Музыкальные игры для дошкольников в семье
материал (подготовительная группа)

Григорьева Татьяна Семеновна

Игра — основной способ обучения и воспитания дошкольников. Это не преувеличение. Игра — планета, на которой обитает ребёнок. Особенно ребёнок дошкольного возраста. Это воздух, которым он дышит. Его способ познания мира. Именно игра — главный способ обучения и воспитания дошкольника. Чему угодно: спорту, живописи, музыке, практически любые задачи, возникающие в процессе музыкального воспитания дошкольников (в том числе в семье), можно и нужно решать с помощью игры.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnye_igry_dlya_doshkolnikov.docx220.24 КБ
Файл Сценарий праздника25.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Игра — основной способ обучения и воспитания дошкольников. Это не преувеличение. Игра — планета, на которой обитает ребёнок. Особенно ребёнок дошкольного возраста. Это воздух, которым он дышит. Его способ познания мира. Именно игра — главный способ обучения и воспитания дошкольника. Чему угодно: спорту, живописи, музыке, практически любые задачи, возникающие в процессе музыкального воспитания дошкольников (в том числе в семье), можно и нужно решать с помощью игры.
              О каких, собственно, задачах идёт речь? Перечислим не в порядке важности, а вполне произвольно.
- Привить любовь к хорошей музыке. Как серьёзной, так и лёгкой.
- Развить музыкальный вкус. Что важно, так как музыка может оказывать на ребёнка как положительное, так и отрицательное воздействие.
- Научить игре на том или ином музыкальном инструменте (в том числе детском).
- Развить творческие способности.
- Научить двигаться под музыку.
- Развить эмоциональную культуру, эмоциональную восприимчивость.
Есть, конечно, и другие, но эти задачи главные. Которые, по нашему убеждению, могут решать не только учителя, но и папы и мамы. В том числе те, которые не играют ни на каком музыкальном инструменте и даже не знают нот. Впрочем, и тому и другому не поздно научиться в любом возрасте.  
                                  «Какой инструмент звучал?»
      Перед ребёнком два инструмента. Предположим, бубен и барабан. Попросите малыша отвернуться и постучите по одному из инструментов. Если малыш угадает, по какому инструменту вы стучали, то получает ваше одобрение и аплодисменты.
Постепенно количество инструментов (речь идёт о детских музыкальных инструментах) как мелодичных, так и ударных можно увеличить.
Игра развивает тонкость слуха, учит узнавать различные тембры.
Время от времени меняйтесь ролями: ребёнок спрашивает — вы отвечаете.

                                    «Танцуй так же, как я»
      Под танцевальную музыку вы делаете самые простые движения и просите ребенка, точно их повторить. Маленькие дети вообще любят подражать. Игровой момент усиливается, если вы заранее объявляете, кто танцует. Например, Баба-Яга, Золушка, или другой сказочный персонаж или зверь. Ребёнок становится старше, и круг танцующих персонажей всё более расширяется. Особенно азартный характер приобретает игра, если в ней участвует двое или более детей. Тогда вы (или дети) сами оцениваете, кто станцевал лучше, и кто становится "заказчиком". Игра помогает развитию координации движений под музыку, развивает фантазию, воображение. 

                                       «Узнай песенку»
      Вы играете, напеваете или насвистываете известную песенку ребёнку. Он должен угадать, какая это песенка. В случае правильно ответа — одобрение и аплодисменты. Игры, в которых победитель зарабатывает очки или баллы, начнутся чуть позже.
                                       

