Консультация для родителей "Адаптация к детскому саду детей раннего возраста"
консультация (младшая группа) на тему
Воспитатель детского сада должен глубоко понимать сущность процесса адаптации (привыкания) ребёнка к условиям общественного воспитания. В. А. Сухомлинский писал: «… твёрдо убеждён, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте – умение проникнуть в духовный мир ребёнка» Эти качества души в полной мере должны раскрыться воспитателем при общении к вновь поступившим детям.
Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой? Почему некоторые дети при поступлении в ясли отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие чувствуют себя как «рыба в воде»?
Для того, чтобы управлять процессом адаптации, педагогу необходимо хорошо знать возрастные особенности детей и учитывать их в своей работе. Прежде всего надо помнить, что организм маленького ребёнка характеризуется функциональной незрелостью. Приспособляемость к изменяющимся условиям внешней среды, в частности к температурным колебаниям, несовершенна, вследствие чего малыш подвержен простудным заболеваниям. Поэтому он нуждается в очень бережном отношении, внимательном уходе.
Как правило, только к полутора годам дети приобретают привычку проситься на горшок, а приходящие из семьи не редко не владеют этой привычкой и в более старшем возрасте. Случается, что дети, которые дома приучены к опрятности, в новых условиях временно утрачивают эти умения. Воспитатель должен вовремя сменить мокрую, грязную одежду, иначе она может стать причиной заболевания.
К полутора – двум годам некоторые дети уже могут есть самостоятельно. Однако многие из детей второго третьего года жизни не умеют самостоятельно есть не только жидкую, но и густую пищу. Их надо первое время кормить, постепенно формируя необходимые навыки приёма пищи, опрятности, гигиены.
Чаще и сильнее всего у детей нарушается эмоциональное состояние. У некоторых это выражается бурно – они плачут, кричат. Дети переживают не только разлуку с близкими. Их пугает незнакомая обстановка, пространство, обилие новых предметов, шум.
Помогает нормализовать настроение детей использование следующих приемов:
- Совет родителям принести из дома любимую игрушку, с нею дети преимущественно и играют в первые дни;
- Если дети захотят оставить при себе какой – то предмет, напоминающий им о доме, например взять в группу шарфик, косынку, не следует запрещать им это;
- В первые дни, если это успокаивает детей, можно ограничить их пребывание среди сверстников, разрешить поиграть в спальне, в приёмной, однако воспитатель и няня ни на секунду не выпускает детей из - под наблюдения, успокаивают, отвлекают, утешают, занимают.
- Разговаривая с детьми, обращают внимание на то, что делается в группе, за окном, наблюдают за рыбками, но избегают разговоров о доме и маме;
- Не настаивать на участии детей в общих подвижных играх, постепенно привлекать к участию в занятиях.
Характерной особенностью детей в первые годы жизни является бурный темп их физического и психического развития. Такой стремительный темп развития накладывает отпечаток и на физическое состояние ребёнка, и на его поведение. При поступлении в детский сад эта особенность возраста должна учитываться дошкольными работниками. Иначе, если условия развития и воспитания ребёнка будут изменены в неблагоприятную сторону, могут произойти задержки в развитии движения, словаря, действия с предметами.
Эмоциональное состояние является показателем испытываемого ребёнком комфорта или дискомфорта. Создавать условия для бодрого, жизнерадостного настроя у детей – одна из главных задач воспитателя. Следует иметь в виду, что маленькие дети эмоционально заражаемы. Плачущий ребёнок может вызвать плач и у остальных. Малыши очень чутко реагировать и на состояние окружающих взрослых. Спокойный, ровный настрой воспитателя благоприятствует созданию хорошего настроения у детей.
В период адаптации детей воспитатели свою работу должны организовать, опираясь на следующие педагогические правила:
- Необходимо учитывать органические потребности ребёнка в еде, питье, туалете, сне. Если ребёнок хочет спать, надо уложить его, не ожидая положенного времени. Если ребёнок отказался от завтрака, необходимо раньше других накормить его обедом.
- Необходимо приучать ребёнка ко всему новому постепенно (в кормлении, умывании, укладывании на сон) В связи с этим воспитателю необходимо знать, какие привычки сложились у ребёнка дома (сосёт соску, засыпает при укачивании) и вести соответствующую работу с родителями. Надо объяснить, что они должны дома перестраивать привычки ребёнка. Однако в первое время надо по мере необходимости сохранять выработанные привычки.
- Единство и постоянство требований со стороны всех лиц, воспитывающих ребёнка. У персонала группы и родителей должна быть твёрдая договорённость о том, что разрешать, а что запрещать ребёнку. Это помогает и ребёнку: при постоянных, единых требованиях взрослых он становится спокойнее, увереннее, быстрее понимает, что значит «нельзя» и что значит «можно»
- Требования, предъявляемые ребёнку, должны быть посильны и выполнимы. Если это правило взрослыми не выдерживается, ребёнок становится непослушным, так как слово перестаёт быть регулятором поведения.
