«Особенности адаптации к детскому саду детей раннего возраста»
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.
Ребенок, переходящий в новые условия жизни в саду, переживает стрессовое состояние.
Поэтому адаптация обычно проходит сложно, с массой негативных сдвигов в детском организме, которые протекают на всех уровнях и во всех системах. Оказывает влияние на физическое и эмоциональное состояние детского организма.
Факторы влияющие на характер привыкания к условиям ДОУ:
-степень родительской опеки
-достигнутый уровень психического и физического развития
-степень закаленности
-сформированность навыков самообслуживания
-личностные особенности самого малыша
-состояние здоровья, возраст
-приближенность режима детского сада и дома.
В зависимости от того как ребенок будет вести себя по приходу в сад, можно определить к какой степени адаптации он относится. В основе этого распределения лежат такие показатели как:
-быстрота нормализации эмоционального самочувствия
-проявление положительного отношения к педагогам и сверстникам
-частота и длительность вирусных заболеваний
-наличие интереса к предметному миру.
Легкая адаптация
Ей характерны:
-незначительное нарушение сна и аппетита
-проявление быстрого интереса к окружающим
-нормализация эмоционального состояния к концу второй недели
- функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает.
(все изменения в поведении ребенка незначительны и кратковременны)
Средняя адаптация
-пассивность, раздраженность
-ребенок перестает пользоваться активным словарем
-происходят нарушения в вегетативной нервной системе
-малыш подвержен инфекционным заболеваниям, протекающим в тяжелой форме
-нарушение сна и аппетита приходят в норму к концу второго месяца.
Тяжелая адаптация
-отказ от общения и игр с игрушками
-длительные и тяжелые заболевания
-эмоциональное истощение
-нарушение сна
-отказ от еды
В таком состоянии угнетаются все жизненные силы ребенка, замедляются темпы его развития. Длительность этого периода может быть от 2 до 6 месяцев.
Чтобы адаптация прошла как можно спокойнее, нужно создать необходимые условия, а именно:
правильная организация игровой деятельности, направленная на формирование эмоциональных контактов, согласованность действий родителей и воспитателей, создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, формирование чувства уверенности у малыша.
Многое в период адаптации будет зависеть от совместных действий работников ДОУ и родителей. Только общими усилиями можно помочь ребенку адаптироваться к новым условиям жизни в саду.
Признаки успешной адаптации
-хороший аппетит
-легко встает по утрам
-нормальное поведение (без капризов и агрессии)
-есть желание идти в детский сад
-нормальный сон (хорошо засыпает, не просыпается во сне, не плачет)
-бодрое эмоциональное состояние
-соответствующая возрасту нормальная прибавка массы тела.
Нужно быть терпеливыми, проявлять понимание и проницательность. И очень скоро детский сад превратится для вашего малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир.
Спасибо за внимание