
- Берем ватную палочку, опускаем в желтый цвет и делаем желтые серединки у цветочков на конце коротких тонких черенков.
- Далее, гуашью белого цвета делаем лепестки – маленькие горошины вокруг желтой серединки. Таким же образом выполнить несколько гроздьев черемухи на основной ветке.
- Между гроздьями кистью нарисовать короткие черенки для листиков. На конце каждого черенка нарисовать листик.
Кляксография
В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом.
Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят. При этом не нужно мучиться с пером и чернилами, а можно использовать разноцветные кляксы из красок. Если сложить листик пополам, на одну сторону накапать несколько капельжидкой краски и плотно прижать другую сторону, то можно получить необычные причудливые узоры. А потом в полученных кляксах постараться рассмотреть деревья, цветы, водоросли. Для начала можно попробовать работать с одной краской, потом с несколькими.
Пример техники кляксографии:
Сложить пополам альбомный лист, тщательно прогладить линию сгиба. Раскрыть лист.
- Набрать побольше краски на кисточку и капнуть на одну половину листа.
- Сложить лист пополам и хорошенько разгладить.
- Раскрыть лист и посмотреть, что получилось
- Проделать ту же самую операцию с краской другого цвета, каждый раз капая на чистое место и только на одну из половинок листа.
Посмотреть, что получилось и при необходимости дорисовать детали.
Раздувание краски
Эта техника чем-то похожа на кляксографию. Так же как и при кляксографии на лист бумаги наносят несколько капель жидкой краски, но лист не складывают, а берут трубочку. Можно взять трубочку для коктейля, а можно от обычного детского сока. Нижний конец трубочки направляют в центр кляксы, а затем с усилие дуют в трубочку и раздувают кляксу от центра в разные стороны. Детям очень нравится, когда у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». На пятно можно воздействовать и управлять им, преобразуя в какой либо задуманный объект, отдельные детали которого дорисовываются обычной кистью или с помощью фломастеров. Усилия по раздуванию краски способствуют активной работе легких.
Пример рисунка и технике раздувания краски
Кисточкой рисуем ствол дерева коричневого цвета.
- Над стволом дерева наносим кистью большую каплю яркого цвета (желтую, красную, оранжевую, зеленую), разведенную водой. Если развести сильно, то "ножки" при раздувании будут толстые, если погуще - тонкие и аккуратные.
- Помещаем в центр капли трубочку и начинаем раздувать в разные стороны, поворачивая лист.
- Рядом с первым нанести пятно другого цвета и раздуть его. При этом ножки соседних пятен могут пересекаться и сливаться. Из нескольких пятен изображаем округлую крону дерева. Таким же образом можно выполнить 2-3 дерева.
- В дополнение к композиции нарисовать этим же методом ежиков. Пятно черного цвета раздуть в верхней его части. Кистью дорисовать мордочки и лапки. Поверх иголок листик, грибок или яблочко.
- Можно дорисовать солнышко и облака.
Монотипия
Данная техника используется для изображения зеркального отражения объектов на водной глади (пруда, озера, реки и т.д.). Эта техника схожа с кляксографией: лист бумаги складывается пополам, на одной половинке рисуются объекты будущего пейзажа и раскрашиваются красками, а после лист складывается пополам и проглаживается. После получения оттиска исходные объекты рисунка оживляются красками повторно, чтобы они имели более четкие контуры, чем их отражения на «водной глади» водоема.
Пример рисунка в технике монотипия
- Берем голубой лист. Предварительно белый лист можно закрасить голубой краской. В верхней части листа поэтапно нарисовать гуашью объекты пейзажа: деревья, кустарники, горы, дом, солнце, облака и т.д.
- Затем сложить лист по нижней границе перехода рисунка в водную гладь и прижать. Таким образом, получится отражение пейзажа в воде.
- Пейзаж на берегу оживить красками, чтобы он был более четкий и яркий чем его отражение в воде. Отражение на воде подкрашивать не надо оно остается слегка размытым.
- Усложните рисунок, сложите лист на три части, тогда получиться отражение предметов, которые находятся на воде, например, лодка с парусом.