                                     «Слушаем тишину»
      У детей повышена эмоциональность, и они всё делают громко: не говорят, а кричат, если радуются, то визжат от восторга, если огорчаются — рыдают навзрыд. Это нормально. Они иначе не могут. За это их нельзя ругать. Но иногда предложите им присесть, остановиться, замереть и послушать... тишину. Которую они не слышат. Не умеют слышать. Это можно сделать и дома, но лучше где-нибудь на природе. В поле, в лесу, в парке, около реки. Или просто на улице или во дворе. Итак, условия игры.
— Тише, — говорите вы. — Ещё тише. Совсем тихо. Давай сыграем — кто лучше услышит тишину и назовёт больше звуков. Говорим по очереди.
— Вот машина прошла. Вот птичка пропела. Гудок поезда. Чей-то разговор. Деревья прошелестели ветками.
Ребёнок вслушивается в тишину, в окружающие звуки. Начинает понимать, что среди этих звуков есть и такие красивые и завораживающие, как пение птиц, шум леса, реки или моря. Кстати, тишина, пауза — вполне музыкальная категория. Выдержать точно паузу (ещё мгновение и она оборвётся) — большое искусство. Как в музыке, так и в жизни...
За каждый названный источник звука фишка продвигается вперёд. Побеждает тот, кто назвал большее количество таких источников.
                                        

                                     «Рассказ-игра»
      Любой из рассказов (например, о музыкальных инструментах) можно построить в виде игры. Для этого перед началом игры положите на стол уже приготовленную нами кружки с фишками и скажите малышу:
— Сейчас расскажу тебе сказку о Барабане и Скрипке. Это игра. После рассказа я задам несколько вопросов. Если будешь слушать внимательно, то легко на них ответишь. В случае правильного ответа фишку двигаешь ты, неправильного — я. Победит тот, кто продвинется на большее количество кружков. После такого предупреждения ребёнок слушает рассказ с особым интересом и вниманием. Игра — это святое. Естественно, что рассказ должен быть коротким и, по возможности, занимательным. Вот, например, придуманная нами...
                           

                        «Сказка о Барабане и Скрипке»
      В одном царстве жил Барабан. В этом музыкальном царстве жили самые разные музыкальные инструменты: скрипки, фортепиано, аккордеоны. Но Барабан был одним из самых известных и любимых. Потому что его язык понимали все. Потому что он будил весь город по утрам своей звонкой и чёткой песенкой: Встало солнце утром рано,
                                 Слышен голос Барабана,
                                 Тра-та-та-та-та-та-та-та,
                                 Открывайте ворота.
Город просыпался, и все говорили: "Как хорошо, что у нас в городе живёт Барабан. Иначе мы могли бы опоздать на работу". Когда Барабан подрос, король этого царства — Рояль взял его на работу. Часовым. Теперь Барабан не только всех будил по утрам, но и охранял королевский дворец. А во время парада солдаты маршировали под его музыку. В этом же царстве у короля была дочь — Скрипка. Как только Барабан увидел Скрипку, так сразу полюбил её. Когда Скрипка проезжала в карете мимо ворот, которые он охранял, Барабан приветствовал её своим стуком. Принцессе Барабан тоже нравился. Однажды она подошла к нему и пропела на самой высокой из своих четырёх струн-"ми".
               До, ре, ми, фа, соль, ля, завтра бал у короля.
               Приходи, ми, фа, соль, ля, ждать тебя там буду я!
Барабан надел новый кожаный мундир и пришёл на бал. Когда начались танцы, Скрипка заиграла весёлую музыку на всех своих четырёх струнах, а Барабан ей подыгрывал. Потом заиграли другие инструменты, а они танцевали вместе вальс и ещё больше друг другу понравились. Барабан предложил Скрипке стать его женой. Она согласилась. На свадьбе король Рояль на радостях сыграл "Свадебный марш" Мендельсона. Это была очень весёлая свадьба. Неплохо, если после заключительных слов сказки вы включите эту популярную музыку Мендельсона.
А теперь вопросы ребёнку. Например, такие:
Что солдаты делали, когда играл Барабан?
Почему жители города любили Барабан?
Сколько струн у Скрипки?
Как называется самая высокая струна?
Какой танец играли Скрипка и Барабан на балу?
Как называется музыка, которая прозвучала после свадьбы? И т.д. и т.п.
Разумеется, вопросы могут быть другими. Как, впрочем, и сказка, которую вы, возможно, сочините лучше нас. Напоминаем, что ответивший на вопрос правильно, продвигает фишку вперёд. Благодаря подобным сказкам-играм ребёнок не только больше узнает о музыкальных инструментах, композиторах, музыкантах, но и разовьёт такое важное качество — умение сосредотачиваться. Вспомните, как мы в общеобразовательной школе на уроках пения из года в год без особого успеха учили ноты. Ребёнок же может выучить ноты в 3-4 года, что называется, играючи.
                                        