- Необходимо создавать установку у ребёнка на все предстоящие режимные процессы: «Сейчас Машенька будет кушать», «Ванюша будет спать. Вот так. Ложись удобнее. Молодец!» Слова взрослого настраивают ребёнка на предстоящий процесс, в то время, как молчаливое действие обычно пугает его, он не знает, что с ним хотят делать, куда и зачем ведут.
- Все режимные процессы должны проводиться спокойно, без лишней суеты, без причинения ребёнку неприятных ощущений.
- Нельзя заставлять ребёнка длительно ожидать чего – либо. Например, посадив ребёнка за стол, надо сразу подать ему пищу, раздев, сразу предложить лечь в постель.
- Со дня поступления в детский сад важно приучать ребёнка к активному участию в режимных процессах. Всё, что он в состоянии сделать сам, он должен выполнять самостоятельно. Если у ребёнка нет необходимых для его возраста навыков, их необходимо формировать, если навыки временно утрачены, надо помочь восстановить их.
- В формировании культурно – гигиенических навыков сначала надо научить ребёнка определённым действиям, используя для этого показ, совместные действия с ребёнком, неоднократное повторение. («Подставь ручки вот так, лодочкой. Посмотри, как я делаю. А теперь, ты! Молодец!») Когда ребёнок справиться самостоятельно с какими – то действиями, важен контроль со стороны взрослого, напоминание, указание, положительная оценка со стороны взрослого. («А ты, Ванюша , уже умылся? Ты, хорошо вытер лицо и руки?» )
- Безусловно в формировании режима и культурно – гигиенических навыков важно соблюдение таких принципов, как преемственность, последовательность, постепенность в усложнении требований, предъявляемых ребёнку.
Важным фактором, влияющим на характер поведения ребёнка в процессе адаптации, является личность самого воспитателя. С момента поступления в детское учреждение ответственность за жизнь и здоровье ребёнка несёт воспитатель. Воспитатель должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребёнку, уметь привлечь его, организовать его внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_adaptatsiii.docx | 19.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель детского сада должен глубоко понимать сущность процесса адаптации (привыкания) ребёнка к условиям общественного воспитания. В. А. Сухомлинский писал: «… твёрдо убеждён, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте – умение проникнуть в духовный мир ребёнка» Эти качества души в полной мере должны раскрыться воспитателем при общении к вновь поступившим детям.
Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой? Почему некоторые дети при поступлении в ясли отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие чувствуют себя как «рыба в воде»?
Для того, чтобы управлять процессом адаптации, педагогу необходимо хорошо знать возрастные особенности детей и учитывать их в своей работе. Прежде всего надо помнить, что организм маленького ребёнка характеризуется функциональной незрелостью. Приспособляемость к изменяющимся условиям внешней среды, в частности к температурным колебаниям, несовершенна, вследствие чего малыш подвержен простудным заболеваниям. Поэтому он нуждается в очень бережном отношении, внимательном уходе.
Как правило, только к полутора годам дети приобретают привычку проситься на горшок, а приходящие из семьи не редко не владеют этой привычкой и в более старшем возрасте. Случается, что дети, которые дома приучены к опрятности, в новых условиях временно утрачивают эти умения. Воспитатель должен вовремя сменить мокрую, грязную одежду, иначе она может стать причиной заболевания.
К полутора – двум годам некоторые дети уже могут есть самостоятельно. Однако многие из детей второго третьего года жизни не умеют самостоятельно есть не только жидкую, но и густую пищу. Их надо первое время кормить, постепенно формируя необходимые навыки приёма пищи, опрятности, гигиены.
Чаще и сильнее всего у детей нарушается эмоциональное состояние. У некоторых это выражается бурно – они плачут, кричат. Дети переживают не только разлуку с близкими. Их пугает незнакомая обстановка, пространство, обилие новых предметов, шум.
Помогает нормализовать настроение детей использование следующих приемов:
Совет родителям принести из дома любимую игрушку, с нею дети преимущественно и играют в первые дни;
Если дети захотят оставить при себе какой – то предмет, напоминающий им о доме, например взять в группу шарфик, косынку, не следует запрещать им это;
В первые дни, если это успокаивает детей, можно ограничить их пребывание среди сверстников, разрешить поиграть в спальне, в приёмной, однако воспитатель и няня ни на секунду не выпускает детей из - под наблюдения, успокаивают, отвлекают, утешают, занимают.
Разговаривая с детьми, обращают внимание на то, что делается в группе, за окном, наблюдают за рыбками, но избегают разговоров о доме и маме;
Не настаивать на участии детей в общих подвижных играх, постепенно привлекать к участию в занятиях.
Характерной особенностью детей в первые годы жизни является бурный темп их физического и психического развития. Такой стремительный темп развития накладывает отпечаток и на физическое состояние ребёнка, и на его поведение. При поступлении в детский сад эта особенность возраста должна учитываться дошкольными работниками. Иначе, если условия развития и воспитания ребёнка будут изменены в неблагоприятную сторону, могут произойти задержки в развитии движения, словаря, действия с предметами.