Фотокопия – рисование свечой
Для основного рисунка используется любой водоотталкивающий материал: свеча, кусок сухого мыла, белый восковый мелок. Невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотопленки.
Пример рисунка в технике фотокопия «Морозный узор»
· Придумать эскиз будущего узора.
· Выполнить рисунок на листе при помощи свечи или белого воскового мелка.
· Равномерно покрыть рисунок акварелью голубого или фиолетового цвета.
Проступающий рисунок
Это смешанная техника рисования различными материалами. Основная цель - ознакомиться со свойствами и особенностями материалов. Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками). Затем поверх рисунка наноситься акварель. Акварельные краски скатываются с рисунка, и он как бы проявляется.
Пример рисунка «Праздничный салют над городом»
- В нижней части рисунка нарисовать восковыми мелками невысокие дома или только крыши. Раскрасить их. Хорошо нажимайте навосковый мелок, чтобы след был четким и ярким.
- На оставшейся части листа нарисовать разноцветные пучки салюта в виде кругов, веера, фонтана и т.д. На концах лучей нарисовать огоньки в виде звездочек, кружочков, снежинок.
- Покрыть готовую композицию черной акварелью (фиолетовой, темно-синей.)
Техника выполнения витражей – клеевые картинки
Контур будущего рисунка делается клеем ПВА из флакона с дозированным носиком. Предварительно эскиз можно нарисовать простым карандашом. Затем границы контура обязательно должны высохнуть. После этого пространство между контурами раскрашивается яркими красками. Клеевые границы не позволяют краске растекаться и смешиваться.
Пример витража:
- Простым карандашом без нажима разделить лист пересекающимися линиями в разных направлениях , обязательно от края до края (конструкция снежинки).
- Провести линии от концов получившейся снежинки к середине каждого луча, чтобы получились окошечки – «кусочки стеклышек».
- Обвести контур клеем ПВА и дать высохнуть.
- Раскрасить пространство между клеевыми границами яркими красками.
Каракулеграфия
Если на листе изобразить недорисованный контур предмета или какие-нибудь каракули, то можно увидеть в них какие-то объекты. Если дорисовать и дополнить эти объекты, то получится целостный узнаваемый объект. По сложности задач развивающих представление и зрительную память, этот способ обучения наиболее сложный, так как требует определенного уровня развития воображения, опыта, наблюдений.
При первоначальном знакомстве с каракулеграфией разумнее предложить ребенку лист с каракулями (полуконтуры с изображением знакомых зверушек). Если ребенок будет испытывать затруднение в узнавании объектов, можно использовать наводящие вопросы, загадки.
Пример рисунка:
- Внимательно рассмотреть незаконченный контур, определить недостающие элементы предмета.
- Дорисовать простым карандашом недостающие детали объекта.
- Раскрасить готовый рисунок.
По желанию дополнить композицию тематическими элементами.
Шаблонография
Чтобы нарисовать предмет в этой технике, необходимо представить из каких геометрических фигур он состоит. Каждый сложный предмет можно изобразить при помощи простых составляющих: треугольников, кругов, квадратов, овалов и прямоугольников. Данная техника предполагает обрисовывание заранее приготовленных шаблонов геометрических фигур - с целью составить и изобразить отдельный объект или сюжетную картинку.
Рисуем по шаблону:
- Продумать содержание рисунка.
- Начинать создание объекта в следующей последовательности: в начале нужно обрисовать основную, самую крупную, форму и только потом переходить к деталям.
- Простым карандашом обрисовать геометрические формы, чтобы готовое изображение составляло единое целое.
- Готовую композицию выполнить в цвете.
Ожившие предметы
Частью любого творческого процесса является умение видеть мир образно, с присущей только ребенку детской непосредственностью, с верой в чудеса на эмоционально-чувствительном уровне. Этот способ рисования строится на имеющемся уже изобразительном опыте, умению выражать свое отношение к рисуемому объекту различными способами и выразительными средствами через цвет, линии, передачу характерных поз, мимики. Пусть ребенок пофантазирует и представит себе, что самые обыкновенные вещи, которые нас окружают, вдруг ожили.