                                            «Учим ноты»
      Нарисуйте на листе бумаге пять линеечек и отчётливо цветным фломастером напишите три ноты: до, ре, ми. На первой добавочной линейке — до. Под первой линейкой — ре. На первой — ми. Положите лист на видном месте. Объясните малышу, как называются ноты. И можно, подготовив всё те же кружки с фишками, приступать к игре.
Вы спрашиваете ребенка, какая это нота, показывая поочерёдно на до, ре и ми. Условия игры не меняются: в случае правильного ответа фишку двигает ребёнок. В случае неправильного — вы. Постепенно увеличиваем количество нот до одной октавы.
                                       

                                        «Играем по нотам»
      Показываем дочке или сыну на детском музыкальном инструменте, лучше клавишном, или на обычном пианино, где играются ноты первой октавы. Условия игры несколько усложняются. Вы просите ребёнка сыграть ту или иную ноту. И опять-таки двигаете фишки, создавая игровую ситуацию. Так в течение одной-двух недель вы научите ребёнка играть по нотам. Следующий этап той же игры — исполнение по нотам песенок. Напишите крупно и отчётливо ноты простой, известной ребёнку песенки в пределах первой октавы и предложите сыграть её. Или положите перед ним уже напечатанные ноты, которые продаются в каждом нотном магазине, заклеив название песни в случае, если ребёнок уже умеет читать. Объясните условия игры: сыграй и определи, какая песенка здесь написана. Что делать в случае правильного или неправильного ответа ребёнка, вы уже знаете. У многих детей игра знакомых песен скоро становится любимым занятием.
                                         

                                         «Угадай клавишу»
      Попросите ребёнка отвернуться и нажмите одну из 3-х клавиш: до, ре, ми. Задача малыша нажать на эти клавиши и найти ту, которую вы ему предлагали. Важно также, чтобы ребёнок сказал, какая это нота. Игра помогает развитию абсолютного слуха. То есть слуха, когда малыш любой звук (не только музыкальный) слышит сразу в нотах. Постепенно количество нажимаемых нот можно увеличивать, включая не только белые, но и чёрные клавиши. Добавим, что абсолютный слух помогает в обучении игре на музыкальных инструментах. Особенно на струнных.
                                

                                    «Кто первый запоёт»
      Это игра для двух и более участников. Вы играете или напеваете мелодию известной песни. Кто из детей или взрослых, принимающих участие в игре, первый узнает песню и запоет ее?
                                     

                                   «Простучи ритм»
      Вы стучите на бубне или хлопаете в ладоши ритм известной песни. Попросите ребёнка угадать песню. Теперь меняетесь ролями. Ребёнок стучит, а вы угадываете.
                           

                             «Послание африканскому племени»
      Вы стучите на барабане определённый ритм-послание соседнему африканскому племени. Сообщаете ребёнку содержание послания. А лучше, если он придумает послание сам. Например, "на улице хорошая погода", "у меня скоро день рождения" и т.д. Ребенок должен точно повторить ритм. В этой игре также возможна смена ролей: ребёнок стучит послание — вы повторяете. Такого рода игры развивают не только ритмические способности, но и фантазию ребёнка.
                             

                                     «Кто лучше имитирует?»
      Кто лучше имитирует, изображая под весёлую музыку игру в мяч, в снежки, фигурное катание и т.п.

                    

                                «Придумай танцевальные  движения»
      Кто больше придумает движений под различные танцы: цыганочку, польку, русский перепляс, быстрый современный танец и т.д.
                        

