Музыкальные игры для дошкольников
статья на тему
Развиваем детей через музыкальные игры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Музыкальные игры для дошкольников | 68.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Авагян Бела Кароевна, музыкальный руководитель
ГБДОУ детский сад №13 компенсирующего вида
Кировского района Санкт-Петербурга
Музыкальные игры для дошкольников
Дорогие коллеги, музыкальное воспитание — уникальное средство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка, ибо музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов.
Интеллектуальное развитие дошкольников происходит во всех видах музыкальной деятельности. Но самым любимым видом деятельности ребёнка является игра.
Игра — оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей.
В условиях музыкальной деятельности игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.
Выделены три группы музыкальных игр, влияющих на интеллектуальное развитие дошкольника:
- Игры на развитие внимания: развивают свойства внимания: наблюдательность, длительность, устойчивость, переключение, распределение, быстроту двигательной реакции.
- Игры на развитие памяти: осуществляют развитие разных видов памяти: зрительную, двигательную, образно-слуховую, музыкальную; формируют процессы запоминания, сохранения информации и удержания в памяти, воспроизведения в памяти.
- Игры на развитие мышления: содействуют развитию умственных действий – сравнения, сопоставления, обобщения, анализа и синтеза.
Игры на развитие памяти
Память развивается, как и сам ребенок, под влиянием общения и совместной деятельности со взрослым. Без участия памяти ребенок не может ни играть, ни разговаривать, ни взаимодействовать с предметами.
Исследования психолога 3. Богуславской показали, что дети со слабой памятью — это чаще всего дети, которым взрослые не уделяли нужного внимания. Также страдает память в значительной мере у детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Их память отличается качественным своеобразием: ограничен объем памяти, снижена прочность запоминания, характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации.
Важнейшим условием для развития памяти являются специальные усилия ребенка — что-то запомнить для того, чтобы потом припомнить. Формирование у детей готовности к таким умственным усилиям развивает способность к целенаправленному, намеренному запоминанию.
Процесс запоминания эффективно протекает в том случае, если в создании образа участвуют двигательные и эмоциональные ощущения, если взрослые помогают детям овладеть средствами и рациональными приемами запоминания, чтобы удержать в памяти информацию и воспроизвести ее в нужный момент.
Игры на развитие внимания
Внимание является необходимым условием любой деятельности: учебной, игровой, познавательной. Внимание одна из важнейших функций, обеспечивающих успешность процесса развития, воспитания, обучения.В старшем дошкольном возрасте внимание у ребенка начинает контролироваться внутренними логическими процессами.
Внимание детей дошкольного возраста, имеющих проблемы в развитии, очень слабо, в результате чего ребенок не может сосредоточенно слушать задание, часто слышит только его начало или конец. Неорганизованность этих детей, их повышенная импульсивность и неусидчивость являются следствием неумения управлять своим вниманием.
Расстройства внимания проявляются у детей и в двигательной расторможенности (гиперактивности), а также импульсивности поведения. Моторная активность бывает бесцельной и не соответствует требованиям конкретной обстановки. У детей с СДВ (синдром дефицита внимания) нарушения в двигательной сфере выражаются дискоординацией движений, неразвитым зрительным восприятием, изменением речевого развития, несформированностью мелкой моторики и праксиса (способности осуществлять целенаправленно дыхание и действия).
Такие дети отвлекаются на любые раздражители, не могут долго сосредоточиться на определенной деятельности и самостоятельно выполнить задание до конца. У них постоянно возникают проблемы в общении со сверстниками, часто не устанавливаются с ними дружеские отношения. Все это приводит к конфликтам, и ребенок становится нежеланным и отвергается в коллективе.
Специально разработанные игры помогут развить у детей свойства внимания, т.к. главными условиями игры являются сосредоточенность слухового внимания и активизация слуховых ощущений. Согласованность текста с музыкой, движением способствуют координации функциональных систем, участвующих в точной передаче и воспроизведении музыкального образа посредством, средств двигательной активности.