Пример рисования:
Предложите ребенку нарисовать разные вещи из любой предметной группы (овощи, фрукты, одежда, предметы быта, посуда, растения и т. д.), которые вдруг ожили. При рисовании нужно сохранить форму рисуемых объектов и придать им человеческий облик, нарисовав глаза, рот, нос, ножки, ручки, разные детали одежды.
Пластилиновая живопись.
СМЫСЛ РАБОТЫ В ЭТОЙ ТЕХНИКЕ:
Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребенку освоить объем, сделать картинку рельефной и за счет этого более выразительной и живой. Но, кроме того, это еще и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Особенно там, где требуется размазывать пластилин по плоскости, покрывать цветовым фоном поверхность картона, стекла или пластмассы.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:
Начинать лучше с размера в четверть альбомного листа: такой формат ребенок в состоянии покрыть тонким слоем пластилина, размазывая его большим и указательным пальцами правой руки (для левшей, соответственно, левой руки) попеременно. Иногда, если основная рабочая рука устала, можно часть работы переложить на другую руку. Основой может служить картон или пластмасса. Стекло с обработанными краями можно предложить ребенку в качестве основы только в том случае, если он уже освоил технику рисования пластилином и умеет работать аккуратно.
Цветовой фон выбирается в соответствии с задуманным сюжетом. Можно научить детей смешивать пластилин. Для этого есть два способа. Первый – смешивать прямо на основе, накладывая мазки попеременно. А можно взять несколько кусочков пластилина разного цвета, перемешать в одном колобке и потом начинать рисовать.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
-твердый пластилин разогреть перед занятием в емкости с горячей водой из-под крана (но не заливать кипятком).
-пластилин – материал объемный, имеющий вес. Поэтому для работы следует использовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы не происходила деформация основы при выполнении приемов примазывания, сглаживания поверхностей создаваемого изображения.
-поверхность выполненной из пластилина работы следует покрыть бесцветным лаком. Под лаковой пленкой пластилин со временем затвердеет, изделие станет более ярким.
-на рабочем столе ребенка должна обязательно присутствовать тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы первоначально вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
МАТЕРИАЛ: картон, простой графитный карандаш, набор пластилина, стеки, салфетки для рук.
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ЭТОЙ ТЕХНИКЕ:
- Сделайте рисунок простым карандашом.
- Мелкими кусочками пластилина заполнить пространство рисунка, разглаживая поверхность пальцами, предварительно смоченными водой.
- Пластилин можно смешивать, добавляя нужные оттенки цвета в рисунок.
- Чтобы контур рисунка сделать объемнее, раскатайте тонкие колбаски, выложите их по контуру.
- Можно нанести рельефный рисунок с помощью стеки.
ПОСЛЕДУЮЩИЙ РИСОВАНИЮ ЭТАП:
Барельефную картинку легко изменить, дополняя деталями, варьируя приемы пластического изображения. Например, из зимнего пластилинового дерева легко создать весеннее, добавив на голые веточки зеленые листочки и розовые цветы, а к лету заменить цветы на яблоки. Пластилиновую картину можно раскрасить гуашью. Но следует учитывать, что пластилин отталкивает от себя водорастворимые краски. Чтобы этого избежать, предварительно обработайте готовое изделие мыльной пеной или добавьте немного жидкого мыла в гуашь. Набирать краску на кисть следует без предварительно обильного смачивания водой – только в этом случае пластилиновая поверхность будет окрашена равномерно.
ПУШИСТЫЕ КАРТИНКИ
Техника доступна детям с трехлетнего возраста.
СМЫСЛ РАБОТЫ В ЭТОЙ ТЕХНИКЕ:
Изображение-картинку можно выложить на бархатном фоне из разноцветных ниток. Нитки могут быть самые разные: от тонких, шелковых до мохнатых, шерстяных. Изображения могут быть контурными, а могут быть «закрашенными» нитками. «Закрашивание нитками» довольно сложное действие, поэтому начинать лучше с выполнения простых изображений, постепенно усложняя содержание.