                                «Танцевальная игра "Воробышек"
      Если у вас семейный праздник, пришли в гости дети, то в эту игру они сыграют с особенным удовольствием. Все встают в круг,  в центре"воробышек". Участники двигаются по кругу и напевают на произвольный мотив:
Покажи, покажи, воробышек,
Как девицы ходят. (
Воробышек показывает, и все повторяют его движения) Покажи, покажи, воробышек,
Как молодцы ходят.
 (Воробышек снова показывает)
В течение игры водящему могут предложить изобразить походку не только зверей, героев мультфильмов и т.д., но и папы, мамы, бабушки, других близких и знакомых.
Музыкальные игры, связанные с движением, не только приносят детям и взрослым радость и хорошее настроение, но и улучшают координацию, развивают фантазию, воображение. Выбирать лучшего среди танцующих может как взрослый, так и другие дети.
                                 

                            «Спеть высокую или низкую ноту»
      Иногда для этой цели кукла становится реальным помощником. У малыша не получается петь высокие нотки? Возьмите куклу-мышку и попросите малыша спеть также тоненько, как поёт-пищит этот зверёк. И произойдёт чудо — ребёнок неожиданно запоёт тоненьким голосом. Низкую ноту поможет спеть кукла-медведь.
                                     

                                          «Учим слова песни»
      В этом непростом деле тоже смогут помочь игры с куклами. Предположим, вы учите с пятилетней Олей слова песни про Чебурашку и чувствуете, что дочке скучно. Она не может сосредоточиться, рассеяно смотрит по сторонам.
— Давай, Оленька, сыграем,- предлагаете вы. — Ты будешь учительница, а куклы — ученики. Разучи с куклами слова песни.
Глаза девочки загорелись. Игра — это совсем другое дело. Оля рассаживает кукол на диване и повторяет для них слова вслед за вами. Потом проверяет, как куклы слова выучили, произнося слова их голосами. Сначала голосом куклы-мышки. Потом самого Чебурашки. Потом Барби или Робота. Песня выучивается легко и быстро. Игра с куклами может помочь и при обучении игре на том или ином музыкальном инструменте.

                                                                 



Предварительный просмотр:

«Вот и стали мы на год взрослей»

Сценарий праздника для старшего дошкольного возраста

Ведущая: Здравствуйте, взрослые! Здравствуйте, дети!

Очень мы рады сегодняшней встрече!

Учиться спешит самый разный народ.

По Родине нашей День знаний идёт.

Поздравляем всех с праздником!

Проводится игра-приветствие:

Ведущая:        Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему…

Дети: Привет!

Ведущая:        С улыбкой солнце дарит свет, мы говорим ему…

Дети: Привет!

Ведущая: При встрече через много лет мы говорим друзьям…

Дети: Привет!

Ведущая: Давайте дружно все в ответ друг другу скажем мы…

Дети: Привет!

Ведущая: Вся страна ждала не зря, это утро сентября.

Пети, Саши, Вовочки причесали чёлочки,

Вали, Кати, Леночки выгладили ленточки.

Белобрысых, чёрных, рыжих миллионы малышей,

Взяли в руки тонны книжек и вагон карандашей!

Дети:

  1. В школу все идут с цветами, прозвенит в стране звонок.

И ребята прочитают миллионы новых слов.

В первый класс нам рановато, но растем мы, как маслята

Нам лениться не годится, мы научимся учиться!

  1. Я с утра иду веселый, солнце улыбается,
    Потому, что день хороший, праздник отмечается.

3. Папа, бабушка, сестренка, провожают в детский сад,
И тихонько в назиданье, все твердят мне, все твердят!
Не ленись и не дерись,
Слушай все внимательно, делай все старательно!

4. Вот пришел я, здесь друзья, вместе мы - одна семья!
   Принимай любимый сад неугомонных дошколят!

5.  Наш детский сад уютный  каждому знаком,
   Льется громко музыка из его окон!
   Льется музыка рекою чистою, красивою,
   И растут ребята в нем умные, счастливые!

Ведущая:        В детстве солнце ярко светит, смех звенит и там, и тут.

                  Это дети всей планеты песню звонкую поют!

Песня «Детский сад»

Ведущий: Замечательно! Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие на поезде в страну «Игралочка», где вы зарядитесь хорошим настроением на весь учебный год. Вы согласны? (ответ детей)

Итак, в путь! (Звучит музыка «Паровозик из Ромашково», дети, сидя на стульчиках, имитируют езду в поезде)

 (В зал врывается Незнайка, с рюкзаком)

Незнайка: Стойте, стойте, подождите, вы забыли меня!!!