Эмоциональное состояние является показателем испытываемого ребёнком комфорта или дискомфорта. Создавать условия для бодрого, жизнерадостного настроя у детей – одна из главных задач воспитателя. Следует иметь в виду, что маленькие дети эмоционально заражаемы. Плачущий ребёнок может вызвать плач и у остальных. Малыши очень чутко реагировать и на состояние окружающих взрослых. Спокойный, ровный настрой воспитателя благоприятствует созданию хорошего настроения у детей.
В период адаптации детей воспитатели свою работу должны организовать, опираясь на следующие педагогические правила:
- Необходимо учитывать органические потребности ребёнка в еде, питье, туалете, сне. Если ребёнок хочет спать, надо уложить его, не ожидая положенного времени. Если ребёнок отказался от завтрака, необходимо раньше других накормить его обедом.
- Необходимо приучать ребёнка ко всему новому постепенно (в кормлении, умывании, укладывании на сон) В связи с этим воспитателю необходимо знать, какие привычки сложились у ребёнка дома (сосёт соску, засыпает при укачивании) и вести соответствующую работу с родителями. Надо объяснить, что они должны дома перестраивать привычки ребёнка. Однако в первое время надо по мере необходимости сохранять выработанные привычки.
- Единство и постоянство требований со стороны всех лиц, воспитывающих ребёнка. У персонала группы и родителей должна быть твёрдая договорённость о том, что разрешать, а что запрещать ребёнку. Это помогает и ребёнку: при постоянных, единых требованиях взрослых он становится спокойнее, увереннее, быстрее понимает, что значит «нельзя» и что значит «можно»
- Требования, предъявляемые ребёнку, должны быть посильны и выполнимы. Если это правило взрослыми не выдерживается, ребёнок становится непослушным, так как слово перестаёт быть регулятором поведения.
- Необходимо создавать установку у ребёнка на все предстоящие режимные процессы: «Сейчас Машенька будет кушать», «Ванюша будет спать. Вот так. Ложись удобнее. Молодец!» Слова взрослого настраивают ребёнка на предстоящий процесс, в то время, как молчаливое действие обычно пугает его, он не знает, что с ним хотят делать, куда и зачем ведут.
- Все режимные процессы должны проводиться спокойно, без лишней суеты, без причинения ребёнку неприятных ощущений.
- Нельзя заставлять ребёнка длительно ожидать чего – либо. Например, посадив ребёнка за стол, надо сразу подать ему пищу, раздев, сразу предложить лечь в постель.
- Со дня поступления в детский сад важно приучать ребёнка к активному участию в режимных процессах. Всё, что он в состоянии сделать сам, он должен выполнять самостоятельно. Если у ребёнка нет необходимых для его возраста навыков, их необходимо формировать, если навыки временно утрачены, надо помочь восстановить их.
- В формировании культурно – гигиенических навыков сначала надо научить ребёнка определённым действиям, используя для этого показ, совместные действия с ребёнком, неоднократное повторение. («Подставь ручки вот так, лодочкой. Посмотри, как я делаю. А теперь, ты! Молодец!») Когда ребёнок справиться самостоятельно с какими – то действиями, важен контроль со стороны взрослого, напоминание, указание, положительная оценка со стороны взрослого. («А ты, Ванюша , уже умылся? Ты, хорошо вытер лицо и руки?» )
- Безусловно в формировании режима и культурно – гигиенических навыков важно соблюдение таких принципов, как преемственность, последовательность, постепенность в усложнении требований, предъявляемых ребёнку.
Важным фактором, влияющим на характер поведения ребёнка в процессе адаптации, является личность самого воспитателя. С момента поступления в детское учреждение ответственность за жизнь и здоровье ребёнка несёт воспитатель. Воспитатель должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребёнку, уметь привлечь его, организовать его внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ К ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТАЦИОННОЙ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Организация адаптационной группы раннего возраста в ДОУ способствует мягкой безболезненной адаптации ребенка к условиям детского сада. В игровой форме чередуются различные виды детской деятельности, п...
АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Цель: Рассмотреть особенности адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении. Задачи воспитателя: 1. Создать условия, обеспечивающие ребенку фи...
Организация адаптационной группы кратковременного пребывания в детском саду детей раннего возраста.
Содержание. 1. Введение. 1.1. Развитие видов детской деятельности. 1.2. Роль родителей в развитии ребенка раннего возраста в группе «Я и Мама». 2. Пояснительная записка. 2.1. Адаптационная группа крат...
Презентация к занятию (младшая группа) по теме: АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Цель: Рассмотреть особенности адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении. Задачи воспитателя: 1. Создать условия, обеспечивающие ребенку фи...
Консультация для воспитателей ясельной группы "Проблемы адаптации к детскому саду детей раннего возраста"
Что такое адаптация?Адаптация- это привыкание человека к новым обстаятельствам и новой обстановке, в конкретном случае-это привыкания малыша к детскому саду....
Консультация для воспитателей ясельной группы "Проблемы адаптации к детскому саду детей раннего возраста"
Презентация-" Проблемы адаптации к детскому саду детей раннего возроста"...
Консультация для родителей Адаптация к детскому саду детей раннего возраста
Консультация для родителей Адаптация к детскому саду детей раннего возрастаРебенок переступает порог детского сада и в его жизни ребенка наступает первый сложный период – период адаптации. ...