МАТЕРИАЛ: листы бархатной бумаги, чем больше различных тонов, тем лучше, чтобы было из чего выбирать, ножницы, лоскутки, нитки всевозможных расцветок и фактуры и любые предметы и материалы, которые прилипают к бархатной бумаге: вата, перышки, пух, кусочки шерсти и т.п. Еще понадобится жесткая щетинная кисточка, ворс которой нужно будет слегка укоротить и подравнять, чтобы удалять, менять местами или же прикреплять к фону мелкие детали из ниток, шерсти или ваты, добиваясь лучшего композиционного решения. Для удобства сложите все приготовленные материалы в подходящую коробку. Также понадобится клей, кисти для клея.
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ЭТОЙ ТЕХНИКЕ,
1 вариант
1.Выберите картинку для аппликации и выложите контур рисунка нитками.
2.Нарежьте ножницами нитки на мелкие кусочки и разложите в отдельные баночки по цветам.
3.Смазывая клеем части рисунка, посыпайте их нитками нужного цвета.
4.Можно нарезать нитки двух и более цветов, смешать их в разных пропорциях и «закрашивать» этим материалом выложенные на бархатной бумаге контуры изображений предметов. Поэкспериментируйте, создавая всевозможные изображения и меняя фон.
2 вариант.
1. Выберите картинку для изображения. Выложите контур рисунка нитками.
2. Возьмите нитку нужного цвета, приклейте ее кончик к центру детали,
которую выбрали для «закрашивания» и постепенно скручивая ее от
центра по спирали, приклеивайте ее к бумаге пока не закончится нитка.
Если нитка кончилась, возьмите другую и продолжайте заполнять
деталь рисунка. Таким же способом «закрашивайте» остальные детали рисунка.
Техника рисования ладошками и пальцами
Для рисования руками краску следует развести водой до консистенции жидкой сметаны и налить на плоскую тарелку. Затем макните ладошку ребенка в тарелку или нанесите краску с помощью широкой кисточки непосредственно на ладонь малыша. Помогите правильно расположить ладонь на листке бумаги и сделать отпечаток. С помощью отпечатков пальцев можно довести рисунок до задуманного образа.
Рисуя ладошками и пальцами ребенок может изобразить вполне узнаваемые незамысловатые предметы. Это могут быть различные животные — например жираф, осьминог или верблюд, кроме того, из отпечатков рук может получиться солнышко, цветок или елка.
Рисуем ладошками цветы
Один из самых простых рисунков, который может нарисовать ваш малыш — это цветок. С помощью пальчика краской зеленого цвета помогите ребенку на листе бумаги нанести стебелек. А отпечаток детской ладошки сойдет за прекрасный раскрывшийся бутон и два зеленых листика на стебельке. Также, можно нарисовать ромашку или подсолнух, поворачивая лист и оставляя отпечатки ладошки по кругу. Пальчиком поставьте желтые точки, в качестве сердцевины ромашки, или черные, в качестве семечек подсолнуха
Техника рисования «Оттиск поролоном»
Оттиск – отпечаток, воспроизведение, изображение полученное надавливанием. Это художественное произведение, выполнено за один приём. Рисование поролоном развивает творческое воображение, фантазию.
Способствует снятию детских страхов. Развивает уверенность в своих силах, мелкую моторику, а так же чувство фактурности и объемности.
Этот нетрадиционный вид рисования можно использовать в работе с детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет).
Поролоновые заготовки могут быть в виде геометрических фигурок (квадраты, четырёх угольники, овалы, круги, треугольники и другие). Поролон практичен и хорошо моется.
Замечено, что вначале дети хаотично рисуют геометрические фигуры. Затем составляют простейшие орнаменты – сначала из одного вида фигур, затем из двух, трёх. Поролоном хорошо рисовать пушистых зверей, одуванчики, облака, ёлочки, снег, снеговиков и т.д. Можно очень легко закрасить фон. Так же хорошо использовать трафареты.
Для работы в этой технике, вам понадобятся следующие материалы:
- мисочки, либо пластиковые коробочки, в которые вложены штемпельные подушечки из тонкого поролона, пропитанного гуашью.
- плотная бумага любого цвета и размера.
- поролоновые заготовки.