Ведущий: Это еще кто? Незнайка?!

Нез: Я так спешил, бежал-бежал, еле-еле вас догнал!

Вед: Ты хочешь в страну Игралочка?

Нез: Ну да! Именно в страну Игралочка мне и нужно! А не в какую- то там страну Знаний!

Вед: Так тебе знания не нужны?

Нез: Какие еще знания? Я и так все знаю!

Вед: Эх, Незнайка-Незнайка! А мы с ребятами хотим, и играть, и знания получать! А вот ты так и останешься, Не-знай-кой!

(Незнайка начинает реветь)

Вед: Ладно, успокойся! Так и быть, приглашаем и тебя! Видишь, какие наши ребята добрые и отзывчивые! Итак, наш поезд отправляется, поехали!

(Снова стучат ногами, «едут») Ну, вот мы и приехали!  

Приглашаю всех ребят и Незнайку на веселый танец! Вставайте в круг!

Танец «Разноцветная игра»

Вед: Незнайка, интересно, что это у тебя в рюкзачке?

Нез: Как что?! Мои любимые игрушки!

(вываливает все на пол, мелкие игрушки и порванная книжка)

Вед: Ай-я-я! (Берет в руки книгу) Ребята, посмотрите, разве так можно обращаться с книгами? Книги – источник знаний и взрослых, и детей!

Ведь даже маленький малыш любит рассматривать картинки в книгах, он и сам не знает, что уже получает свои первые знания!

Ребята, давайте вместе вспомним, как нужно обращаться с книгами, чтобы после нас, их могли читать другие дети. (Ответы ведущий обобщает.) 

1. Не рвать, не мять.

2. Бережно, аккуратно.

3. Осторожно переворачивать страницы.

4. Не рисовать в книгах.

5. Вовремя «лечить» – заклеивать.

6. Вытирать пыль.

7. Убирать на полку.

Нез: Простите меня, я больше не буду так делать! 

Вед: А вот у меня есть книга сказок! (Показывает) А вы любите сказки? Поднимите руку, у кого есть свои любимые сказки и книги! Как приятно, что в нашем детском саду все ребята дружат с книгами. Сейчас мы проверим, хорошо ли вы их знаете, а заодно и поиграем. Игра называется

«Кто больше назовет сказок» (по очереди, поднимая руку)

Нез: (Горделиво) А я, вот например, умею сочинять стихи!

Вед: Это же здорово! Почитай нам, просим тебя!

Нез: Слушайте!

Целый день в зеленой коже, целый день все «квак» да «квак»,

Но скрывается под кожей всех мудрей, и всех пригожей

Кто? ….Царевна Шапокляк!

Вед: Да что ты, Незнайка? Ребята, исправьте ошибку. (Ответы.) Незнайка, ну и странные стихи у тебя! Ну что же, какие есть, продолжай.

Нез: Плюшек я тебе припас, прилети ко мне хоть раз,

Мастер всяческих проказ, лучший в мире Карабас!

Вед: Ну и насмешил, Карабас! Ребята, это правильно? (Ответы.) 

Нез: Где ваше платье бальное? Где туфелька хрустальная?

Простите, я спешила…Меня зовут Страшила!

Вед: Ну, Незнайка, это уж слишком! Попробуй еще раз, только не волнуйся!

Нез: В стареньком домике на подоконнике

Стоял горшок, а в горшке – цветок,

На цветке – бутон, а в бутоне том жила-была крошка Бабка-Ежка!

Вед: Ой, Незнайка, это уж слишком! Ребята, кто был в цветке? (Ответы.) Незнайка, ты не волнуйся, попробуй, у тебя обязательно получится.

Нез: Лечит в Африке зверей добрый доктор Бармалей!

Вед: Незнайка, ты что-то напутал здесь.

Ребята, а кто же на самом деле лечит зверей? (Ответы.)