Игры на развитие мышления
Мышление у ребенка развивается постепенно: к концу раннего детства, с 3—4 лет, происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. К 5—6 годам развивается словесно-логическое мышление.
Со стороны взрослых детям оказывается помощь в формировании умений различать, сравнивать, обобщать. Такая работа способствует созданию новых понятий, развивает речь, творческие способности.
В играх на развитие мышления развиваются интеллектуальные умения, необходимые в будущем для успешной учебной деятельности. Среди них выделяется восприятие устной речи — слушание. Слушание неотделимо от понимания и осмысления услышанного. В этом процессе выделяются разные уровни — сенсорный, смысловой, понятийный. Ребенок живет в мире самых разных звуков — природы, окружающего мира, музыки.
Музыкальная деятельность развивает механизм слухового внимания: помогает ребенку вслушиваться в музыкальную речь, сопоставлять и сравнивать музыкальные образы с явлениями окружающей жизни. Целенаправленное взаимодействие голоса, мимики, жестов, движений, поз, предметных действий в передаче музыкальных образов игры способствуют развитию интеллектуальных способностей.
Игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет)
Игры на развития внимания
«За подснежниками»
Цель. Развивать сосредоточенность внимания, быстроту реакции на речевой (звуковой) сигнал, фонематический слух.
Ход игры. Перед игрой дети повторяют слова и запоминают установку на выполнение действий.
За подснежниками в лес
Мы сейчас пойдем.
Как кукушечку услышим —
Подснежник мы сорвем.
Под спокойную музыку напевного характера русской народной песни «Я пойду ли, молоденька» дети гуляют свободно по залу.
Услышав сигнал «Ку-ку!» — наклоняются, чтоб сорвать подснежник.
Сигнал может быть неожиданным для активизации слухового восприятия и ритмичным для развития ощущения фразировки, метроритма. В дальнейшей работе речевой сигнал может заменяться звуковым — ударом в бубен, треугольник, барабан.
«Спор гуся и утёнка»
Цель. Развивать тембровый слух, выразительность интонации.
Ход игры. Водящий с закрытыми глазами стоит в центре круга.
На мотив русской народной песни «Как у наших у ворот», дети, взявшись за руки, двигаются по кругу.
Два выбранных ребенка — «гусь» и «утенок» — идут в противодвижении, выполняя движения в соответствии с текстом.
Гусь с утенком к речке шли, белый камешек нашли,
Стали спорить и кричать, кому из них его бы взять.
– Га, га!
– Кря, кря!
Звукоподражания поются одновременно. Дети останавливаются, водящий должен назвать имена детей, изображающих гуся и утенка.
«Часы»
Цель. Развивать распределение внимания, ощущение метроритма.
Ход игры. Дети стоят в кругу и в умеренном темпе проговаривают текст, выделяя хлопками ударные слоги.
Вот часы идут — «Тик-так».
Вот часы бегут — «Тик-так».
Будем дружно мы играть
И часы изображать.
Под размеренную музыку дети последовательно друг за другом хлопают в ладоши и произносят слова: первый — «Тик!», второй — «Так!».
Слог, звук, хлопок соответствуют метрической доле.
Игра продолжается до тех пор, пока все дети не изобразят тиканье часов.
Игры на развитие памяти
«Бабочки»
Цель. Развивать зрительную, слуховую память, учить запоминать последовательность выполнения действий в задании.
Оборудование. Бумажные цветы красного, синего, белого, желтого цвета.
Ход игры. Перед игрой детям дается установка на запоминание выполнения последовательных действий.
Под музыку вальса В. Беккер «Лесная сказка» дети изображают летящих бабочек.
В конце первого предложения «бабочки» садятся на красный цветок, в конце второго — на желтый, в конце третьего — на синий, четвертого — на белый.