Способ получения изображения:
- ребёнок прижимает поролоновую фигурку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу.
Для изменения цвета берутся другие штемпельные подушечки и поролон.
Одним движением руки
Я прижимаю поролон
И вот уж красок целый мир
Позволил мне увидеть он
Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Таким образом, разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. Умение создавать новое, необычное, нестандартное дано с рождения не каждому, но многие профессии, жизненные ситуации требуют наличия именно этих качеств. Поэтому необходимо достаточно много уделять внимания фантазированию, развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач.
Приложение. Конспекты занятий.
«Осень нашего края».
Техника выполнения: рисование по-мокрому.
Цель: Учить детей рисовать кистью по мокрому слою, продолжать учить рисовать деревья, ветки толстые и тонкие, подбирать колорит осени.
Программные задачи: закреплять представления детей онетрадиционной техники рисования по-мокрому; развивать воображения в процессе рисования; воспитывать коллективизм.
Материал: гуашь, кисти, таз с водой, салфетки для рук, листья разных цветов; искусственные ветки с листьями;
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за деревьями в осеннем убранстве: отметить цвет листьев, обратить внимание на размер, форму листьев; чтение рассказов о родном крае.
Ход занятия
Звучит мелодия, дети заходят и садятся на ковер.
Воспитатель: – Дети сейчас какое время года? Осень. Правильно. К нам сегодня на занятие пришел лесной гость, художник нашего края и он хочет отправиться с нами в путешествие по родному краю.
Воспитатель: – Посмотрите, что это у нас изображено? Деревья, река, трава, горы. А какие деревья? (Деревья желтые, листья опадают). А как вы думаете, какой край изображен на картине? Наш край. Давайте художнику поможем нарисовать наш край. Я буду показывать на бумаге, а вы будете рисовать за мной в воздухе. Показываю горы, затем деревья и реку. Хорошо вы нарисовали в воздухе.
Воспитатель:- Сейчас садитесь на свои места, и будем рисовать на бумаге для художника. Ой, дети посмотрите, художник нечаянно нашу бумагу намочил, она у него упала в воду. Что же делать?
Воспитатель: – Ну ладно давайте и на мокрой бумаге попробуем нарисовать. Посмотрим, что у нас получится.
Дети самостоятельно рисуют. Помогаю отстающим детям.
Воспитатель: – Молодцы ребята вы отлично справились и нарисовали по мокрому слою. Настоящая осень нашего края получилась. Какие вы цвета брали для рисования осени. Желтые, красные. А почему не зеленые листья? Зеленые листья бывают только летом. Правильно, а по нашим картинам видно, что осень.
Солнышко
Нетрадиционные техники: рисование ладошкой (всей кистью руки), оттиск печатками.
Цель: вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.
Оборудование: листы голубой бумаги (50×50 см) с кругом жёлтого или оранжевого цвета посередине, гуашь (жёлтого, оранжевого, лимонного, красного цветов) в мисочках (для печати) и блюдечках (для рисования ладошкой), печатки из картофеля, салфетки, зонтик, эскизы с изображением солнышка разного цвета и техники выполнения.
Ход занятия: Педагог приглашает детей поиграть с солнышком, читает потешку «Солнышко-вёдрышко»:
Солнышко-вёдрышко!
Взойди поскорей,
Освети-обогрей
Телят да ягнят,
Ещё маленьких ребят.
Показывает эскизы с изображением солнышка, выполненные в различных изобразительных техниках.
Вводится название «лучик», используется наглядно-действенный приём «погладь пальчиком лучики». Педагог знакомит с понятием красный, жёлтый, оранжевый цвет, «тёплые оттенки». Демонстрирует разные способы создания изображения, выполняя лучики оттисками печатки из картофеля или ладошки. Дети выбирают технику, которая больше подходит к игре с солнышком. При затруднениях педагог показывает способ создания изображения индивидуально.