Вед: Беда, да и только – стихи все наоборот, хоть и складные! Все равно, спасибо тебе, Незнайка, ты нас развеселил!

Бармалей: (неожиданно появляется) Что?! Это кто еще обо мне здесь стишки нескладушки сочиняет? (смотрит на детей) А?!! (Незнайка начинает прятаться за ведущую). Ах ты, негодный мальчишка! (Под музыку Незнайка убегает, Бармалей бегает за ним, падает смешно на пол)

Вед: Прекратите, Бармалей! Как вам не стыдно! Ведь у нас же праздник!

(Бармалей останавливается)

Барм: Праздник, говорите? Ладно, так и быть! Но если этот мальчишка еще раз сочинит про меня небылицу, тогда ух, держись!

Вед: Помиритесь, и больше никогда не ссорьтесь! Дружба – это самое лучшее лекарство от всех обид! Ребята, вставайте парами, приглашаю танцевать!

Танец «Вальс друзей»

Нез: Не хочу быть поэтом, буду художником!

Вед: Хорошо! Давайте тогда вместе рисовать!

Аттракцион «Чья команда быстрее нарисует веселую рожицу»

2 команды по 4 человека; 2 мольберта. 1-е дети обеих команд бегут, рисуют лицо, 2-е – глаза, 3-е – нос, 4-е – рот. Чтобы облегчить выполнение задания, ведущий каждый раз называет, что детям рисовать, пока они бегут. Незнайка и Бармалей рисуют отдельно, на их рисунке получается все наоборот.

Вед: (показывает рисунок). Ну, посмотрите, гости дорогие, опять вы все перепутали!

Барм: Ну, подумаешь, перепутали! (Разглядывает детей) Дети у вас какие-то щупленькие, наверное, и бегать то не умеют!

Вед: А давайте соревноваться! Внимание, внимание, начинаем соревнование!

Игры: «Кенгуру» - на мячах,  танцевальный конкурс с цветком на голове; «Передай бубен» (два бубна передают в противоположные стороны, с бубном танцуют);  «Ухо, ноги, нос»

Танец общий в кругу

Вед: Дорогие ребята! Стали на год вы взрослее и умнее, и сильнее.

В страну знаний вы пришли, здесь пообещать должны:

Быть всегда послушными!

Дети: Клянёмся!

Вед: Весёлыми, нескучными!

Дети: Клянёмся!

Ведущая: Маме с папой помогать!

Дети: Клянёмся!

Ведущая: Малышей не обижать!

Дети: Клянёмся!

Ведущая: Быть во всём прилежными!

Дети: Клянёмся!

Вед: Всегда быть в дружбе верными!  

Дети: Клянёмся!

Незнайка: Спасибо, ребятки! Я у вас побывал,

Очень многое узнал.

Вед: Друзья, мы говорим вам «до свиданья»,

До новых встреч, до скорых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Музыкальные игры для дошкольников"

Пособие для музыкальных руководителей.Игры с песнями , развивающие музыкальные и творческие способности детей....

Музыкальные игры для дошкольников

Используя музыкальные игры в повседневной жизни ребёнка - развиваем его музыкальные способности, творчество, фантазию....

Музыкальные игры для дошкольников с использованием материала по ознакомлению с железной дорогой

Роль музыкальных игр в воспитании и обучении дошкольников очень важна. Они способствуют воспитанию у детей адекватного отношения к окружающему при условии доступности их детскому  пониманию...

Музыкальные игры для дошкольников в семье

Уважаемые родители, для вас мы рекомендуем игры, которые вы можете использовать в совместной музыкальной деятельности со своими детьми  у себя дома....

Консультация «Развитие музыкальных способностей ребенка-дошкольника в семье»

Консультация «Развитие музыкальных способностей ребенка-дошкольника в семье»...

Музыкальные игры с ребёнком в семье

Игры, в которые родители могут поиграть с детьми дома самостоятельно....

Картотека музыкальных игр для дошкольников в семье.

Уважаемые родители, для вас я рекомендую игры, которые вы можете использовать в совместной музыкальной деятельности со своими детьми  у себя дома....