Консультация для родителей "Слушать, чтобы говорить"
консультация на тему

Ишмуратова Альбина Ришатовна

Для педагогов дошкольных учреждений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons._slushat_chtoby_govorit.odt368 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Слушать, чтобы говорить...»

"Плохо говорит...", "Не произносит шипящие звуки...", "Во рту будто каша", "Пропускает звуки, слоги", "Заменяет многие звуки речи другими"  - типичные жалобы, с которыми родители приходят к логопеду. На первый взгляд кажется, что эти речевые трудности имеют мало общего. Однако причина у них одна, и носит она фонематический характер.

Уже к трем годам дети имеют достаточно большой объем слуховых впечатлений, но они еще не умеют управлять своим слухом: прислушиваться, сравнивать, оценивать звуки по силе, тембру, характеру, ритмической структуре. Способность слушать и понимать звуки (речевой слух) не возникает сама собой даже при наличии острого природного слуха: ее нужно целенаправленно развивать.

Из чего же складывается развитый речевой слух? Вот его компоненты:

Звуковысотный слух - это умение узнавать звуки разной высоты и тембра и самому изменять голос.

Слуховым вниманием называют способность определять на слух то или иное звучание и его направление.

При помощи фонематического слуха ребенок может отличить одни речевые звуки от других, благодаря чему различаются, узнаются и понимаются слова, например: дом-сом-лом-ком.

Восприятие темпа и ритма речи - это способность правильно слышать и воспроизводить ритмический рисунок слова, особенности его звукового строения, зависящие от количества слогов и места ударного слога. Ребенок может воспроизвести слоговую структуру слова, еще не умея правильно оформить его фонетически: например вместо слова "кирпичи" произносит "титити". Ритмический рисунок слова здесь сохранен.

Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь.

Также важно различать и анализировать звуки. Это умение называется фонематическим слухом. Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

Отгадай, что звучит

 Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.

Солнце или дождик

 Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит Солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему - спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».

Разговор шепотом

Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 - 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить малыша принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.

Посмотрим, кто говорит

 Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит».

Слышим звон и знаем, где он

 Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Подскажи словечко

 Прочитайте ребенку хорошо знакомое ему стихотворение (например: «Спать пора, уснул бычок...», «Уронили мишку на пол...», «Наша Таня громко плачет...»). При этом не произносите последние слова в строчках. Предложите ребенку самому сказать недостающие слова.

Маленький учитель

 Скажите ребенку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно говорить. Попросите ребенка «объяснить» игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом следите, чтобы малыш правильно и четко произносил слова.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО К ШКОЛЕ ВОЗРАСТА

 Если Ваш ребенок уже знаком со звуками, Вы можете предложить ему сыграть в следующие игры:

Услышишь - хлопни

 Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытими глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.

Внимательный слушатель

 Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом их них (начало, середина или конец слова).

Нужное слово

 По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

Зоркий глаз

 Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.

Сложи звук

Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м][а] - ма; [н][о][с] - нос.

 Скажи наоборот

  Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Чтобы красиво говорить - нужно с пальцами дружить!"

Представленный материал познакомит с интересными методами и приемами развития мелкой моторики  пальцев рук....

1.Развиваем речь ребёнка через игру-сказку. 2.Консультация для родителей "Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить".

1. Буклет "Развиваем речь ребёнка через игру-сказку" опубликован на сайте "Педразвитие.ру" .Родителям предлложены  речевые  игры со сказочной сюжетной линией для детей среднего и старшего до...

Консультация для родителей: "Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили"

Основные принципы общения с ребенком:1. Безусловно, принимайте своего ребенка.Любите его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто за то, что он есть!2. Пос...

Консультация для родителей. «Кaк говорить с детьми, чтобы дети слушали, и кaк слушать, чтобы дети говорили»

     Никогда не начинайте расспрашивать детей, что и как было (кроме одного вопроса, все ли в порядке), они сами рассказывают гораздо больше если не спрашиваешь. Начать разговор ...