Дети рассматривают получившиеся работы, выбирают самое разноцветное солнышко, самое весёлое, самое румяное и т.д. Играют в игру «Солнышко и дождик», для которой используются детские рисунки: если педагог показывает картинку с изображением солнышка, ребята «гуляют на полянке», если открывает зонтик – все прячутся под зонтик от дождя
Конспект занятия по рисованию в средней группе с использованием нетрадиционной техники
«Сделаем мир цветным»
Программное содержание: познакомить с нетрадиционной техникой изображения (рисование с помощью веточек ели или сосны), воспитывать умение работать в коллективе. Развивать фантазию и воображение.
Предварительная работа: прочитать сказки, где упоминается Жар-птица, рассмотреть иллюстрации; декоративное и коллективное рисование на занятиях.
Материал: гуашь разных цветов, Жар-птица нарисованная на ватмане с хвостом из вырезанных бумажных перышек по количеству детей (перышки в форме вытянутых больших капель), небольшие (6 – 8 см) веточки ели или сосны по количеству детей, магнитофонная запись, сундучок с кисточками, желтая акварель и губка для воспитателя, контурное изображение солнышка, на котором белым восковым карандашом нарисован сундучок.
Ход занятия
Дети входят в изостудию и садятся за свои рабочие места.
Воспитатель: - Дети, я сегодня утром приготовила вам кисточки для рисования, но вот беда – все кисточки куда-то пропали.
Воспитатель незаметно включает магнитофон с записью: «Ха-ха-ха, я злая снежная Вьюга, я хочу весь мир заморозить и сделать белым-белым, поэтому я забрала все кисточки на свете, чтобы никто не смог рисовать красками и сделать мир цветным!»
Воспитатель: - Как же нам теперь быть, ведь если мы не найдем кисточки, то все вокруг будет белым: и деревья, и дома, и игрушки. Интересно, где же Вьюга могла спрятать кисточки? Мне кажется, я знаю, кто нам может помочь. Кто выше всех в небе, все в мире освещает, все видит и все знает? (Ответы детей – солнышко.)
- Правильно, дети, это наше солнышко. Но кто может долететь до солнышка? Какая птица, как жар горит и каждым перышком блестит? (Ответы детей – Жар-птица.)
- Да, это Жар-птица, она сможет долететь до солнышка и спросить у него, где злая Вьюга спрятала кисточки.
Воспитатель открывает мольберт, на котором нарисована Жар-птица и обращает внимание детей на ее изображение.
Воспитатель: - Посмотрите, дети, вот наша Жар-птица, только злая Вьюга успела и ее заморозить – хвостик стал совсем белым. Только еловая веточка, на которой сидит наша птица, осталась зеленой.
Воспитатель берет в руки небольшую веточку, показывает ее детям: «Как много на веточке хвоинок, совсем как у кисточки ворсинок. А, что получится, если веточку обмакнуть в краску и попробовать ею рисовать?»
Воспитатель показывает на мольберте, как с помощью веточки получить изображение: «Посмотрите, какие тонкие-тонкие линии рисует веточка, какие красивые получаются перышки! Давайте возьмем по еловой веточке и по перышку из хвостика и оживим красками нашу Жар-птицу. Сделаем перышки нарядными, цветными, яркими, украсим их разными узорами, и тогда наша птица сможет полететь к солнышку.»
Воспитатель раздает детям вырезанные из бумаги силуэты перышек и еловые веточки, дети приступают к работе. (Чтобы веточки не кололись, их заранее можно обвернуть скотчем.) Воспитатель следит за ходом рисования, при необходимости, подсказывает и проводит индивидуальный показ. Готовые рисунки крепит на магнитиках к хвосту Жар-птицы.
Воспитатель: - Какой красивый, яркий, разноцветный хвост получился у нашей птицы. Теперь она точно долетит до солнышка. А пока она будет лететь, мы с вами немножко отдохнем.
Проводиться физкультминутка, дети встают рядом со столами и выполняют движения соответствующие тексту.
Хлоп-хлоп ручками,
Топ-топ ногами,
Вверх мы ручки поднимаем,
Вниз мы ручки опускаем,
В кулачки их крепко сжали,
Кулачками постучали:
Тук-тук-тук.
Полетели птички,
Крылышками машут:
Вот так, вот так.