Игра повторяется несколько раз.
Для активизации зрительного внимания последовательность действий изменяется.
«Прыг, прыг, скок»
Цель. Развивать ритмическую память, метрическое чувство.
Ход игры. Ребенок, выбранный зайчиком, сидит в кругу.
Дети, взявшись за руки, спокойным шагом с песней идут по кругу на 1-е и 2-е предложения. На третье — они останавливаются и хлопают в ладоши на акценты, на которые «зайчик» прыгает с продвижением вперед.
До кого «зайчик» допрыгнет, тот становится на его место в центр круга.
Игра продолжается.
Что ты, заинька, сидишь?
Что ты, заинька, молчишь?
Раз прыжок, два прыжок!
Прыг, прыг, скок.
Нотное приложение: чешская нар. песня обр. Г.Анисимовой
«Кто пришёл в гости?»
Цель. Развивать тембровый слух, слуховую память.
Ход игры. Дети стоят свободно у стены и, двигаясь к противоположной, поют попевку на мотив песни Г. Эрнестакса «Паровоз».
У зайчонка
День рожденья,
Получил он поздравления.
Кто пришел, отгадай?
Вова, быстро называй.
Повернувшись спиной к играющим, стоит водящий.
Он называет детей по именам, узнавая их по голосу.
Первый ребенок изображает низким голосом медведя — произносит звук [Р].
Второй — подражает волку средним голосом — звук [У].
Третий имитирует высоким голосом жука — звук [Ж)
При повторении игры роли персонажей и водящего меняются.
Каждый из играющих может изобразить любое насекомое, животное, птицу.
Игры на развитие мышления
«За малиной»
Цель. Развивать наглядно-образное мышление, учить изменять характер движений в зависимости от игровой ситуации.
Ход игры. Дети изображают медвежат в различных игровых ситуациях, выполняя плясовые, маховые, имитирующие движения.
Слова. Движения.
Медвежата в лес спешили Двигаться дробным шагом в подвижном темпе друг за другом.
И друг друга торопили,
По тропинке дружно шли
И малинник там нашли.
Стали ветки опускать, Поднимать и опускать руки.
Стали ягоды срывать.
Все кругом они собрали, Сесть на пол.
На поляне отдыхали.
Только собрались домой, Встать.
Как летит пчелиный рой. Смотрят вверх из-под ладошки.
Чтобы пчелы не кусали, Отмахиваются.
Быстро к речке побежали. Убегают и прячутся — приседают
Нотное приложение: Г.Анисимовой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Музыкальные игры для дошкольников"
Пособие для музыкальных руководителей.Игры с песнями , развивающие музыкальные и творческие способности детей....
Музыкальные игры для дошкольников в семье
Игра — основной способ обучения и воспитания дошкольников. Это не преувеличение. Игра — планета, на которой обитает ребёнок. Особенно ребёнок дошкольного возраста....
Музыкальные игры для дошкольников
Используя музыкальные игры в повседневной жизни ребёнка - развиваем его музыкальные способности, творчество, фантазию....
Музыкальные игры для дошкольников с использованием материала по ознакомлению с железной дорогой
Роль музыкальных игр в воспитании и обучении дошкольников очень важна. Они способствуют воспитанию у детей адекватного отношения к окружающему при условии доступности их детскому пониманию...
"Музыкальные игры для дошкольников"
Музыкальные игры способствуют быстрому запоминанию изученного материала, интенсивности изучения, раскрепощению детей. Избавлению от комплексов.С помощью игры дети легче воспринимают данный материал, о...
Статья "Музыкальные игры для дошкольников"
Музыкальное воспитание в детском саду является неотъемлемым элементом в формировании полноценной личности и направлено на развитие музыкальных и творческих способностей детей. Грамотный и творческий п...
Музыкальные игры для дошкольников
Изготовление и содержание музыкально-дидактических игр....