Полетели-полетели
И на ветку сели:
Вот так, вот так. (дети садятся на свои места)
Воспитатель акварельной краской с помощью губки закрашивает солнышко (оно нарисовано в верхней части ватмана с Жар-птицей) и на нем проявляется рисунок, выполненный восковым карандашом – сундучок.
Воспитатель: Смотрите, дети, наша Жар-птица уже долетела до солнышка и оно нам шлет подсказку. Что нам подсказывает солнышко, где спрятала злая Вьюга наши кисточки?
Дети отвечают, а воспитатель находит подсказку в кабинете – это сундучок.
Воспитатель: - Вот, дети, мы и победили злую Вьюгу. А, кто же нам помог в этом – еловая веточка. Мы вернули свои кисточки и в следующий раз обязательно будем ими рисовать, а сейчас пора в группу.
Список литературы.
Источник: интернет ресурсы http://doshvozrast.ru/konspekt/deyatelnost
http:// bаbygarden.ru
- Давыдова Г.Н « Нетрадиционные техники рисования в детском саду» часть 1, Скрипторий 2003, 2007г.
2)Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. « Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий», ТЦ Сфера, 2006г.
3) Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду вторая младшая группа» Сфера,2011г.
4) Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки». Академия развития, Харвест, 2009г.
Содержание
Введение …………………………………………………………………………………………3
Раздел 1 Обучение и творчество……………………………………………………………...4
Раздел 2 Развлечение и рисование …………………………………………………………...7
Нетрадиционные техники рисования………………………………………………………..7
Печать листьев………………………………………………………………………………….7
Рисование методом тычка…………………………………………………………………….8
Кляксография ………………………………………………………………………………….9
Раздувание краски…………………………………………………………………………….10
Монотипия……………………………………………………………………………………..11
Фотокопия – рисование свечой……………………………………………………………..12
Проступающий рисунок…………………………………………………………………..….12
Техника выполнения витражей ( клеевые картинки)…………………………………...13
Каракулеграфия………………………………………………………………………………14
Шаблонография………………………………………………………………………….……14
« Ожившие предметы»………………………………………………………………………..15
Пластилиновая живопись…………………………………………………………………....16
Пушистые картинки……………………………………………………………………….…17
Техника рисования ладошками и пальцами………………………………………………18
Техника « Оттиск поролоном»………………………………………………………………19
Раздел 3 Приложение ……….…………………………………………………………....21
Конспекты занятий………………………………………………………………………...…21
Список литературы…………………………………………………………………………...26
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическое пособие "Рисуем дом играя"
методическое пособие по изобразительной деятельности...
Методическая разработка_Рисуем без кисточки
Для младших групп ДОУ, работников ДОУ, работников домов детского творчества, реабилитационных центров для детей-инвалидов, коррекционных школ, родителей. Представленные разработки занятий по освоению ...
Мастер-класс для родителей "Рисуем без кисточки"
Знакомство родителей с нетрадиционными техниками рисования .Рисование цветным песком, цветной манной крупой,гречкой,семенами мака. Родители выберали понравившийся материал и рисовали Ёжика. Рабо...
Методическое пособие для дополнительного образования по теме «Фантазируем рисуя»
Современному обществу крайне необходимы личности, обладающие высокоразвитой духовной культурой, способные видеть, чувствовать красоту окружающего мира, глубоко проникать в сущность явлений и событий, ...
Учебно-методическое пособие для воспитателей и родителей, детей старшего дошкольного возраста "Как научить ребёнка рисовать человека".
Цели: Научить детей рисовать человека в спокойном состоянии, в движении.Дать как можно больше заданий дошкольникам связанных с изображением человека.Задачи:Научить детей дошкольного возраста изоб...
Методическое пособие для развития межполушарного взаимодействия «Рисуем двумя руками»
Методическое пособие для развития межполушарного взаимодействия «Рисуем двумя руками»Возраст: 5-7 летЦель: согласованное развитие работы левого и правого полушарияЗадачи: координация прост...
Методическое пособие по использованию цветного риса
Данное пособие является обобщением практической деятельности по использованию цветного риса в игровой деятельности детей раннего возраста и предназначено для педагогов, начинающих работать с цветным р...